ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

МОДЕЛЬ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОДУКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

  

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье дана характеристика продуктивных  представлений  студентов колледжа  о безопасности жизнедеятельности. Формирование продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности рассматривается автором  в качестве сложно организованного процесса, предполагающего следование ряду требований и нацеленного на выработку полных, устойчивых и действенных представлений в соответствующей сфере. В статье подчеркивается, что организация формирования представлений о безопасности жизнедеятельности должна  подчиняться таким принципам построения соответствующего процесса, которые интегрируют и оптимизируют данный процесс. Деятельность по формированию представлений студентов о безопасности жизнедеятельности требует привлечения совместных ресурсов профессиональной подготовки будущих педагогов и содействия со стороны психолога.  Автор считает, что для студентов педагогического колледжа в рамках разрабатываемой модели существенной ценностью наделяется  принятие на личностном уровне необходимости и приоритетности достижения безопасного функционирования учебного заведения.

Ключевые слова: модель, программа, формирование, представления, безопасность, жизнедеятельность, студенты, педагогический  колледж, профессиональные знания, специализация, ценностная и поведенческая сферы, деятельность, ресурсы, профессиональная  подготовка, педагог,  содействие, психолог, ценности, ориентации,  безопасный тип личности. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Формирование продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности рассматривается нами в качестве сложно организованного процесса, предполагающего следование ряду требований и нацеленного на конкретный результат – выработку полных, устойчивых и действенных представлений в соответствующей сфере [1].  Продуктивные представления  о безопасности жизнедеятельности  характеризуются следующими  признаками: содержательностью,  эмоциональной адекватностью и действенностью.  Под содержательностью представлений   нами понимается как наличие в них четкой позиции относительно безопасности жизнедеятельности. В качестве эмоциональной адекватности представлений о безопасности жизнедеятельности нами рассматривается соответствие эмоций предметному содержанию данных представлений.  Под действенностью представлений о безопасности жизнедеятельности нами понимается наличие в них побуждающего потенциала к реализации ответной реакции относительно событий, инициирующих соответствующие представления [1; 2].

Основу формируемых представлений о безопасности жизнедеятельности  составляют  ее профессиональные аспекты. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности должно не только углублять профессиональные знания, но и способствовать специализации ценностной и поведенческой сферы студентов педагогического колледжа. Организация формирования представлений о безопасности жизнедеятельности должна  подчиняться таким принципам построения соответствующего процесса, которые интегрируют и оптимизируют данный процесс. Деятельность по формированию представлений студентов о безопасности жизнедеятельности требует привлечения совместных ресурсов профессиональной подготовки будущих педагогов и содействия со стороны психолога.  Содействие со стороны психолога в формировании у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности должно предусматривать  определенную  теоретическую  и практическую  подготовку [3; 7].

В модели формирования представлений студентов педагогического колледжа о безопасности жизнедеятельности было выделено несколько смысловых блоков: содержательный; функциональный; организационный; ресурсный. Будущие педагоги должны получить также знания, раскрывающие особенности построения безопасного взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Немаловажными для них являются также знания о способах формирования безопасного типа личности учащихся. Они способны составить ориентиры для построения активности в соответствующем направлении. К числу значимых для будущих педагогов знаний относятся также знания о безопасном функционировании образовательного заведения.  Они также должны владеть знаниями о содержании и способах построения имиджа безопасного образовательного заведения. Немаловажное значение в формировании представлений о безопасности жизнедеятельности студентов педагогического колледжа играет и владение ими знаниями о технике безопасности в учебном заведении. Все перечисленные элементы, будучи взаимосвязанными, относятся к базовым знаниям в сфере безопасности студентов колледжа.

