ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Петрова А.В. (г. Ставрополь)

ПРОКРАСТИНАЦИЯ ИЛИ ФЕНОМЕН «ОТКЛАДЫВАНИЯ НА ПОТОМ»

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлен краткий обзор степени изученности в психологии проблемы прокрастинации, раскрыт вопрос распространенности данного явления в современном мире. Описана классификация прокрастинации, дана характеристика и методы выявления прокростинации. В статье также обозначены причины возникновения прокрастинации, представлены соответствующие способы, правила ее преодоления.

Ключевые слова: прокрастинация, типы прокростинации, классификация прокрастинации, способы преодоления прокрастинации.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Значительные перемены условий жизни и труда людей; доступность компьютерных технологий и сети Интернет; необходимость в течение длительного срока выполнять большой объём работ – всё это масштабные социокультурные изменения, которые происходят на рубеже ХХ–ХХI веков. Они обусловливают стремительное распространение в человеческом сообществе феномена «прокрастинация» [7].

Понятие «прокрастинация» (procrastination) дословно означает «задержка» и «откладывание на завтра». Человек внешне остается активным, но при этом его деятельность не приводит к каким-либо значимым и серьезным результатам, понимая важность предстоящих дел, он игнорирует их, отвлекается на посторонние «псевдодела», которые являются малозначительными, а иногда и просто бессмысленными.

Прокрастинация – явление весьма опасное для развивающейся личности, поскольку значительно тормозит такие ценные лидерские качества субъекта деятельности, как активность, инициатива, ответственность [8]. Как устойчивый феномен, она отмечается у 15-25% взрослых людей и 80-95% учащихся и студентов. За последние 25 лет её уровень у населения повысился, об этом свидетельствуют данные лонгитюдных исследований [10].

В этой связи прокрастинация стала объектом научных исследований. Термин «прокрастинация» в 1977 году в научный оборот ввёл П. Рингенбахом, он впервые его использовал в книге «Прокрастинация в жизни человека». Выход этой работы способствовал появлению первых исследовательских работ в США.

В это же время был опубликован научный труд В. Кнауса и А. Эллиса «Преодоление прокрастинации», в основу этой работы легли клинические наблюдения.

Несколько позднее (1983 г.) Дж. Бурк и Л. Юэн написали научно-популярную книгу «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться», основу этой книги составила обширная консультативная практика её авторов.

Исторический анализ изучаемого феномена впервые провел Н. Милграм в работе «Прокрастинация: болезнь современности», однако только в 40-е гг. ХХ века началось широкое обсуждение данного вопроса.

Научно-академический анализ прокрастинации начал осуществляться в середине 1980-х годов, в это время для изучения феномена были разработаны соответствующие опросники (М. Айткен, 1982; К. Лэй ,1986; У. МакКоун 1987; Б. Тукмен, 1991) [2].

Изучению и разработке проблемы прокрастинации в зарубежной науке свои исследования посвятили М. Айткен, Дж. Бурк, К. Лэй, У. МакКоун, Л. Манн, Э. Роблюм, Л. Соломон, П. Стилл, Б. Тукмен, Дж. Феррари, Дж. Харриот, Л. Юэн и др.

Внимание российских психологов данная проблема привлекла в конце XX-начале XXI века. Научные труды в рамках рассмотрения вопроса прокрастинации имеют следующие учёные: Я.И. Варваричева, Н.Г. Гаранян, Н.Н. Карловская, В.С. Ковылин, Е.Л. Михайлова, А.Н. Неврюев, Н.А. Шухова и др.

В настоящее время широкая распространенность в современном мире данного феномена порождает непрекращающиеся научные дискуссии среди исследователей. Имеется много спорных моментов относительно определения прокрастинации (существует много разновидностей), содержательного наполнения [9].

Изначально понятие «прокрастинация» рассматривалось с этико-философской точки зрения. Употреблялось оно как синонимичное понятию «лень», подразумевало психическое состояние, которое характеризуется отсутствием желания что-либо делать, если это требует волевого усилия [5].

В 1986 году К. Лэй внесла новый аспект в понимание данного феномена. Исследователь обратила внимание на то, что при прокрастинации происходит иррациональное, добровольное откладывание запланированных дел, даже при условии, что невыполнение повлечёт за собой неблагоприятные последствия для самого человека.

В 1992 году Дж. Феррари описывал исследуемый феномен как стремление к «острым» ощущениям, возникающим у человека при выполнении задачи, определённого задания в предельно короткие сроки.

