ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АКТУАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
 
УДК 159.9.07
О.В. Соловьева (Ставрополь) ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»
Л.Л. Правдивцева (Ставрополь) Медико-психологический центр
English version: Solovieva Olga GOU VPO «Stavropol State University», Stavropol

Pravdivtseva Lyudmila - medical-psychological center of Stavropol, Stavropol

Аннотация. В статье раскрывается проблема актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста в процессе психологической помощи. Приводятся результаты исследования адаптивности женщин 35-50 лет. Обосновывается положение о том, что эффективным средством актуализации и повышения уровня развития адаптивных возможностей женщин в зрелости может служить теоретически обоснованная и методически корректная психологическая помощь, которая обеспечит сохранение психологического здоровья, удовлетворенность жизнью, достаточный уровень эмоционального благополучия в быстро меняющемся социально-психологическом пространстве.

Ключевые слова: адаптивные возможности, женщины зрелого возраста, психологическая помощь, психологическое здоровье

 
Новые условия развития общества меняют характеристики как общероссийского ментального пространства, так и психологического пространства отдельной личности. Активно формируется новая социально-психологическая реальность. С одной стороны, открываются перспективы свободного развития и самоутверждения личности, возрождается общественный интерес к невостребованным ресурсам индивидуальности. С другой стороны, чрезмерная рационализация и коммерциолизация приводят к изменению ценностных ориентиров, утрате чувства социального оптимизма и доверия. Меняется общее мироощущение, жизненное и ментальное пространство, в котором обострены психологические проблемы человека, сопровождающиеся негативными тенденциями роста социального отчуждения и отсутствием перспективных стратегий освоения новой среды.
В этой чрезвычайно изменчивой и семантически неопределенной окружающей среде для современного человека особый жизненный смысл приобретает адаптация, актуализируется потребность человека в сохранении своей физической и психической целостности, поддержании самоценности. Все это порождает потребность людей в психологической помощи и поддержке.
Психологическая помощь попала в орбиту анализа психологов как центральная характеристика личностно-развивающего взаимодействия, как процесс содействия клиентам в преодолении субъективных и объективных трудностей адаптации различного характера. На основе изучения материала, представленного в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.B. Столина, А.В. Юпитова, И.С. Якиманской и др., можно констатировать, что ими заложен интегративный, или акмеологический, подход в решении социально-психологических проблем адаптации и поддержания психологического здоровья человека на этапе его зрелости.
Отдельные аспекты психологической помощи описаны в зарубежной психологии при рассмотрении принципов и целей психологического консультирования с позиций ведущих потребностей взрослого человека и возможностей их удовлетворения, самоактуализации и процессов личностного роста (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скинер, Э. Торндайк, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).
По данным статистики, чаще всего к психологу обращаются женщины зрелого возраста (35-50 лет), так как именно они испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Проблемы, с которыми сталкивается женщина в этот период жизни, с одной стороны, являются типичными, а с другой – воспринимаются как кризисные. Для любой женщины этот возраст является периодом трансформации её личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. В первую очередь важно приспособиться к изменениям психофизиологическим, которые происходят на фоне гормональной перестройки организма. Также важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство своей семьи (вырастают дети), освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений (часто женщина этого возраста переживает феномен кухонного бунта, серьезно задумывается о своем профессиональном развитии и карьере). Для женщины – это определенный стресс, негативно влияющий на жизнедеятельность и понижающий ее адаптивность.
