ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
УДК 159.9
Л.В. Лидак (Минеральные Воды) Минераловодский филиал АНО ВПО «Московская открытая социальная академия»
Н.Ф. Желаевская (Минеральные Воды) Минераловодский филиал АНО ВПО «Московская открытая социальная академия»
English version: Ludmila Lidak Mineral Vody branch ANO VPO "Moscow Open Social Academy, Mineral Vody
Zhelaevskaya Mineral Vody branch ANO VPO "Moscow Open Social Academy, Mineral Vody
Аннотация. Статья посвящена выявлению и обоснованию содержательных и значимых характеристик профессиональной ответственности личности и их влияния на карьерное продвижение. Теоретический анализ психологического сопровождения карьерного продвижения молодого специалиста основывается на исследовании его профессионального становления, достижения профессионального мастерства, возможности самореализации личности, самодетерминации субъектом карьерного развития, типологий карьер, связей выбора, планирования, реализации карьеры с учетом индивидуально-психологических особенностей субъектов.
Ключевые слова: профессиональная ответственность, карьерное продвижение, самоуправление, активность, профессиональная самореализация.
Проблемы карьерного продвижения в новых культурно-исторических и социально-экономических условиях стимулируют поиски новых, адекватных нынешней ситуации, подходов и программ по руководству, оказанию помощи и поддержки выпускникам образовательных учреждений в мире современных профессий. Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию личности молодых специалистов и их личностно-профессиональным достижениям, позволит более направлено оказывать помощь в проектировании и реализации собственной карьеры.
Карьерное продвижение выступает как максимальное раскрытие иреализация профессионального потенциала личности в процессе прохождения различных уровней организационной структуры.
Развитие карьеры характеризуется неопределенностью, переменчивостью, нестабильностью. Как показывают исследования С.Т. Джанерьян, Н.Л. Кирт, В.А. Полякова, карьера корректирующе влияет на личность и формирующе – на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.
Одним из основных психологических факторов становления карьеры является профессиональная ответственность, изучение которой находилось в центре внимания отечественных и зарубежных ученых (В.А. Бодров, Т. Де Джордж Ричард, Э. Дюркгейм, А. Г. Луценко, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, П. Фоконне, Ф. Хайдеггер и др.). В современном мире чрезвычайно возросла необходимость в принятии ответственных решений в ситуациях неопределенности, вызванных дефицитом или избытком входной информации. Это характерно для большинства видов сложной профессиональной деятельности – руководителей, предпринимателей, юристов, военначальников, врачей, педагогов и др.
Проблема выявления значимости профессиональной ответственности в карьерном продвижении личности достаточно емка и неоднозначна. Ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей философии, психологии, акмеологии, социологии, педагогики и др. Необходимость исследования влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение осталось вне поля зрения исследователей выступает ее значимой детерминантой. Это доказывает имеющийся опыт теоретического анализа проблемы, представленный в работах ряда авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др).
Представление о карьере характеризуется продвижением личности по служебной лестнице в рамках того рода деятельности, который избран ее в начале трудового пути. Многие исследователи рассматривают карьеру как движение и положение (статус) субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, обусловленных личностными позициями, психическими ресурсами и социально-экономической ситуацией в конкретный период жизненного пути.
Карьерный потенциал личности определяется:
- психофизическими характеристиками индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);
- личностными характеристиками (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);
- компетентностями (квалификации, объем и качества знаний, умений и навыков);
- жизненными и карьерными ориентациями (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний (В.К. Шаповалов)).
Указанные составляющие карьерного потенциала личности взаимосвязаны. Они могут служить своеобразными осями-векторами, определяющими структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры.
К настоящему времени достаточно четко вырисовалась тенденция изучения типологии карьеры.
Многообразие карьер, представленных в научной литературе, можно свести к трем типам, которые охватывают все возможные карьерные траектории представителей различных социально-профессиональных групп: вертикальную, горизонтальную, ступенчатую.
Тенденцией современных исследований является выявление подходов к формированию различных компонентов профессиональной ответственности личности. В частности, операционализация понятия профессиональной ответственности, выявление ее структуры рассмотрено В.А. Бодровым, А.Г. Луценко. Проблема ответственности личности в профессиональной деятельности является центральной в работах Л.И. Дементий, М.В. Мукониной и др. Изучению ответственности в трудовой деятельности, как особой формы контроля за поведением и успешностью работника на производстве, уделено внимание в работах К. Муздыбаева.
