ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АКТУАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
УДК 159.9.07
О.В. Соловьева (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»
Л.Л. Правдивцева (Ставрополь) Медико-психологический центр
English version: Solovieva Olga GOU VPO «Stavropol State University», Stavropol
Pravdivtseva Lyudmila - medical-psychological center of Stavropol, Stavropol
Аннотация. В статье раскрывается проблема актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста в процессе психологической помощи. Приводятся результаты исследования адаптивности женщин 35-50 лет. Обосновывается положение о том, что эффективным средством актуализации и повышения уровня развития адаптивных возможностей женщин в зрелости может служить теоретически обоснованная и методически корректная психологическая помощь, которая обеспечит сохранение психологического здоровья, удовлетворенность жизнью, достаточный уровень эмоционального благополучия в быстро меняющемся социально-психологическом пространстве.
Ключевые слова: адаптивные возможности, женщины зрелого возраста, психологическая помощь, психологическое здоровье
Новые условия развития общества меняют характеристики как общероссийского ментального пространства, так и психологического пространства отдельной личности. Активно формируется новая социально-психологическая реальность. С одной стороны, открываются перспективы свободного развития и самоутверждения личности, возрождается общественный интерес к невостребованным ресурсам индивидуальности. С другой стороны, чрезмерная рационализация и коммерциолизация приводят к изменению ценностных ориентиров, утрате чувства социального оптимизма и доверия. Меняется общее мироощущение, жизненное и ментальное пространство, в котором обострены психологические проблемы человека, сопровождающиеся негативными тенденциями роста социального отчуждения и отсутствием перспективных стратегий освоения новой среды.
В этой чрезвычайно изменчивой и семантически неопределенной окружающей среде для современного человека особый жизненный смысл приобретает адаптация, актуализируется потребность человека в сохранении своей физической и психической целостности, поддержании самоценности. Все это порождает потребность людей в психологической помощи и поддержке.
Психологическая помощь попала в орбиту анализа психологов как центральная характеристика личностно-развивающего взаимодействия, как процесс содействия клиентам в преодолении субъективных и объективных трудностей адаптации различного характера. На основе изучения материала, представленного в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.B. Столина, А.В. Юпитова, И.С. Якиманской и др., можно констатировать, что ими заложен интегративный, или акмеологический, подход в решении социально-психологических проблем адаптации и поддержания психологического здоровья человека на этапе его зрелости.
Отдельные аспекты психологической помощи описаны в зарубежной психологии при рассмотрении принципов и целей психологического консультирования с позиций ведущих потребностей взрослого человека и возможностей их удовлетворения, самоактуализации и процессов личностного роста (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скинер, Э. Торндайк, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).
По данным статистики, чаще всего к психологу обращаются женщины зрелого возраста (35-50 лет), так как именно они испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Проблемы, с которыми сталкивается женщина в этот период жизни, с одной стороны, являются типичными, а с другой – воспринимаются как кризисные. Для любой женщины этот возраст является периодом трансформации её личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. В первую очередь важно приспособиться к изменениям психофизиологическим, которые происходят на фоне гормональной перестройки организма. Также важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство своей семьи (вырастают дети), освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений (часто женщина этого возраста переживает феномен кухонного бунта, серьезно задумывается о своем профессиональном развитии и карьере). Для женщины – это определенный стресс, негативно влияющий на жизнедеятельность и понижающий ее адаптивность.
Изучение теоретических оснований и практической реализации идеи психологической помощи (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.И. Анцыферова, А.Ф. Бондаренко, Г.В. Бурменская, Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Р. Кочунас, Н.Н. Обозов, А.Ю. Панасюк, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и др.) позволило выделить проблемные вопросы относительно ресурсных возможностей женщин зрелого возраста, перспектив транслирования единичного опыта в массовую практику, механизмов психологической поддержки, психотехник и критериев их эффективности.