Изучение теоретических оснований и практической реализации идеи психологической помощи (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.И. Анцыферова, А.Ф. Бондаренко, Г.В. Бурменская, Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Р. Кочунас, Н.Н. Обозов, А.Ю. Панасюк, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и др.) позволило выделить проблемные вопросы относительно ресурсных возможностей женщин зрелого возраста, перспектив транслирования единичного опыта в массовую практику, механизмов психологической поддержки, психотехник и критериев их эффективности.
Анализ литературы показал сложность и многоаспектность процессов адаптации у женщин зрелого возраста. Следует констатировать, что в проанализированных нами работах недостаточно представлены сведения о факторах, способствующих актуализации адаптивных возможностей зрелых женщин, о влиянии уровня их развития на эффективность процесса социально-психологической адаптации, не исследованы в полной мере специфика адаптивных реакций женщин и субъективное отношение к происходящим изменениям. Возможности психологического воздействия в интересах повышения уровня адаптации женщин зрелого возраста, в прямой постановке, никем не исследовались. Это касается как теоретического, так и практического аспектов рассматриваемой проблемы.
В этой связи проблема данного исследования сформулирована следующим образом: каковы потенциальные возможности адаптации женщин зрелого возраста, и как должна строиться психологическая помощь, ориентированная на актуализацию их адаптивных возможностей. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Гипотетически нами выдвинуты следующие предположения:
1. Эффективность процесса адаптации детерминирована уровнем развития адаптивных возможностей, который характеризуется совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности, и обусловлен спецификой развивающейся адаптационной реакции (психофизиологическим состоянием, личностными особенностями и социальными факторами).
2. Эффективным средством актуализации и повышения уровня развития адаптивных возможностей женщин в зрелости может служить теоретически обоснованная и методически корректная психологическая помощь, которая обеспечит сохранение психологического здоровья, удовлетворенность жизнью, достаточный уровень эмоционального благополучия в быстро меняющемся социально-психологическом пространстве.
Для доказательства выдвинутых гипотез нами решались следующие задачи: исследование и анализ влияния личностных свойств и социальных факторов на специфику развивающихся адаптивных реакций у представительниц с высоким, средним и низким уровнем адаптивности;  и разработка программы оказания психологической помощи в актуализации адаптивных возможностей женщинам зрелого возраста, ее апробация и оценка эффективности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе медико-психологического центра г. Ставрополя. В экспериментальную группу входили 50 женщин, обратившихся за помощью в медико-психологический центр; в контрольную группу вошли педагоги и медицинские работники (врачи, медсестры, санитарки).
На констатирующем этапе эксперимента, с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда выявлены исходные уровни социально-психологической адаптации женщин (низкий, средний и высокий) и их детерминанты.
Сравнительный анализ величины показателей социально-психологической адаптации (рис. 1.) у группы испытуемых с разными уровнями адаптивности существенно отличаются между собой. Так, у группы женщин с высоким уровнем адаптивности отмечены наиболее высокие значения таких показателей как «самоприятие» (95,3), «эмоциональная комфортность» (90,2), «интернальность» (88,7), «адаптация» (79,9), «приятие других» (78,9), «стремление к доминированию» (70,5), что указывает на высокий уровень развития когнитивного, рефлексивного, эмоционального, коммуникативного, энергетического и мотивационного компонентов адаптивных возможностей, детерминирующих успешность социально-психологической адаптации. Кроме того, низкие значения показателя «эскапизм» (9,0) указывают на способность и готовность представительниц этой группы решать проблемы, не уходя от них. В группе «неадаптированных» женщин данный показатель по значению выше почти в 2 раза (17,5), что свидетельствует о тенденции к избеганию и уходу от решения проблем.
 Показатели социально-психологической адаптации женщин с разным уровнем развития адаптивных возможностей
 
Рис. 1. Показатели социально-психологической адаптации женщин с разным уровнем развития адаптивных возможностей
1 – адаптация, 2 – самоприятие, 3 – приятие других, 4 – эмоциональная комфортность, 5 – интернальность, 6 – стремление к доминированию, 7 – эскапизм

 

