ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассмотрены условия, необходимые для формирования профессиональной креативности студентов-психологов. Проведен теоретический анализ данной проблемы.

Ключевые слова: профессиональная креативность, профессионально-важные качества психолога, интеллектуальная креативность, социальная креативность, индивидуальная креативность, эмоциональная креативность.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Существующие подходы к пониманию природы креативности выражают два взгляда на возможность ее изменения. Первый рассматривает творческие способности как врожденные, не поддающиеся изменениям. Критерий творческих способностей – качество конечных продуктов деятельности, их сравнение у разных людей. Этот подход не предполагает стимуляцию развития творческой активности. Второй представлен в исследованиях А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерса, Е.П. Торренса, Э. Фромма [6]. Критерием творчества авторы считают не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Суждение об успехах выносится на основании сравнения настоящих дости­жений индивида с его предыдущими результатами.

В исследованиях JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна выделяются три фактора развития личности: биологический, социальный и субъективная активность личности. В работах И.С. Кона, Ф.А. Мустаевой различают следующие факторы социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Это в полной мере относится и к развитию профессиональной креативности как составной части индивидуального раз­вития.

Изучению влияния среды посвящены работы В.Н. Дружинина, М.С. Егоровой, И.А. Зимней Д.В. Чернилевского и др. Особая важность среды обусловлена, прежде всего, тем, что согласно дан­ным современных генетических исследований, креативность, в отличие от интеллекта, в большей степени зависит от средовых факторов [4, 5].

Необходимость создания особой, творческой среды отмечается также в работах Т. Амебели, X. Грин, К. Крое, А. Монтуори, А. Персер и др. [3] В работах отечественных психологов нами не было выявлено данного терминологического разграничения. Термины «творческая среда» и «креативная среда» чаще всего представлены как синонимы. Для терминологического единообразия в нашей работе мы будем использовать термин «творческая среда».

Основное назначение творческой среды – максимально способствовать генерированию, анализу  и практическому применению новых, не встречавшихся ранее идей. Она способна легко «распахнуть дверь» новым идеям, органично ассимилируя их с прошлым опытом субъекта творчества и, тем самым, повышая уровень его творческой продуктивности.

В работах отечественных и зарубежных авторов представлены некоторые основные характеристики творческой среды [1]:

1) неопределенность, выступающая мощным стимулом поиска собственных моделей решения творческой задачи, а не принятия готовых образцов;

2) многовариативность, обеспечивающая воз­можность их нахождения;

3) нерегламентируемость поведения субъекта творчества;

4) предметная обогащенность среды, требующая учета большого количества малопредсказуемых переменных, что делает процесс нахождения правильного решения более трудным;

5) свобода выбора, призванная предоставить каждому участнику коллективного или индивидуального творчества свободу деятельности во всех ее проявлениях.

А. Монтуори и А. Персер, анализируя современные исследования роли среды в развитии творчества, пришли к выводу о том, что она является своеобразным источником вдохновения независимо от того, является ли она позитивной или негативной [2].

При оценке творческой среды выделены следующие критерии: 1) мотивация (степень вовлеченности в деятельность); 2) свобода выбора; 3) открытость другим, доверие; 4) конфликтогенность (наличие и степень внутригрупповых трений, конфликтов, разногласий); 5) реакция на альтернативу (возможность интеграции различных точек зрения); 6) готовность к риску (терпимость каждого члена группы к проявлениям чего-либо нестандартного) и ряд других.

Особая роль в развитии профессиональной креативности принадлежит высокой внутренней мотивации. Как отмечает Е. Винер, «после определенного этапа способность как таковая играет менее значимую роль, чем личностный и мотивационный фактор» [7].

В отечественной и зарубежной психологии мотивация деятельности и творчества исследуется в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Х. Мюррея, С.Л. Рубинштейна и др. Исследования показывают, что основой подобной внутренней мотивации (по разным данным) может выступать желание человека добиться успеха, славы, одобрения, просто позитивной оценки со стороны окружающих [6]. Следует, однако, учитывать и тот факт, что степень мотивированности учащегося имеет тенденцию резко снижаться при отсутствии положительного отклика со стороны преподавателя. Следовательно, одной из приоритетных задач преподавателя является нахождение индивидуальных мотиваторов для каждого обучаемого и построение на их основе такой модели внутригруппового климата, которая способствовала бы их постоянной активизации.

