ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНЧЕСТВА

 

УДК 159.9.072.533

А.А. Немцов (Москва) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

English version:

Nemtsov Alexander Russian State Humanitarian University (RGGU), Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические подходы к проблеме диагностики психолого-педагогических характеристик студентов. Выделяются основные диагностические показатели. Апробируются оригинальные методики, созданные на основе изложенных подходов, а также опыта исследования студентов, накопленного за период с 1995 по 2010 гг. Приведен фрагмент эмпирического исследования. Осуществляется сравнительная характеристика студентов, являющихся единственными, старшими и младшими детьми в семье. Описаны особенности, обнаруженные у этих групп студентов. Анализ особенностей проведен по следующим основаниям.

  1. Установки по отношению к выбору вуза и возможности обучаться в нем.
  2. Основной смысл получения высшего образования, ведущие мотивы.
  3. Отношение студента к учебному процессу.
  4. Оценка достоверности ответов на вопросы.
  5. Профессиональные ориентиры и приоритеты студента.

Ключевые слова. Высшее образование, личность, общество, студенты, выбор вуза, смысл обучения в вузе, отношение к обучению в вузе, профессиональные ориентиры, профессиональные приоритеты, мотивы обучения в вузе, мотивы профессиональной деятельности, старшие дети, единственные дети, младшие дети.

При рассмотрении системы высшего образования как среды, в которой происходит становление будущего профессионала, сочетающееся с процес­сом его личностного формирования, необходимо, как нам представляется, принимать во внимание, по крайней мере, две особенности этой среды.

Во-первых, высшее образование как целостная система включает в себя большой объём различных специализаций, которые в своей совокупности охватывают все сферы функционирования общества, его материальной и духовной культуры. В этом смысле высшее образование может, как мы убеж­дены, рассматриваться одновременно как модель и как инструмент освоения молодежью социокультурного пространства. Во-вторых, система высшего образования предоставляет молодому человеку чрезвычайно широкие воз­можности для субъективного выбора направления обучения и последующей профессиональной деятельности. Студент выступает при этом не только как объект учебно-воспитательных воздействий, но и как активный созна­тельный субъект своего становления в качестве специалиста-профессионала и члена общества. Возможность осуществлять личностный выбор из огром­ного числа альтернатив с неизбежностью предполагает ответственность за последствия такого выбора.

Можно утверждать, что период обучения в вузе институтизируется обществом как ключевой в процессе профессионального становления и личностного самоопределения будущего специалиста. Он может быть рас­смотрен как модель жизненного выбора, характеризующегося тремя основны­ми особенностями.

1. Личностно значимый – важный с точки зрения отдельного человека.

2. Общественно значимый – важный с точки зрения общества как целост­ной системы.

3. Массовый – осуществляющийся в массовом порядке и постоянно.

При разработке своего подхода к исследованию данной проблематики мы стремились избежать некоторых теоретических недостатков, которые, как нам представляется, были присущи значительной части исследований студенческой молодежи, осуществлявшимся в отечественной социогуманитарной науке в предшествующее время.

Профессиональное становление и личностное самопределение специа­листа-профессионала является проявлением его общей стратегии прожива­ния жизни. Личность и общество могут быть рассмотрены как две сходные по своему строению структуры.

 

 

Уровень

Личность

Общество

  1. Внутренний, центральный

Ценностно-смысловое ядро, ценности как константы, смысл жизни

Этнос, система ценностей общества (культуры)

  1. Промежуточный

Мотивационно-целевая структура, стиль, способ жизни

Этика, система оценок мотивов и целей действий

3. Поверхностный периферический

Поведенческий фасад (оболочка) образ жизни

Этикет, система оценок внешне наблюдаемого поведения.

 

         

Поверхностный уровень. Взаимодействуя со студентом в непосредствен­ной ситуации обучения, преподаватель оценивает его, как нам представля­ется, по трем основным параметрам: 1. Исполнительность; 2.Трудолюбие; 3.Обучаемость.

