ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Работа с подростками-мигрантами и подростками - коренными жителями по профилактике межэтнических конфликтов

УДК 159.922

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-16-71005 а/Ц

English version:

Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики подростковых конфликтов, возникающих на этнической почве. Отказ от трактовки межэтнических конфликтов как однозначно негативного, ненужного явления позволил сделать акцент не на поиске вариантов подавления и устранения конфликтов, а на регулировании и конструктивном разрешении возникающих противоречий.

В статье представлены три блока упражнений для работы с подростками-мигрантами (основная цель способствовать социально-психологической адаптированности подростков к условиям вынужденной миграции), блок работы с подростками-коренными жителями (формирование толерантных установок) и блок совместных занятий детей-мигрантов и подростков-коренных жителей (выработка навыков конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций, осознание уникальности и неповторимости каждого подростка как личности и представителя определенного этноса).

Ключевые слова: подростковый межэтнический конфликт, толерантность, профилактика, конструктивное взаимодействие

Об авторе

Ссылка для цитирования

Конфликты, возникающие на межэтнической почве, в связи с масштабностью их последствий для здоровья и благополучия населения, разрушительного воздействия на общество, являются острой проблемой современности, что в свою очередь является прямым следствием увеличения миграционных процессов.

Всё большее внимание специалистов привлекают последствия подобных конфликтов, когда речь идет о подростках. В своем исследовании, связанном с изучением рисков в современном образовательном пространстве, мы говорили о нарушениях межличностных отношений, росте насилия и нетерпимости как современной тенденции образовательной среды [4].

Применительно конкретно к рассматриваемой проблеме, мониторинг, проведенный Центром социологии и образования РАН, среди московских школьников показал, что к гражданам России у школьников в целом терпимое отношение (часто встречаются такие варианты ответа, как «человек имеет право выбирать место для проживания» (30,3%) и «они в Москве могут решить свои проблемы и жить лучше» (17,1%). Наиболее выражено негативное отношение к иностранцам из ближнего зарубежья, что четко прослеживается в ответах. Именно в отношении к представителям ближнего зарубежья наиболее часто проявляется экстремистская позиция: «Москва для москвичей» (28,4%). К мигрантам из дальнего зарубежья отношение лучше. Хотя оно двойственное: иностранец из дальнего зарубежья, с одной стороны, интересен подросткам в культурном плане, а с другой – в отношении к нему тоже весьма часто проявляется установка «Москва для москвичей».

Сразу следует отметить, что страдают обе категории подростков, вовлеченных в конфликт – и мигранты-переселенцы и подростки – так называемые коренные жители. Вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами (потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами), путаницей в ценностных ориентациях и собственной личностной идентичности.

Контакт с иной культурой вызывает нарушение психического здоровья, психическое потрясение, для обозначения которого в кросс-культурной психологии Восппег, А. Ригппат ввели термин «культурный шок» (для обозначения состояния, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой).

Так, по данным эмпирического исследования, проведенного Т.В. Бурковской, у 84% подростков-мигрантов отмечается повышенный уровень личностной тревожности, у 56% налицо недоверие к себе, у 54% – трудности в общении с другими. 72% детей испытывают в новых школах стрессовые расстройства, 67% имеют неадекватную самооценку, что свидетельствует о социокультурной дезадаптации личности [1].

Подростки-коренные жители, как отмечает в своем исследовании Т.И. Куликова, проявляют тенденцию к социальным формам протеста, что находит свое воплощение в создании неформальных объединений, военизированных формирований, молодежно-подростковых организаций экстремистского толка, нацеленных на разжигание межэтнической розни [2].

Фундаментальная идея современного подхода к пониманию сущности конфликтов вообще и межэтнических конфликтов в частности как отказ от однозначной трактовки данного феномена как однозначно негативного, ненужного явления и осмысление его как неотъемлемой составляющей всей плоскости человеческих отношений позволила нам в работе по профилактике подростковых межэтнических конфликтов сделать акцент не на поиске вариантов подавления и устранения конфликтов, а на регулировании и конструктивном разрешении возникающих противоречий.

