ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.9.07; 37.01
Мещерякова Г.П. (Кисловодск) ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный технический университет филиал в г. Кисловодске
English version: Mescheriakova Galina North Caucasus State Technical University, branch in the city of Kislovodsk, Kislovodsk
Аннотация. В статье рассматривается теоретико-методологический анализ педагогического профессионализма и психологической поддержки работников образования, в частности учителя. Рассмотрен феномен эмоционального выгорания, оказывающий негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности учителей. Описаны факторы возникновения выгорания, симптомы и ресурсы для его преодоления.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогический профессионализм, психологическая поддержка работников образования, эмоциональное выгорание, ресурсы преодоления выгорания учителя
Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Состояние здоровья учителей, как профессиональной группы, нельзя признать благополучным. По данным Л.Д. Старикова, М.Л. Кузнецова, Е.С. Даниловой и др. учителя не высоко оценивают свое здоровье. Диапазон между «здоров» и «болен» Г. Салье относит к фазе напряжения в развитии состояния стресса, а И. Брехман назвал «третьим состоянием». Для человека, находящегося в этом состоянии, характерно постепенное истощение адаптационных ресурсов организма. По мнению А.А. Реана, А.А. Баранова (1997), для профессии учителя, характерным является насыщенность педагогической деятельности такими стрессорами, как социальная оценка, неопределенность. Результаты самооценки состояния здоровья учителей показывают, что распространенной является выработанная у них привычка находиться в «полуздоровом» состоянии и в этом состоянии продолжать работу, Также выявлена пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация на ведение здорового образа жизни, свидетельствующие о том, что реальное состояние здоровья учителей менее благополучно, чем это следует из данных медицинской статистики. Одна из самых актуальных для учителей проблем – широкий спектр состояний астено-невротического характера. С ними тесно сплетены патогенетическими механизмами функциональные расстройства различных систем и органов – сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, обмена веществ, эндокринной системы и др. [5].
Современной школе требуется учитель, способный успешно решать задачи обучения и воспитания, достигать желаемых результатов в развитии личности учащихся. Личность педагога, как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявления заботы у представителей психологической и педагогической науки. Среди личностных свойств и качеств, необходимых учителю для организации эффективной учебной деятельности обучающихся, Ю.К. Бабанский назвал следующие:
- творческий, поисковый стиль, конкретность и системность мышления, умение выделять главное;
- чувство меры в исполнении тех или иных форм и методов преподавания;
- эмоциональная отзывчивость;
- контактность в общении.
Эти качества необходимы, чтобы осуществлять свой весьма многотрудный вид деятельности, сложный по системе теоретических знаний и практических умений и ещё более сложный по структуре функций.
Многогранную деятельность учителя И.А. Зимняя определяет следующим образом: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования». Психологи выделяют следующие функции педагогической деятельности: диагностическая; ориентационно-проектировочная; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-стимулирующая; исследовательско-творческая.
В сложной и целенаправленной работе учителя реализуются эти функции. Возможность выполнения их определяется субъективными свойствами педагога. Личность учителя (педагога) в обстановке обучения занимает первое место, те или другие его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения.
В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья в системе образования (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, А.С. Батуев, Э.Н. Вайнер, Н.А. Голиков, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.Н. Касаткин. В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураев и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. А.К. Маркова (1993) отмечает, что у учителей возникают такие профессиональные «болезни общения»: истощение, «выгорание», герметизация и уход от контактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «выкладывания» в профессиональной деятельности. Эти «болезни общения» могут быть свойственны отдельным периодам профессионального развития. Л.А. Китаев-Смык рассматривает одну из профессиональных болезней общения учителя – выгорание – как возникающую вследствие душевного переутомления. Это своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязанности входит отдача тепла своей души, эмоциональное «выкладывание» [3].
