ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ

  

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Различные подходы к описанию и изучению феномена личности, однако все, как бы существенно они не отличались по определению предмета и методов современной психологической науки, так или иначе сводят понимание личностного (личностной сущности, «ядра личности») с пристрастностью человеческой души.

Ключевые слова: Понимание личности, концепции смыслового развития, смысл, личность, поведение, мотивация, индивидуальная ценность, когнитивные процессы, саморегуляция, ожидания, конструкт, гештальт.

Об авторе

Ссылка для цитирования 

 

В различных психологических школах, сложившихся на настоящее время, существуют принципиально различные подходы к описанию и изучению феномена личности, однако все, как бы существенно они не отличались по определению предмета и методов современной психологической науки, так или иначе сводят понимание личностного (личностной сущности, «ядра личности») с пристрастностью человеческой души. Личность становится носителем личностного тогда, когда обретает возможность порождать индивидуальную ценность постигаемого, раскрывать для самого себя то, что в отечественной психологической традиции называется личностным смыслом и как следствие современная теория смысла и смыслообразования становится тем перекрестком в научном поиске, на котором встречаются различные подходы, исследующие, пусть и в очень разных аспектах, сопряженные проблемы, связанные с сутью личностного в человеке.

Для выявления специфики современного понимания личности как носителя определенной личностной ценности необходимо проанализировать как именно интерпретировалась ценность в концепции смыслового развития на разных этапах становления современной методологии психологической науки.

Э.Ч. Толмэн, который одним из первых обратил свое внимание на ценностную специфику личностной сущности, предполагал, что в ходе научения организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами. В результате чего организм образует «когнитивную карту» с помощью, которой, в дальнейшем, и регулируется поведение. Э.Ч. Толмэн, считая себя «теоретиком поля», определял поведение как целенаправленное или ориентированное на достижение определенной цели: «…сам факт обучения – для крысы или для человека – является объективным поведенческим свидетельством наличия цели» [1]. Именно наличие цели предает поведению смысл и делает его целостным: «Мы наблюдаем за поведением крысы, кошки или человека и отмечаем такие его особенности, как чему – то направленному, осуществляющемуся с помощью таких-то средств, для которого характерна определенная структура отношений между целью и объектами, используемыми в качестве средств для ее достижения» [2].

Многие положения Э.Ч. Толмэна были развиты в теориях социального научения. Концепции Дж. Роттера и А. Бэндуры во многом проясняют проблему смысла человеческого поведения и деятельности. Поведение и мотивация в данных теориях представляются, прежде всего, целенаправленными и когнитивно обусловленными, а, следовательно, осмысленными. Будучи бихевиоральными по своей сущности данные подходы, тем не менее, переносят акценты исследования со стимулов внешней среды на внутренние, когнитивные детерминанты.

Социально-когнитивная теория А. Бэндуры придерживается взгляда на человека как на активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направленные действия и взаимодействовать с другими людьми [3]. Люди находятся под влиянием окружающей среды, но они в то же время сами выбирают способы действия.

Структуру человеческого поведения, по мнению А. Бэндуры составляют три переменные, взаимосвязь которых и придает поведению определенный смысл. Осмысленность поведения, в данном подходе, связана со способностью человека определять, с какими явлениями окружающей среды он встретится, какую оценку он вынесет этим событиям и как он организует их для последующего использования. Оставаясь убежденным бихевиористом, А. Бэндура уделяет большое внимание характеристикам человеческой личности, влияющим на поведение: «Если бы наше поведение определяли только внешние награды и наказания, люди вели бы себя как флюгера» [цит. по 4, с. 689]. Важнейшей такой характеристикой является саморегуляция – реактивное стремление уменьшить расхождение между достижениями и целью, и, проактивное стремление ставить перед собой новые цели, более высокого порядка. Саморегуляция обуславливается двумя группами факторов: внешними – стандартами, по которым человек может оценивать свое поведение, и, внутренними, или личностными – набором когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию. Используя эти когнитивные процессы в качестве отправной точки, человек осуществляет саморегуляцию и самоуправление, и делает свое поведение осмысленным. Наряду с саморегуляцией, в качестве важнейшего внутреннего фактора, А. Бэндура выделяет и самоэффективность, которая функционирует при воздействии трех необходимых условий: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя. Все эти процессы осуществляются благодаря имеющимся внешним образцам для сравнения и внутренним личным стандартам. Кроме того, данные процессы детерминированы ценностью, которую сам человек придает своей деятельности и реакциями самооценки, приобретающими статус критерия поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий [5].