При составлении программы и подборе упражнений мы воспользовались идеей современных исследователей о существовании четырех типов развития межэтнических отношений:

-        этническая группа (или отдельный представитель этноса) включается в существующее общество (классный коллектив),

-        завоевание и доминирование – большое число оккупантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию,

-        создание колоний,

-        этнос с высоким уровнем развития оказывается под игом народа с примитивной культурой, но представители завое­вателей постепенно усваивают культуру подвластных народов.

Вполне логично, что в рамках нашего исследования целесообразно остановиться на отношениях первого типа, в контексте которого взаимоотношения группы или отдельного человека и классного коллектива проходят через четыре этапа [3].

Первый этап – этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не послед­нее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у пред­ставителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д.

Второй этап – этап соперничества. После первых кон­тактов может иметь место соперничество из-за социального ста­туса в классном коллективе. Как правило, представители этни­ческих меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низ­ких социальных статусов, но у них сильна мотивация повыше­ния своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет раз­деление обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимо­действия наступает третий этап.

Третий этап – этап аккомодации. На данном этапе на­блюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отноше­ния. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действо­вать по отношению друг к другу.

Четвертый этап – этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихо­логи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае – класса), где они стараются адаптироваться.

В качестве основной формы работы с детьми нами были выбраны занятия с использованием элементов группового психологического тренинга. Это стало возможным в силу ряда обстоятельств:

1. Тренинг дает возможность работать сразу с группой учащихся.

2. Тренинг позволяет развить необходимое умение в безопасной среде.

3. В процессе тренинга учащиеся получают обратную связь от своих одноклассников.

Основа программы составляют различные игры и упражнения. В программе используется преимущественно групповая форма работы.

Групповые правила проведения занятий: добровольное участие, искренность, уважение других учеников, внимательное слушание, безоценочность, активность на занятиях, открытая обратная связь, доверительность в общении, одобрение и взаимоподдержка друг друга.

Учитывая сложность и неоднознаночность рассматриваемой проблемы, мы сочли необходимым в структуре программы выделить три блока.

Блок работы с подростками-мигрантами – основная цель способствовать социально-психологической адаптированности подростков к условиям вынужденной миграции. Блок направлен на формирование социально-психологических качеств личности, необходимых для адекватного позитивного восприятия социальной поддержки, снижения внутренней конфликтности, разрешения жизненных противоречий.

Блок работы с подростками – коренными жителями – призван познакомить с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями в толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

Блок совместных занятий детей-мигрантов и подростков-коренных жителей – направлен на выработку навыков конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций, осознание уникальности и неповторимости каждого подростка как личности и представителя определенного этноса.

Примеры упражнений, использованных в блоке работы с подростками-мигрантами.

Моя прелесть

Подростка просят, проведя «ревизию» содержимого своей сумки и карманов, найти какой-либо предмет, который ему нравится, который характеризует его личность и про который он мог бы сказать: «Моя прелесть!». В течение 4-6 минут он размышляет над вопросами: чем именно мне нравится этот предмет? Что он для меня символизирует, почему я ношу его с собой? Чем этот предмет может понравиться другим? Подросток получает слово для того, чтобы провести публичную презентацию «своей прелести» (выступление на одну-две минуты), в которой были бы представлены ответы на эти вопросы. Форма презентации может быть различной – устный рассказ или, по желанию участника, небольшая пантомима, рисунок с комментариями и т. п.

Обсуждение: Что было самым сложным при выполнении этого упражнения? Испытывал ли ты напряжение, дискомфорт при необходимости публично рассказать о своем предмете? Как ты думаешь, что можно порекомендовать для преодоления этого дискомфорта?

Избавление от тревог

Расслабься и представь, что ты сидишь на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит тебе... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают твою голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются твои огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают твое тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Ты избавлен от тревог, ты очищен, тебе светло и радостно!

Кто Я?

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Подростку предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы его родители. В 3-й графе на тот же вопрос отвечает педагог.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты: повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об этом человеке;
из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.

Притча Кто дал нам жизнь

Психолог читает ребенку притчу, затем идет обсуждение, в ходе которого подчеркивается необходимость помнить о своих национальных корнях, не забывать традиции и обычаи своей семьи и народа. Особое внимание необходимо уделить почитанию отца и матери, давшим ребенку жизнь.