Для женщин с низким уровнем адаптивности характерно, что значения таких показателей как «стремление к доминированию» (36,0), «адаптация» (40,7), «эмоциональная комфортность» (42,7) – на 50%, «интернальность» (51,0) и «самоприятие» (63,2) – на 30%, «приятие других» (59,8) – на 20% ниже, чем в группе с высокой адаптивностью.
Анализ результатов методики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения и диагностики самооценки психических состояний по методике Г. Айзенка показал, что благоприятное эмоциональное самочувствие на фоне происходящих физических инволюционных процессов характерно для женщин с высоким уровнем адаптивности, с оптимистичным и конструктивным подходом к жизни. Процесс адаптации к новому возрастному этапу жизни развивается у них быстрее, последовательнее и гармоничнее, чем у представительниц с низким и средним уровнем адаптивности, для которых характерны физический и душевный дискомфорт, свидетельствующие об адаптационном напряжении, а также высокая степень выраженности таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Результаты диагностики по тесту К. Томаса свидетельствуют о том, что для большинства женщин с низким уровнем адаптивности свойственна стратегия избегания в решении конфликтных ситуаций, для группы со средним уровнем – компромисс, а для женщин с высоким уровнем адаптивности – сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Составить представление о психологической, личностной зрелости женщин с разным уровнем адаптивности позволил анализ результатов методики определения психологического возраста по А.А. Кронику. В группе с низкой адаптивностью у 42% женщин прослеживается тенденция к стагнации, у 28% – к инфантильности, и только у 30% представительниц этой группы исследуемый показатель свидетельствуют о психологической зрелости. В группе с высокой адаптивностью 55% женщин обладают качествами зрелой личности, у 27% прослеживается тенденции к стагнации, у 18% – к инфантильности. Следует отметить, что высокий процент женщин с тенденцией к стагнации обусловлен психологической ригидностью и является нормой для данной возрастной категории, так как с возрастом психологическая гибкость и мобильность снижаются.
С целью изучения структуры связей показателей, в каждой из трех исследуемых групп адаптивности применялся иерархический   кластерный анализ (метод дендрограмм), результаты которого показали, что для групп с низким и средним уровнем – ведущим и определяющим эффективность адаптации является эмоциональный компонент, связанный с самочувствием, активностью и настроением (р ≤ 0,05). А для высокоадаптированных женщин ведущим является когнитивный компонент, связанный с интернальностью и самоприятием (р ≤ 0,05). Это обеспечивает более адекватную самооценку, возможность проживания новых жизненных ситуаций, обогащение ролевого поведенческого репертуара, более полное и глубокое представление о себе и своих возможностях. Образы, нормы и правила, регулирующие поведение и деятельность, у них более осознанны, переведены во внутренний план.
Вышеприведенные выводы согласуются с данными проведенного корреляционного анализа и указывают на то, что ведущими показателями социально-психологической адаптации женщин являются: «эмоциональная комфортность» (0,905), «интернальность» (0,880), «самоприятие» (0,835), «приятие других» (0,820).
Анализ результатов анкеты субъективной самооценки адаптивного поведения по методике Е.К. Завьяловой и собеседования, которое проводилось с учетом выявленного уровня развития адаптивных возможностей и анкетных данных женщин (семейное положение, наличие детей, занятость в общественном производстве, профессиональный и материальный статус) показал следующее. Женщины обладают такими личностными качествами, как саморефлексия, психологическая мобильность, толерантность, устойчивая позитивная мотивация к самопознанию, саморазвитию, к образовательной деятельности, гибкое планирование собственной жизненной и профессиональной стратегии, социальная интегрированность, духовность, что актуализирует их адаптивные возможности.
Процесс адаптации работающих и имеющих семью женщин развивается более гармонично, чем у безработных или одиноких, то есть факт наличия семьи и стабильной работы играет существенную роль в освоении нового этапа и условий жизни. Важнейшим условием успешной адаптации женщины в зрелости является адекватность образа жизни реальным возможностям.
Оптимистическая концепция позволяет женщине конструктивно решать проблему определения своего места в системе социальных отношений и профессионального развития посредством повышения собственных адаптивных возможностей, а также формирует ее активное отношение к жизни, позволяет уверенно и целенаправленно самосовершенствоваться и самореализовываться. Изменение субъективной картины жизненного пространства через философию оптимизма позволяет женщине по-новому жить и работать в стремительно меняющейся социальной и психокультурной среде.
На основе данных констатирующего эксперимента были определены основные направления и содержательные аспекты психологической помощи, которые базируются на концепциях психологической службы и практических разработках, представленных в психокоррекционных программах отечественных (А.А. Деркач, А.А. Крылов, М.Е. Литвак, А.М. Прихожан, Л.А. Петровская, А.А. Реан, К. Рудестам) и зарубежных психологов (Р. Ассаджиоли, Э. Берн, С. Кратохвил, Р. Мей, Ф. Перлз, В. Сатир, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, М. Эриксон).
Программа психологической помощи включала:
  1. Индивидуальную психологическую помощь посредством консультирования и психокоррекции, основными задачами которых выступили: создание психологических условий, располагающих женщину к осознанию своего ментального опыта, решению возрастных задач; превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные; помощь в «сближении» реального и идеального образа «Я», в обретении духовного «Я»; готовности принять на себя социальную ответственность.
  2. Групповую психологическую помощь, состоящую из семинаров, имеющих целью предоставление психологических знаний женщинам, и тренингов, ориентированных на углубление и развитие процессов самосознания и самопознания; приобретение навыков эффективного межличностного общения, толерантности и эмпатии; формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, потребности к саморазвитию и самореализации; развитие навыков саморегуляции.
Реализация программы актуализации адаптивных возможностей в зрелом возрасте осуществлялась в течение двух лет по запросу женщин, обратившихся за психологической помощью.
По результатам контрольного исследования можно судить о повышении уровня адаптивности у представительниц экспериментальной группы, что выражено количественно и качественно более высокими показателями тестовых заданий по сравнению с данными первого этапа эксперимента (таблица 1).
Так, по тесту диагностики социально-психологической адаптации максимальный рост показателей в среднем составил 18%. Значительно улучшились показатели самооценки психических состояний (на 17%), оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (на 12%) и диагностики предрасположенности к конфликтному поведению (на 7%). О влиянии на качество адаптационных процессов говорит улучшение психофизиологического состояния, общего эмоционального фона, взаимоотношений в семье и в рабочем коллективе.
Таблица 1
Динамика показателей адаптивных возможностей женщин контрольной и экспериментальной групп   до и после формирующего эксперимента
 