Другим важным фактором развития профессиональной креативности студентов-психологов является творческая личность педагога, стиль его взаимодействия со студенческой аудиторией, целостная модель его творческого поведения. На наш взгляд, этот фактор может быть рассмотрен как компонент творческой среды. Вопрос о личностно-профессиональных характеристиках педагога и уровне его профессионального мастерства как учителя, воспитателя и организатора творческого развития достаточно полно проработан в современной науке. Как отмечает Е.А. Климов, приоритетными характеристиками педагога могут выступить: умения ладить с людьми в целом; хорошее самочувствием в работе с людьми; способность ставить себя на место другого человека; понимать намерения, настроения других; хорошо разбираться во взаимоотношениях с людьми; развитая потребность в общении [10].

Одним из наиболее противоречивых вопросов креативной педагогики является вопрос о роли и месте контроля в процессе творчества. С одной стороны, введение жесткого контроля над творческим процессом неизбежно ставит под сомнение сам факт его «творческости»; с другой стороны, неконтролируемое развитие креативного процесса неизбежно приведет к анархии и дестабилизации.

Решение подобной противоречивой ситуации мы находим в работе Дж. Баркер [5]. Как отмечает автор, оптимальную творческую среду отличают отсутствие именно жесткого, непосредственного контроля (в противовес контролю «направляющему») и каких-либо норм поведения, регламентирующих ее. Наставник творчества лишь определяет те границы творчества, в которых предстоит творить креативной личности, выбор же средств и методов достижения поставленной цели находится полностью за последней. Особое внимание уделяется также лидерскому поведению наставника [5].

В современной психологии особые дискуссии вызывают вопрос о возможности искусственного стимулирования креативного мышления учащихся. С одной стороны, ряд исследователей [1] крайне негативно относится к применению любых внешних мотиваторов для стимулирования креативности, т.к. большинство людей склонно интерпретировать любые попытки влияния извне как жесткий контроль.

Творчество должно основываться исключительно на внутренней мотивации субъекта творчества. С другой стороны, в ряде работ Р. Эйзенбергер [9] отмечается позитивное влияние одобрения, поощрения на творческий процесс. Д. Харрингтон [9] также обнаружил, что мотивирующие инструкции явились мощным стимулятором творчества у креативных людей, однако снижали его в группе менее творческих субъектов.

Р. Стернберг попытался объединить эти диаметрально противоположные точки зрения в разработанной им теории предпочтения стилей мышления и умственной саморегуляции [10]. По аналогии с законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти он выделяет аналогичные стили мышления. В рамках своей «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберг и Т. Любарт предположили, что самым лучшим для развития творческих способностей является «законодательный» стиль мышления [10]. В данном случае внешняя мотивация будет расцениваться как фактор, катализирующий активацию творческого потенциала личности. Человек с иными стилями мышления будет, напротив, расценивать такие инструкции как контролирующие или даже затрудняющие его деятельность [10].

К сожалению, данный принцип далеко не всегда применяется на практике. Это приводит к тому, что преподавание и организация учебной деятельности в большинстве вузов носит не творческий, а, скорее, репродуктивный характер. Преподаватель выступает как непререкаемый авторитет, который излагает «абсолютные истины» и пресекает любые попытки со стороны студентов поставить данные истины под сомнение, подвергнуть их критическому переосмыслению [3].

Рассматривая роль педагога, мы также обращаем особое внимание на исключительную значимость сотрудничества педагога и ученика в контексте совместной творческой деятельности.

Комплексный подход к пониманию профессиональной креативности как системы, включающей в себя интеллектуальную, индивидуальную, эмоциональную и социальную креативность, предполагает, что развитие профессиональной креативности – это процесс, направленный на все ее аспекты, т.к. система может развиваться только целостно (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.С. Лейтес, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич и др. [6]). Это является одним из главнейших условий становления и развития профессиональной креативности студентов-психологов. Важным условием при этом является учет специфики возраста ранней юности и особенностей личностного развития на этом возрастном этапе.