Анализ философской, социологической, педагогической, психологической и акмеологической литературы позволил обнаружить противоречия между накопленным опытом специалистов-практиков в области карьерного роста и определением значимости профессиональной ответственности личности в карьерном продвижении; между достаточно высоким уровнем теоретической подготовки молодого специалиста и психологической неподготовленностью к принятию на себя ответственности и обязательств при переходе к реальному рабочему процессу и карьерному росту; между высокой степенью мотивации и активности молодого специалиста в сферах профессионального и карьерного развития и нежеланием социального окружения способствовать этим процессам.
Профессиональная ответственность рассматривается как детерминирующий психологический фактор карьерного продвижения и выступает как вид ответственности, имеющий нравственно-волевой статус в структуре личности. Она включает систему компонентов, проявляющихся в мотивации к выполнению и контролю совершаемых действий в сферах профессиональной деятельности и карьерного роста.
Цель исследования теоретическое и эмпирическое изучение профессиональной ответственности личности как детерминанты карьерного продвижения.
Для решения исследовательских задач был использован анализ научных источников по проблеме профессиональной ответственности личности, объективных и субъективных факторов карьерного продвижения. Вместе с тем использовались эмпирические методы: метод наблюдения, метод беседы, метод экспертной оценки, метод тестирования, констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки полученных результатов включали в себя методы качественной (сравнение, представление в табличной и графической форме, методы содержательной интерпретации) и количественной обработки первичных данных (методы математико-статистического анализа: непараметрический (критерий χ²), параметрический (t-критерий Стьюдента), корреляционный анализ показателей).
В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: методика мониторинговой оценки и самооценки личностно-профессиональных качеств (авторская методика Л.Г. Лаптева подготовлена в рамках концепции профессора Н.И. Конюхлова); опросник «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера; опросник «Шкала совестливости», разработанная В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла); тест «Способность самоуправления», разработанный под руководством Н.М. Пейсахова; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанная В.Э. Мильман.
В качестве комплексной компьютерной методики использовалась программа тестирования «Профкарьера-1», разработанная группой сотрудников лаборатории «Гуманитарные Технологии» на базе МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Алтуховым, А.Г. Серебряковым и Е.В. Орловой.
Эмпирическую базу исследования составили: результаты экспертной оценки (85 человек) и психологического обследования (190 человек) специалистов банковской сферы г. Минеральные Воды, г. Железноводска, г. Пятигорска.
Методологической основой исследования выступили принципы активности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и др.); системно-структурного анализа (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); детерминизма, определяющий зависимость психических явлений от порождающих их факторов (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.).
В основу исследования легли концепции об активной роли личности в процессе жизни и профессиональной деятельности и становления ее субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.А. Берулава, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев и др.); теоретические положения, касающиеся феномена ответственности в контексте профессионального становления личности (М.Н. Берулава, В.А. Бодров, Л.А. Дементий, Э.Ф. Зеер, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, В.Н. Мясищев, Ю.П. Поваренков, В. Франкл и др.), теоретические разработки проблем рефлексии (Ф.Е. Василюк, Л.В. Лидак, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов и др.).
В нашей стране долгое время отношение к понятию карьера было отрицательное. Проблема карьерного продвижения в психологии наилучшим образом изучена в зарубежной науке. К числу наиболее известных направлений и концепций относятся: дифференциально-диагностическое направление (Ф. Парсонса, Г. Мюнстерберга), трейт-факторная теория (Д. Холланда), психодинамическое направление (А. Роу), теории развития (Д. Сьюпера, Э. Гинцберга), социально-когнитивные теории (Д. Тидемана, Р. О’Хара и Л. Кнефелькампа и Р. Слепица). Одновременно с формированием позитивного отношения общества к карьерным устремлениям индивида резко возросли требования к личности, ориентированной на профессиональную успешность. Такое положение обусловлено нарастанием темпов социализации человека, его интеграцией в трудовую деятельность, усилением конкуренции в секторах рынка рабочей силы, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями.
Исследование карьеры постепенно включается в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания как психология, социология, педагогика, экономика, менеджмент, политология, что приводит к широкому разбросу ее трактовок.