К ценностям в сфере профессиональной безопасности, необходимым студентам педагогического колледжа, отнесем, прежде всего, осознание приоритетности безопасной организации учебно-воспитательного процесса.  Важным компонентом рассматриваемых ценностей выступает также переживание студентами педагогического колледжа приоритетной ценности построения безопасного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Данная ценность должна быть положена  в основу их стратегии вхождения в педагогический коллектив учебного заведения. Для студентов педагогического колледжа в рамках разрабатываемой нами модели существенной ценностью наделяется также принятие на личностном уровне необходимости и приоритетности достижения безопасного функционирования учебного заведения. Данная позиция должна выступать для них первостепенной вне зависимости от окружающего их контекста профессиональной деятельности. Рассматриваемый компонент содержательного блока программы предусматривает также достижение ценностной ориентации студентов колледжа на построение имиджа безопасного учебного заведения. Такая ориентация должна иметь уровень, достаточный для построения соответствующей ей деятельности. Кроме того, со стороны студентов педагогического колледжа предусматривается субъектная приоритетность соблюдения в образовательном заведении техники безопасности.

К умениям в сфере профессиональной безопасности, подлежащим формированию у студентов педагогического колледжа, отнесем, прежде всего, способность к построению безопасного учебного процесса. Будущие специалисты должны также обладать умением по организации безопасного, бесконфликтного взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.  В их состав входят не только учащиеся и воспитанники, но и коллеги по работе, родители детей, представители общественности, с которыми они взаимодействуют. Важным элементом рассматриваемого компонента выступает также готовность будущих педагогов к реализации действий, способных привести к формированию безопасного типа личности учащихся. Важным компонентом рассматриваемых умений является способность студентов педагогического колледжа анализировать, планировать и реализовывать построение имиджа безопасного образовательного заведения. Систему умений в сфере профессиональной безопасности, подлежащим формированию у студентов педагогического колледжа, дополняет, согласно нашей модели, действенная готовность к соблюдению в учебном заведении всех разработанных мер по технике безопасности. Отметим, что обозначенные компоненты содержательного блока процесса формирования у студентов представлений в сфере безопасности являются тесно связанными друг с другом.

Функциональный блок модели содержит, согласно нашим представлениям, следующие компоненты: расширение эрудиции в сфере безопасности, формирование приоритетов безопасности, выработка готовности соблюдать в профессиональной деятельности необходимые меры безопасности жизнедеятельности.   Эрудированность в сфере профессиональной безопасности не возможна и без достижения ими глубокой осведомленности о содержании и способах построения имиджа безопасного образовательного заведения. 

Основным приоритетом безопасности для студентов педагогического колледжа еще в годы обучения и прохождения педагогической практики должна стать субъектная безопасность каждого ученика. Данный приоритет должен быть зафиксирован ими в качестве основополагающего, задающего все остальные выстраиваемые отношения в сфере профессиональной безопасности. Личность ученика, его развитие, здоровье, психическое и физическое благополучие, жизненные перспективы должны выступать основными ориентирами для каждого студента педагогического колледжа. Наряду этим, в ценностную систему отношений будущих педагогов должна быть включена собственно профессиональная безопасность будущего педагога. Под ней нами понимается создание таких условий профессиональной деятельности, которые бы обеспечивали будущему педагогу максимально эффективное, а значит, психологически безопасное образовательное пространство.

Готовность соблюдать в профессиональной деятельности необходимые меры безопасности жизнедеятельности предполагает  образование у студентов потребности и способности к реализации в рамках профессиональных обязанностей правил и норм обеспечения безопасности жизнедеятельности. Речь идет о безопасности жизнедеятельности не только своей, но и остальных субъектов образовательного пространства. Такая готовность должна включать в себя потенциальные и актуальные компоненты. К потенциальным компонентам готовности к соблюдению мер безопасности жизнедеятельности нами относятся потребность будущих педагогов в безопасности жизнедеятельности, их желание обеспечивать такую безопасность, стремление проявлять себя соответствующим образом в различных ситуациях жизнедеятельности – повседневных и нетипичных, сложных, напряженных, экстремальных. К актуальным компонентам готовности соблюдать меры безопасности относятся владение студентами умениями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности, их реальная способность к их реализации при возникновении условий угрозы безопасности жизнедеятельности.

Организационный блок выстраиваемой нами модели характеризует основные способы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности студентов педагогического колледжа. Он включает следующие компоненты: теоретическую практическую   подготовку, психологическое консультирование.

