ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СОЗДАНИИ СЕМЬИ

 

УДК 159.9.072

Д.А. Китова (Черкесск) Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА)

Д.Ю. Балова (Черкесск) Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА)

English version: Kitov Juliet Al'bertovna  North-Caucasian State of Humanities and Technology Academy (SKGGTA), Cherkessk

Balova Dean Yusufovna  North-Caucasian State of Humanities and Technology Academy (SKGGTA), Cherkessk

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема представлений студентов о выборе брачного партнера при создании семьи. Коротко описываются некоторые зарубежные и отечественные подходы и теории выбора брачного партнера. Дается анализ эмпирической работы, в ходе которой выявлен и описан ряд специфических особенностей представлений студентов о выборе брачного партнера. Намечены перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: семья, выбор брачного партнера, представления студентов

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Радикальные социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, сопровождаются разрушением устоявшихся социальных норм и стереотипов. Противоречивость перехода от социоцентрической системы ценностей к персоноцентрической зачастую приводит человека к утрате чувства личностной целостности, идентичности, ощущения себя субъектом собственных действий и поступков [1]. Это актуализирует проблему поиска способов и средств, которые могли бы оказаться полезными не только для сохранения личностной целостности и аутентичности, но и при адаптации человека к новым условиям жизни.

За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций в развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается количество разводов, возрастает численность убежденных холостяков, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость научного поиска системы факторов, определяющих успешность существования семьи как одной из важнейших социальных общностей. Особую важность проблема имеет для молодежи, начинающей самостоятельную семейную жизнь.

Признание объективной ценности семьи в настоящее время проявилось в проведении комплекса исследований по разнообразным психологическим проблемам: ценностные ориентации создания и сохранения семьи (Л.Ф. Бурлачук, С.И. Голод, М.А. Дмитриева, А.К. Дмитриенко, А.Ф. Копьев, Л.А. Коростылева, Ю.В. Курбаткина и др.); анализ феноменологии семьи, дружбы, любви и проблем взаимодействия в рамках семейных отношений (В.В. Бодрова, А.К. Дмитриенко, О.Э. Зуськова, В.П. Левкович, М.В. Лысогорская, М.С. Мацковский и др.); анализ любовных взаимоотношений (А. Арон, М. Барнес, Г. Бреслава, Э. Бутройд, К. Дайон, Дж. Ли, Д. Педерсон, А.В. Погодина, В.А. Поликарпов, З. Рабин, М.И. Розенова). Проведенные исследования убедительно показали, что семейное объединение является одной из существенных потребностей молодых людей, выступая важным фактором их личностного становления. Личностные усилия, направленные на выбор брачного партнера и создание семьи, – это уникальная возможность позитивной реализации собственной социально и биологически обусловленной сущности при вхождении в социум в новом качестве.

В то же время, проблема выбора брачного партнера, являясь психологически ключевой для формирования и развития отдельной личности и общества в целом, разработана явно недостаточно, что актуализирует проблему исследования психологических особенностей представлений молодежи о брачном партнере.

Как единица общественной структуры, семья стала центром внимания исследователей различных дисциплин достаточно давно. Рассматриваемые в многочисленных публикациях (как научных, так и популярных) проблемы семьи имеют междисциплинарный характер. И. Най и Л. Бернардо выделили одиннадцать самостоятельных подходов к изучению семьи, каждый из которых характеризуется своими методами исследования, концептуальными рамками, изучаемыми феноменами. При социологическом подходе, например, факт юридической сохранности семьи является достаточным основанием для признания успешности брака, хотя он не отражает качественных характеристик брачных взаимоотношений.