В 2007 году П. Стилл представил прокрастинацию в виде своеобразной стратегии избегания дел, которые вызывают у человека неприятные переживания [10].

В современной научной литературе можно встретить и другие определения. Наиболее распространённым является определение прокрастинации как откладывания на неопределенный срок важных, сложных и неприятных дел, которые, тем не менее, выполнить необходимо.

Также прокрастинацию определяют как:

  • тенденцию или склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей, важных дел;
  • характеристику, оказывающую негативное влияние на успешность человека;
  • механизм борьбы с тревогой, которая связана с начинанием либо завершением каких-либо дел и принятием решений;
  • поведенческий паттерн, который характеризуется тем, что выполнение ведущей для субъекта деятельности, в данный момент времени, осознанно откладывается;
  • дезадаптивную стратегию совладания со стрессом;
  • психологическое состояние, связанное с систематическим откладыванием важного дела «на потом» по необъяснимым причинам, а при приближении окончания сроков выполнения человек пытается сделать все отложенное одним рывком либо отказывается от запланированного;
  • социально-психологическую практику, которая характеризуется осознанностью действий, имеет определенную последовательность и повторяемость, зависит от накопленного опыта, подвержена изменениям, часто ей приписывается одноракурсный дисфункциональный статус, отмечается узнаваемость действий;
  • комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие, компоненты, его тесно связывают с мотивационной сферой личности [11].

В психологической науке также имеется следующее определение данного термина: «Прокрастинация – это склонность индивида к постоянному откладыванию конкретных важных и срочных задач путем их замещения посторонними делами» [9].

Вышесказанное является свидетельством наличия многих спорных моментов среди исследователей, учёные не могут прийти к единому мнению, но всё же понятно, что прокрастинация проявляется в поведении человека и этот феномен можно наблюдать. Предоставить достаточное объяснение причинам возникновения откладыванию на данный момент нет возможности, до конца не понятно, является ли прокрастинация явлением, привычкой, состоянием, механизмом или чем-то иным [7].

Определение – это не единственный аспект, в рамках которого ведутся дискуссии среди исследователей. Другой вопрос – классификация прокрастинации (по разным основаниям).

Вопросом классификаций – типологий занимались следующие зарубежные и отечественные учёные: В.С. Ковылин, Н. Милграм, Дж. Р. Феррари, А.Х.К. Чу, Дж. Н. Чой.

Так, в зависимости от сферы проявления прокрастинаций Дж. Батори, Н. Милграм, Д. Моурер выделили 5 основных типов:

  1. Ежедневная (бытовая) – при таком виде рассматриваемого феномена откладывание рассматривается как жизненная стратегия, которая проявляется в отсутствии навыков выполнения рутинных, скучных, регулярных обязанностей. Наблюдается она на протяжении всей жизни человека и связанная главным образом с неумением управлять временем. К данному типу можно отнести выполнение работы по дому, закупки продуктов.
  2. Прокрастинация принятия решений – характеризуется тем, что невозможно принять какие-либо решения в установленные сроки, даже если они незначительные.
  3. Невротическая прокрастинация – происходит откладывание важных решений, которые связанны с различными жизненными этапами. К данному типу можно отнести выбор сферы деятельности, создание семьи и др.

4.Компульсивная прокрастинация – этот тип откладывания сочетает в себе поведенческую и прокрастинацию в принятии решений. Проявляется, чаще всего, как хроническое промедление в любой деятельности.

5.Академическая прокрастинация – феномен откладывания выполнения каких-либо учебных работ, проектов, выражается в сложности соблюдения установленных сроков сдачи заданий [10].

Позднее Н. Милграм в соавторстве с Р. Тенне пересмотрели данную классификацию, в результате чего осталось только два типа откладывания: прокрастинация решений и прокрастинация заданий.

В 2005 году Дж. Н. Чой и А.Х.К. Чу опубликовали свой научный труд, в котором предприняли попытку найти ресурсные, позитивные, стороны изучаемого феномена. В своём исследовании учёные предложили разделить прокрастинаторов на активных и пассивных:

  1. Активные откладывают дела практически намеренно, то есть им комфортно выполнять работу под давлением ответственности за результаты, в условиях сжатых сроков.
  2. Пассивные откладывают выполнение работ по причине различных негативных переживаний: нерешительности, тревоги, болезненного перфекционизма.

