ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

  

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического изучения психологических особенностей современных Интернет-зависимых студентов как лиц, характеризующихся нарушением психологической безопасности личности. Статья содержит результаты развернутого изучения психологических проявлений группы Интернет-зависимых студентов, а также построения психологического портрета личности Интернет-зависимого студента (на примере одного из испытуемых). 

Ключевые слова: психологический портрет, личность студента, Интернет-зависимость, психологическая безопасность личности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Постановка проблемы и организация исследования

Проблема взаимодействия человека с компьютером, его поведение в электронной информационной среде, ее воздействие на психику образует один из векторов современных психологических исследований [5, 9, 10]. Установлено, что в глобальной сети проявляются иллюзии восполнения дефицита общения, близости со значимыми людьми, субъективно сбалансируются неудовлетворенность своими умениями, навыками и способностями. С помощью этой бездушной «железки», то есть компьютера, человек пытается достичь таких целей, которые требуют вовлечения значимых для него людей (преподавателей, родителей, сверстников), стараются заменить отсутствие смеха и радости, неудовлетворенности от жизни [19]. В конечном счете, страдающая личность перемещает основную часть своих способов и отношений получения радости в виртуальную реальность и ухудшает свои промахи и неудачи в жизни, то есть в бытие. Чем комфортнее молодой человек себя чувствует в глобальной сети, тем сильнее он «растворяется» в ней, и тем значительнее становится для него компьютерные технологии в роли определенного наркотика. Таким образом, проблема зависимости человека от Интернета тесно переплетается с проблематикой безопасности личности [1, 3, 4, 6, 7], в целом, и информационно-психологической безопасности [2, 11], в частности. Перед психологами-практиками ставится реальная задача приобщения молодых людей к самообеспечению безопасности [8]. Особенно это важно с учетом фактора времени [17].

По проблеме Интернет-аддикции выделяют такое направление исследования как стадии модели и развития компьютерной зависимости. Несмотря на наличие определённых научных разработок проблемы, в целом она остается мало изученной, что затрудняет разработку практических рекомендаций по профилактике и преодолению зависимости данного типа.

Основной целью проведённого нами исследования выступило изучение типичных психологических особенностей студентов с Интернет-зависимостью и построение психологического портрета современного студента, обладающего ярко выраженной Интернет-зависимостью.

В качестве эмпирических методов использовались исследовательские методы психологии (наблюдение, опрос, тестирование) и методы практической психологии (психологическое консультирование, психологическая профилактика). В работе использованы следующие исследовательские методики: Методика ИТО – индивидуально – типологический опросник (Л.Н. Собчик); Опросник «Восприятие Интернета» (Е.А. Щепилина); Тест на Интернет-зависимость (В.А. Лоскутова); Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); Тест «уверенность в себе» (Ф. Райдас); «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон).

Исследование было реализовано над одним испытуемым, обладающим высоким уровнем Интернет-зависимости. Его обследование позволило осуществить реконструкцию психологического портрета человека, характеризующегося высоким уровнем данной зависимости.

Опыт построения психологического портрета личности Интернет-зависимого студента

После изучения индивидуальных свойств испытуемого с высоким уровнем Интернет-зависимости необходимо отметить, чтоу негобыл выявлен средне слабый тип нервной системы. Тип графика вогнутый. Такой тип графика и позволяет предположить наличие у испытуемого средне слабого типа нервной системы. Средне слабый тип нервной системы наиболее чувствителен к различным стимулам. Средне  слабый тип обладает меньшей выносливостью, он менее способен выдерживать достаточно высокую нагрузку.

Данный испытуемый имеет меланхолический тип темперамента. Он является человеком с повышенной сензитивностью, это значит, что студент чувствителен к внешним воздействиям окружающей среды. Также можно сказать испытуемый имеет повышенную эмоциональную возбудимость (быстрая возбудимость эмоций), имеет повышенную тревожностьЗамедленный темп реакций испытуемого указывает на скорость протекания различный психических реакций и процессов (темп речи, движений, скорость запоминания, находчивость, быстрота ума). Высокая реактивность показывает, с какой степенью активности, энергичности испытуемый воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении своих целей. Испытуемый обладает пониженной резистентностью, что указывает на наименьшую степень сопротивления утомлению, неблагоприятным условиям. Пониженная психодинамическая общительность испытуемого (гаррулитарность) указывает на небольшую частоту установления социальных контактов и широту круга общения.

Несмотря на то, что испытуемый обладает пониженной психодинамической общительностью, он все же является экстравертом, значит, студент проявляет большую зависимость от внешних впечатлений, стремится к контакту с другими людьми, инициативы в общении, отдает предпочтение большим компаниям, стремясь устанавливать много контактов с людьми. Испытуемый пластичен. Он легко и гибко приспосабливается к внешним воздействиям, изменяющимся условиям жизни.