В многочисленных психологических исследованиях, ориентированных на выявление наиболее полной картины успешной семейной жизни, самочувствия человека в семье, отношения субъекта к собственному браку, интенсивно изучаются предпосылки и условия возникновения брачно-супружеских отношений (Абалакина М.А., Агеев В.С., Виттакер К., Дружинин В.Н., Ермолаева Е.М., Ковалев С.В., Красовский Б.П.); изменения супружеских отношений при рождении в семье детей (Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А.), причины и особенности дисгармоничности брака (Агарков С.Т., Гаврилова Н.В., Гилягина Е.И., Гозман Л.Я., Крафт-Эбинг Р., Крюкова Т.А., Куфтяк Е.В., Сапоровская М.В.), причины конфликтов и развода (Алешина Ю.Е., Дэвис К., Зуськова О.Э., Левкович В.П.); удовлетворенность браком (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.); особенности межличностного взаимодействия на протяжении всего супружества (Алешина Ю.Е., Андреева Т.В., Варга А., Волкова А.Н., Гозман Л.Я.,) и их влияние на личностное развитие супругов (Коростылева Л.А. и др.). Определенные усилия психологов направлены на создание инструментария для изучения супружеских отношений (Алешина Ю.Е., Бодалев А.А., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., Кроник А.А., Марковская Н.Г., Мытиль А.В., Обозов Н.Н., Столин В.В., Хорошилова Е.А.).

В психологической теории одним из первых на психологические особенности выбора брачного партнера обратил внимание З. Фрейд, предположивший, что, благодаря сложному бессознательному процессу, дети, вырастая, переносят на своего потенциального супруга любовь, которую испытывали к родителям противоположного пола. Немецкий ученый Р. Зидлер полагает, что выбор брачного партнера можно представить как процесс фильтрации. Американский социальный психолог Д. Адамс выделяет стадии выбора партнера. Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию целого ряда концепций. Среди зарубежных исследовательских позиций можно выделить теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теорию «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, инструментальную теорию подбора супругов Р. Сентерса, теорию «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговую теорию любви» А. Рейса. В отечественной психологии проблема выбора брачного партнера, являлась предметом научных исследований М.А. Абалакиной, А.Н. Волковой, Л.Я. Гозмана, В.И. Овчинниковой, Л.П. Панковой, Б.Д. Парыгина, В.И. Слепкова, В.А. Сысенко, О.А. Тырнова, Б.Ю. Шапиро.

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий), последовательно сужающих круг возможных избранников, отсекая неподходящих.

Действие социокультурных факторов брачного отбора объясняет, почему в процессе поиска брачного партнера доминирует тенденция к гомогамии, к тому, что супруги оказываются схожими (как правило) в своих наиболее существенных характеристиках. Однако ответы на вопросы, как конкретно происходит отбор, каковы его социально-психологические механизмы, каким именно образом получается, что одни браки оказываются гомогамными, а другие – гетерогамными, дают социально-психологические и психологические теории брачного отбора, в фокусе внимания которых такие проблемы, как комплементарные (дополнительные) потребности, обмены, социализационные факторы, в том числе, влияние родителей. В частности, одна из теорий, связывающих степень гомогамии с влиянием родителей, исходит из предположения, что тот факт, будет ли брак детей гомогамным, зависит от характера чувств, эмоций, связывающих родителей и детей.

Вступление в брак побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о мотивах смыслообразующих и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, в широком диапазоне варьируя от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут определить направленность на достижение и направленность на избегание.

С.В. Ковалев считает, что люди вступают в брак, в основном ориентируясь на него (по убыванию) как на хозяйственно-бытовой союз; союз нравственно-психологический; союз семейно-родительский; педагогический; союз интимно-личный. Однако, по мнению автора, ни одна из этих целей не исключает других [6].

С позиции практики, требования к брачному партнеру являются олицетворением духа времени и показателем потребностей человека при тех или иных социально-экономических, политических и других условиях, существующих в обществе в конкретный исторический момент. Так, до середины XIX века практически у всех народов на всей территории России в процедуре заключения брака бытовали патриархальные принципы, социально-экономический расчет, контроль и одобрение со стороны ближайших родственников и социального окружения брачующихся.

Ко второй половине XIX века почти повсеместно трансформировался предбрачный ритуал. С одной стороны, по-прежнему оставались браки, заключаемые по воле родителей, а с другой – распространялись браки по взаимной договоренности молодых людей, хотя мнение родителей имело еще большое значение. Знакомство и сближение молодежи, достигшей брачного возраста, происходило преимущественно в той социальной среде, с которой она была связана своим происхождением и которая определяла основные требования к брачному партнеру.