Влюбился юноша в девушку другой национальности. Решил жениться на ней. Девушка сказала: «Я выйду за тебя замуж, но сначала сделай для меня сто дел». Начал парень выполнять ее капризы. Сначала она заставила его залезть на скалу без единого выступа. Потом спрыгнуть с этой скалы. Юноша спрыгнул и сломал ногу. Тогда она велела ему ходить и не хромать. И прочие были задания: переплыть реку и не замочить рук; остановить взбешенного коня и поставить его на колени; разрубить яблоко, которое девушка положила себе на грудь...

Выполнил парень девяносто девять дел. Осталось одно. Тогда девушка сказала: «А теперь забудь свою мать и своего отца и свой язык». Недолго думая, юноша вскочил на коня, взмахнул плетью и ускакал навсегда.

Плохо – хорошо

Каждый подросток получает лист бумаги и ручку. Психолог предлагает подросткам вспомнить проблему, ситуацию, которая его тревожит (например, неприятный разговор и т.д.). Подростки делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации. При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Три ответа

Каждый подросток придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

Каждый из подростков должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал.

Притча о змее

«Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Те осмеяли змею и закидали камнями».

Анализ притчи. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях? Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевывание независимости и свободы. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других. В результате обсуждения должны прийти к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Три моих характера

Обсуждение высказывания: «У человека есть три характера: один – настоящий, другой – тот, который себе приписывает, третий – который ему приписывают люди». Нарисуйте три своих характера. Обсуждение по желанию участников.

Линия жизни

Представьте себе, что вы на природе, чувствуете себя хорошо.

Устройтесь поудобнее, расстелите перед собой на земле в виде ленты вашу линию жизни.

Попробуйте с высоты своего нынешнего опыта взглянуть на прошлое. Начните с самого раннего возраста, который вы помните.

Напишите на листочке 10 своих проблем (лист не подписывать), затем каждый из вас передаст свой лист по кругу.

Психолог помогает участнику постепенно двигаться по временной линии к настоящему, а затем, рассмотрев настоящее, к будущему.

Проводится обсуждение. Если участники затрудняются определить проблемы настоящего, можно предложить им вспомнить те проблемы, которые были у них в начальной школе и которые они вспомнили, путешествуя по прошлому. Если не удается и это, то ведущий сам называет примерный перечень проблем, которые испытывают окружающие при общении с людьми. Чьи это проблемы, кто их источник? Можно ли избавиться от этих проблем? Как?

Эпитафия

Психолог загадочным образом рассказывает Притчу: «Говорят, где то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 г., умер в 1858 г., Прожил 3 года». Или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 г., умер в 1865 г. Прожил 120 лет». Вопрос что на Кавказе считать не умеют? Смысл приписок в том, что каким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.

Моя жизнь

Гистограмма на индивидуальном бланке. По вертикали отмечается значимость событий от 0-10 баллов, а по горизонтали – время (годы жизни). При этом прошлое обозначается синим цветом, настоящее – красным, а будущее – зеленым.

Вопросы для анализа:

Как протекала ваша жизнь до настоящего времени?

Какие события вашей жизни вы относите к успеху?

Как вам представляется будущее?

До какого возраста хотите дожить?

Чего хотите достичь?

Какие удары судьбы ожидаете?

Мой враг – мой друг

Данное упражнение является реализацией одной из ведущих заповедей христианства: «полюби врага своего».

Психолог предлагает детям представить своего обидчика. «Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. На другой стороне листка опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении».

Обсуждение. Почему ваши отношения с этим человеком сложились именно так? Кто, на ваш взгляд, в этом виноват? Предложите все возможные варианты поведения в сложившейся ситуации. Какие из них для вас приемлемы, какие нет? Почему?

Примеры упражнений, использованных в блоке работы с подростками – коренными жителями.

Иностранец

Подросток представляет себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Ребенок должен предложить как можно больше вариантов, что может подумать иностранец, услышав такие фразы»:

Себе на уме.

Комар носа не подточит.

Сам черт не брат.

Прошел огонь, воду и медные трубы.

Не подмажешь – не поедешь.

У семи нянек дитя без глазу.