Промежуточный уровень связан с выбором вуза и в конечном итоге направления профессиональной деятельности. Этот выбор может быть рациональным, продуманным, закономерным или импульсивным, ситуативным, случайным. Кроме того, разделяя точку зрения ряда специалистов, мы считаем целесообразным выделить три группы мотивов получения высшего образования: любознательность, получение знаний, овладение профессией и получение диплома.

Внутренний уровень. Это наиболее интимный и вместе с тем определяющий в конечном итоге всю жизненную стратегию личности. Применительно к студенту это может выступать в форме его основных перспективных профес­сиональных ориентиров. Мы считаем целесообразным выделить шесть таких основных ориентиров. 1. Бизнес; 2. Преподавание; 3. Собственно профес­сиональная деятельность; 4. Служба, исполнение; 5. Руководство, управ­ление; 6. Научно-исследовательская и изобретательская деятельность. Получение диплома открывает перед выпускником эти шесть перспектив. Причем, разумеется, возможны самые разнообразные комбинации этих направлений.

В целях реализации данного теоретического подхода нами было проведено пилотажное исследование. Весной 2010 г. было обследовано 50 студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся на факультете РЛ «Радиоэлектроника и лазерная техника». Данный факультет был создан в 1967 г, на базе существовавшей ещё с 30-х г.г. XX в, специализации «Технологии точного приборостроения». В число диагностических методик входили «Изучение мотивации обучения студента в вузе» и «Оценка общей структуры профес­сиональных ожиданий и ориентиров студентов». Обе методики были созданы нами на основе изложенных выше теоретических представлений, а также обобщения опыта исследования студенческой молодежи за период с 1995 по 2010 гг.

В данной публикации изложен лишь фрагмент полученных результатов. Он касается связи перечисленных выше характеристик с таким параметром как порядок рождения в семье. Как известно, А. Адлер одним из первых указал на то, что положение ребенка среди братьев и сестер имеет огром­ное значение для всей его последующей жизни. Исследования показывают, что модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. В число диагностических методик входила анкета, оценивавшая социальную ситуацию развития студентов в период их детства, т.е. до достижения ими возраста 16 лет. Обследованную группу студентов можно охарактеризовать как весьма благополучную в том смысле, что 82% из них воспитывались в полных семьях, т.е. имели обоих родителей. Вместе с тем только 4% студентов были из семей, имевших более 2-х детей и таким образом обладавших статусом средний ребенок. Ввиду малочисленности этой группы она была исключена нами из анализа. В этой связи, в приводимом фрагменте исследования фигурируют только студенты, являющиеся единственными, старшими и младшими детьми в семье.

Характеристики обследованных групп студентов мы объединили в пять смысловых блоков. 1. Установки по отношению к выбору вуза и возможности обучаться в нём; 2. Основной смысл получения высшего образования; 3. Отношение студента к учебному процессу; 4. Вспомогательные оценоч­ные показатели относительно достоверности полученных ответов; 5. Профессиональные ориентиры студента.

Студенты, являющиеся единственными детьми в семье 

1. Установки по отношению к выбору вуза и возможности обучаться в нём. Студенты, являющиеся единственными детьми в семье характеризуются средним уровнем рациональности выбора вуза и ощущением правильности этого выбора. Они представляют собой как бы промежуточную группу между студентами, являющимися старшими и младшими детьми в семье. Следовательно, эти студенты умеренно серьезно отнеслись к проблеме вы­бора вуза, и ощущают средний уровень удовлетворенности этим выбором.

2. Основным смыслом получения высшего образования является, как мы предположили, возможность получить знания, получить профессию, а также возможность получить диплом. Вновь обнаружилось, что по всем этим трем смысловым компонентам, студенты, являющиеся единственными детьми в семье, образуют промежуточную группу. Они характеризуются средним уровнем стремления получить в вузе знания, получить профессию и получить диплом.

3. Отношение к учебному процессу. Отношение к учебе, определявшееся в процессе исследования, складывалось из исполнительности, трудо­любия и обучаемости. Студенты, являющиеся единственными детьми в семье характеризуются низким уровнем исполнительности, высоким уровнем трудолюбия и при этом средними самооценками обучаемости. Таким обра­зом, эти студенты весьма настойчивы в преодолении трудностей, готовы к волевым усилиям в процессе обучения в вузе. Они склонны к средним самооценкам своих умственных способностей. При этом они менее других готовы выполнять требования преподавателей и механически подчиняться учебной дисциплине. Это трудолюбивые студенты с умеренной самооценкой.

