ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УДК 37.013.75

English version:

Аннотация. В статье предложено исследование развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Дается сущностная характеристика социальной активности, определены и описаны уровни развития социальной активности студентов (низкий, ниже среднего, средний, высокий), выделены и обоснованы соответствующие критерии для их идентификации (когнитивный, эмоциональный, деятельностный). В статье раскрыты содержание и логика эмпирического изучения социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности, обоснованы и проанализированы полученные результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: социальная активность, социально-преобразующая деятельность, уровни развития социальной активности, критерии развития социальной активности.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Развитие социальной активности актуально, поскольку обществу необходима активная созидающая личность, подготовленная к жизни и труду в современных условиях. Социальная активность студентов направлена на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности. Активность как способ организации жизни, регулятор своих потребностей и возможностей, характеризует требования к личности со стороны общества и окружающей действительности. Социальная активность определяется нами как определенная степень взаимодействия человека с окружающей действительностью. Значение социальной активности определяется содержанием и направленностью деятельности, важно в какой сфере общественной жизни студент ее проявляет. По мнению Р.М. Шамионова [5], социальная активность личности понимается как частный случай инициативного воздействия субъекта на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает не только ее участие в общественной жизни, но, прежде всего, инициативно-творческое отношение к сферам своей социальной жизнедеятельности, а также к самой себе как субъекту социального бытия. Автор отмечает, что основной функцией активности выступает преобразование действительности посредством интеграции и привнесения в нее новых элементов. Через призму субъектно-бытийного подхода Р.М. Шамионов связывает социальную активность с разными условиями социального бытия (со-бытия), субъектностью личности, субъективности отношений, со способностью личности конструктивно «со-бытийствовать» с другими, подчеркивает необходимость изучения социальной активности личности в соотнесении с эффектами ее социализации.

По теме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В исследовании, которое проводилось в период с 2013 г по 2014 г., приняло участие 90 человек, студенты 1, 2, 3 курсов по направлениям подготовки: педагогическое образование и психолого-педагогическое образование.

Эмпирическое исследование осуществлялось по следующей схеме:

- подбор диагностического инструментария для определения уровня развития социальной активности студентов;

- выделение критериев с целью определения уровня развития социальной активности студентов;

- на основе кластерного анализа определение и выявление уровней развития социальной активности студентов;

-  изучение динамики развития социальной активности студентов на констатирующем этапе и контрольном срезе опытно-экспериментальной работы;

- проверка гипотезы исследования: целенаправленное и планомерное включение студентов в социально-преобразующую деятельность повышает уровень развития их социальной активности;

- математическая обработка и интерпретация полученных результатов;

- подведение итогов опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.

Для диагностики социальной активности использовались следующие методики: 1) тест на измерение социально-трудовой активности (Ю.П. Платонов), показатели (целенаправленность, мотивированность, эмоциональность, стрессоустойчивость, коллективность, интегративность и организованность); 2) методика для изучения социализированности личности (М.И. Рожков), показатели (социальная адаптированность, социальная активность, автономность и отношение к нормам жизнедеятельности); 3) тест для диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (методологическая основа теста – теория мотивации Д. МакКлелланда), показатели (достижение успеха, стремление к власти, тенденция к аффилиации).

Для определения уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности были выделены следующие критерии:когнитивный, эмоциональный и деятельностный [2]. Когнитивный критерий – знания социального действия, навыки социального взаимодействия («знаю, что такое социальное действие», «имею навыки социального взаимодействия»). Мотивационный критерий – позитивное отношение к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом («знаю и хочу в этом участвовать»). Деятельностный критерий – опыт самостоятельного социального действия, опыт активного социального взаимодействия с миром («знаю, хочу, умею и имею опыт организации»).

Уровни развития социальной активности студентов определялись на основе кластерного анализа. Были введены индексы размерности для каждого критерия, которые рассчитывались по формулам в зависимости от типа данных по интересующим нас характеристикам: L-, Q-, T- данных (по классификации Р.Б. Кэттелла), применяемым в эмпирическом исследовании (диапазон значений от 0 до 1). Уровни развития социальной активности студентов определялись по следующим диапазонам значений: 0,1 < I ≤ 0,4 – низкий; 0,4 < I ≤ 0,6 – средний; 0,6 < I ≤ 0,8 – выше среднего; 0,8 < I ≤ 1 – высокий.

Исходя из характеристик, данных по кластерам и диапазона значений, были выделены следующие уровни развития социальной активности студентов (низкий, ниже среднего, средний, высокий).

Низкий уровень социальной активности: студент имеет знания социального действия и навыки социального взаимодействия. Ниже среднего уровень: студент готов к социальным действиям на основании полученных знаний, владеет навыками социального взаимодействия, характерно позитивное отношение к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом. Средний уровень: студент имеет опыт социального действия и навыки социального взаимодействия, характерна положительная мотивация на самостоятельную социально-преобразующую деятельность. Высокий уровень: студент имеет опыт самостоятельного общественно-полезного действия, умеет предвидеть позитивные результаты социальной деятельности, ярко выражены креативность, самостоятельность и инициатива в социально-преобразующей деятельности, ее рефлексия.

Проведенное исследование в начале опытно-экспериментальной работы показало отсутствие респондентовна высоком уровне развития социальной активности, что говорит о недостаточности использования потенциала совместной деятельности в социальном творчестве студентов.

Видится значимым исследование понимания природы социальной активности, планомерное включение студентов в социальное творчество, а также проведение целенаправленной работы по подготовке студентов к социально-преобразующей деятельности с целью развития их социальной активности.