Яйца курицу не учат.

Зимой снега не выпросишь

Дом был полной чашей.

На воре и шапка горит.

В ходе обсуждения психолог обращает внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла.

Знакомство с притчей и ее обсуждение

«Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумле­нием разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слиш­ком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои нарос­ты посмотрите – вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!». Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испо­кон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно».

Психолог предлагает вопросы для обсуждения:

В чем смысл этой притчи?

Какие возникают отношения между людьми разных наро­дов из-за внешних различий?

Можно ли оправдать поведение женщин?

Кто в этой ситуации прав?

К чему призывает эта притча? Чему она учит людей? Вывод: народы различаются между собой, и часто те, кто смеется над другими, не понимают своей ущербности.

Поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу

Польза от ошибок

Кто не ошибается? Разве, что тот, кто ничего не делает. Всем нам, так или иначе, приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. Но как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать на людях. Но жизнь есть жизнь. Надо уметь достойно признавать себя на каком-то этапе побежденным, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок. Надо уметь показать и другим пример. Пожалуйста, задумайтесь все на несколько секунд, припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни. Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, и вот сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, задним числом все кажется иначе. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вы вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда вы находитесь в преддверии той самой ошибки. Что бы вы сказали окружающим? Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе. Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение одной минуты мысленно, с закрытыми глазами. Затем все желающие смогут поднять руку и рассказать о своем печальном опыте, а также о том, как бы вы сейчас повели себя в той ситуации. Итак, для мысленной подготовки вам дается одна минута. Начали! Минута закончилась. Сейчас желающие поднимают руку, берут слово. Начали! Спасибо. Теперь давайте обсудим наши впечатления.

Войди в роль беженца

Психолог рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов – относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты, переселенцы и беженцы в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа – 5-7 минут).

Обсуждение: Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Как ><слово ><наше ><отзовется...>

Помни, ><что ><твои ><высказывания, ><мнения, ><суждения, ><доказательства ><- ><тоже ><твое ><поведение. ><Такое ><поведение ><психологи ><называют ><вербальным ><(словесным). > <Мы ><иногда ><не ><придаем ><должного ><значения ><словам, ><особенно ><сказанным ><в ><минуту ><раздражения, ><усталости ><или ><просто ><походя ><- ><в ><автобусной ><толчее, ><на ><перемене ><в ><школе, ><дома ><маме... ><Однако ><наши ><слова, ><содержание ><нашей ><речи ><значат ><не ><меньше, ><чем ><наши ><реальные ><действия ><и ><поступки.>

Неслучайно ><об ><этом ><говорится ><в ><таких ><точных ><народных ><пословицах: ><«Слово ><пуще ><стрелы ><разит»; ><«От ><слова ><спасенье ><и ><от ><слова ><погибель»; ><«От ><одного ><слова ><-><да ><навек ><ссора»... ><Поверь, ><что ><твои ><грубость ><и ><резкость ><отрицательно ><влияют ><не ><только ><на ><других, ><но ><и ><на ><тебя ><самого. ><Если ><ты ><не ><сдержался, ><по ><какому-то ><ничтожному ><поводу ><задел ><человека ><обидным ><словом ><- ><значит, ><ты ><унизил ><не ><только ><его, ><а, ><прежде ><всего ><самого ><себя, ><что-то ><потерял ><в ><себе. ><Тебе, ><наверное, ><знакомо ><это ><чувство ><внутреннего ><стыда ><и ><раскаяния, ><когда ><ты ><говоришь ><себе: ><«Зачем ><же ><я ><так ><сказал? ><Ведь ><это ><же ><неверно, ><несправедливо, ><да ><я ><так ><и ><не ><думаю. ><Что ><же ><теперь ><делать? ><Попробовать ><объясниться? ><А ><поверит ><ли ><он ><(она) ><мне? ><Господи, ><как ><стыдно!» ><Сила ><слова ><беспредельна. ><Особенно ><доброго ><слова. ><Таким ><словом ><можно ><успокоить ><че­><ловека, ><убедить ><его ><в ><чем-то, ><привлечь ><внимание ><к ><какому-либо ><явле­><нию, ><пробудить ><благодарные ><чувства.>