4. Анализ оценочных показателей свидетельствует о том, что студенты, являющиеся единственными детьми в семье характеризуются наиболее вы­сокой правдивостью и у них наименее выражена неискренность. При этом их уровень самоконтроля может быть охарактеризован как средний. Эти студенты несколько менее зрелые и адаптивные, чем студенты, являющиеся старшими детьми в семье. Отчасти им свойственны качества, присущие старшим детям. Однако им скорее всего в меньшей степени приходится приспосабливаться к другим людям. Они более эгоистичны и вследствие этого более непосредственно проявляют себя. Потенциально такая чрезмер­ная прямота может быть источником конфликтов, и напряжения в отношениях с окружающими. Однако в силу развитого самоконтроля, подобные проблемы как бы остаются "внутри" их личности, не находя внешнего проявления.

5. Профессиональные ориентиры студентов, являющихся единственными детьми в семье. Эти студенты чаще демонстрируют средний уровень мотивированности профессиональной деятельностью. При этом, если сравнивать суммарно средние и высокие показатели профессиональной мотивиро­ванности, то единственные дети даже немного превосходят в этом отноше­нии студентов, являющихся младшими детьми.

Студенты, являющиеся единственными детьми в семье представляют весьма неоднородную группу в отношении дифференцированности профессиональной мотивации, т.е. по степени выраженности у них профессиональных приори­тетов. С одной стороны среди них имеется значительное число лиц, обла­дающих весьма размытыми профессиональными ориентирами. Во всяком случае, они не обнаруживают явных профессиональных приоритетов. Но с другой стороны среди них относительно больше по сравнению со студентами, являющимися старшими детьми тех, кто уже сейчас очень отчётливо осознает свои профессиональные приоритеты.

Таким образом, студенты, являющиеся единственными детьми в семье достаточно интенсивно мотивированы будущей профессиональной деятель­ностью, но в смысле выделения приоритетов представляют собой весьма неоднородную группу. Если проанализировать содержание профессиональ­ных приоритетов этих студентов, то обнаруживается следующая картина. Студенты, являющиеся единственными детьми в семье обнаруживают низкую склонность как к подчинению, так и к руководству. Они наименее склонны встраиваться в иерархические системы, требующие строгого соблю­дения субординации. Вероятно, они могут быть охарактеризованы скорее как «гуляющие сами по себе» – как индивидуумы, не желающие ни подчи­няться, ни подчинять себе других людей. Это индивидуалисты, стремящиеся быть хозяевами самим себе, но не более того. В отношении всех других показателей эти студенты обнаруживают как бы промежуточное положение между студентами, являющимися старшими и младшими детьми. Это в част­ности проявляется в их умеренной ориентации на узко профессиональную и научно-исследовательскую деятельность, а также на преподавательскую деятельность и занятие бизнесом.

Таким образом, студенты, являющиеся единственными детьми в семье, по большинству диагностировавшихся параметров – представляют собой про­межуточную группу и характеризуются средними показателями. Их выделяет высокий уровень трудолюбия, по крайней мере, высокая его самооценка, низкий уровень непосредственного послушания, некоторая прямолинейность и открытость и вместе с тем высокий уровень самоконтроля и самодисцип­лины. Многие конфликтные ситуации они вероятнее всего «носят в себе», решают во внутреннем плане, не делая их достоянием окружающих. Вообще, они в наибольшей степени являются индивидуалистами и неохотно встраи­ваются в иерархические системы, требующие соблюдения субординации. Часть из них уже имеет выраженные профессиональные приоритеты, но для другой части они /приоритеты/ остаются ещё весьма неопределенными. Это весьма ответственные и относительно бесхитростные студенты.

Старшие дети в семье 

1. Установки по отношению к выбору вуза и возможности обучаться в нём. Студенты, являющиеся старшими детьми в семье характеризуются низким уровнем рациональности выбора и низким уровнем ощущения правильности этого выбора. Следовательно, согласно полученным результатам, эти студенты наименее серьезно отнеслись к проблеме выбора вуза и как следствие, наименее удовлетворены этим выбором. Они шли в данный вуз наугад и им так сказать «не повезло» – импульсивный выбор оказался неудачным.