К основным факторам, способствующим выгоранию учителей, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости), ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Современные исследования выявляют связь между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивлению выгоранию. Обзор работ показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. То есть профессиональная деятельность учителя предъявляет повышенные требования к его здоровью, эмоциональным и когнитивным ресурсам. В настоящее время большинством исследователей феномен выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Он проявляется в профессиях социальной сферы и включает в себя три составляющие:
1) эмоциональное истощение, связанное с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать;
2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к человеку) – отрицательное, циничное, либо безразличное восприятие его, защита от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с учеником как с объектом;
3) редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности.
К объективным факторам возникновения выгорания исследователи относят:
1) неблагоприятный социалъно-психологический климат педагогического коллектива, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе негативно сказываются на индивидуальных психических состояниях его членов, создают тягостные переживания, которые, закрепляясь, могут привести к эмоциональному выгоранию;
2) недостатки в организации педагогической деятельности – ее излишняя регламентация, высокая степень автономности педагога, неудачное распределение учебной нагрузки, плохое стимулирование труда учителя, неясные перспективы профессионального роста, характер включения педагога в управление учебным заведением.
В качестве субъективных факторов исследователи выделяют:
1) высокий уровень нейротизма как показатель эмоциональной неустойчивости индивида, эмоциональной лабильности, неуравновешенности нервно-психических процессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокой степени откликаемости, низ ком пороге переживания дистресса и преобладании негативно окрашенных эмоциональных состояний,
2) наличие рассогласований в ценностной сфере, что выражается в невозможности реализации педагогом значимых смыслообразующих жизненных целей, а также приоритетных типов поведения, предпочтительного образа действий и/или значимых свойств личности в своей профессиональной деятельности,
3) низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения.
Бойко В.В. (1999) выделил симптомы выгорания: усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, усиление психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого, снижение концентрации внимания и способности к выполнению сложных заданий и др. [1].
Помочь преподавателю преумножить ресурсы преодоления выгорания и повысить, свою стрессоустойчивостъ, может психолого-педагогическое сопровождение. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Понятие «психологического сопровождения» введено психологами Г. Бардиером, И. Ромазаном, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В такой трактовке психолого-педагогическое сопровождение далеко от интересующей нас группы, но важно, что подчеркивается естественный характер происходящего процесса. Психолого-педагогическое сопровождение как более всеобъемлющий процесс, включающий в себя и психолого-педагогическую поддержку, рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, О.В. Журавлевой.
В научной литературе выделяются следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: доступность и открытость; интеграция всех сил, участвующих в процессе; личностно-ориентированный подход; дифференциация и индивидуализация; рефлексивность; развивающее обучение на базе положительного опыта.
Следовательно, преумножая ресурсы преодоления выгорания и повышая, таким образом, свою стрессоустойчивостъ, человек легче выдержит большее напряжение и «не сгорит на работе». Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. (2009) в своей работе выделили ресурсы преодоления выгорания:
- Перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
- Активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию, умение решать трудные ситуации совместно с другими людьми, ассертивное поведение).
- Использование приемов саморегуляции.
- Экстравертированность. Способность к компромиссу. Способность контролировать глубину и насыщенность общения.
- Способность легко «заражать» своей энергией и восполняться снова.
- Активность, реализация человеком своих потенциальных возможностей.
- Аутентичность – подлинность, искренность по отношению к себе и к другим, при которой человек проявляет себя свободно и др. [2].
При реализации процесса психолого-педагогического сопровождения важно не только оказать современную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности процесса личностного развития, ответственно относиться к своему развитию, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Это необходимо еще и потому, что сегодняшний день в нашем обществе не отличается социальной стабильностью. Личность должна уметь противостоять разрушающим воздействиям на нее.
Литература
-
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб., 1999.
-
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., 2009. – 336 с.
-
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический преокт, 2009. – 943 с.
-
Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии, 1997. – №1. – С. 45-54.
email:
Мещерякова Г.П. Психологическое благополучие учителя как одна из проблем современного образования [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.