Диагностируя свойства испытуемого как субъекта познания и деятельности, то можно сказать, что показатель IQиспытуемого равен 94 (норма). Показатель IQ равный 94, говорит о том, что интеллектуальное развитие испытуемого находится в норме, он хорошо адаптирован к окружающей действительности, у него адекватная, легкая и эмоционально положительная восприимчивость явлений реальности. Познавательная сфера испытуемого развита хорошо, он способен разумно действовать, рационально мыслить и адекватно справляться с жизненными обстоятельствами, контролировать свои интеллектуальные ресурсы и ход интеллектуальной деятельности. Студент способен не только к планированию своей интеллектуальной деятельности, но и к прогнозированию ее последствий, к самооценке хода и результатов мыслительного процесса.

Интернет-зависимый студент обладает высоким уровнем объема, переключения и распределения внимания. Испытуемому свойственна быстрота, скорость перехода с одной деятельности к другой, также обладает средним уровнем таких типов мышления как: предметно-действенным, абстрактно-символическим, наглядно-образным и творческим. Средний уровень по данным типам мышления позволяет усваивать информацию через движения, усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить, может мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.

Данный испытуемый обладает средним уровнем концентрации и избирательности внимания и высоким уровнем образной памяти. Высокий показатель образной памяти говорит о том, что испытуемый быстро запоминает образы, предметы находящиеся или окружающие его в обществе, дома и т.д.

Присутствует у него и высокий уровень оперативной памяти. Высокий показатель оперативной памяти говорит о том, что испытуемый оперировать с более крупными единицами, объединяя несколько элементов в более крупные символы. Испытуемый был точен, быстр, подвижен, потому данная работа не составила ему труда.

Исследование свойств личности позволило установить, что у испытуемого акцентуированы следующие типы: застревающий, эмотивный, тревожный, циклотимный, возбудимый, демонстративный, экзальтированный.

Студенту присуще длительный эмоциональный отклик, переживания и устойчивость аффекта. Если его оскорбить в отношении личных интересов и его авторитета, то можно сказать, что он еще долго будет помнить или вообще не забудет текущий случай данного этапа жизни, плоть до того, что не простить человека, который его оскорбил. Поэтому не удивительно, что таких людей считают мстительными и злопамятными личностями. Этому факту есть объяснение, а именно переживание аффекта испытуемого сочетается с придумыванием или фантазированием, то есть студент додумал то, чего и не было. Естественно обидчивость таких личностей не остается не заметной.

Испытуемый является очень чувствительным человеком. Для него характерны такие черты как эмпатия, душевность, искренность, мягкость, отзывчивость. Эти особенности его характера прослеживаются во внешних реакциях студента по отношению, как к себе, так и к людям. Ему свойственна и повышенная слезливость.

Очень важным моментом является то, что Интернет-зависимый студент имеет повышенную тревожность, связанную с беспокойством своей судьбы и судьбы родных, друзей, также тревожится из возможных неудач, хотя на самом деле поводов для беспокойства вовсе и нет или же они незначительны. Он – студент робкий, иногда покорный человек. Ему естественна неуверенность в себе, так как присутствует настороженность перед жизненными обстоятельствами.

Испытуемый склонен к переходу от дистимических к гипертическим состояниям, и наоборот. Такая смена состояний систематична или даже постоянна. В первом случае позитивные эмоции появляются не только от радостных событий, но и еще от деятельности или какой-либо активности.

При возникновении печальных событий испытуемый не только может огорчиться, но и стать пассивным и подавленным, здесь будет проявляться снижение эмоциональности, замедленность мышления и различных реакций со стороны студента.

Несмотря на данный факт, испытуемый является возбудимой личностью – выраженная импульсивность поведения. Его особенность поведения и общения зависит, прежде всего, от инстинктов, порывов, влечений и неконтролируемых действий в первую очередь, а не от рационального осмысления и логики. В связи с этим таким испытуемым характерна нетерпимость.

Необходимо отметить демонстративность испытуемого, который имеет потребность произвести впечатление и быть в центре внимания окружающих. Это проявляется в преподнесении себя как наиболее важного участника какой-либо дискуссии, также проявляется самохвальство. Естественно в основном данное поведение является очагом фантазий испытуемого по поводу своей персоны.

Испытуемому свойственна бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Это проявляется в поведении, ему чрезмерно свойственна разносторонность настроения – от отчаяния к радости, и наоборот. Причем присутствует впечатлительность по любому поводу или событию, внутренняя впечатлительность проявляется во внешнем поведении испытуемого.