2. Смысловое наполнение процесса обучения в вузе выглядит у студентов, являющихся старшими детьми в семье следующим образом. Они наиболее заинтересованы в формальном результате – получении диплома. По пока­зателям стремления получить в вузе профессию и овладеть знаниями эти студенты приближаются к студентам, являющимся единственными деть­ми в семье, и представляют собой некую промежуточную группу между ними и студентами, являющимися младшими детьми в семье. Таким образом, главным смысловым приоритетом для них в вузе является получение диплома. Всё вышесказанное указывает на то, что им относительно безразличны преподаваемые в вузе дисциплины и само пребывание в вузе является унылой повинностью, которую просто надо терпеливо сносить, раз уж так сложились жизненные обстоятельства.

3. Отношение к учебному процессу. Студенты, являющиеся старшими детьми в семье обнаруживают приблизительный баланс исполнительности и трудолюбия, хотя всё же более высоко оценивают своё трудолюбие. Таким образом, у них обнаруживается та же тенденция, что и у студентов, являющихся единственными детьми, но в существенно более мягком и сгла­женном виде. Напомним, в чём заключалась особенность студентов., являю­щихся единственными детьми. Они, если несколько огрубить картину, вос­принимают себя как трудолюбивых, но неисполнительных студентов. Выходит, что они готовы к волевым усилиям, интенсивным затратам физи­ческих и умственных сил, но требования преподавателей и правила орга­низации учебного процесса не вызывают у них никакого энтузиазма и желания им следовать. Таким образом, единственные дети претендуют на то, чтобы «быть самому себе головой». Эта тенденция, но только в гораздо более мягкой форме присуща и студентам, являющимся старшими детьми в семье. Если же принять во внимание низкие оценки этими сту­дентами уровня своей обучаемости и способностей, то в целом их само­оценка выглядит так – трудолюбивые с заниженной самооценкой.

4. Анализ оценочных показателей свидетельствует о том, что студенты, являющиеся старшими детьми в семье, могут быть охарактеризованы как умеренно правдивые и в меру искренние, с высоким уровнем самоконтро­ля. Видно, что они являются наиболее зрелыми и адаптивными по сравне­нию со всеми остальными студентами. Действительно, к ним обычно, со стороны родителей предъявляются более высокие требования, и им раньше других приходится примерять на себя роль взрослого человека, отвечаю­щего за свои поступки, имеющего определенный круг обязанностей.

5. Профессиональные ориентиры студентов, являющихся единственными детьми в семье. Эти студенты чаще других демонстрируют низкие оценки мотивированности профессиональной деятельностью. В отношении дифференцированности профессиональной мотивации эта группа студентов наиболее однородна и обладает средним уровнем дифференцированности профессиональной мотивации. Таким образом, можно констатировать, что у этих студентов достаточно сформированы профессиональные приоритеты и они в общих чертах представляют себе оптимальную модель будущей профессиональной деятельности. Обобщая полученные результаты можно заключить, что студенты, являющиеся старшими детьми в семье, в целом ещё не готовы воспринимать себя в качестве дипломированных специалис­тов, хотя и обладают яри этом умеренно выраженными профессиональными приоритетами. Если проанализировать содержание профессиональных при­оритетов этих студентов, то обнаруживается следующая картина. Студен­ты, являющиеся старшими детьми в семье, демонстрируют наиболее низкую ориентацию на узко профессиональную деятельность и преподавание в вузе по своей специальности. Это является лишним подтверждением того, что вузовская специализация была выбрана ими неверно. Их не привлекает ни перспектива дальнейшей карьеры в качестве собственно специалиста-про­фессионала, ни возможность быть преподавателем в вузе по своей специ­альности. Данные студенты демонстрируют средний уровень готовности заниматься бизнесом, а также научно-исследовательской или изобретатель­ской деятельностью. В плане ориентации на руководящую и исполнитель­скую деятельность, студенты, являющиеся старшими детьми, представляют собой наиболее неоднородную и неоднозначную группу. С одной стороны им более присущи средние показатели ориентации на руководство. Таким образом, по своему стремлению руководить другими людьми, они занимают промежуточное положение между равнодушными к этому единственными деть­ми и находящими руководящую деятельность высоко привлекательной для себя младшими детьми. Однако при этом часть из них относительно не склонна к подчинению, в то время как другая – достаточно ориентирована на исполнительскую деятельность. Это позволяет выделить среди студентов, являющихся старшими детьми, по крайней мере две группы. Одна – те, кто вполне последовательно стремится руководить и доминировать (хотя и не в такой степени, как студенты, являющиеся младшими детьми). Кстати, подобное доминирование наиболее логично вытекает из их повседневного опыта старших детей. Другая – скорее склонна подчиняться, или, по крайней мере, тщательно встраиваться в систему субординации, тонко балансируя между доминированием и подчинением. Это своего рода «вы­дрессированные» старшие дети, которые в силу каких-то причин приходит­ся проявлять повышенную гибкость и приспосабливаться как к родителям, так и младшим членам семьи.