Анализ литературы показал сложность и многоаспектность процессов адаптации у женщин зрелого возраста. Следует констатировать, что в проанализированных нами работах недостаточно представлены сведения о факторах, способствующих актуализации адаптивных возможностей зрелых женщин, о влиянии уровня их развития на эффективность процесса социально-психологической адаптации, не исследованы в полной мере специфика адаптивных реакций женщин и субъективное отношение к происходящим изменениям. Возможности психологического воздействия в интересах повышения уровня адаптации женщин зрелого возраста, в прямой постановке, никем не исследовались. Это касается как теоретического, так и практического аспектов рассматриваемой проблемы.
В этой связи проблема данного исследования сформулирована следующим образом: каковы потенциальные возможности адаптации женщин зрелого возраста, и как должна строиться психологическая помощь, ориентированная на актуализацию их адаптивных возможностей. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Гипотетически нами выдвинуты следующие предположения:
1. Эффективность процесса адаптации детерминирована уровнем развития адаптивных возможностей, который характеризуется совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности, и обусловлен спецификой развивающейся адаптационной реакции (психофизиологическим состоянием, личностными особенностями и социальными факторами).
2. Эффективным средством актуализации и повышения уровня развития адаптивных возможностей женщин в зрелости может служить теоретически обоснованная и методически корректная психологическая помощь, которая обеспечит сохранение психологического здоровья, удовлетворенность жизнью, достаточный уровень эмоционального благополучия в быстро меняющемся социально-психологическом пространстве.
Для доказательства выдвинутых гипотез нами решались следующие задачи: исследование и анализ влияния личностных свойств и социальных факторов на специфику развивающихся адаптивных реакций у представительниц с высоким, средним и низким уровнем адаптивности; и разработка программы оказания психологической помощи в актуализации адаптивных возможностей женщинам зрелого возраста, ее апробация и оценка эффективности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе медико-психологического центра г. Ставрополя. В экспериментальную группу входили 50 женщин, обратившихся за помощью в медико-психологический центр; в контрольную группу вошли педагоги и медицинские работники (врачи, медсестры, санитарки).
На констатирующем этапе эксперимента, с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда выявлены исходные уровни социально-психологической адаптации женщин (низкий, средний и высокий) и их детерминанты.
Сравнительный анализ величины показателей социально-психологической адаптации (рис. 1.) у группы испытуемых с разными уровнями адаптивности существенно отличаются между собой. Так, у группы женщин с высоким уровнем адаптивности отмечены наиболее высокие значения таких показателей как «самоприятие» (95,3), «эмоциональная комфортность» (90,2), «интернальность» (88,7), «адаптация» (79,9), «приятие других» (78,9), «стремление к доминированию» (70,5), что указывает на высокий уровень развития когнитивного, рефлексивного, эмоционального, коммуникативного, энергетического и мотивационного компонентов адаптивных возможностей, детерминирующих успешность социально-психологической адаптации. Кроме того, низкие значения показателя «эскапизм» (9,0) указывают на способность и готовность представительниц этой группы решать проблемы, не уходя от них. В группе «неадаптированных» женщин данный показатель по значению выше почти в 2 раза (17,5), что свидетельствует о тенденции к избеганию и уходу от решения проблем.
Рис. 1. Показатели социально-психологической адаптации женщин с разным уровнем развития адаптивных возможностей
1 – адаптация, 2 – самоприятие, 3 – приятие других, 4 – эмоциональная комфортность, 5 – интернальность, 6 – стремление к доминированию, 7 – эскапизм
Для женщин с низким уровнем адаптивности характерно, что значения таких показателей как «стремление к доминированию» (36,0), «адаптация» (40,7), «эмоциональная комфортность» (42,7) – на 50%, «интернальность» (51,0) и «самоприятие» (63,2) – на 30%, «приятие других» (59,8) – на 20% ниже, чем в группе с высокой адаптивностью.