Группы

Контрольная

Экспериментальная

этапы, баллы

До форм. экспер.

2003г

После форм. экспер.

2005г

 

измен.   в %.

 

p-level

До

форм. экспер.

2003г

После форм. экспер.

2005г

 

измен   в %.

 

p-level

Показатели

1. Самочувствие

5,2500

5,1900

- 1,1

-

4,8040

5,4280

13,1

***

2. Активность

5,2020

5,1320

- 1,3

-

4,8560

5,3380

9,9

**

3. Настроение

5,2480

5,2340

- 0,4

-

4,8380

5,4280

13,1

***

4. Адаптация

57,0776

59,2260

3,9

-

52,4103

62,2358

18,7

***

5. Самоприятие

79,0301

76,3568

- 3,4

*

75,2119

100,8301

34,0

***

6. Приятие других

70,0162

69,5535

- 0,6

-

67,6027

74,7549

10,6

***

7. Эмоциональная комфортность

62,6080

63,5319

1,4

-

57,1220

67,4401

18,0

***

8. Интернальность

67,9092

65,2569

- 3,9

-

62,6976

70,8045

12,9

***

9. Стремление к доминированию

46,4936

51,6506

11,1

*

43,2127

43,5641

0,8

-

10. Эскапизм (уход от проблем)