Таким образом, студенты, являющиеся старшими детьми в семье, весь­ма импульсивно и неудачно выбрали вуз и рассматривают своё пребывание в нём скорее как унылую повинность, необходимую для получения диплома. Хотя у них уже есть некоторые профессиональные приоритеты, они ещё не готовы воспринимать себя как дипломированных специалистов и уровень общей профессиональной мотивации у них низок. Это весьма трудолюбивые студенты, имеющие, однако заниженную самооценку. Они сдержаны, обла­дают хорошим самоконтролем. Наименее привлекательными для них являют­ся собственно профессиональная и преподавательская деятельность. Они не против того, чтобы заниматься бизнесом и научно-исследователь­ской или изобретательской деятельностью. Однако наиболее адекватной для них является работа в иерархических структурах, требующая соблюдение субординации.

Младшие дети в семье 

1. Установка по отношению к выбору вуза и возможности обучаться в нём. Студенты, являющиеся младшими детьми в семье характеризуются высо­кими показателями рациональности выбора вуза. Таким образом, можно кон­статировать определенную тенденцию к увеличению рациональности выбора вуза по мере перехода от студентов, являющихся старшими детьми в семье, к тем, кто является младшими детьми. Единственные дети в семье, как уже отмечалось, образуют в отношении рациональности выбора вуза промежуточную группу. Наиболее очевидным, хотя и не обязательно верным, с нашей точки зрения является следующее объяснение данного факта. Стар­шие дети являются своего рода первопроходцами и их выбор вуза чаще, чем у других, оказывается своего рода «пробным шаром» для семьи. Менее свойственно это для студентов, являющихся единственными детьми в семье. Их выбор вуза, как правило, является более продуманным. Наконец, наи­более продуманным (скорее всего со стороны родителей или других более старших и опытных членов семьи) выбор вуза оказывается у сту­дентов, являющихся младшими детьми в семье.

Младшие дети в семье характеризуются и высокими показателями чувства правильности выбора вуза. Вновь можно отметить тенденцию к увеличению чувства правильности выбора вуза от студентов, являющихся старшими детьми в семье, к тем, кто является младшими детьми в семье. Единственные дети в семье вновь оказываются промежуточной группой по своим оценкам правильности сделанного выбора. Вновь можно предположить наиболее очевидное, хотя и не обязательно верное объяснение данного факта. Результаты заставляют предполагать связь между рациональностью выбора и оценкой его в качестве правильного. По крайней мере, это можно наблюдать у студентов в зависимости от их статуса в семье (в смысле порядка рождения). Студенты, чей выбор был менее продуман, не имел под собой серьезных оснований и был скорее импульсивным, в результате менее удовлетворены им. Напротив, студенты, сделавшие выбор продуманно, возможно опираясь при этом на опыт более старших членов семьи, склонны более позитивно оценивать результаты этого выбора. Таким образом, полученные данные хорошо укладываются в следующую кон­цептуальную схему. Серьезной установке на выбор вуза соответствует позитивная оценка этого выбора. Напротив, несерьезной установке на выбор вуза соответствует негативная оценка этого выбора.

