ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА
УДК 159.9.072
И.Н. Меньшикова (Невинномысск) Невинномысский институт экономики, управления и права (НИЭУП).
English version: Menshikova Inna Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law (NIEUP), Nevinnomyssk
Аннотация. В статье раскрывается проблема адаптации студентов к условиям вузовского обучения. Описаны направления и содержание деятельности психологической службы вуза, ориентированные на помощь студенту и преподавателю в решении наиболее сложных вопросов адаптации студентов к вузу.
Ключевые слова: адаптация, студент, система обучения в вузе, психологическая служба, психологическая диагностика, психопросвещение, психопрофилактика, психокоррекция
Начальный этап профессионализации – выбор сферы деятельности, поиск своего места в профессиональном сообществе и социальная адаптация в целом – трактуется исследователями (педагогами и психологами высшей школы) как ключевой и зачастую определяющий весь ход дальнейшей жизни человека. Важной составляющей этого этапа является период обучения в вузе, где будущий специалист получает необходимые знания и умения, знакомится со старшими коллегами, уточняет свое исходное представление о том или ином виде деятельности. Одним из важнейших факторов успешного обучения в вузе будущих профессионалов является личностная и социально-психологическая адаптация [2].
Адаптация личности это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важно подчеркнуть, что при благоприятном течении адаптация приводит личность к состоянию адаптированности, под которой понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере. Исходя из этого, можно утверждать, что, способствуя процессу адаптации студентов, мы способствуем их личностному развитию.
Проблема адаптации исследуется отечественными и зарубежными учёными достаточно широко. Она сближает и интегрирует многие сферы научного познания (медицину, социологию, психологию и пр.). Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной и социально-психологической адаптации личности представлены в работах Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и многих других. Сущностью проблемы социально-психологической адаптации студентов является успешное освоение новых условий деятельности и вхождение, «вживание» в систему новых официальных и неофициальных взаимоотношений, занятие в новой микросреде определенного личностного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной профессиональной среде.
Вузовская система обучения кардинально отличается от школьной системы, поэтому естественно, что, попадая в вуз, студент-первокурсник несколько растерян. Он чувствует неуверенность, нерешительность, тревогу. Опросы студентов различных вузов показывают, насколько тяжело многие молодые люди переживают процесс адаптации, и в целом профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому помощь студенту в процессе его адаптации к вузу – это важнейшая задача, от решения которой будет зависеть и дальнейшая учеба, и дальнейшая жизнь студента.
Студент как субъект вузовской системы обладает колоссальными ресурсами. Он находится в возрасте наивысших, «пиковых» результатов в процессах и биологического, и психологического, и социального развития. Это возраст оптимумов интеллектуальных и познавательных сил, наиболее активного нравственного и эстетического становления. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, т.е. системы обобщенных взглядов на мир. Наблюдается стабилизация характера и усиление сознательных мотивов поведения. Период обучения в вузе – это важнейший период социализации человека. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений и социальных норм, построение системы ценностных ориентаций с учетом общечеловеческих ценностей, высоконравственной, гуманной, основанной на уважительном отношении к себе и другим людям, основанной на чувстве собственного достоинства. Все это позволяет выделить период обучения в вузе в качестве центрального периода онтогенетического развития человека.
Вместе с тем, надо отметить, что в студенчестве, особенно на начальном его этапе обострены многие противоречия, ведущие к самым разнообразным проблемам. Так, в 17-18лет человеком переживается кризис идентичности, основная работа которого – поиск себя, своей самотождественности, самоидентичности. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В этот период возможно начало сознательного строительства себя и своих жизненных планов. Именно здесь возникают трудности со смыслом жизни.
Еще одной серьезнейшей проблемой современного студенчества является инфантилизм. Это связано с колоссальной безответственностью – не желанием брать на себя обязательства. Также следует констатировать, что для современных молодых людей характерны искаженные этико-моральные принципы. Сегодня у многих существует пагубная установка, что все в жизни продается и покупается. Власть и всемогущество денег – это дезадаптивная конструкция, которая уводит молодежь от нормальных целей связанных с саомовершенствованием и самореализацией.