Позже было показано, что стратегию поведения активных прокрастинаторов сложно назвать истинной, так как в этом типе отмечается совершенно отличное использование времени, другой уровень коппинг-стратегий, самоэффективности, итоговых результатов деятельности [2].

Автором другой классификации является Дж. Р. Феррари и его соавторы [5]. Основой данной типологии стала стратегия поведения людей в ситуации откладывания:

  1. «Искатели острых ощущений» – люди, которые относятся к этой категории прокрастинаторов, откладывают выполнение каких-либо заданий из-за того, что им нравится ощущать тот энергетический подъем, который они испытывают, делая всю работу в последний момент.
  2. «Нерешительные» – люди, которые постоянно откладывают принятие решений, даже незначительных, из-за ответственности за результат. Для прокрастинаторов, относящихся к данному типу присуща следующая логическая цепочка: до тех пор, пока решение не принято, нет вероятности допустить ошибку и, соответственно, получить неудовлетворительные результаты.
  3. «Избегающие» – те прокрастинаторы, в основе чьего поведения лежит стремление избежать выполнения неприятных задач, в последствии не получить оценок окружающих (положительных либо отрицательных).

В 2010 году П. Стил публикует работу, данные которой противоречат теории о трех типах прокрастинаторов из классификации Дж. Р. Феррари. Результаты исследования П. Стила свидетельствуют о высоких значениях импульсивности у прокрастинаторов. По мнению автора в основе иррациональности прокрастинации лежит именно импульсивность. П. Стил считает, что чем выше у человека склонность «поддаваться соблазнам», тем больший уровень откладывания он будет демонстрировать, хотя прокрастинатор осознаёт возможные негативные последствий своих действий.

В своих работах наш отечественный исследователь В.С. Ковылин продолжает идею П. Стила об иррациональности прокрастинации [10].

Методологической основой изучения прокрастинации служат следующие методы и методики: шкала общей прокрастинации К. Лэй; шкала прокрастинации (для взрослых) У. МакКоуна и Дж. Джонсона; опросник прокрастинации Л. Манна; Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР); опросник степень выраженности прокрастинации (СВП) М.А. Киселевой [4]; шкала прокрастинации Б. Тукмена и др.; наблюдение; клиническая беседа; проективные методики (рисунок); анализ самоотчетов.

Названные методики описывают различные подходы понимания феномена прокрастинации. Так, шкала общей прокрастинации К. Лэй оценивает откладывание действий, которое проявляется в поведении, связано оно с поиском острых ощущений. Шкала прокрастинации (для взрослых) У. МакКоуна и Дж. Джонсона также оценивает прокрастинацию, проявляющуюся в поведении, но эти учёные обосновывают её страхом неудач, защитой собственного достоинства. Опросник прокрастинации Л. Манна рассматривает откладывание решений. Мельбурнский опросник принятия решений – личностный опросник, который направлен на диагностику индивидуального стиля принятия решений. МОПР – результат апробации более общего опросника Флиндерса, на русском языке этот опросник валидизирован Т.В. Корниловой. Выбор и использование качественных методов и методик, по мнению исследователей, позволяет сохранять контекст исследования, даёт возможность работать с полем символов и смыслов [11].

С каждым годом интерес к данной проблеме всё усиливается, исследования феномена прокрастинации проводятся в различных плоскостях – направлениях, среди них можно выделить следующие: изучение ситуативных причин – анализ общих ситуативных факторов, способствующих возникновению прокрастинации; изучение индивидуально-личностных особенностей, присущих прокрастинаторам; рассмотрение последствий откладывания дел; исследование социально-культурных и демографических различий прокрастинации [8; 10].

Одним из направлений изучения данной проблемы является выявление причин возникновения прокрастинации, а также механизмов, путей и способов преодоления этого феномена.

Основными причинами, вызывающими прокрастинацию являются следующие: неясность целей деятельности; нехватка у человека сил, энергии и бодрости для выполнения работы; недостаток контроля; неправильные привычки и ритуалы; мы боимся неизвестности, перемен, неудачи; не умеем расставлять задачи по приоритетам; хотим все сделать идеально и в итоге не делаем ничего [9].

Для каждой причины существуют свои собственные методы, способы борьбы с проокрастинацией [3].