14,1600

13,0200

- 8,1

-

14,8000

12,6600

- 14,5

*

11. Тревожность

8,9000

8,9400

0,4

-

9,8200

8,6200

- 12,2

*

12. Фрустрация

7,7000

7,9400

3,1

-

8,9600

6,8600

- 23,4

**

13. Агрессивность

7,3400

8,1400

10,9

-

6,8800

7,2200

4,9

-

14. Ригидность

10,5400

9,5600

- 9,3

-

11,4200

9,3200

-18,3

**

15. Соперничество

2,7800

4,1200

48,2

**

2,5600

2,4200

- 5,5

-

16. Сотрудничество

7,0000

6,6600

- 4,9

-

6,3600

7,1000

11,6

**

17. Компромисс

7,7800

8,0600

3,6

-

7,5000

7,5400

0,5

-

18. Избегание

6,2000

6,1800

- 0,3

-

6,7200

5,7200

- 14,9

***

19. Приспособление

6,6200

6,1400

- 7,3

-

7,3600

7,2200

- 1,9

-

 

*** - Достоверность различий на уровне значимости p ≤ 0,001
** - Достоверность различий на уровне значимости р ≤ 0,01
* - Достоверность различий на уровне значимости р ≤ 0,05

 

В целом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности использования психологических средств актуализации адаптивных возможностей женщин в возрасте 35-50 лет. Психологическая помощь и поддержка в рамках предложенной программы повлияла не только на актуализацию и развитие адаптивных возможностей женщин, но и на мотивацию к активной, осмысленной, продуктивной, творческой, наполненной событиями и планами жизни.
Результаты экспериментального исследования позволили сформулировать следующие выводы.
  1. Для женщин «адаптированных», с оптимистичным и конструктивным подходом к новому возрастному этапу жизни характерно благоприятное эмоциональное самочувствие на фоне происходящих физических инволюционных процессов. Для женщин «неадаптированных», болезненно переживающих возрастные изменения, характерна эмоциональная лабильность с преобладанием признаков угнетенного состояния вплоть до депрессии, нервозность, усталость, переживание пустоты, утраты смысла жизни, пессимистичное восприятие окружающей жизни. В связи с этим они испытывают выраженный физический и душевный дискомфорт.
  2. К личностным особенностям, затрудняющим эффективность адаптации относятся: эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, выраженная ригидность, пессимизм, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, завышенный или заниженный уровень притязаний, нереалистичность оценок изменений окружающей среды, неопределенность цели, личностная незрелость с тенденцией к инфантильности или стагнации, снижение способности конструктивного анализа и планирования жизни, негативизм, конфликтность, эскапизм, низкий уровень социализации, пассивная жизненная позиция.
  3. Социальными факторами определяющими успешность адаптации женщин в зрелости являются включенность в профессиональную деятельность и возможность её развития, а также удовлетворенность личной жизнью (семейное положение). Профессиональная деятельность в трудовой социальной среде выполняет функции «катализатора», способствующего более динамичному и гармоничному развитию адаптационных процессов, а также функции психологической защиты, снижающей остроту адаптационного напряжения. Работающие и имеющие благополучную семью женщины, выступают активными участниками социальных отношений и ощущают себя более счастливыми и здоровыми.
  4. Целенаправленное психологическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и коммуникативный компоненты адаптивности способствует повышению уровня адаптивных возможностей женщин и актуализирует потребности развития её личностного потенциала, то есть самоактуализации, которая является высшим уровнем мотивации, закономерным и необходимым процессом на этапе зрелости.
  5. В целом апробация программы имеет положительные результаты, подтвержденные как данными повторной диагностики, так и субъективной удовлетворенностью представительниц экспериментальной группы.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», заведующая лабораторией Психологии профессионального развития личности

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Правдивцева Людмила Леонидовна – кандидат психологических наук, директор медико-психологического центра г. Ставрополя

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В.,  Правдивцева Л.Л. Психологическая помощь в актуализации адаптивных возможностей женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.