Вспомни ><такие ><привычные ><и ><простые ><«спасибо» ><и ><«пожалуйста» ><- ><насколько ><с ><ними ><приятнее ><и ><легче ><жить. ><Не ><случайно ><в ><детских ><сказках ><«пожалуйста» ><- ><волшебное ><слово, ><открывающее ><человеческие ><сердца. ><А ><«здравствуйте»? ><Попробуй ><произнести ><его ><не ><торопливо, ><не ><как ><бездумное ><«здрасьте», ><а ><медленно, ><с ><чувством: ><«Здрав-ствуй-те!» ><и ><посмотри ><при ><этом ><тому, ><кого ><ты ><приветствуешь, ><в ><глаза, ><улыбнись ><ему ><(или ><ей, ><или ><им). ><Поверь, ><что ><и ><у ><тебя, ><и ><у ><него ><(у ><нее, ><у ><них) ><це­><лый ><день ><будет ><хорошее ><настроение. ><Ведь ><дело ><не ><только ><в ><самих ><словах, ><но ><и ><в ><тоне, ><каким ><эти ><слова ><произносятся.

Законы жизни

Сейчас вам будет зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласны с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласны – у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен – не согласен». Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:

-        соблюдение законов является обязательным для всех;

-        если установленное правило не нравиться, то его можно нарушить;

-        родителям можно простить все;

-        люди должны уважать права друг друга;

После того как зачитывается суждение, и участники разделились на группы, начинается обсуждение. Психолог обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор: объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения? Во время высказываний членов одной микрогруппы, тренер должен находиться в нейтральной позиции, т.е. занять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы. Потом снова первой – что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов. И так продолжается до тех пор пока, пока четко не проясниться позиция членов обеих групп. В процессе возможно изменение точек зрения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность, тем, кто этого желает, перейти в противоположную группу.

В случае если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.

Многим детям, когда они хотят чего-то от другого, нелегко выбрать правильный тон в разговоре. Особенно это касается детей с заниженной самооценкой. Они либо ведут себя как «боссы», которые всеми командуют, либо становятся жертвами, которое позволяют другим детям себя мучить. Эта игра дает возможность обратить внимание на обе роли и выбрать другие, более конструктивные способы поведения.

Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать приказы и ведут себя, как большие начальники? А детей, которые позволяют делать с собой все, что угодно и не находят в себе мужества это прекратить? Не называя имен, расскажите, как выглядят такие дети, как они себя ведут?

Теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет «А», а кто – «Б». «А» должен стать чрезвычайно деспотичным человеком, который диктует, как надо себя вести, что делать. «Б» должен сыграть роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно.

Затем попросите детей поменяться ролями. После этого проанализируйте упражнение все вместе. Какая роль была сложнее, какая легче? Кому, в роли кого больше понравилось?

Что вы действительно думаете

Упражнение направлено на осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.

Группа делится на подгруппы по 4 человека, выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди поднимают, зачитывают эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение. Предложения:

-        Курение должно быть запрещено во всех публичных местах.

-        Алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества.

-        Нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы.

-        Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей.

Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи.

Время на работу в подгруппах (3-5 человек) – 10-15 минут.

После этого в общем кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения. Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений (сколько согласно человек и несогласно по отдельным высказываниям.

В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей.

Любовь и злость

В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза. Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в группе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Блок совместных занятий детей-мигрантов и подростков-коренных жителей

Поздоровайся разными способами

Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные на­роды мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожа­тием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево – вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым по­здоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каж­дый участник не поздоровается со всеми

Обсуждение Декларации прав человека

Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:

Какие права человека чаще всего нарушаются?

Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?

Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?

Какие права человека нарушаются в случае этнических конфликтов?

Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?

Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?

Японский диалог

В японском языке нет слова «нет». Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хочешь узнать, каково это? Встанем в пару. Один в паре японец, другой – европеец. Европеец просит японца о чем-то очень важном. Задача японца – отказать, не говоря об этом прямо. В завершение европеец должен поблагодарить собеседника.

После проведения игры (подросток попробовал себя и в роли японца, и в роли европейца) необходимо обсудить следующие вопросы:

С каким чувством «европеец» благодарил своего партнера?