Анализ результатов методики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения и диагностики самооценки психических состояний по методике Г. Айзенка показал, что благоприятное эмоциональное самочувствие на фоне происходящих физических инволюционных процессов характерно для женщин с высоким уровнем адаптивности, с оптимистичным и конструктивным подходом к жизни. Процесс адаптации к новому возрастному этапу жизни развивается у них быстрее, последовательнее и гармоничнее, чем у представительниц с низким и средним уровнем адаптивности, для которых характерны физический и душевный дискомфорт, свидетельствующие об адаптационном напряжении, а также высокая степень выраженности таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Результаты диагностики по тесту К. Томаса свидетельствуют о том, что для большинства женщин с низким уровнем адаптивности свойственна стратегия избегания в решении конфликтных ситуаций, для группы со средним уровнем – компромисс, а для женщин с высоким уровнем адаптивности – сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Составить представление о психологической, личностной зрелости женщин с разным уровнем адаптивности позволил анализ результатов методики определения психологического возраста по А.А. Кронику. В группе с низкой адаптивностью у 42% женщин прослеживается тенденция к стагнации, у 28% – к инфантильности, и только у 30% представительниц этой группы исследуемый показатель свидетельствуют о психологической зрелости. В группе с высокой адаптивностью 55% женщин обладают качествами зрелой личности, у 27% прослеживается тенденции к стагнации, у 18% – к инфантильности. Следует отметить, что высокий процент женщин с тенденцией к стагнации обусловлен психологической ригидностью и является нормой для данной возрастной категории, так как с возрастом психологическая гибкость и мобильность снижаются.
С целью изучения структуры связей показателей, в каждой из трех исследуемых групп адаптивности применялся иерархический кластерный анализ (метод дендрограмм), результаты которого показали, что для групп с низким и средним уровнем – ведущим и определяющим эффективность адаптации является эмоциональный компонент, связанный с самочувствием, активностью и настроением (р ≤ 0,05). А для высокоадаптированных женщин ведущим является когнитивный компонент, связанный с интернальностью и самоприятием (р ≤ 0,05). Это обеспечивает более адекватную самооценку, возможность проживания новых жизненных ситуаций, обогащение ролевого поведенческого репертуара, более полное и глубокое представление о себе и своих возможностях. Образы, нормы и правила, регулирующие поведение и деятельность, у них более осознанны, переведены во внутренний план.
Вышеприведенные выводы согласуются с данными проведенного корреляционного анализа и указывают на то, что ведущими показателями социально-психологической адаптации женщин являются: «эмоциональная комфортность» (0,905), «интернальность» (0,880), «самоприятие» (0,835), «приятие других» (0,820).
Анализ результатов анкеты субъективной самооценки адаптивного поведения по методике Е.К. Завьяловой и собеседования, которое проводилось с учетом выявленного уровня развития адаптивных возможностей и анкетных данных женщин (семейное положение, наличие детей, занятость в общественном производстве, профессиональный и материальный статус) показал следующее. Женщины обладают такими личностными качествами, как саморефлексия, психологическая мобильность, толерантность, устойчивая позитивная мотивация к самопознанию, саморазвитию, к образовательной деятельности, гибкое планирование собственной жизненной и профессиональной стратегии, социальная интегрированность, духовность, что актуализирует их адаптивные возможности.
Процесс адаптации работающих и имеющих семью женщин развивается более гармонично, чем у безработных или одиноких, то есть факт наличия семьи и стабильной работы играет существенную роль в освоении нового этапа и условий жизни. Важнейшим условием успешной адаптации женщины в зрелости является адекватность образа жизни реальным возможностям.
Оптимистическая концепция позволяет женщине конструктивно решать проблему определения своего места в системе социальных отношений и профессионального развития посредством повышения собственных адаптивных возможностей, а также формирует ее активное отношение к жизни, позволяет уверенно и целенаправленно самосовершенствоваться и самореализовываться. Изменение субъективной картины жизненного пространства через философию оптимизма позволяет женщине по-новому жить и работать в стремительно меняющейся социальной и психокультурной среде.