В первые годы советской власти традиционная семья претерпевает изменения, имеющие свои особенности и объединяющиеся вмешательством государства в личную жизнь граждан. Проводится усиленная феминистская пропаганда. Стали достаточно частыми браки по собственному выбору. Среди мотивов брачного выбора преобладают любовь и общность интересов. Важными требованиями к брачному партнеру стали нравственно-этические качества и идеологические взгляды жениха или невесты. При этом расширились не только свобода собственного брачного выбора, но и круг потенциальных супругов, так как материальные соображения утратили прежнее значение, былые сословные различия стали учитываться намного меньше, а конфессиональные и этнические перестали иметь нормативный характер.

Социально-экономические преобразования, которыми в стране ознаменовался конец ХХ века, породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на смысл заключения брака. Утратили прежнюю значимость и ценность такие важные аспекты семейной жизни, как материнство, стремление к упрочению и сохранению брака. Появилась новая социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но не обязательно; иметь детей желательно, но их отсутствие – не аномалия; сексуальная жизнь вне брака – не прегрешение. Демократизация современного общества, массовое включение женщин в трудовую и общественную жизнь обернулись ее экономической самостоятельностью и подрывом авторитета мужчины как кормильца и главы семьи.

Непосредственное влияние на развитие семьи оказывают такие объективные факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения, а также причины субъективного плана (невнимательное отношение супругов друг к другу, отсутствие общих интересов, взаимная грубость, нежелание уступать друг другу, сглаживать и устранять конфликты, вести домашнее хозяйство). Отсутствие в обществе культуры психологической подготовки молодежи к созданию семьи приводит к тому, что представления студентов о браке и семье складываются стихийно, оказываются недостаточно адекватными действительности и в последующем влияют на качество семейных отношений.

Эмпирическим путем нами выявлен ряд специфических особенностей представлений студентов о выборе брачного партнера, которые представлены ниже. В проведении экспериментального исследования психологических особенностей представлений студентов о выборе брачного партнера приняли участие 215 студентов Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и Карачаево-Черкесского государственного университета.

Причины вступления в брак. Студенты называют причины самого разного характера: желание иметь собственную семью (40,1%); любовь (52,1%); расчет (высокое социальное и экономическое положение партнера, наличие жилья) – 7,7%; стремление оправдать надежды родителей (2,2%); духовная близость (1,5); возможность достигнуть независимости (моральной, материальной) от родных (3,6%); вынужденные обстоятельства (беременность, рождение ребенка) – 4,5%; желание избежать одиночества (4,5%); достижение такого возраста, когда неприлично оставаться одной (одному) – 1,6%; возможность чувствовать себя полноценным человеком (1,3%) и т.д.

Продолжительность предбрачного знакомства. 65,4% респондентов считают, что требуется больше года для того, чтобы «лучше узнать друг друга» и принять решение о женитьбе. Кроме того, 4,2% (все – девушки) уверены, что необходимо также хорошо узнать его семью и ее материальное положение; 2,6% – тоже девушки, хотят выяснить достоинства и недостатки молодых людей; 6,5% – узнать его интересы и взгляды на жизнь. 5,1% (юноши) не считают возможным вступать в брак до тех пор, «пока полностью не будешь уверен в своих чувствах». 9,1% студентов уверены, что достаточно от полугода до года встречаться с женихом или невестой, чтобы вступить в брак. Остальные респонденты (7,1%), по нашему мнению, составляют группу риска, предрасположенную к необдуманным и ошибочным действиям.

Наиболее ценные качества брачного партнера. Анализ результатов исследования показывает, что 42,1% юношей наиболее ценным качеством супруги считают понимание, поддержку; 31,6% – верность; 22,4% – уважение, доверие; 14,3% – интеллект; 14,1% – красоту, внешние данные; 8,7% – любовь и т.д. Девушки в брачном партнере больше всего ценят верность (29,9%). Далее следуют понимание (27,8%), внимательное отношение (26,8%), ум, предприимчивость (24,7%), доброта, нежность, сострадание (18,5%), любовь (15,4%).