Говоря про тревожность, можно сказать, что ситуативная тревожность испытуемого средняя (44 балла). Это значит, что реакции на различные социально-психологические стрессоры возникают (угроза самоуважению ожидания агрессивной реакции или негативной оценки, престижа), возможно, чувствует скованность и напряжение, чувствует себя не очень свободно, не уверен в себе.

Если говорить о личностной тревожности испытуемого, то она у нее высокая (57 баллов). Это свойство предполагает высокую предрасположенность к различным стрессорам. Испытуемый очень тревожится перед ожиданием каких-либо трудностей, сильно переживает из-за пустяков, поэтому критические ситуации и трудности для него очень страшны.

Описывая личностные характеристики испытуемого можно сказать, что он сдержанный, обособленный, критический, холодный. Быстро усваивает и воспринимает новый материал.

Испытуемый – изменчивый, фрустрированный, нетребовательный, утомляемый, эмоционально возбудимый человек. Он бывает часто зависим. При определенных ситуациях признает свою вину. Застенчивый, неуверенный в себе, робкий, уживчивый человек. Обладает хорошим воображением, практичный, однако мнительный.

Ему свойственны депрессивные состояния, поэтому чаще преобладают мрачные настроения. Проявляется тревожность практически во всех ситуациях жизни. У испытуемого присутствует чувство, что группа его не принимает. Имеет склонность к компромиссам с новыми людьми, придерживается традиций. Часто не обращает внимания на окружающих, не руководствуется волевым контролем (данный факт показан в результатах теста «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова). Иногда может чувствовать себя неадаптированным, напряженным.

И еще раз подтверждается, что испытуемый пассивная личность, которая нуждается в поддержке и взаимопонимание со стороны друзей и близких.

С точки зрения ценностей важными для него являются только активные социальные контакты. Он стремится к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Основные выводы

1. Интернет-зависимость в студенческом возрасте представляет собой разновидность аддиктивного поведения, вызываемую повышенной увлеченностью Интернетом и приводящую к уходу об окружающей действительности, страху перед всеми обязательствами жизни, поиску запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для своей реальности и невозможность отвечать за собственные поступки.

2. В студенческом возрасте складываются предпосылки, как способствующие, так и препятствующие возникновению Интернет-зависимости. С одной стороны, в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества. Сравнительно с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально – логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

3. Высокий уровень Интернет-зависимости приводит к построению психологического портрета, позволяющего обозначить снижение социальной адаптации и повышение зависимости от Интернета. Наиболее ярким проявлением Интернет-зависимости в студенческом возрасте является ощущение одиночества, неуверенности в себе и понижение самооценки силы воли.

Литература

  1. Благодырь Е.М. Безопасное поведение человека: предметно-категориальное содержание в истории психологической науки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 1. – С. 322-326.
  2. Ежевская Т.И. Основные направления и подходы к исследованию информационно-психологической безопасности личности в отечественной науке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2010. – № 5.- С. 193-200.
  3. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld, 2011. – Т. 20. – № 2. – С. 25-26.
  4. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации, 2005. – № 40. – С. 145-153.
  5. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // Наука. Инновации. Технологии, 1996. – № 8. – С. 97.
  6. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. Ессентуки: РОССЫ, 2002. – 156 с.
  7. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 299-305.
  8.  Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005. – Т. 49. – № 5. – С. 207-213.
  9. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. Ессентуки: РОССЫ, 2001. – 88 с.
  10. Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: дисс. ... канд. психол. наук. – Ставрополь, 1998. – 161 с.
  11. Ляшук А.В. Оценка информационного воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности // Сборник научных трудов Sworld, 2007. – Т. 11. – № 2. – С. 9-14.
  12. Психологическое сопровождение адаптации студентов в изменяющихся условиях образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Краснянская Т.М. и др. – Пятигорск, 2012.
  13. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 3; URL:www.science-education.ru/109-8835 (дата обращения: 14.06.2015).
  14. Татьянченко Н.П. Проектирование системы обеспечения личной безопасности военнослужащих // Сборник научных трудов Sworld, 2012. – Т. 21. – № 4. – С. 36-39.
  15. Татьянченко Н.П. Развитие понятия «копинг» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 212-213.
  16. Толмачева Л.В. Основные подходы к построению концепции педагогического проектирования культуры безопасности // Альманах современной науки и образования, 2007. – № 5. – С. 225-228.
  17. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 3. – С. 221-225.
  18. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. … канд. психол. наук. – Пятигорск, 2012.
  19. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000. – №2.

Об авторе

Джагарян Кристина Александровна – психолог МБОУ СОШ №30 г. Пятигорск

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Джагарян К.А. Психологический портрет современного студента с проблемами интернет-зависимости. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.