Первый способ – минималистичный, он является самым простым, проверенным, работающим методом. Необходимо: выяснить какая из существующих задач самая важная; исключить все возможные раздражители, мешающие выполнению задания (отключи интернет, телефон); прояснить свою мотивацию для этой задачи; если трудно решить задачу сразу, то разбить её на меньшие, более простые шаги; затем спокойно работать над делом, выполнять пока не закончишь, не достигнешь результата.

Второй способ используют, если причиной прокрастинации является неясность целей, мотивов работы, то есть вы не до конца для чего это нужно делать. Необходимо определиться, что же это дело дает именно вам, так ли необходимо его выполнить, что будет, если вы не выполните работу.

К третьему способу обращаются, если причина откладывания кроется в нехватке у человека сил, то сначала необходимо их восполнить, а затем только браться за выполнение задачи. Для того чтобы стать бодрее, набраться энергии нужно переключиться на другую деятельность: выпить чаю или кофе; принять ванну; прогуляться; поспать немного или хорошенько выспаться; подумать о чем-то отвлеченном; выполнить физические нагрузки разнообразной формы и содержания и прочие умственные нагрузки, которые отличаются от тех, чем вы занимались.

Четвёртый способ используют, если причина прокрастинации заключается в недостатке контроля. В основном здесь поможет самоконтроль, для этого необходимо: составить план, список главных дел, расписание, создать напоминания в самых разных видах, обязательно при этом ежедневно следить за выполнением всех заданий, делая соответствующие пометки (причины если не выполнили).

Пятый способ – использование привычек и ритуалов. Сформированные привычки, ритуалы помогают нам делать некоторые дела автоматически, не затрачивая лишнюю энергию, благодаря им мы концентрируемся именно на деле, а не на том, как заставить себя начать его. Американский писатель Рэймонд Чандлер используя этот метод, садился за стол, при этом оставляя себе два варианта деятельности: либо ничего не делать, либо писать.

Саманта Бак, бизнес аналитик и мать четверых детей, а также автор блога Life Organize It, предлагает своим читателям выполнить 8 шагов, которые позволят не терять время попусту, преодолеть прокрастинацию. Автор выделяет следующие шаги [1]:

  1. Найти причину своей бездеятельности, написать список своих «отмазок» для прокрастинации.
  2. Задуматься о времени, затрачиваемом на обдумывание неприятного, нежелательного или трудного дела. Это, как правило, гораздо больше по длительности, чем, если бы вы просто выполнили необходимую работу.
  3. Написать список дел, которые вам необходимо осуществить, выделить краткосрочные цели и начать выполнять их пошагово.
  4. Научиться делегировать, то есть собрать свои разрозненные, многочисленные записи на листочках бумаги, которые давно не могли организовать в единую систему.
  5. Постараться спланировать свою жизнь на несколько недель вперед, расставит дела, которые у вас давно не получалось выполнить по разным дням, и начните следовать графику.
  6. Расположить дела по иерархии, приоритетными должны стать те, которые скорее и ближе подведут вас к намеченным целям согласно третьему шагу, те дела, которые необходимо выполнить скорее.
  7. Пересматривать списки предстоящих и выполненных дел. Это поможет ничего не забыть и не упустить, а также ваши цели намертво отпечатаются в голове, и вы точно их достигните.
  8. Классическое правило – необходимо ставить только реалистичные цели и сроки их выполнения.

После решения небольших задач, посмотрите на свои жизненные цели, подумайте о том, кем вы видите себя, скажем, через год, чтобы вам хотелось делать, где быть, чтобы вы хотели изменить в своем жизни, чтобы соответствовать своей мысленной картинке. И затем начинайте действовать. Как только сделаете то, что давно планировали, но всё откладывали, то есть преодолеете прокрастинацию, то сразу почувствуете радость, эмоциональный подъём, готовность менять мир вокруг себя [1; 9].