На основе данных констатирующего эксперимента были определены основные направления и содержательные аспекты психологической помощи, которые базируются на концепциях психологической службы и практических разработках, представленных в психокоррекционных программах отечественных (А.А. Деркач, А.А. Крылов, М.Е. Литвак, А.М. Прихожан, Л.А. Петровская, А.А. Реан, К. Рудестам) и зарубежных психологов (Р. Ассаджиоли, Э. Берн, С. Кратохвил, Р. Мей, Ф. Перлз, В. Сатир, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, М. Эриксон).
Программа психологической помощи включала:
- Индивидуальную психологическую помощь посредством консультирования и психокоррекции, основными задачами которых выступили: создание психологических условий, располагающих женщину к осознанию своего ментального опыта, решению возрастных задач; превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные; помощь в «сближении» реального и идеального образа «Я», в обретении духовного «Я»; готовности принять на себя социальную ответственность.
- Групповую психологическую помощь, состоящую из семинаров, имеющих целью предоставление психологических знаний женщинам, и тренингов, ориентированных на углубление и развитие процессов самосознания и самопознания; приобретение навыков эффективного межличностного общения, толерантности и эмпатии; формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, потребности к саморазвитию и самореализации; развитие навыков саморегуляции.
Реализация программы актуализации адаптивных возможностей в зрелом возрасте осуществлялась в течение двух лет по запросу женщин, обратившихся за психологической помощью.
По результатам контрольного исследования можно судить о повышении уровня адаптивности у представительниц экспериментальной группы, что выражено количественно и качественно более высокими показателями тестовых заданий по сравнению с данными первого этапа эксперимента (таблица 1).
Так, по тесту диагностики социально-психологической адаптации максимальный рост показателей в среднем составил 18%. Значительно улучшились показатели самооценки психических состояний (на 17%), оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (на 12%) и диагностики предрасположенности к конфликтному поведению (на 7%). О влиянии на качество адаптационных процессов говорит улучшение психофизиологического состояния, общего эмоционального фона, взаимоотношений в семье и в рабочем коллективе.
Таблица 1
Динамика показателей адаптивных возможностей женщин контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего эксперимента
Группы
|
Контрольная
|
Экспериментальная
|
этапы, баллы
|
До форм. экспер.
2003г
|
После форм. экспер.
2005г
|
измен. в %.
|
p-level
|
До
форм. экспер.
2003г
|
После форм. экспер.
2005г
|
измен в %.
|
p-level
|
Показатели
|
1. Самочувствие
|
5,2500
|
5,1900
|
- 1,1
|
-
|
4,8040
|
5,4280
|
13,1
|
***
|
2. Активность
|
5,2020
|
5,1320
|
- 1,3
|
-
|
4,8560
|
5,3380
|
9,9
|
**
|
3. Настроение
|
5,2480
|
5,2340
|
- 0,4
|
-
|
4,8380
|
5,4280
|
13,1
|
***
|
4. Адаптация
|
57,0776
|
59,2260
|
3,9
|
-
|
52,4103
|
62,2358
|
18,7
|
***
|
5. Самоприятие
|
79,0301
|
76,3568
|
- 3,4
|
*
|
75,2119
|
100,8301
|
34,0
|
***
|
6. Приятие других
|
70,0162
|
69,5535
|
- 0,6
|
-
|
67,6027
|
74,7549
|
10,6
|
***
|
7. Эмоциональная комфортность
|
62,6080
|
63,5319
|
1,4
|
-
|
57,1220
|
67,4401
|
18,0
|
***
|
8. Интернальность
|
67,9092
|
65,2569
|
- 3,9
|
-
|
62,6976
|
70,8045
|
12,9
|
***
|
9. Стремление к доминированию
|
46,4936
|
51,6506
|
11,1
|
*
|
43,2127
|
43,5641
|
0,8
|
-
|
10. Эскапизм (уход от проблем)
|
14,1600
|
13,0200
|
- 8,1
|
-
|
14,8000
|
12,6600
|
- 14,5
|
*
|
11. Тревожность
|
8,9000
|
8,9400
|
0,4
|
-
|
9,8200
|
8,6200
|
- 12,2
|
*
|
12. Фрустрация
|
7,7000
|
7,9400
|
3,1
|
-
|
8,9600
|
6,8600
|
- 23,4
|
**
|
13. Агрессивность
|
7,3400
|
8,1400
|
10,9
|
-
|
6,8800
|
7,2200
|
4,9
|
-
|
14. Ригидность
|
10,5400
|
9,5600
|
- 9,3
|
-
|
11,4200
|
9,3200
|
-18,3
|