Что услышали «японец» в этих словах благодарности?

Притча Раввин и Бог

Раввин разговаривал с Богом о рае и аде. «Я покажу тебе, что такое ад», – сказал Бог и повел раввина в комнату, где посередине стоял большой круглый стол. Люди, сидящие вокруг стола, умирали с голоду и были в отчаянии. На столе стоял горшок с мясом, да таким вкусным, что у раввина потекли слюнки. У каждого сидящего за столом была ложка с очень длинной ручкой. И хотя ложки прекрасно доставали до горшка, их ручки были настолько длинными, что едоки не могли поднести ложку ко рту и поэтому оставались голодными. Раввин увидел, что их страдания были по-настоящему ужасными.

«А теперь ты увидишь рай», – сказал бог, и они пошли в другую комнату, в точно такую же, как и первая. В ней был большой круглый стол посередине и горшок с мясом. Люди, сидящие вокруг, тоже держали в руках ложки с длинными ручками, но все они были сытые и упитанные, они смеялись и разговаривали. Раввин не мог ничего понять. «Это просто, но требует определенного навыка, – сказал Бог. – В этой комнате, как ты можешь заметить, люди научились кормить друг друга».

Паутина предрассудков

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми.

Предубеждение – отрицательное мнение о других без доста­точного основания. Предрассудок – такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.

Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Ведущий предлагает участникам вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Предлагается кому-то из участников сыграть роль этого народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с этим народом. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, пред­ставляющего «народ», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее веду­щий спрашивает, что чувствует «народ».

Вопросы к участникам: «Какие у вас возникли чув­ства?», «Вы бы хотели оказаться в роли этого народа?». После обсуждения необходимо распутать «народ». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочув­ствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивает­ся, когда «народ» полностью освобожден от паутины предрассудков.

Мост

Психолог делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры. Каждой группе отдельно от другой группы дается установка. Установка миссионерам. Племя аборигенов живет на острове, отдельно от всех циви­лизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов.

Установка аборигенам.

Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается уста­новка на проявление усиленной агрессивности, так как в исто­рии их племени уже был опыт общения с миссионерами, кото­рый не имел положительных результатов.

Цель игры – выполнить миссию: построить мост и уго­ворить аборигенов перейти по нему на «Большую землю».

Ход игры.

Участники делятся на две группы. Каждой группе после по­лучения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии, аборигены могут при по­мощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей. После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут).

По окончании работы проводится рефлексия занятия.

Удалось ли выполнить миссию?

Какие установки были получены группами?

Помогали эти установки или мешали работе?

Что такое установка?

Участники пробуют дать свое определение. Затем его дает ведущий: «Установка – готовность, предрасположенность субъ­екта, возникающая при предвосхищении им появления опреде­ленного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправлен­ный характер протекания деятельности по отношению к данно­му объекту» (Петровский А. В.).

Какие трудности встретились в работе, как они преодоле­вались?

Как установки проявляются в общении между разными на­родами?

Рефлексия по всему занятию.

Ритуал прощания.

Притча Три золотые фигуры

Перед чтением притчи полезно обсудить с учеником, что он больше всего ценит в дружбе, каким людям доверяет.

Один царь в стародавние времена захотел проверить ум и наблюдательность царя соседнего царства, а заодно и смекалку его народа. Он послал своему соседу три золотые фигуры одинакового вида и одинакового веса. Царю предлагалось установить, какая из фигур была самой ценной.

Вместе со своими придворными царь внимательно рассмотрел фигуры, но не смог обнаружить ни малейшего различия. Даже мудрейшие из мудрецов его царства готовы были поклясться, что между фигурами нет никакой разницы. Царю было очень тяжело осознать, что в его царстве никто не может сообразить, в чём разница между фигурами. Все царство принимало участие в решении загадки, и каждый старался изо всех сил – но всё безрезультатно.