Обобщив полученные ответы, мы выделили 18 групп позиций, обеспечивающих, по мнению студентов, долговечность и хорошее качество семейных отношений (см. таблицу 1).

Таблица 1

Представления студентов о предпосылках долговечности семейных отношений

 

 

 

 

Варианты ответов

Количество ответов, %

Юноши

 

Девушки

  1.  

Взаимопонимание

86,1

56,7

  1.  

Любовь

40,3

38,1

  1.  

Дети

28,1

8,2

  1.  

Взаимоуважение

21,0

48,4

  1.  

Доверие

10,5

6,2

  1.  

Финансовое состояние супругов

8,8

6,2

  1.  

Верность

7,0

8,2

  1.  

Сходство взглядов

5,3

8,2

  1.  

Терпение

3,5

2,6

10.

Привязанность

3,5

10,3

11.

Взаимоподдержка

1,7

8,3

12.

Сходство характеров

-

2,1

13.

Умение идти на компромисс

-

5,1

14.

Личностные качества женщины

-

1,2

15.

Романтичность

-

1,0

16.

Мудрость и терпение

-

2,1

17.

Коммуникабельность

-

1,0

18.

Хорошие отношения с родителями супруга

-

1,3

19.

Затруднились ответить

3,5

1,1

 

Используя методику незаконченных предложений (студентам предлагалось завершить высказывания «Счастливая семейная жизнь для меня – это…» и «Несчастливая семейная жизнь для меня – это…», мы получили сведения о представлениях студентов относительно причин, наиболее значимых для успешности брака. Они объединены в четыре группы: эмоциональная сфера взаимоотношений, материальная устроенность семьи, репродуктивные установки, здоровье членов семьи (результаты представлены на рис.1.). Студенты давали несколько вариантов ответов.

Представления студентов о благополучной семье

Рис. 1. Представления студентов о благополучной семье

 

Примечательно, что для подавляющего большинства студентов (165,2%, т.е. в среднем по 1,7 ответа на каждого респондента) благополучие семьи связано с эмоциональной сферой взаимоотношений. Материальная устроенность семьи важна для 39,7% участников; у 39% благополучие в семье неразрывно связано с рождением детей, 26,1% необходимым условием семейного благополучия считают здоровье членов семьи, здоровый образ их жизни.

Психологические характеристики препятс­твий и потерь относятся к теории деятельностного переживания, которую развивает Ф.Е. Василюк. Переживание, по его мнению, есть вариант «осо­бой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической си­туацией» [2]. Препятствия и потери в жизнедеятельности человека воздействуют на него не только в момент реальной встречи с ними. Они начинают «давить» на психику задолго до того, как возникают слож­ные жизненные ситуации, приобретая значение детерминант формирования представлений (в нашем случае), которые отвечают потребностям личности. В этом смысле представление студентов о брачном партнере сопровождается определен­ными ожидаемыми выгодами и потерями. В ходе нашего исследования студентам предлагалось отметить ожидаемые выгоды, получаемые при вступлении в брак. Классификация ожидаемых выгод представлена на нижеследующей диаграмме 2.

В ходе исследования было изучено влияние на выбор брачного партнера ожидаемых выгод, препятствий и потерь. Соотношение выгод, ожидаемых студентами от вступления в брак, отражено на рисунке 2.

Классификация ожидаемых выгод наглядно представлена на нижеследующей диаграмме.

Представления студентов о выгодах, ожидаемых от вступления в брак

Рис. 2. Представления студентов о выгодах, ожидаемых от вступления в брак

 

Как видим, актуальная потребность в том или ином виде присутствует во всех ожидаемых выгодах. Все называемые респондентами препятствия для создания семьи можно свести в три относительно однородные группы:

  1. Личностно-детерминированные. К ним относятся позиции «я сам», «проблемы со здоровьем», «боязнь ответственности». Для студентов данной группы (69,5% респондентов) типичен внутренний локус контроля, и особенность их психологической поддержки связана прежде всего с формированием адекватных представлений о себе.
  2. Социально-детерминированные препятствия (12,3% респондентов), к которым студенты относят: «зависть людей»; «соперницы»; «нехватка общения»; «отсутствие взаимопонимания с супругом»; «непонимание родителей». Проистекая из присущего субъекту внешнего локуса контроля, подобные оценки усложняют психологическую поддержку студентам этой группы.
  3. Экономико-детерминированные препятствия, которые обусловлены низким уровнем жизни: «нехватка денег» и «низкий уровень жизни» – 18,2% респондентов.