**
|
15. Соперничество
|
2,7800
|
4,1200
|
48,2
|
**
|
2,5600
|
2,4200
|
- 5,5
|
-
|
16. Сотрудничество
|
7,0000
|
6,6600
|
- 4,9
|
-
|
6,3600
|
7,1000
|
11,6
|
**
|
17. Компромисс
|
7,7800
|
8,0600
|
3,6
|
-
|
7,5000
|
7,5400
|
0,5
|
-
|
18. Избегание
|
6,2000
|
6,1800
|
- 0,3
|
-
|
6,7200
|
5,7200
|
- 14,9
|
***
|
19. Приспособление
|
6,6200
|
6,1400
|
- 7,3
|
-
|
7,3600
|
7,2200
|
- 1,9
|
-
|
*** - Достоверность различий на уровне значимости p ≤ 0,001
** - Достоверность различий на уровне значимости р ≤ 0,01
* - Достоверность различий на уровне значимости р ≤ 0,05
В целом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности использования психологических средств актуализации адаптивных возможностей женщин в возрасте 35-50 лет. Психологическая помощь и поддержка в рамках предложенной программы повлияла не только на актуализацию и развитие адаптивных возможностей женщин, но и на мотивацию к активной, осмысленной, продуктивной, творческой, наполненной событиями и планами жизни.
Результаты экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы.
- Для женщин «адаптированных», с оптимистичным и конструктивным подходом к новому возрастному этапу жизни характерно благоприятное эмоциональное самочувствие на фоне происходящих физических инволюционных процессов. Для женщин «неадаптированных», болезненно переживающих возрастные изменения, характерна эмоциональная лабильность с преобладанием признаков угнетенного состояния вплоть до депрессии, нервозность, усталость, переживание пустоты, утраты смысла жизни, пессимистичное восприятие окружающей жизни. В связи с этим они испытывают выраженный физический и душевный дискомфорт.
- К личностным особенностям, затрудняющим эффективность адаптации относятся: эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, выраженная ригидность, пессимизм, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, завышенный или заниженный уровень притязаний, нереалистичность оценок изменений окружающей среды, неопределенность цели, личностная незрелость с тенденцией к инфантильности или стагнации, снижение способности конструктивного анализа и планирования жизни, негативизм, конфликтность, эскапизм, низкий уровень социализации, пассивная жизненная позиция.
- Социальными факторами определяющими успешность адаптации женщин в зрелости являются включенность в профессиональную деятельность и возможность её развития, а также удовлетворенность личной жизнью (семейное положение). Профессиональная деятельность в трудовой социальной среде выполняет функции «катализатора», способствующего более динамичному и гармоничному развитию адаптационных процессов, а также функции психологической защиты, снижающей остроту адаптационного напряжения. Работающие и имеющие благополучную семью женщины, выступают активными участниками социальных отношений и ощущают себя более счастливыми и здоровыми.
- Целенаправленное психологическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и коммуникативный компоненты адаптивности способствует повышению уровня адаптивных возможностей женщин и актуализирует потребности развития её личностного потенциала, то есть самоактуализации, которая является высшим уровнем мотивации, закономерным и необходимым процессом на этапе зрелости.
- В целом апробация программы имеет положительные результаты, подтвержденные как данными повторной диагностики, так и субъективной удовлетворенностью представительниц экспериментальной группы.
Об авторе
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», заведующая лабораторией Психологии профессионального развития личности
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Правдивцева Людмила Леонидовна – кандидат психологических наук, директор медико-психологического центра г. Ставрополя
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Ссылка для цитирования
Соловьева О.В., Правдивцева Л.Л. Психологическая помощь в актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.