Реализация теоретической подготовки студентов должна осуществляться на основе проведения серии лекционно-семинарских курсов, позволяющих образовать у них систему знаний, необходимых для вычленения проблем безопасности из практики построения жизнедеятельности. Такая подготовка должна обеспечить их эрудированность в своевременной фиксации и правильной идентификации различного рода угроз для нее, определения необходимого объема и направления противодействия угрозам безопасности жизнедеятельности, типа возможных ресурсов и способов их привлечения. Наряду с эрудированностью, она должна предусматривать выработку определенного ценностного отношения ко всей феноменологии безопасности и понимание социальной необходимости воспроизводства и культивирования мер безопасности. Теоретическая подготовка как один из возможных способов формирования представлений о безопасности жизнедеятельности предполагает соблюдение определенных принципов организации студентами колледжа профессиональной деятельности. К важнейшим среди них отнесем принципы научности и непрерывности. Практическая подготовка как компонент организационного блока модели формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа представляет собой способ выработки у студентов, в первую очередь, определенных профессиональных умений и навыков в сфере безопасности жизнедеятельности. Они должны уметь организовывать безопасный процесс обучения и воспитания учащихся, безопасную образовательную среду, развитие безопасного типа личности учащихся. Наряду с этим, практическая подготовка в сфере безопасности жизнедеятельности предполагает и выработку у студентов определенных ценностно-смысловых структур по отношению к безопасности жизнедеятельности. Они должны обеспечивать их отношение к безопасности и к связанным с нею действиям как собственных, так и окружающих как к приоритетным ценностям жизнедеятельности.

Организационный  блок модели,  согласно нашему замыслу, включает в себя работу  психолога над теми качествами личности студентов педагогического колледжа, которые связаны у них с представлениями о безопасности жизнедеятельности. Исходя из результатов начального этапа нашего исследования, работа психолога может распространяться на коррекцию уровня личностной тревожности, а также на развитие интернального локуса контроля, ценностей самоактуализации, личностной и социальной идентичности.

Психологическое консультирование как компонент организационного блока модели формирования представлений о безопасности жизнедеятельности представляет собой способ проработки со студентами педагогического колледжа их личностных проблем, связанных с угрозами безопасности и действиями в этой сфере. Оно протекает в форме диалога между психологом и студентом, в ходе которого решаются явные и неявные проблемы последнего в сфере безопасности жизнедеятельности.

Психологическое консультирование как способ формирования у студента педагогического колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности в своей минимальной части ориентировано на решение типичных задач. В их состав, в первую очередь, должно войти развитие свойств личности, оказывающих влияние на сферу представлений о безопасности жизнедеятельности. Во-вторых, оно может способствовать переориентации ценностно-смысловых ориентиров студентов в сфере безопасности жизнедеятельности. В третьих, оно способно содействовать становлению у студентов педагогического колледжа готовности к построению целостной и своевременной системы психологической безопасности в учебном заведении.

Ресурсный блок выстраиваемой нами модели характеризует основные источники воспроизводства безопасности в сфере жизнедеятельности, которыми должны уметь пользоваться студенты педагогического колледжа при возникновении соответствующей потребности. Данный блок, согласно выстроенной нами модели формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа включает три компонента: ресурсы профессионализации, ресурсы смыслообразования и ресурсы саморегуляции.

К ресурсам профессионализации   нами относятся профессиональные компетенции, которые обеспечивают готовность и способность будущих педагогов обеспечивать безопасность субъектов учебно-воспитательного процесса. Под профессиональными компетенциями нами понимаются элементы жизненного опыта, получаемые субъектами в процессе получения профессиональной подготовки и позволяющие им успешно решать задачи, преодолевать трудности и обеспечивать рост в профессиональной и личностной сфере. К ресурсам профессионализации, наряду со знаниями, нами относятся также практические умения, навыки и способности, получаемые студентами колледжа в рамках профессиональной подготовки и способные обеспечить поддержку реализации названных ракурсов безопасности жизнедеятельности.