Выявление психологических особенностей представлений студентов о выборе брачного партнера в современных социально-экономических условиях, их временных, ценностных и гендерных особенностей, анализ характера и направления детерминирующего влияния ожидаемых препятствий и потерь, обусловленных созданием семьи, на представления о брачном партнере позволило нам свести основные результаты исследования к следующим основным положениям.

Представления студентов о выборе брачного партнера являются продуктом мыслительной деятельности субъекта, отражающим предельно свернутую картину мира, в которой находит психическое отражение ряд значимых для личности факторов: актуальное состояние жизненной ситуации; желаемое (будущее) состояние ситуации; способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее.

Являясь многокомпонентным психологическим образованием, система представлений студентов о выборе брачного партнера выполняет ряд функций: векторную (детерминирует направление изменений социальной активности личности при поиске брачного партнера); инструментальную (определяет выбор технологий и способов удовлетворения указанной потребности личности); системообразующую (объединяет все многообразие действий личности в единую цепь); избирательную (отслеживает ценностную дифференциацию элементов внешних и внутренних условий бытия личности); конъюнктивную (объединяет внутренние и внешние условия бытия с позиции выбора брачного партнера); программирующую (создает проект жизненного выбора личности).

Структура представлений студентов о брачном партнере обнаруживает индивидуальные и типологические особенности. Семья как социальный институт общества и личностно значимая ценность занимает ведущую позицию в структуре жизненных представлений всех студентов (типологическая особенность). Индивидуальные особенности представлений проявляются в мнениях о наиболее ценных качествах брачного партнера, продолжительности предбрачного ухаживания, причинах вступления в брак, представлениях о благополучной семье, в ожидаемых выгодах и потерях при вступлении в брак.

Ядро представлений студентов об устойчивости семейных отношений образуют несколько ее составляющих: взаимопонимание, любовь, дети, взаимоуважение. На более высоком смысловом уровне к ним присоединяются такие значимые для супружества факторы, как сходство взглядов, терпение, привязанность, взаимоподдержка, материальное положение. Личностная значимость данных представлений в значительной степени зависит от гендерных особенностей студентов.

Структура представлений студентов о брачном партнере, оказывается искаженной и противоречивой в силу ряда субъективных причин: вследствие недостаточного объема психологических знаний и умений, необходимых для познания и реальной оценки брачного партнера; ввиду существующих противоречий в гендерных представлениях о ценностях семьи и семейной жизни; из-за отсутствия адекватных представлений об условиях функционирования современной семьи и семейной экономики и т.д.

Наличие искажений в представлениях студентов требует выявления критериев адекватности представлений студентов о брачном партнере. Адекватность представлений студентов, о брачном партнере определяется их реалистичностью, гибкостью, четкостью и точностью, непротиворечивостью, соответствием ценностным ориентациям личности, мотивационной обеспеченностью, нормативностью (правовой, нравственной и т.д.).

В перспективе мы планирует разработать программу оптимизации представлений студентов о брачном партнере, которая должна включать в себя психологические способы и механизмы анализа данных представлений, выявления их соответствия личностным ожиданиям и перспективам будущей семейной жизни, усиления мотивационной направленности на создание супружеских отношений, осознание преимуществ семейного статуса.

 

Литература

  1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Издательство Московского университета, 1984.
  3. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. – С. 10.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Деловая книга, 2000.
  5. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

Об авторе

Китова Джульетта Альбертовна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (СКГГТА), г. Черкесск

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Балова Дина Юсуфовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (СКГГТА), г. Черкесск

Ссылка для цитирования

Китова Д.А., Балова Д.Ю.  Психологические особенности представлений студентов о создании семьи [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.