ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

 

УДК 159.9.072

И.Н. Меньшикова (Невинномысск) Невинномысский институт экономики, управления и права (НИЭУП).

English version: Menshikova Inna Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law (NIEUP), Nevinnomyssk

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема адаптации студентов к условиям вузовского обучения. Описаны направления и содержание деятельности психологической служ­бы вуза, ориентированные на помощь студенту и преподавателю в решении наиболее сложных вопросов адаптации студентов к вузу.

Ключевые слова: адаптация, студент, система обучения в вузе, психологическая служба, психологическая диагностика, психопросвещение, психопрофилактика, психокоррекция

Начальный этап профессионализации – выбор сферы деятельно­сти, поиск своего места в профессиональном сообществе и социальная адаптация в целом – трактуется исследователями (педагогами и психологами высшей школы) как ключевой и зачастую определяющий весь ход дальнейшей жизни человека. Важной составляющей этого этапа является период обучения в вузе, где будущий специалист получает необходимые знания и умения, знакомится со старшими коллегами, уточняет свое исходное представление о том или ином виде деятельно­сти. Одним из важнейших факторов успешного обучения в вузе будущих профессионалов является личностная и социально-психологическая адаптация [2].

Адаптация личности это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важно подчеркнуть, что при благоприятном течении адаптация приводит личность к состоянию адаптированности, под которой понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере. Исходя из этого, можно утверждать, что, способствуя процессу адаптации студентов, мы способствуем их личностному развитию.

Проблема адаптации исследуется отечественными и зарубежными учёными достаточно широко. Она сближает и интегрирует многие сферы научного познания (медицину, социологию, психологию и пр.). Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной и социально-психологической адаптации личности представлены в работах Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и многих других. Сущностью проблемы социально-психологической адаптации студентов является успешное освоение новых условий деятельности и вхождение, «вживание» в систему новых официальных и неофициальных взаимоотношений, занятие в новой микросреде определенного личностного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной профессиональной среде.

Вузовская система обучения кардинально отличается от школьной системы, поэтому естественно, что, попадая в вуз, студент-первокурсник несколько растерян. Он чувствует неуверенность, нерешительность, тревогу. Опросы студентов различных вузов показывают, насколько тяжело многие молодые люди переживают процесс адаптации, и в целом профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому помощь студенту в процессе его адаптации к вузу – это важнейшая задача, от решения которой будет зависеть и дальнейшая учеба, и дальнейшая жизнь студента.

Студент как субъект вузовской системы обладает колоссальными ресурсами. Он находится в возрасте наивысших, «пиковых» результатов в процессах и биологического, и пси­хологического, и социального развития. Это возраст оптимумов интеллектуальных и познавательных сил, наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, т.е. системы обобщенных взглядов на мир. Наблюдается ста­билизация характера и усиление сознательных мотивов поведения. Период обучения в вузе – это важнейший период социализации человека. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений и социальных норм, построение системы ценностных ориентаций с учетом общечеловеческих ценностей, высоконравственной, гуманной, основанной на уважительном отношении к себе и другим людям, основанной на чувстве собственного достоинства. Все это позволяет выделить период обучения в вузе в качестве центрального периода онтогенетического развития человека.

Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе обострены многие противоречия, ведущие к самым разнообразным проблемам. Так, в 17-18лет человеком переживается кризис идентичности, основная работа которого – поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В этот период возможно начало сознательного строительства себя и своих жизненных планов. Именно здесь возникают трудности со смыслом жизни.

Еще одной серьезнейшей проблемой современного студенчества является инфантилизм. Это связано с колоссальной безответственностью – не желанием брать на себя обязательства. Также следует констатировать, что для современных молодых людей характерны искаженные этико-моральные принципы. Сегодня у многих существует пагубная установка, что все в жизни продается и покупается. Власть и всемогущество денег – это дезадаптивная конструкция, которая уводит молодежь от нормальных целей связанных с саомовершенствованием и самореализацией.

С перечисленными проблемами сталкивается практически каж­дый студент, и способ их разрешения либо содействует его личност­ному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисамСреди кризисов выделяют четыре наибо­лее типичных:

1-й курс – кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными будня­ми 1-го курса); 3-й курс – кризис самоопределения («Большая часть учебы поза­ди... Что я могу как профессионал?»); 4-й и 5-й курсы – кризис трудоустройства (планирование карь­еры, поиск места работы); по выходе из вуза – кризис профессиональной адаптации (тру­доустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии) [3, с. 117-118].

