ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Сафукова Н.Н., Николаева И.А. (г. Ульяновск)

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье приведен детальный теоретико-методологический анализ проблемы психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе проведения эмпирического исследования. Описаны основные подходы к видению структуры, механизмов формирования, основных условий, детерминирующих формирование психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: психосоциальная зрелость, дети дошкольного и младшего школьного возраста, эмоциональное отношение к обучению в школе.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В настоящее время психосоциальная готовность детей к школе весьма популярна. В связи с постоянным развитием и изменением общества сегодня тема готовности к школьному обучению стала проблемной для родителей и педагогов. Интерес к данной теме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки [2]. Начиная с самого раннего детства, на протяжении всего учебно-воспитательного процесса педагоги занимаются всесторонним развитием детей, которое является предпосылкой успешного обучения в школе. И вопрос о готовности ребенка к школе на сегодняшний день актуален как среди педагогов, так и среди родителей.

Понятие «психосоциальная зрелость» достаточное новое, и у него нет точного определения. Поэтому мы рассмотрим понятие зрелости ребенка раздельно и попробуем сделать вывод, что же все-таки такое «психосоциальная зрелость».

Выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцирован­ное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки и сенсомоторную коор­динацию; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность ло­гического запоминания и др. Можно сказать, что понимаемая та­ким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере от­ражает функциональное созревание структур головного мозга [4].

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьше­ние импульсивных реакций и возможность длительное время вы­полнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относятся потребность ребенка в обще­нии со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в си­туации школьного обучения [1].

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [5].

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи – относительность этого постоянства.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенка постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человекаВ этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладев новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого.

Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка в первые месяцы школьной жизни.

Младший школьный возраст (7-10 лет). Социальная ситуация развития ребенка меняется  с поступлением его в школу: он впервые начинает выполнять общественно  важную деятельность, что ставит его   в объективно новую позицию по отношению к сверстникам и  взрослым, меняет самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье. И от того, насколько ребенок осознает социальную значимость роли ученика, зависит пробуждение его  гражданского сознания и самосознания, проявление  чувств  обязанности, ответственности, долга, он привыкает к тому, что его работа  оценивается, к нему предъявляются требования, он должен научиться  осознанно  выполнять эти требования и оценивать себя с точки зрения предъявляемых требований. В этом возрасте расширяются сферы взаимодействия с  окружающим миром, развитием потребностей  в общении, познании, социальном признании и самовыражении.  Под социальной зрелостью выпускника начальной школы нужно понимать сложную интегральную  характеристику, включающую в себя  направленность на другого  человека, чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия  собственных слов и поступков. Условия,  способствующие  успешности развития социальной зрелости младших школьников:

  • реализация успешности обучения;
  • организация разнообразной деятельности школьника;
  • создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки [3].

Зачастую взрослые не владеют всеми необходимыми знаниями, которые позволили бы правильно воспитывать и обучать детей при подготовке к школе, чтобы заранее предупредить трудности обучения ребенка. Ситуация обостряется еще и малым количеством специальной психолого-педагогической литературы, к которой мог бы обратиться педагог.

В связи с вышесказанным обозначились цель и гипотеза исследования: каковы особенности психосоциального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; существуют различия психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать проблему психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изучения теоретической литературы;
  2. Охарактеризовать психосоциальную зрелость детей дошкольного и младшего школьного возраста как важную психическую функцию;
  3. Провести эмпирическое исследование по выявления особенностей психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из задачи исследования, мы диагностировали детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью тестовой беседы на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова и методики «Мышление и речь». Исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад № 199 г. Ульяновска и МБОУ СШ №74 г. Ульяновска в количестве 40 детей.

Согласно гипотезе нашего исследования, мы предположили, что младшие школьники более успешно пройдут комплексную программу, чем дошкольники. Это связано с изменением их социальной роли при прохождении обучения в первом классе. Дети дошкольного возраста, являются тоже психосоциально зрелыми, но они более поверхностно относятся к контрольным вопросам, которые и выявляют их эмоциональное отношение к школьному обучению. Отчетливо это видно из диаграмм (см. рис. 1 и рис. 2), в них мы видим наглядное соотношение результатов прохождения методик.

Рис. 1. Соотношение психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста по результатам прохождения тестовой беседы

Рис. 2. Соотношение прохождение методики «Мышление и речь»  детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

Гипотеза о существующем различии психосоциальной зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста подтвердилась. Дети младшего школьного возраста продемонстрировали высокий результат при прохождении тестовой беседы и методики «мышление и речь», на основании которого можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста обладают более высоким уровнем психосоциальной зрелости и более развитым мышлением, и речью по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Достигнув изменения социальной роли у дошкольника, меняется представление о школе, он уже становится школьником. В результате чего уровень его знаний повышается, и он с легкостью справляется с методикой «мышление и речь». За счет расширения кругозора в школе, ученики правильно отвечают на вопросы о их местожительстве, называя целиком город, улицу, дом, квартиру. Дети дошкольного возраста, отвечают кратко. Отношение дошкольников к школе является поверхностным и не глубоким, это связано с желанием поскорее примерить на себя роль ученика.

В дальнейшем статус школьника перерастает в статус студента, что в свою очередь может привести к изучению уровня удовлетворенности студентов учебным процессом в вузе, психологического состояния студентов в ходе учебного процесса, потенциала студенческого самоуправления, особенностей социально-психологической адаптации и ценностных ориентации студентов [6; 7].

 

Литература

  1. Главатских М.М. К проблеме изучения понятия  социально-психологической зрелости личности. – http://vestnik.osu.ru/2015_7/16.pdf
  2. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия. // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 44–54.
  3. Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе. // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 10 [Электронный ресурс] http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27745.
  4. Николаева И.А. Проблема изучения и укрепления психологического здоровья детей в условиях обучения в дошкольных образовательных учреждениях // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной конференции, посвященной 45-летию кафедры психологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». – Ульяновск, 2014. – С.121-125.
  5. Николаева И.А. Исследование психологического здоровья детей дошкольного возраста в ДОО. // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (04.12.2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 80-85.
  6. Сафукова Н.Н. Адаптация в вузе как важный этап формирования личностно-профессиональной я-концепции студентов. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 17. – С. 89-95.
  7. Сафукова Н.Н. Отличительные характеристики студенчества как особой возрастной и социальной категории. // Прикладная психология и психоанализ. – 2012. – №1. – С.11.

Об авторе

Сафукова Надежда Николаевна  – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Николаева Ирина Александровна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Сафукова Н.Н. Психосоциальная зрелость детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).