У Дж. Роттер в качестве смысловой основы поведения можно выделить взаимосвязь между четырьмя переменными: потенциалом поведения – вероятностью реализации данного поведения в конкретной ситуации; ожиданием – мнением человека о том, получит ли он подкрепление; ценностью подкрепления – предпочтением, оказываемым человеком определенному подкреплению; психологической ситуацией – сложной структурой сигналов, получаемых личностью в определенный период времени. Наибольшее внимание Дж. Роттер уделяет ожиданиям, которые являются одной из важнейших характеристик личности, подразумевающие использование прошлого опыта для предсказания возможности дальнейшего получения подкрепления. Именно ожидания выполняют функцию смысловой детерминанты поведения.

Многие положения бихевиоральных теорий касающиеся когнитивных аспектов поведения, нашли свое продолжение в рамках когнитивной психологии.

Роль когнитивных компонентов как ядерных личностных образований, наиболее полно представлена в теории личностных конструктов Дж. Келли. В ней человек представлен, прежде всего, как ученый, стремящийся предсказывать и управлять событиями собственной жизни. Это исследователь, конструирующий свою, сугубо индивидуальную теорию мира, в процессе приобретения жизненного опыта выдвигающий определенные гипотезы, проверяющий их на практике и устанавливающий закономерности, с помощью которых происходит интерпретация жизненных ситуаций и прогнозирование будущих событий. В качестве основной единицы смысловой организации субъективного мировосприятия выступает личностный конструкт – способ истолкования мира, дающий возможность строить свое поведение: «Под конструктами мы подразумеваем репрезентацию мира. Так как мир – это, по существу ход событий, то проверка конструкта – это его испытание последующими событиями. Другими словами, конструкт проверяется из его предсказательной эффективности» [6]. Дж. Келли рассматривает конструкт как способ осмысления Смысл, по Дж. Келли, определяется не только «самим предвосхищаемым действием оцениваемого события, но и всей целью умозаключений, лежащих в основе этого предвосхищения» [цит. по 7, с. 85]. Осмысленность жизни Дж. Келли связывает со способностью смотреть вперёд, т.е. видеть настоящее в прошлом и будущее в настоящем.

Свое отношение к природе человека и мира в терапевтических концепциях выразили Ф. Перлз и Ю. Джендлин.

Ф. Перлз считал, что нет смысла объяснять поведение человека, оно, и есть его смысл. Следовательно, бессмысленно искать ответ на вопрос «почему?», смысл может быть понят через ответ на вопрос «как?», актуализированный «здесь и теперь». Происходящее в текущей момент: это сплав прошлого опыта, ценностей, отношения, ожидания, цели и желания, воздействующих на поведение опосредованно. Поэтому важно понять, как они представлены в настоящем. Смысложизненую проблематику здорового человека гештальттерапия определяет через поиск «подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределенное «когда-нибудь потом». Быть здоровым и счастливым, довольным собой, уверенным в своих силах, любить друзей и близких, не терзая их претензиями, а себя – вечными страданиями, стать ответственным и зрелым, оставаясь веселым и спонтанным…» [цит. по 8, с. 48].

Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром, посредством контакта-ухода через одну из трех зон субъективной реальности (поля организма): внутреннюю (ощущения своего тела), внешнюю (ощущение и осознавание окружающей действительности) и среднюю (зону интерпретаций, оценок, мнений, установок). Насущная потребность создает контакт с частями поля, значимыми для человека. Для удовлетворения потребностей необходимо быть в контакте с внешней и внутренней зоной. Человек осуществляет действие по удовлетворению потребностей, ассимилирует его результат и выходит из поля. Затем цикл повторяется с образованием нового гештальта. Основным механизмом осмысления ситуации является процесс сознавания – «спонтанное чувствование всего того, что ощущает и делает человек» [9, с. 214]. По своей сути этот процесс выполняет функцию актуализации смысла потребности и соотнесения его со смыслом объектов реальности, посредством деятельности.

На важность переживаний в процессе поиска истинных решений указывает американский психолог Ю. Джендлин. Постоянно изменяющиеся и взаимодействующие между собой смыслы выступают как элементы одного процесса переживания, к которому и сводится личность. «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Вместе с тем смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы» [10, с. 86]. Согласно концепции Ю. Джендлина, решающим является само отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением. Он выделяет четыре типа отношений, в которых рождаются новые смыслы или же существующие смыслы получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием: отношения метафоры; отношения схватывания; отношения релевантности; отношения иносказания. Эти четыре функциональных отношения и обеспечивают, по мнению Джендлина, непрерывную динамику смыслов, их развитие и обогащение в потоке переживания, который и есть личность.