Т. Гинсберг выделяет следующие условия развития креативных проявлений личности:

1.Условия, способствующие развитию креативности: ориентация на творческие решения; снятие преград в отношении инициативы; поощрение творческих продуктов; возможность действовать с мыслями и предметами; осознание ценности творческих черт своей личности; внимание к окружающей среде (по Е.П. Торренсу [258]).

2.Условия, тормозящие развитие креативности: ориентация на успех (А.Г. Маслоу; страх перед неудачами; ориентация на мнение других людей (К. Роджерс); боязнь своей индивидуальности (Р. Скульский); ограничение инициативы (А.Г. Маслоу); консерватизм (В.Н. Козленко); разочарование в выбранной профессии (M.JI. Воронцов); скованный темперамент (Е.Е. Щербакова).

3.Внешние условия: обеспечение психологической безопасности – уважение к личности, отсутствие внешних оценок, перевод на самостоятельную оценку продуктивности своей деятельности, выход на реакцию «мне не нравится» вместо оценки «это плохо»; обеспечение психологической свободы – свободы в выражении своих чувств и переживаний, в т.ч. и отрицательных (М. Воллах и С. Коган).

4.Внутренние условия: открытость личности новому опыту; внутреннее оценивание своего творчества с позиции «Доволен ли я собой?», а не с позиции «Будут ли довольны мной?»; возможность оперировать (играть) образами и понятиями. К. Роджерс полагал, что внутренние условия зависят во многом от внешних [8].

Успешное развитие профессиональной креативности может осуществляться через проведение специально разработанных социально-психологических тренингов. При этом для развития когнитивной стороны творческого потенциала используются различные специальные средства, в том числе проблемное обучение, интеллектуальные игры, мультимедийные презентации. На развитие эмоционально-волевой стороны позитивно влияет общая и индивидуально-личностная поддержка со стороны педагога. В целом в процессе становления творческих умений специалиста большое значение, по мнению Е.В. Бондаревской [2], имеют: умение видеть содержание учебной деятельности в границах широкого образовательного пространства; способность и готовность к овладению современными технологиями; умение размышлять по поводу своих знаний, ценностей и морального выбора; желание и готовность к проведению исследований; овладение основами профессионального мастерства.

Проанализировав работы отечественных и зарубежных психологов, мы пришли к выводу о том, что единого понимания факторов, условий и средств развития креативности не существует. Еще более сложным оказался вопрос о механизмах развития профессиональной креативности.

В нашем исследовании под фактором понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты [4]; это значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы [1]. Условия рассматриваются как обстановка, в которой происходит, протекает процесс, явление [1], основа, предпосылка для чего-либо [10]. Под средством мы подразумеваем прием, способ действия для достижения цели, предметы, приспособления, необходимые для осуществления цели [9].

Подводя итоги, можно утверждать, что условием формирования профессиональной креативности студентов-психологов должна выступать их включенность в деятельность, в профессионально-ориентированные ситуации. Определение и уточнение факторов, способствующих развитию профессиональной креативности студентов-психологов, является одним из направлений проведенного нами экспериментального исследования.

 

Литература

  1. Барышева Т.JI. Креативность. Диагностика и развитие. – СПб., 2002. – 203 с.
  2. Бачманова Н.В., Стафурина A.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.5. – Л., 1985. – С. 78-86.
  3. Богомолова М.В. Влияние обогащённой среды на развитие интеллекта и креативности. // Дисс. канд. психол. наук. – М., 2008.
  4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, Прогресс, 1981. – 96 с.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Академия, 2002. – 320 с.
  6. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. // Дисс. доктора психол. наук. – М., 2004.
  7. Торшина К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1998. – №4. – С.123-132.
  8. Шелепанова          И.В. Рефлексивная детерминация креативных проявлений личности. // Дисс. канд. психол. Наук. – Барнаул, 2003.
  9. Averill J.R., Thomas-Knowles C. Emotional Creativity. // International revive of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.) v. 1. Chichester Wiley, 1991. – P. 269-2991.
  10. Ceyfer. D. Phemomen of sotial creativity. // Creativity Research Journal, 2008.

Об авторе

Корлякова Светлана Георгиевна – доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Зубенко Дмитрий Игоревич – аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Корлякова С. Г. Зубенко Д. И. Условия формирования профессиональной креативности студентов-психологов.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.