Пётр Людвиг является автором книги «Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». В своём научном труде автор также предлагает семь простых правил избавления от данного феномена, среди них следующие [6]:

  1. Составьте нумерованный список дел, которые уже у вас накопились (чаще у человека список дел в голове гораздо обширнее, чем он есть на бумаге).
  2. Составьте этот список сейчас же (каждый раз, когда будете доводить дело до конца, даже самое мелкое и незначительное, у вас будет закрепляться эффект осознания того, что вы смогли, можете, когда захотите).
  3. Определи приоритеты, то есть отсортируйте дела в соответствии с приоритетами выполнения. После составления списка текущих дел, определитесь с приоритетами в зависимости от важности, срочности и нужности выполнения каждого отдельно взятого пункта, исключите из списка те задания, которые уже потеряли актуальность или не имели важности.
  4. Спроси себя, действительно ли ты хочешь заниматься теми делами, что остались в списке, исключи те, которые «надо», «нужно», «должен» делать.
  5. Постарайся честно ответить, понять все возможные причины, которые не позволяли раньше тебе довести дела из списка до конца. Причины могут быть как рациональными, так и иррациональными (когда вы её осознаете, то она фактически перестанет иметь вес, хоть и может по–прежнему вызывать у вас чувство дискомфорта).
  6. Выполняй ровно столько дел в день, сколько ты заранее наметил. Соблюдай отдых в перерывах между делами, а также после выполнения всего объёма работ в вечерние часы.
  7. Никогда ни в коем случае не обвиняйте и не ругайте себя за то, что вам не удалось выполнить свою дневную норму, просто сделайте шаг назад. Отнеситесь к этому факту спокойно, помните свою долгосрочную цель, не корите себя и не занимайтесь самоунижением. Если вдруг вам не удалось выполнить свою дневную норму, то на следующий день необходимо вернуться на шаг назад. Например, вы сделали только два дела из трёх, то тогда на следующий день вам нужно будет опустить планку до двух дел в день. Также следует пересмотреть и определить причины невыполнения.

В то время как вы определитесь со старыми, неоконченными делами, вам самостоятельно предстоит решить, что же делать с новыми проектами. Вы можете дописать новое дело в конец списка, проанализировав предварительно его важность, нужность и срочность, либо отвергать все новые проекты, до тех пор, пока список старых дел не будет пуст. Всё это позволит вам сосредоточиться на том, что есть на данный момент, чего вы достигли, сможете похвалить себя за полностью очищенный список. Если следовать этим правилам, то вы сможете расстаться с проблемой прокрастинации навсегда [6].

Феномен прокрастинации – «недуг современности». Люди чаще стали откладывать выполнение значимых дел на потом, заниматься деятельностью, которая не имеет смысла, наше время тратится напрасно. Впоследствии всё это может привести к разочарованию, стрессу, чувству вины, ощущению неудачи или провала [9].

Ещё Ганди говорил: «Сделать дело, которого ты более всего боишься – это первый шаг на пути к успеху». Учёт и использование в повседневной жизни правил, методик, способов борьбы с прокрастинацией (откладыванием), поможет раскрыть свой творческий потенциал, повысить собственную эффективность, научиться проживать каждый день полноценно, получая удовлетворение и радость.

Литература

  1. Восемь шагов для преодоления прокрастинации [Электронный ресурс]. URL:http://www.myfilofax.ru/procrastination/ (дата обращения: 3.02.2017).
  2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 121-131.
  3. Как победить прокрастинацию: 5 убийственных хитротрюков [Электронный ресурс]. URL: http://insitory.ru/prokrastinaciya–2–5–ubijstvennyx–xitrotryukov.html (дата обращения: 3.02.2017).
  4. Киселева М.А. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) // Сборники конференций НИЦ. – 2015. – № 10. – С. 23-27.
  5. Киселева М.А., Шустова Н.Е., Карина О.В. Прокрастинация как элемент жизненного пространства личности // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире // Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 84-88.
  6. Людвиг П. Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра. – Москва: Альпина Паблишер, 2014.
  7. Навроцкая Н. Прокрастинация. [Электронный ресурс]. URL: http://v–zhizni.ru/prokrastinacia.php (дата обращения: 3.02.2017).
  8. Соловьева О.В. Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. // Прикладная психология и психоанализ. – 2013. – № 1. URL:http://ppip.idnk.ru.
  9. Тарасевич Г. Прокрастинация: симптом века. Как устроена психология современного человека и почему он склонен откладывать жизнь на потом. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrep.ru/article/2014/04/09/prokrastinatsiya–simptom–veka (дата обращения: 3.02.2017).
  10. Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения. // ВЕСТНИК ПГГПУ. – 2016. – № 1. – С. 17–26.
  11. Шамшикова О.А., Кормачёва И.Н. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация». // Развитие человека в современном мире. – 2014. – №5-1 (5). – С. 253-270.

Об авторе

Петрова Алина Васильевна – студентка магистратуры 2 года обучения направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Петрова А.В. Прокрастинация или феномен «откладывания на потом». [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).