Под карьерным продвижением следует понимать индивидуально осознанную последовательность изменений во взглядах, позициях и поведении личности, связанных с опытом работы и деятельностью в течение трудовой жизни. Чаще всего карьера характеризуется как продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип и темп карьеры определяется как объективными отношениями, так и обстоятельствами жизни конкретного человека, его личными способностями, целеустремленностью, волей, состоянием здоровья т.д., а успешность карьерного продвижения является социальной формой, отражающей положительный результат деятельности личности, как фактора самореализации, обеспечивающей становление и саморазвитие.
Успешность карьерного продвижения детерминируют определённые внешние и внутренние факторы. В совокупности эти факторы позволяют достичь субъекту профессиональной деятельности высшего уровня самоэффективности – профессионализма, характеризующегося продуктивностью, идентичностью и зрелостью.
Анализ основных подходов к понятию карьеры позволил сделать вывод о том, что процесс ее развития, обусловливается, прежде всего, обстоятельствами выбора профессии, особенностями личности, ее успехами в реализации профессиональной «Я-концепции» (А.Д. Кибанов, А.К. Маркова, В.Н. Машков, Л.Г. Почебут, М.В. Сафонова, Н.Б. Стамбулова, Д. Сьюпер, А.Н. Толстая, В.А. Чикер, В.К. Шаповалов, и др.).
В отечественной психологии проблема профессиональной ответственности личности изучается как соотношение свободы и ответственности; дифференциация социальной и личностной ответственности; ответственность как нравственная категория; соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности; ответственность с позиций каузальной атрибуции; развитие и воспитание ответственности.
По мнению ряда авторов, ответственность является центральной личностной характеристикой, определяющей стиль жизни (Л.И. Анцыферова), дающей возможность личности оптимально разрешать противоречия и трудности жизни (К.А. Абульханова-Славская). Такие принципиально важные теоретические взгляды на ответственность до сих пор не стали предметом широкого научного исследования.
Проблема профессиональной ответственности личности в современных психологических исследованиях занимает самостоятельное место. Ее изучению посвящены немногочисленные работы В.А. Бодрова, Л.И. Дементий, А.Г. Луценко, К. Муздыбаев и др.
По признанию большинства ученых, профессиональная ответственность личности является сложным и многоаспектным личностным образованием. Такое понимание выразилось только в так называемом структурном подходе к ответственности, в рамках которого разными авторами выделяются когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический мотивационный, поведенческий и даже результативный компоненты (J. Piaget, L. Kohlberg, В.Ф. Сафин, В.П. Прядеин, Е.Н. Сидорова и др.)
Проведенный анализ проблемы профессиональной ответственности личности и обоснование определяющих ее факторов позволили выделить в ее структуре следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и конативный.
Когнитивный компонент рассматривается как оценка личностью своей профессиональной компетентности, стремление постоянно расти (или его отсутствие), понимание профессиональных перспектив, наличие (отсутствие) профессиональных планов на будущее, понимание своего места в сложной системе профессиональных отношений.
Мотивационно-ценностный компонент включает доминирующие у человека настроения, связанные с профессией и профессиональной деятельностью; эмоциональная окрашенность представлений о будущем, в частности, профессиональном.
Конативный компонент профессиональной ответственности личности обуславливает готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с целью и задачами. Именно этот компонент связан с проявлением таких личностных качеств как: добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, требовательность, честность, самостоятельность, уверенность, самокритичность, собранность.
Рассматривая профессиональную ответственность личности как интегративное образование, следует учесть безусловную необходимость приоритетного изучения не отдельных составляющих психики или отдельных компонентов (профессиональное самоопределение и мотивация, профессиональная компетентность, способность к самореализации и самоуправлению, позитивное самоотношение, субъектная активность и др.), а целостных единиц. Такими единицами могут выступать события, ситуации, в которые личность попадает при взаимодействии с другими людьми, и которые отражаются в его внутреннем мире и соответственно оказывают влияние на профессиональный и личностный рост.
В разделе, посвященном эмпирическому исследованию, выявлены особенности развития профессиональной ответственности личности и обозначены ее структурные компоненты, обозначены результаты диагностики влияния уровня развития профессиональной ответственности личности на степень карьерного продвижения; представлена программа психологического сопровождения молодых специалистов с целью развития профессиональной ответственности.