В таблице 1 и на рисунке 1 показаны результаты исследования и динамика развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности на констатирующем этапе и контрольном срезе опытно-экспериментальной работы.

Таблица 1.

Уровни развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности

Уровни развития социальной активности студентов

Первый срез, %

(ПС)

Итоговый срез, %

(ИС)

Низкий

50

26

Ниже среднего

39

26

Средний

11

28

Высокий

0

20

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности показал (таблица 1, рис. 1), что количество респондентов, находящихся на низком уровне развития социальной активности студентов, уменьшилось в 2 раза (ПС – 50%; ИС – 26%), в 1,5 раза (ПС – 39%; ИС – 26%) – на уровне ниже среднего. На конечном этапе эмпирического исследования численность респондентов среднего уровня развития социальной активности увеличилась в 2,5 раза (ПС – 11%; ИС – 28%). При этом отметим, что на высоком уровне развития социальной активности оказалось 20 % студентов от общего числа (ПС – 0%; ИС – 20%). Все это свидетельствует об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

В виде гистограммы на рисунке 1 представлены полученные результаты исследования.

Рис.1. Динамика развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности

Для доказательства результативности опытно-экспериментальной работы мы использовали метод математической обработки, в частности критерий φ*– угловое преобразование Фишера. Данный выбор обоснован тем, что критерий φ*Фишера предназначен для оценки сдвига значений исследуемого признака при условии двух замеров на одной и той же выборке испытуемых. В нашем случае, это касается выявления различий в уровне изучаемого признака в начале и в конце опытно-экспериментальной работы.

Нас интересует, действительно ли студенты имеют более высокие показатели развития социальной активности в конце опытно-экспериментальной работы по сравнению с началом исследования. Поэтому мы условно считаем, что сдвиг есть, если доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы значимо выше, чем в конце.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы не выше, чем в конце.

Н1: Доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы значимо выше, чем в конце.

Аналогичным образом формулируются гипотезы для каждого уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Отметим, что формально мы не брали во внимание результаты высокого уровня развития социальной активности студентов, так как полученные данные могут быть зависимы. В начале опытно-экспериментальной работы ни один респондент не находился на высоком уровне развития социальной активности (0%).

Для сравнения: критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости, равны:

φ*кр.= 1,64 (р ≤ 0,05); φ*кр.= 2,31 (р ≤ 0,01) φ*кр.= 3,67 (р ≤ 0,001) [4].

Полученные данные, представленные в таблице 2, говорят о том, что эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Следовательно, принимается гипотеза Н1.

Таблица 2.

Сводная таблица распределения студентов (N= 90) по уровням развития социальной активности в социально-преобразующей деятельности с учетом критерий Фишера φ оценки сдвига значений

Социальная активность студентов

Уровни

Первый срез

Значения, %

Критерий Фишера φ*эмп

Гипотеза

Итоговый срез

Низкий

до

50

3,35

(р < 0,01)

Н1

после

26

Ниже среднего

до

39

1,86

(р < 0,05)

Н1

после

26

Средний

до

11

2,9

(р < 0,01)

Н1

после

28

Высокий

до

0

   

после

20

Очевидно, что полученные положительные результаты сопровождаются эффектом комплексного воздействия различных факторов. Зафиксированная положительная динамика роста уровня развития социальной активности студентов является достаточным основанием для вывода о результативности использования в педагогическом процессе социального творчества студентов. Социальная активность может иметь различную степень проявления, тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в социально-преобразующей деятельности и установками, мотивами студента на данный вид деятельности.

Результаты контрольного среза показали, что уровень развития социальной активности в конце опытно-экспериментальной работы повысился за счет реализации авторского учебного курса «Интерактивные технологии креативного самовыражения личности», программы социального творчества «Мы вместе – значит мы сила», включение в педагогический процесс коллективной творческой деятельности и социального проектирования, использования технологий креативного развития личности, в том числе технологии развития групповой креативности, и самоценных форм активности (флэш-мобы, акции, встречи, вечера, тренинговые занятия на взаимодействие в учебной группе, информационное зеркало (социальная реклама), тренинги, организационно-деятельностные игры, коллективные творческие дела, социальные проекты творческой направленности, конкурсы и пр.). Высокая социальная активность в группе наблюдается там, где есть деловое взаимодействие, снят запрет на критику, созданы благоприятные условия и творческая среда для развития креативности студентов. Социально-преобразующая деятельность находит свое выражение в социальной активности студентов, направленной на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности.

Таким образом, социальное творчество студентов ориентировано на социальное партнёрство как взаимодействие с носителями других социальных позиций (специалистами-профессионалами, бизнесменами, представителями органов власти); социально-культурное взаимодействие с учетом национальных особенностей региона; создание креативной среды через расширение сферы трансграничного образования, предполагающее разумное сочетание групповых и индивидуальных форм работы, обучение через сети Интернет с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Литература

  1. Еремина Л.И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе: монография. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 144 с.
  2. Еремина Л.И. Творчество молодежи как основа социально-культурного взаимодействия между Россией и Китаем // Власть, 2014. – № 12. – С. 79-82.
  3. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания: монография. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 136 с.
  4. Стрюкова Г.А. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 83 с.
  5. Шамионов Р.М. Психологические характеристики социальной активности личности. // Мир психологии, 2012. – № 3. – С. 145-154.

 

Об авторе

Еремина Лариса Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Нагорнова Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гурылева Любовь Владимировна– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» .

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Гурылева Л.В. Исследование социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.