2. Смысловое наполнение процесса обучения в вузе выглядит у студентов, являющихся младшими детьми в семье следующим образом. По отношению к мотиву любознательности они образуют наиболее поляризованную группу. Эти студенты либо склонны подчеркивать высокую значимость этого мотива, либо игнорировать его. По отношению к мотиву получения профессии, студенты, являющиеся младшими детьми в семье вновь образуют наиболее поляризованную группу, хотя всё же более тяготеют к высоким показате­лям. Аналогичная картина наблюдается и в отношении мотива получения диплома. Таким образом, смысловое наполнение учебного процесса в вузе выглядит у студентов, являющихся младшими детьми в семье наиболее неопределенным. Они практически с равной вероятностью выносят низкие, средние и высокие оценки значимости основным мотивам получения высшего образования. Подобные результаты требуют более тщательного анализа. Однако, по крайней мере, можно констатировать, что в плане основных мотивов обучения данная группа наиболее внутренне неоднородна и противоречива в своих установках.

3. Отношение к учебному процессу. Студенты, являющиеся младшими деть­ми в семье, представляют собой наиболее неоднородную группу в смысле оценок своей исполнительности. Одним из них, как и единственным детям в семье, более свойственен низкий уровень исполнительности. Другим – напротив, высокий. Причём, что характерно для этих студентов, им практически в равной степени присущи как низкие и средние, так и высо­кие показатели. Своё трудолюбие, студенты, являющиеся младшими детьми в семье, чаще других оценивают как низкое и реже всех других студентов – как высокое. И вновь у студентов, являющихся младшими детьми в семье, обнаруживается склонность к равновероятным оценкам всех трёх уровней. Если сопоставить оценки исполнительности и трудолюбия, то студенты, являющиеся младшими детьми в семье, могут быть разбиты по крайней мере на две группы. Одни – последовательные «разгильдяи», низко оценивающие как свою исполнительность, так и трудолюбие. Другие – стремящиеся создать образ «примерных учеников», по крайней мере, если судить по их самооценкам. Действительно, именно так должен выглядеть студент, который охотно выполняет требования преподавателя, но лишь в той мере, в которой это не требует от него усилий, интенсивной самостоятельной работы, преодоления трудностей. Создаётся впечатление, что именно эти студенты (младшие дети в семье) в наибольшей степени зависят от внешнего контроля со стороны взрослых. Вероятно, они наиболее часто ожидают, что кто-то будет контролировать их учебную деятельность, стимулировать, понукать и тому подобное. Всё это указывает на наиболее выраженные черты инфантилизма, проявляющиеся у студентов, являющихся младшими детьми в семье по отношению к учебному процессу. Студенты, являющиеся младшими детьми, чаще других оценивают свои способности как высокие. Таким образом, в целом они могут быть охарактеризованы как ленивые с завышенной самооценкой.

4. Анализ оценочных показателей свидетельствует о том, что студенты, являющиеся младшими детьми в семье могут быть охарактеризованы как весьма лживые и неискренние, с низким уровнем самоконтроля. Они про­являют себя как наиболее личностно незрелые и инфантильные. Эти студенты наиболее безответственны, их поведение скорее ситуативно и подчиняется эгоистическим желаниям. Потенциальные конфликты они всегда готовы разрешать с помощью лжи, которую воспринимают просто как удоб­ный инструмент общения, не задумываясь о моральной стороне проблемы. Отсутствие внутренних регуляторов, должно в отношении к ним компенси­роваться непосредственным внешним контролем. Им в большей степени, чем остальным студентам, необходимо, чтобы кто-то извне организовывал и контролировал их деятельность.

5. Профессиональные ориентиры студентов, являющихся младшими детьми в семье. Эти студенты обнаруживают наиболее высокий уровень мотивиро­ванности профессиональной деятельностью. Они в большей степени склонны идентифицировать себя с уже дипломированным профессионалом. Правда, как и во многих других случаях, эти студенты примерно с равной вероятностью имеют и низкие, и средние, и высокие показатели. Подводя итог, можно констатировать, что нарастание уровня мотивированности профессиональной деятельностью происходит именно в такой последователь­ности: старшие дети, единственные дети, младшие дети,

В отношении дифференцированности профессиональной мотивации и наличия приоритетов у этих студентов можно выделить две группы.