Таким образом, все более очевидным становится тот факт, что студенту необходима помощь специалистов, в полной мере владеющих психологическими знаниями. Сегодня такая помощь реальна и она может осуществляться через психологическую службу. Представители службы смогут наиболее полно и всестороннее предоставить информацию, отражающую особенности развития каждого студента и социально-психологические процессы и явле­ния, возникающие в студенческом коллективе в связи с адаптацией к обучению. Помощь психологической службы направлена на поддержку и содействие процессу личностного и профессионального становления студента и обеспечение ему комфортности учебного труда. Психологическая помощь студенту реализуется посредством таких направлений деятельности психологической службы в вузе как психологическое просвещение; психологическое консультирование; прикладная психодиагностика; психокоррекционная и развивающая работа; социально-диспетчерская деятельность.

В рамках организации и функционирования вузовской психологической службы Невинномысского института экономики, управления и права нами был осуществлен анализ запросов преподавательского состава учебного заведения к психологической службе. В анкетировании приняли участие профессорско-преподавательский состав института в количестве тридцати человек. Задаваемые вопросы касались разных видов деятельности практического психолога в организации.

Проведенное исследование позволило установить специфику направления деятельности психологической службы в решении проблемы адаптации в высшем учебном заведении.

Самый высокий показатель получен по типу деятельности прикладная диагностика, подразумевающая первичную диагностику и исследование уровня адаптации студентов (51%). Таким образом, можно считать, что прикладная диагностика является первым и необходимым компо­нентом модели психологической помощи. Психодиагностика включает в себя следующие разделы: психодиагностика при поступлении в вуз и периодическая психодиагностика. Цель психодиагностики при поступлении в вуз – определение уровня соответствия возможностей абитуриента требованиям профессиональной деятельности (в зависимости от выбранной специальности). На этом этапе работы со студентами психо­лог занимается психологическим диагностированием кандидатов, выявляя наиболее соответствующих требованиям. Важным условием этого отбора являются требования организации учебного процесса вуза. Периодическая психодиагностика студентов, обучающихся в учебном заведении, в первую очередь, нацеле­на на помощь в адаптации, в личностном росте и в сохране­нии психического здоровья. Она проводится в два этапа:

1. Первичная психодиагностика студентовЕе цель – выявление лиц, нуждающихся в психологичес­кой помощи. Диагностика проводится со всеми студенческими группами.  

2. Углубленное психологическое обследование. Оно про­водится с теми, кто нуждается в психологической по­мощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем. Гипотеза выдвигается на основании данных первичной психодиагностики [4, с. 100].

Не менее важными для исследования представляются данные по показате­лям психокоррекционной и развивающей работы (23%). Одним из направлений этого вида психологической работы явля­ется психологическая профилактика и коррекция трудностей адаптации студентов. Сущность психопрофилактики состоит в формирова­нии психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной и профессиональной адаптации обучающихся, пре­дотвращения развития дезадаптивного поведения, а также для предупреждения невротических и психотических рас­стройств у лиц «группы риска», в повышении психологи­ческой толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуаци­ях, в улучшении социально-психологического климата в коллективе и тд. В этом виде деятельности можно выделить два важных направле­ния. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих студента (изменение обстановки, условий жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение пси­хического ресурса и т. п.). Второе заключается в психоло­гической профилактике возможных отклонений в «группе риска», прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Психопрофилактика способствует совер­шенствованию стиля учебно-профессиональной деятельности студенчества. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать поло­жительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям вуза.

Психокоррекция проводится, если в ходе психологи­ческой диагностики выявлены отклонения от функцио­нальной нормы в поведении.

В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели. Методы психокоррекции направлены на раз­витие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов студенческой группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окру­жающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаи­модействия, а также развивается способность гибко реа­гировать на учебно-профессиональную ситуацию, быстро перестраиваться в различ­ных условиях и разных референтных группах [1, с. 24]. В качестве основных методов психокоррекции исполь­зуются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии [4, с. 105-106].

