ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования временной компетентности будущих педагогов на этапе обучения в вузе, как важнейшей характеристики самоорганизации личности, ее способности планировать профессиональную и личностную самореализацию. Выявляется психологический смысл понятий «временная организация» и «временная компетентность» будущих педагогов, основные характеристики, субъективные и объективные факторы, влияющие на эффективность процесса их становления.

Ключевые слова: временная организация личности, временная компетентность, временная перспектива, условия формирования временной компетентности у студентов вуза, виды временной перспективы.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современные реалии социальной ситуации в России остро ставят проблему подготовки не просто учителя-предметника, транслирующего знания и формирующего умения, а подготовки личности, способной организовывать целенаправленное управление психическим развитием своих учеников, а также стремящейся к собственной эффективной профессиональной и личностной самореализации. На решение указанных задач направлена модернизация педагогического образования, основанная на идеях активизации субъектного начала будущего учителя (Петровский В.А., 1996; Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995; Волкова Е.Н., 1998 и др.), личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В., 1997; Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1999; Сериков В.В., 1998; Сергеев Н.К., 1997), компетентностного подхода (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005 и др.) [3; 4; 8; 9; 10; 11; 12].

В контексте реализации компетентностного подхода смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности. Целью образования провозглашается формирование общекультурных, профессиональных компетенций и социально значимых качеств студента, способного «к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации» (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005). При этом под профессиональной компетенцией подразумевают «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [5, с. 24]. Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющей действовать конструктивно в изменяющихся условиях социальной и профессиональной среды. Следует иметь в виду, что профессиональная компетентность учителя подразумевает как личностный аспект, так и аспект профессиональной готовности к требуемому качеству исполнения своих обязанностей. Временная компетентность является важнейшим структурным компонентом, как в системе профессиональных компетенций учителя, так и его личностных компетенций. Значимость времени, его планирования и учета в каждодневной педагогической реальности определяется необходимостью обозначать ценностный смысл возникающих в жизни педагогических задач и событий, проектировать свое будущее и будущее своих учеников, уметь расставлять приоритеты в настоящем и осознавать свое прошлое, как личностно значимый опыт для приложения субъективной активности.

Несмотря на высокую значимость временной организации личности в профессиональной деятельности педагога, данная черта не прописана в перечне общекультурных и профессиональных компетенций. Указанное обстоятельство определило постановку цели данной статьи – обосновать необходимость включения временной компетентности в перечень важнейших компетенций будущего педагога.

Временной компонент имплицитно присутствует во всех без исключения личностных и поведенческих характеристиках человека. Это связано с тем, что формирование самой психики, ее сознания и подсознания, происходит во времени. Понятие «временная компетентность» было введено в оборот психологической науки учеником А. Маслоу Эвереттом Шостромом (Schostrom E., 1963), которую он рассматривал как особый механизм саморегуляции, личностную черту, которая будет определяться высоким уровнем самосознания, развитием критической рефлексии и ориентацией на планирование целей будущего. Временная компетентность предполагает наличие у человека сформированных представлений о своем прошлом и будущем, существующих в каждом моменте настоящего, т.е. во временной перспективе личности (англ. temporal perspective) – термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом.

Временная перспектива – это темпоральная характеристика его жизненного мира, степень его глубины и развернутости. При отсутствии временной перспективы пространство жизненного мира превращается в «психологическое поле», а поведение становится «полевым» (например, у маленьких детей, лобных больных, умственно отсталых; иногда у нормальных людей, особенно в ситуациях мотивационной неопределенности). Отражение в сознании человека многообразия жизненных событий, имевших место в прошлом, или планируемых в будущем, степень их реалистичности и эмоциональная окрашенность, может быть оценено с точки зрения его когнитивной и личностной зрелости, то есть временной компетентности. Под «временной компетентностью» личности мы будем понимать достигнутый ею уровень развития когнитивных, эмоционально-оценочных и мотивационно-смысловых структур психики, определяющих направленность человека на «настоящее», но при этом сочетающая равномерно распределенные эмоциональные переживания и в отношении «прошлого», и в отношении «будущего», которые должны образовывать целостную картину его временной перспективы. К существенным характеристикам временной компетентности можно отнести: 1) связность, структурированность событий прошлого, настоящего и будущего в пространстве жизненного мира индивида; 2) регулируемость времени, как способность человека определять оптимальные для осуществления его деятельности периоды, установление их последовательности и смысловой иерархии.

Продуктивное использование времени, ориентировка в нем, способность по-своему распределять время в условиях, когда период наступления и окончания события неопределенно (например, достижение учеником психической и личностной зрелости), – это особые временные способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность профессиональной деятельности будущих учителей.

Временная компетентность формируется в повседневной деятельности человека, как правило, без участия сознания. Но в таком случае индивид не будет обладать всей полнотой необходимых представлений о том, как нужно организовывать свою жизнь, чтобы она определялась высокими достижениями в профессиональной и личностной самореализации. Решить данную проблему можно, внеся соответствующие коррективы в образовательный процесс вуза, путем проведения тренингов по «тайм-менеджменту», обучения студентов специальным приемам и техникам по расширению сознания, принятию своего прошлого, настоящего и планированию оптимистичного и мотивирующего будущего. Существующая же система подготовки педагогических кадров в вузах все еще основывается на модели традиционного обучения, главная цель которого состоит в достижении функциональных эффектов и передаче готовых знаний, не предполагающей создание условий для выбора будущими учителями индивидуально-своеобразных траекторий развития и саморазвития. А без готовности к самостоятельному поиску решений, планирования индивидуального профессионального пути у студентов педвузов может формироваться неуверенность в собственных возможностях, неспособность ориентироваться во все возрастающем потоке информации, низкая готовность к требованиям, которые предъявляются как в профессиональной, так и социальной среде будущего места работы. Отражение в сознании социальной реальности и оценка возможностей для своего личностного и профессионального самоопределения в рамках педагогической профессии может приводить к своеобразной пассивности, инфантильности, либо к решению сменить профессию.