Терапевтические концепции Ю. Джендлина и Ф. Перлза указывают на индивидуальную неповторимость смысла и его целостную связь с субъективной значимостью элементов реальности. Что во многом объединяет данные теории с гуманистическими подходами.

В рамках гуманистического и экзистенционального направления категория «смысл» приобретает онтологический характер. Понятие «смысл» рассматривается как личностный феномен, определяющий полноценное человеческое существование.

Центральным конструктом в теории К. Роджерса является «полноценно функционирующий человек», использующий свой опыт для установления самого себя, определения собственной личности. Основным механизмом существования и интерпретации событий, которые влияют на личность, является самоактуализация: «У организма имеется одна основная тенденция и стремление – актуализировать, поддерживать и расширять деятельность организма» [цит. по 11, с. 266]. К. Роджерс вводит понятие «феноменального поля» или поля опыта «Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является» [12, с. 30]. Любой человек способен к отысканию своего личностного смысла и цели в жизни, поэтому восприятие человеком действительности является более важным, чем сами события. В свете этих положений категория смысл приобретает исключительно индивидуальный (субъективный) характер, и, вводится в разряд личностных характеристик «Важная истина относительно внутреннего мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать лишь индивид» [12, с. 30].

А. Маслоу, как и большинство персонологов, не оперировал понятием «смысл». Но в его концепции самоактуализирующейся личности этот конструкт может выступать как центральный, поскольку он буквально пронизывает все положения касающиеся человеческого бытия. Маслоу описывал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной. Потребности выступают в качестве смысловых детерминант поведения и жизнедеятельности индивида. Удовлетворяя свои потребности, индивид ориентируется на определенные группы ценностей, т.е., ценности изменяются в зависимости от удовлетворения (или не удовлетворения) потребностей – выбранные ценности и есть ценности» [13, с. 209].

Г. Олпорт не делает различия между ценностью и личностным смыслом «Ценность, в моем понимании – это некий личностный смысл» [14, с. 133]. Человек осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Это «категория значимости», которая не приобретается упражнениями или подкреплениями как определенные привычки и умения. Личностные смыслы трансформируют привычки и умения из внешнего пласта личности в систему «Я». Процесс перевода внешних ценностей во внутренние, преобразование средств в цели и формирование на их основе личностных смыслов Г. Олпорт назвал «принципом функциональной автономии». Будучи по началу внешними по отношению к системе «Я», привычки и умения преобразуются в личностные смыслы и используют ту основную энергию, которой обладает организм. Функциональная автономия, являясь личностным феноменом, подразумевает существование проприотического пласта, в котором и находятся личностные смыслы [15].

В теории В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей силы поведения В. Франкл постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни: «Каждый человек во всех жизненных ситуациях имеет предначертанный ему единственный в своем роде путь, идя по которому, он может добиться реализации собственных возможностей» [16, с. 48]. Поиск человеком смысла является первичной движущей силой в его жизни. Сама жизнь ставит перед человеком вопросы о смысле, на которые он должен найти ответы. При этом В. Франкл отмечает, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений» [цит. по 17, c. 11]. Смысл, в данной теории представлен как объективная категория, или как пишет В. Франкл «транссубъективная». Субъективной является перспектива, в которой человек постигает реальность, но «то, что видится в перспективе, сколь субъективной она не была бы, является объективным миром» [18, с. 267]. Следовательно, смысл существования не изобретается человеком, он, скорее, постигается в мире, в реальной действительности. Именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации [19-44]. В противном случае он был бы всего лишь выражением самости и утратил бы свой мотивирующий характер.

Литература

1. Шультц Д.П., Шультц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.

2. Толмэн Э. Поведение как молярный феномен / История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса). – 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 107-123.

3. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян; под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

5. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики личностных смыслов // http://spf.kemsu.ru/portal/psy2004/1.1.htm .

6. Келли А.Дж. Теория личности. – СПб: Речь, 2000.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Изд-во «Наука», 1984.

8. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997.

9. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1998.

10. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) /Современный человек: цели, ценности, идеалы. Реферативный сборник. – Вып. 1. – М.: ИНИОН АН СССР, 1988. – С. 73–100.

11. Глэдинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

12. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.

13. Коростылева Л.А. Самореализация в личной жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей Л.А. Коростылевой. – Вып. 3. – СПб., 1999.

14. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: «КСП+», СПб.: «Ювента», 1998.

15. Олпорт Г.В. Становление личности: избранные труды. – М.: Смысл, 2002.

16. Франкл В. Психотерапия на практике. Пер. с нем. – СПб.: «Ювента», 1999.

17. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл // В. Франкл. Человек в поисках смысла. – M.: Прогресс, 1990.

18. Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

19. Волков А.А. Специфические особенности смысловой сферы личности в профессиональном контексте // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2015. – № 1. – С. 325-330.

20. Волков А.А. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции, 2014. – С. 405-408.

21. Волков А.А. Психологическая подготовка сотрудников полиции: проблема личностных трансформаций // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 3 (11). – С. 139-144.

22. Волков А.А., Волкова В.М. Теория внутриличностных конфликтов как объяснительный механизма причин преступного поведения подростков // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 1 (9). – С. 183-188.

23. Волков А.А. Кризисы профессиональной самореализации личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 4. – С. 235-239.

24. Волков А.А., Волкова В.М. Психологический конфликт как условие развития личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 2 (10). – С. 273-279.

25. Волков А.А., Чурсинова О.В., Салгалов Е.Д. Особенности стрессоустойчивости педагога // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2014. – № 6 (45). – С. 244-248.

26. Волков А.А. Проблемы повышения квалификации профессиональной компетентности сотрудников полиции, обеспечивающих общественную безопасность // В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел. сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина, 2013. – С. 10-14.

27. Волков, А.А. Проблемы мотивов и мотивации учения у курсантов и слушателей вузов МВД России // В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел. / Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н.Кашина, 2013. – С. 65-67.

28. Волков А.А. Личность в ценностно-смысловой интерпретации /А.А. Волков // Гуманизация образования, 2013. – № 1. – С. 23-27.

29. Волков, А.А., Волкова, В.М., Волков, С.А. Темпоральность правосознания судебных приставов // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). – С. 10-15.

30. Волков А.А., Волкова В.М. Проблема системного психологического исследования личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 3 (7). – С. 159-164.

31. Волков А.А., Волков С.А., Волкова В.М. Темпоральное правосознание как форма индивидуального сознания // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 1 (5). – С. 245-250.

32. Волков А.А., Волкова В.М. Проблема коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 4 (8). – С. 250-255.

33. Волков А.А., Волкова В.М. Современное понимание формирование смысла жизни в индивидуальном развитии // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 2 (6). – С. 380-385.

34. Волков А.А., Волков С.А. Формирование правосознания судебных приставов // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2012. – № 4. – С. 382-386.

35. Волкова В.М., Волков А.А., Волков С.А. Становление современной методологии психологической науки // Наука. Инновации. Технологии, 2012. – № 2.- С. 141-145.

36. Зырянов В.Н., Волков А.А., Волков С.А. Становление профессионального правосознания судебных приставов // Правовая культура, 2011. – № 2. – С. 87-91.

37. Волков А.А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации. // Дис…док. психол. наук. – Ростов-на-Дону. – Южный федеральный университет, 2010.

38. Волков А.А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации // Автореф. дис…. док. психол. наук. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010.

39. Волков А.А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности. – Москва, 2010.

40. Волков А.А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности: проблема личностных трансформаций // Российский психологический журнал, 2010. – Т. 7. – № 1. – С. 37-44.

41. Волков А.А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности: результаты эмпирического исследования // Российский психологический журнал, 2009. – Т. 6. – № 5. – С. 32-39.

42. Волков А.А., Бакулин А.В. Требования оперативно-служебной деятельности к психологической подготовленности участковых инспекторов милиции // Северо-Кавказский психологический вестник, 2009. – Т. 7. – № 1. – С. 26-30.

43. Волков А.А., Ларина Т.Н. Психологическая деформация смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора (СИЗО) // Российский психологический журнал, 2008. – Т. 5. – № 1. – С. 60-67.

44. Волков А.А., Исаакян О.В. Психологические барьеры личности в ситуации жизненного кризиса // Северо-Кавказский психологический вестник, 2008. – Т. 6. – № 4. –  С. 35-41.

Об авторе

Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Волков А.А. Подходы к описанию и изучению феномена личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.