С перечисленными проблемами сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам. Среди кризисов выделяют четыре наиболее типичных:
1-й курс – кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1-го курса); 3-й курс – кризис самоопределения («Большая часть учебы позади... Что я могу как профессионал?»); 4-й и 5-й курсы – кризис трудоустройства (планирование карьеры, поиск места работы); по выходе из вуза – кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии) [3, с. 117-118].
Таким образом, все более очевидным становится тот факт, что студенту необходима помощь специалистов, в полной мере владеющих психологическими знаниями. Сегодня такая помощь реальна и она может осуществляться через психологическую службу. Представители службы смогут наиболее полно и всестороннее предоставить информацию, отражающую особенности развития каждого студента и социально-психологические процессы и явления, возникающие в студенческом коллективе в связи с адаптацией к обучению. Помощь психологической службы направлена на поддержку и содействие процессу личностного и профессионального становления студента и обеспечение ему комфортности учебного труда. Психологическая помощь студенту реализуется посредством таких направлений деятельности психологической службы в вузе как психологическое просвещение; психологическое консультирование; прикладная психодиагностика; психокоррекционная и развивающая работа; социально-диспетчерская деятельность.
В рамках организации и функционирования вузовской психологической службы Невинномысского института экономики, управления и права нами был осуществлен анализ запросов преподавательского состава учебного заведения к психологической службе. В анкетировании приняли участие профессорско-преподавательский состав института в количестве тридцати человек. Задаваемые вопросы касались разных видов деятельности практического психолога в организации.
Проведенное исследование позволило установить специфику направления деятельности психологической службы в решении проблемы адаптации в высшем учебном заведении.
Самый высокий показатель получен по типу деятельности прикладная диагностика, подразумевающая первичную диагностику и исследование уровня адаптации студентов (51%). Таким образом, можно считать, что прикладная диагностика является первым и необходимым компонентом модели психологической помощи. Психодиагностика включает в себя следующие разделы: психодиагностика при поступлении в вуз и периодическая психодиагностика. Цель психодиагностики при поступлении в вуз – определение уровня соответствия возможностей абитуриента требованиям профессиональной деятельности (в зависимости от выбранной специальности). На этом этапе работы со студентами психолог занимается психологическим диагностированием кандидатов, выявляя наиболее соответствующих требованиям. Важным условием этого отбора являются требования организации учебного процесса вуза. Периодическая психодиагностика студентов, обучающихся в учебном заведении, в первую очередь, нацелена на помощь в адаптации, в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа:
1. Первичная психодиагностика студентов. Ее цель – выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи. Диагностика проводится со всеми студенческими группами.
2. Углубленное психологическое обследование. Оно проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем. Гипотеза выдвигается на основании данных первичной психодиагностики [4, с. 100].
Не менее важными для исследования представляются данные по показателям психокоррекционной и развивающей работы (23%). Одним из направлений этого вида психологической работы является психологическая профилактика и коррекция трудностей адаптации студентов. Сущность психопрофилактики состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной и профессиональной адаптации обучающихся, предотвращения развития дезадаптивного поведения, а также для предупреждения невротических и психотических расстройств у лиц «группы риска», в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, в улучшении социально-психологического климата в коллективе и тд. В этом виде деятельности можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих студента (изменение обстановки, условий жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в «группе риска», прогнозируемых в ходе психодиагностики.
Психопрофилактика способствует совершенствованию стиля учебно-профессиональной деятельности студенчества. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям вуза.
Психокоррекция проводится, если в ходе психологической диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении.
В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели. Методы психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов студенческой группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на учебно-профессиональную ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных референтных группах [1, с. 24]. В качестве основных методов психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии [4, с. 105-106].