Следовательно, среди студентов, являющихся младшими детьми в семье, есть те, кто в значительной мере идентифицирует себя с дипломированным профессионалом и имеет вполне чёткие профессиональные приоритеты. Однако, наряду с этим, достаточно многочисленная группа этих студентов, хотя и идентифицирует себя уже с дипломированным специалистом, не обнаруживает при этом чётких приоритетов своей будущей деятельности. Кроме того, есть основания допускать, что среди студентов, являющихся младшими детьми в семье, есть и те, кто не только не определился со своими профессиональными приоритетами, но и вообще не готов ещё иден­тифицировать себя с дипломированным специалистом.

Если проанализировать содержание профессиональных приоритетов этих студентов, то обнаруживается следующая картина. Студенты, являющиеся младшими детьми в семье в высокой степени ориентированы на узко профес­сиональную и научно-исследовательскую деятельность, изобретательство, а также на преподавание в вузе. Можно констатировать, что здесь имеет место общая тенденция к увеличению склонности студентов к этим видам деятельности по мере перехода от старших детей в семье к младшим. Промежуточную группу в данном случае составляют студенты, являющиеся единственными детьми в семье. Подобная тенденция хорошо сочетается с описанной выше тенденцией в показателях рациональности выбора вуза и ощущении его правильности. Можно говорить о том, что при переходе от студентов, являющихся старшими детьми к студентам, являющимся младшими детьми нарастают следующие показатели. Рациональность, продуманность выбора, ощущение правильности этого выбора, ориентация на специфически профес­сиональную деятельность, на научно-исследовательскую и преподаватель­скую деятельность, а также на изобретательство. Студенты, являющиеся единственными детьми, образуют при этом промежуточную группу. Картина выглядит очень ясной и позитивной, если не принимать в расчёт приве­денные выше данные о таких характеристиках студентов, являющихся млад­шими детьми как лживость, низкий самоконтроль, относительная лень и завышенная самооценка. Всё это в совокупности заставляет относиться к очевидной и вполне ожидаемой закономерности с определенной долей осторожности и скептицизма. В отношении ориентации на бизнес студенты, являющиеся младшими детьми в семье, оказываются наиболее внутренне неоднородной группой. Они чаще других студентов характеризуются либо высокими, либо низкими показателями ориентации на данный вид деятельности. Весьма интересная картина обнаруживается у этих студентов в отношении руководства и подчинения. Баланс руководства-подчинения смещен у них в сторону руководства. Таким образом, сознательно несколько огрубляя картину можно констатировать, что руководить менее склонны студенты, являющиеся старшими детьми в семье, а более младшими детьми. Можно предположить, что такая особенность имеет компенсаторный характер. Либо, будучи вынуждены в семье подчиняться более старшим, младшие дети мечтают о том, когда сами получат возможность управлять другими и контролировать их. Либо в качестве младших, они оказываются вне критики, в привилегированном положении любимчиков, которым всё дозво­лено, чьи желания и даже капризы, безусловно исполняются. В резуль­тате, этот свой статус «маленьких домашних диктаторов» они склонны экстраполировать на отношения с другими людьми уже во взрослой жизни. В любом случае, учитывая некоторые негативные особенности этих студентов, о которых упоминалось выше, это может быть источником серьезных проблем как для них самих, так и для окружающих их людей.

 

Литература

  1. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. – М. Высшая школа, 1990.

  2. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие для студентов и аспирантов. // Ред. Самыгин O.K. – Р-н-Д, 1998.

  3. Немцов А.А.Кансузян Л.В. К проблеме оценки учебной деятельности тудентав. // Объединенный научный журнал. – 2006. – № 26. – С. 30-37.

  4. Немцов А.А., Кансузян Л.В. Особенности высшего образования как процесса трансляции культуры. Интеллигенция в диалоге культур. – М.: РГГУ. – С. 199-207.

Об авторе

Немцов Александр Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Немцов А.А.  Диагностика психолого-педагогических характеристик студенчества [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.