К ресурсам смыслообразования как компоненту ресурсного блока выстраиваемой модели формирования представлений о безопасности жизнедеятельности нами относится способность студентов к адекватному «прочтению» и осмыслению ситуации, несущей угрозы безопасности жизнедеятельности. В основе такой способности лежат процессы рефлексии, т.е. способности делать себя предметом собственного мышления и деятельности, своей собственной проблемой, постоянно управлять собственным развитием. В соответствии с данной моделью будущие педагоги должны уметь анализировать складывающуюся ситуацию, оперативно находить источники возникающих угроз, понимать, какие средовые и субъектные особенности привели к возникновению этих угроз и перерастанию их в опасности для физического, психического или душевного благополучия субъектов учебно-воспитательного процесса. Они также должны уметь адекватно оценивать свои способности по организации противодействия угрозам и по привлечению союзников для их нейтрализации. Кроме того, в данном компоненте нами особая роль отводится способности будущих педагогов к адекватному выявлению смыслов происходящего с ними при нарушении безопасности жизнедеятельности и к формулированию продуктивных выводов по итогам «проживания» угрожающих ситуаций.  Проживание ситуации опасности должно сопровождаться осмыслением всего связанного с ней причинно-событийного пространства, позволяющего эффективно прогнозировать возникновение подобных угроз, организовывать противодействие им, выстраивать действия по скорейшему восстановлению и устойчивому поддержанию безопасности.

В качестве ресурсов саморегуляции  нами рассматриваются умения и способность студентов педагогического колледжа осуществлять адекватную дифференциацию и идентификацию состояний своей эмоциональной сферы, изменять и систематизировать их в целях достижения необходимого для них результата.  Мы исходим из того, что данная группа ресурсов человека выступает одним из ключевых факторов обеспечения его безопасности [4; 6]. Основу ресурсов саморегуляции составляют представления об эмоциональной сфере человека и тех особенностях, которые она претерпевает, попадая в угрожающие или опасные ситуации различного рода. В целом, ресурсы саморегуляции в качестве компонента ресурсного блока рассматриваемой модели содержат комплекс представлений студентов педагогического колледжа, охватывающий не только распознавание эмоциональных процессов у себя и у окружающих, но и осуществление различных продуктивных действий с ними.

Наряду с основными блоками, выстраиваемая нами модель формирования у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности включает в себя ряд принципов построения соответствующей продуктивной активности, осуществляемой  в рамках педагогического процесса.  К ним относятся  основополагающие правила организации информационно-просветительской, коррекционно-развивающей и консультативно-сопроводительной деятельности, нацеленной на повышение личной результативности будущих специалистов образовательной сферы при взаимодействии с угрожающими и опасными ситуациями. В качестве принципов такого рода нами выдвигаются: принцип научности, принцип целостности, принцип непрерывности и принцип связи с практикой [5].

Итак, разработанная нами модель представляет собой структурное описание процесса формирования у студентов педагогического колледжа представлений о безопасности жизнедеятельности.   На основе данной модели была разработана программа,  включающая несколько направлений работы по формированию у студентов представлений о безопасности жизнедеятельности.   Среди них: внедрение в учебный процесс подготовки будущих педагогов содержания обучения,  позволяющего сформировать необходимые для них знания в сфере безопасности жизнедеятельности; разработку и проведение для студентов дополнительных курсов по психологии, расширяющих их представления  о безопасности жизнедеятельности;  включение в практику деятельности педагогического колледжа сопровождающей работы психолога, направленной на коррекцию и развитие адекватных представлений   студентов о безопасности жизнедеятельности.

 

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб., 2002.
  2. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
  3. Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета, 2011. – № 4. – С. 4-11.
  4. Котова И.Б., Пирмагомедова Э.А. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности // Российский психологический журнал, 2011. – Т. 8. – № 1. – С. 20-27.
  5. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 56. – № 1. – С. 252-258.
  6. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М.: Экон-Информ, 2008. – С. 5-11.
  7. Синельникова О.П. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших школьников: дис. … канд. психол. наук. – Армавир, 2010.

Об авторе

Лозовая  Галина  Владимировна – аспирантка кафедры психологии и педагогики Института  сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)  Федерального Государственного  бюджетного  образовательного учреждения  «Донской Государственный Технический  Университет», г. Шахты Ростовской области.           

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Лозовая Г.В. Модель и программа формирования продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.