На третьем месте оказалось психологическое просвещение (15%) состоит в устранении дефицита психологических знаний у студентов и педагогов. Эта работа планируется практическим психологом и проводится как в часы, указанные в распорядке деятельности психолога, так и в другое время, в процессе повседневной жизни, трудовой деятельности, обратившихся к психологу клиентов. В ходе психологического просвещения психолог:
- знакомит клиентов-педагогов с основами общей, социальной и специальной психологии;
- популяризирует и разъясняет результаты новейших психологических исследований в области возрастной и педагогической психологии;
- формирует у педагогов и студентов потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей жизни и практической деятельности;
- показывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в труде и в бытовых отношениях и т. д. [1, с. 45].
При проведении психолого-просветительской работы используются лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев. Однако очень часто бывает так, что клиенты, у которых существуют неразрешенные проблемы, нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они немаловажны, а в конкретном совете психолога: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возникающими психологическими трудностями, как построить взаимоотношения с кем-либо по своему замыслу и др. Именно в таких случаях необходима психологическая консультация.
Следующим видом деятельности выделено консультирование студентов (10%). Оно может проводиться как по личному запросу, так и в форме плановой беседы по результатам первичной психодиагностики.
Важное место в деятельности психолога вуза занимает посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах. Хорошо организованная работа по диагностике и анализу социально-психологического климата в каждой учебной группе позволяет вовремя принимать профилактические меры для предотвращения конфликтных ситуаций. В том случае, если конфликт не удалось предотвратить, наличие всей полноты информации делает его управляемым, дает возможность получить позитивный результат [6, с. 201].
На последнем месте оказалась социально-диспетчерская деятельность (1%), которая заключается в переадресовке клиента другим специалистам в том случае, когда он некомпетентен в оказании конкретной необходимой помощи. Задачами психолога в этом случае являются поиск специалиста, отслеживание взаимодействия клиента с ним и осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом [4, с. 107].
В результате полученных в ходе исследования данных направления деятельности психологической службы были разработаны в соответствии с запросами педагогического коллектива вуза. Была составлена программа «Социально-психологической адаптации студентов», в рамках которой запланированы следующие мероприятия (таблица 1).
Таблица 1
Мероприятия в рамках «Программы социально-психологической адаптации студентов»
Направление деятельности службы | Примеры планируемых мероприятий |
прикладная психодиагностика | - подготовка и разработка диагностических материалов с целью изучения процесса адаптации первокурсников; - составление программы социально-психологической адаптации первокурсников и пр. |
психокоррекционная и развивающая работа | - составление подпрограммы коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов; - проведение коррекционных и тренинговых занятий для неадаптированных студентов; - разработка методического пособия для психологов по адаптации первокурсников к обучению в вузе и т. д. |
психологическое просвещение | - составление социально-психологического портрета студента; - проведение проблемных лекций и обучающих семинаров для студентов и др. |
психологическое консультирование | - подбор материалов по темам индивидуальных консультаций студентов; - проведение индивидуальных консультаций. |
социально-диспетчерская деятельность | - взаимодействие с другими службами города (наркологическим диспансером, поликлиникой и пр.) |
Высшее учебное заведение является сложной социальной системой, объединяющей деятельность руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, учебно-образовательного процесса и студенчества как специфической социальной общности со своим мнением, традициями и психологией [5, с.74].
Однако только стабильные средние образовательные учреждения и крупные вузы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более – психологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние учреждения обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловлена недостаточная разработанность нормативных основ работы психологической службы высшей школы. В связи с этим созданные психологические службы вынуждены самостоятельно разрабатывать свои нормативные системы, основанные на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога.
Лиетература
-
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.
-
Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. – Т.1. – № 3, 2000. – С. 346
-
Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 479.
-
Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
-
Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 224 с.
- Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. – М.: Ижица, 2002. – 224 с.
email:
Меньшикова И.Н. Проблема адаптации студентов в рамках психологической службы вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.