Анализ литературы показал, что к наиболее существенным проблемам молодых педагогов и молодежи в целом можно отнести:

-        низкий уровень качества жизни, т. е. согласие на выполнение неинтересной, рутинной работы; хроническая нехватка времени для поддержания физической и психической активности на этапе поствузовского образования; не понимание важности развития востребованных профессией и временем дополнительных профессиональных и личностных компетенций;

-        неудовлетворенность жизнью и профессией из-за невозможности реализовать личностно-значимые ценностные ориентации, что приводит к раннему профессиональному выгоранию у молодых педагогов;

-        неумение планировать цели личного будущего, не связанного с профессиональным самоопределением [1, 2, 3, 13].

Выделенные нами негативные особенности профессиональной и личностной самореализации молодых педагогов согласуются с экспериментальными данными, раскрывающими специфику временной перспективы и временной компетентности будущих педагогов при отсутствии специальных мер развития. Так, Л.П. Еньковой, изучавшей темпоральные закономерности профессионального самосознания будущих педагогов с использованием методики «15 событий» Е.И. Головахи и А.А. Кроника, были получены следующие данные. Результаты оценивались по критериям: протяженность временной перспективы от настоящего к будущему, уровень связности событий, реалистичность указанных событий и их связь с получаемой профессией. По критерию протяженности временной перспективы большинство ответов респондентов свидетельствовали о «сжатости времени»: около половины из них датировали последнее событие не позднее, чем 2025 годом. Иными словами, временная перспектива охватывала лишь четырнадцатилетний период от момента окончания вуза. Анализируя события по критерию «реалистичность и связи событий с получаемой профессией», психолог выявила высокий уровень не реалистичности планов профессиональной жизни и нежелание более половины респондентов связывать свою дальнейшую карьеру с профессией педагога. Об отсутствии такой связи свидетельствовали суждения о желании открыть собственный бизнес или коммерческую фирму, а также слишком быстрое продвижение по карьерной лестнице. О не реалистичности временной перспективы – отсутствие в списке событий, выступающих промежуточными целями-средствами: получение дополнительного образования в случае необходимости; получение финансовых средств для осуществления бизнес-проектов [6].

В диссертационном исследовании Ковдры А.С., также посвященного особенностям временной организации будущих педагогов, были выявлены четыре типа временной перспективы: гармоничный тип и три деформированных типа. Гармоничный тип характеризовался сбалансированным сочетанием позитивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, и базировался на развитой системе жизненных целей, придающей жизни осмысленность, управляемость, насыщенность и ответственность отношения к ней. Для деформированных типов временной организации были характерны: повышенная ориентация на позитивное прошлое и чрезмерно развитые ожидания будущего; сочетание фаталистического настоящего и негативного прошлого; фаталистическое настоящее и низкая ориентация на будущее [7]. Были также установлены индивидуально-психологические различия по эмоциональному знаку переживания времени между выборками студентов, разделенных по сферам профессиональной подготовки: преобладание позитивно окрашенной временной перспективы у студентов, обучающихся профессиям типа «человек – природа», «человек – человек», «человек – художественный образ»; негативно окрашенной – у студентов «человек – техника» и «человек – знак». Различия проявились и по половому признаку – у юношей больше, чем у девушек, проявилась негативная модальность временной компетентности (Ковдра А.С., 2012).

Таким образом, проведенное теоретико-практическое обоснование необходимости включения временной компетентности в перечень важнейших компетенций будущих педагогов, позволяет сделать следующие выводы:

-        временная компетентность является важнейшим ресурсом личностного и профессионального самоопределения и самореализации личности будущих педагогов. В функциональном аспекте она представляет собой механизм саморегуляции, самоопределения личности в профессии, влияет на положительную мотивацию и психологическую устойчивость к условиям неопределенности и многозначности.

-        в неконтролируемых условиях образовательного процесса могут формироваться различные виды временной организации, как гармоничный, так и деформированные ее варианты, что влияет на неудовлетворенность профессией педагога, нежелание достигать в избранной профессии социальной успешности и даже желание ее оставить.

-        временная компетентность относится к числу важнейших психологических факторов, способствующих усилению личностной готовности будущих педагогов действовать в условиях конкурентности и неоднозначности.

 

Литература

  1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис…д-ра пед. н. – М., 1998. – 49 с.
  2. Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дис…д-ра пед. н. – М., 2000. – 35 с.
  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. – №4. – С. 11-17.
  4. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис…д-ра психол. наук. – М., 1998. – 43 с.
  5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. – №4. – С. 23-29.
  6. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики. [Электронный ресурс]: edu.titsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media66898/37_enkova.pdf.
  7. Ковдра А.С. Временная перспектива как предиспозиция психологической безопасности личности: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Сочи, 2012.
  8. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании. // Наука и образование, 1996. – №3. – С. 100-105.
  9. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме. // Целостный учебно-воспитательный процесс. – Волгоград, 1997.
  10. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. – М., 1998.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии человека: Введение в психологию субъектности: Учебное пособие для вузов. – М., 1995. – 384 с.
  12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Уч. пособие для студ. пед. вузов. – М., 1999. – 288 с.
  13. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. №1. 2001.

Об авторе

Мельникова Дарья Михайловна – аспирант кафедры психологии ГБОУ ВПО  «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мельникова Д. М. Временная компетентность личности  в контексте профессионального становления будущего педагога.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.