Когда король уже был вынужден признать поражение, один юноша, томящийся в тюрьме, взялся обнаружить разницу между фигурами, если только ему дадут их осмотреть. Царь приказал привести молодого человека во дворец и велел показать ему три золотые фигуры. Юноша очень внимательно их рассмотрел и, наконец, установил, что у каждой из фигур в ухе есть маленькая дырочка. Тогда для проверки он просунул туда тонкую серебряную проволоку. Оказалось, что у первой фигуры серебряная проволока вышла изо рта, у второй – из другого уха, а у третьей появилась из пупка. Подумав немного, молодой человек обратился к царю.

"Ваше величество, – сказал он, – я думаю, что решение загадки лежит перед нами, как открытая книга. Нужно только попытаться её прочесть. Вы видите, как все люди отличаются друг от друга, так и каждая из этих фигур – единственная в своем роде. Первая фигура напоминает тех, кто спешит рассказать все, что услышал. Вторая фигура похожа на тех, у кого, как говорится, «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Третья же фигура во многом схожа с теми, кто запоминает услышанное и принимает это близко к сердцу. Господин! Теперь рассуди, какая фигура самая ценная. Кого бы ты выбрал и сделал своим приближенным? Того, кто ничего не хранит, того, кому твои слова что ветер, или того, кому можно полностью довериться?»

После прочтения притчи педагог может спросить подростка, как бы он ответил на вопросы юноши.

Карта нетерпимости

Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты и обозначают их на карте с помощью флажков.

Обсуждение:

Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам?

Каковы основные причины конфликтов?

Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»?

Камушек в ботинке

Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: «Проблемы – на передний план». В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру «Камушек в ботинке» в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!» всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.

Сядьте, пожалуйста, в один общин круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала лот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке», или: «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дружба

Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что твой хороший друг (подруга) делает для тебя? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хорошие друзья похожи на брата или сестру? А чем они отличаются?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко.

Теперь представь себе, что ты находишься в окружении нескольких своих друзей... Это совершенно особые люди в твоей жизни – люди, с которыми тебе хорошо. Ты можешь им доверять, рассказывать им обо всех важных событиях своей жизни и о своих сокровенных чувствах... (15 секунд.) Посмотри внимательно на каждого в отдельности и подумай, почему он или она так важны для тебя... (15 секунд.) Теперь взгляни на всех своих друзей. Может быть, кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему (ей), как тебе нравится, когда вы вместе, и как тебе важна дружба с ним (ней)... (15 секунд.)

Теперь послушай, что скажет тебе твой лучший друг (подруга) о том, почему он (она) тоже дорожит дружбой с тобой... (15 секунд.) А сейчас я хотел бы, чтобы вы попрощались со своими друзьями и снова вернулись бы в наш класс. Потянись немного и открой глаза.

Анализ упражнения:

Каких друзей ты видел?

Видел ли ты своего лучшего друга?

Что вы друг другу сказали?

Почему эти друзья так ценны для тебя?

Что делаешь ты вместе со своими друзьями? Вы играете вместе, разговариваете друг с другом, ходите иногда куда-нибудь вместе?

Что ты делаешь, чтобы сохранять дружбу с ними?

Ревнуешь ли ты их иногда?

Уникальность

Каждый человек по-своему уникален и неповторим. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми. Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека. Каждый из учащихся должен представить себе место, в котором он был бы абсолютно спокоен и счастлив, которое ему очень нравится. Пусть каждый нарисует этот образ на листе бумаги в течение десяти минут. После этого участники обмениваются рисунками в классе. Задача: глядя на рисунок другого человека, проанализировать его характер, его особенные черты (рисунки не надо подписывать). Учащиеся, если уверены, могут постараться угадать автора рисунка

Дерево добра

Вырастим наше собственное дерево добра. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством добра и понимания, то есть, чтобы отношения стали как можно более теплыми. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

Не ссориться, стараться понять друг друга

Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки.

Больше общаться, узнавать друг друга.

Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.

Литература

1. Бурковская Т.В. Организация социально-педагогической работы с подростками из семей мигрантов // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса. – Кострома: КГПУ, 2001. – С. 44-46.

2.  Куликова Т.И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Концепт, 2013. – № 04.

3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

4. Шалагинова К.С. Возрастание рисков в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2011. – №3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 21.10.2013)

Об авторе

Шалагинова Ксения Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Шалагинова К. С.Работа с подростками-мигрантами и подростками-коренными жителями по профилактике межэтнических конфликтов.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.