На третьем месте оказалось психологическое просвещение (15%) состо­ит в устранении дефицита психологических знаний у студентов и педагогов. Эта работа планируется практическим психологом и проводится как в часы, указанные в распорядке деятельности психолога, так и в другое время, в процессе повседневной жизни, трудовой деятельности, обратившихся к психологу клиентов. В ходе психологического просвещения психолог:

- знакомит клиентов-педагогов с основами общей, социальной и специальной психологии;

- популяризирует и разъясняет результаты новей­ших психологических исследований в области возрастной и педагогической психологии;

- формирует у педагогов и студентов потребность в психологи­ческих знаниях и желание использовать их в своей жизни и практической деятельности;

- показывает важность овладения навыками психо­логической саморегуляции в труде и в бытовых отноше­ниях и т. д. [1, с. 45].

При проведении психолого-просветительской работы используются лекции, беседы, семинары, вы­ставки психологической литературы, просмотр и обсуж­дение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев. Однако очень часто бывает так, что клиенты, у кото­рых существуют неразрешенные проблемы, нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они нема­ловажны, а в конкретном совете психолога: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возника­ющими психологическими трудностями, как построить взаимоотношения с кем-либо по своему замыслу и др. Именно в таких случаях необходима психологическая кон­сультация.

Следующим видом деятельности выделено консультирование студентов (10%). Оно может проводить­ся как по личному запросу, так и в форме плановой беседы по результатам первичной психодиагностики.

Важное место в деятельности психолога вуза занимает посредническая работа в межличностных и межгруп­повых конфликтах. Хорошо организованная работа по диагностике и анализу социально-психологического климата в каждой учебной группе позволяет вовремя прини­мать профилактические меры для предотвращения кон­фликтных ситуаций. В том случае, если конфликт не удалось предотвратить, наличие всей полноты инфор­мации делает его управляемым, дает возможность по­лучить позитивный результат [6, с. 201].

На последнем месте оказалась социально-диспетчерская деятельность (1%), которая заключается в переадресовке клиента другим спе­циалистам в том случае, когда он некомпетентен в оказании конкретной необходимой помощи. Задачами психолога в этом случае являются поиск специалиста, отслеживание взаимодействия клиента с ним и осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом [4, с. 107].

В результате полученных в ходе исследования данных направления деятельности психологической службы были разработаны в соответствии с запросами педагогического коллектива вуза. Была составлена программа «Социально-психологической адаптации студентов», в рамках которой запланированы следующие мероприятия (таблица 1).

Таблица 1

Мероприятия в рамках «Программы социально-психологической адаптации студентов»

 

 

Направление деятельности службы Примеры планируемых мероприятий
прикладная психодиагностика - подготовка и разработка диагностических материалов с целью изучения процесса адаптации первокурсников; - составление программы социально-психологической адаптации первокурсников и пр.
психокоррекционная и развивающая работа - составление подпрограммы коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов; - проведение коррекционных и тренинговых занятий для неадаптированных студентов; - разработка методического пособия для психологов по адаптации первокурсников к обучению в вузе и т. д.
психологическое просвещение - составление социально-психологического портрета студента; - проведение проблемных лекций и обучающих семинаров для студентов и др.
психологическое консультирование - подбор материалов по темам индивидуальных консультаций студентов; - проведение индивидуальных консультаций.
социально-диспетчерская деятельность - взаимодействие с другими службами города (наркологическим диспансером, поликлиникой и пр.)

 

 

Высшее учебное заведение является сложной социальной системой, объединяющей деятельность руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, учебно-образовательного процесса и студенчества как специфической социальной общности со своим мнением, традициями и психологией [5, с.74]. 

Однако только ста­бильные средние образовательные учреждения и крупные вузы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более – пси­хологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние учреждения обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловлена недостаточная разработанность нормативных основ работы психологической службы высшей школы. В связи с этим созданные психологические службы вынуждены самостоятельно разрабатывать свои норматив­ные системы, основанные на общих принципах, функци­ях и направлениях работы практического психолога.

Лиетература

  1. Рабочая книга практического психолога: Технология эффек­тивной профессиональной деятельности (пособие для спе­циалистов, работающих с персоналом). – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.

  2. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. – Т.1. – № 3, 2000. – С. 346

  3. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 479.

  4. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.

  5. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Са­мара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.

  6. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. – М.: Ижица, 2002. – 224 с.

Об авторе

Меньшикова Инна Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Невинномысского института экономики, управления и права (НИЭУП).

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Меньшикова И.Н.  Проблема адаптации студентов в рамках психологической службы вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.