С помощью метода экспертных оценок была сформирована репрезентативная выборка респондентов. На начальном этапе была отобрана группа мужчин и женщин, которые и выступили в качестве экспертов. Список экспертов составляли работники банковской сферы – руководители организаций, достигшие значительных успехов в профессиональной деятельности. В результате был составлен список, состоящий из 20 экспертов.
С экспертами было организовано две встречи. Во время первой беседы экспертам предлагалось вначале определить критерии карьерного продвижения личности, а затем в соответствии с этими критериями назвать молодых специалистов, достигших, по их мнению, значительных результатов в деятельности.
Обработка результатов велась по двум направлениям:
- фиксировались данные возможных участников экспериментального исследования и на их основе был составлен список, включающий 85 молодых специалистов;
- анализировались критерии карьерного продвижения, предлагаемые экспертами.
Анализ мнений экспертов позволил объединить отдельные оценки в пять основных блоков (Таблица 1).
Таблица 1.
Распределение экспертных оценок по блокам
Указанные блоки были определены нами в качестве критериев карьерного продвижения молодых специалистов.
Исследуя уровень профессиональной ответственности у молодых специалистов на различных ступенях карьерного роста, в качестве основы выступали структурные компоненты, выявленные в ходе теоретического исследования. Структурными компонентами профессиональной ответственности, обеспечивающими успешность в карьерном росте, являются когнитивный, мотивационно-ценностный и конативный компоненты. В связи с этим был проведен корреляционный анализ структурных единиц профессиональной ответственности и показателей карьерного роста. В качестве показателя карьерного роста использовался интегративный коэффициент, учитывающий экспертную оценку и самооценку самого испытуемого профессиональной успешности, а также отношение числа повышений (продвижений по службе) к трудовому стажу (количество лет).
Корреляционный анализ показал тенденцию к значимой взаимосвязи между карьерным продвижением и способностью к самоуправлению, рабочим мотивационным профилем, уверенностью в себе, принятием социальных норм и уровнем субъективного контроля (прямая корреляционная связь), а также между карьерным ростом и общежитейским мотивационным профилем и самооценкой личности себя и своих профессионально-важных качеств (обратная корреляционная связь).
Рассматривая полученные корреляционные отношения более подробно, проведя уровневый качественный анализ эмпирических данных, можно сделать вывод, что молодые специалисты с высокими показателями карьерного роста имеют достаточно высокий уровень профессиональной ответственности, который характеризуется:
- высокой способностью к самоуправлению (с преобладающей выраженностью таких шкал как целеполагание, критерии оценки качества, самоконтроль и коррекция);
- рабочим мотивационным профилем (высокая ценность таких мотивов как общая активность, творческая активность и социальная полезность);
- уверенностью в себе;
- высокой степенью принятия социальных норм;
- высоким уровнем субъективного контроля (общей интернальностью и интернальностью в области профессиональных достижений);
- адекватной самооценкой личности себя и своих профессионально-важных качеств;
- низким общежитейским мотивационным профилем (менее высокими баллами по таким мотивам как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение).
На основании соотношения критериев профессиональной ответственности и темпа карьерного роста выделены профили, которые нашли свое отражение на рисунке 1.
Рис. 1. Профили профессиональной ответственности испытуемых с различным карьерным продвижением
Проведенный статистический анализ различий групповых средних показателей профессиональной ответственности испытуемых с высокими и низкими темпами карьерного роста с помощью t-критерия Стьюдента показал достоверность различий на уровне значимости 0,01 по всем показателям кроме самооценки. Следует отметить, что сравнительный анализ групповых средних показателей по самооценке ничего не дал, так как высокий уровень профессиональной ответственности имели испытуемые в основном с адекватной самооценкой, а также высокой и низкой самооценкой, значения которых ненамного отличаются от показателей адекватной самооценки. Испытуемые с неадекватной самооценкой (неадекватно высокой и неадекватно низкой) в целом имели более низкие показатели по профессиональной ответственности. В связи с этим, для установления статистически значимых различий целесообразно использовать критерий Фишера, который выявляет различия в вариативности изучаемого признака. Эмпирическое значение F-критерия Фишера 15,91, что превышает критическое значение 3,45 на уровне достоверности 0,01. Таким образом, можно сделать вывод, что распределение показателей самооценки в группах испытуемых с различным уровнем карьерного роста различается статистически значимо.
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о необходимости психологического сопровождения молодых специалистов с целью развития профессиональной ответственности личности, оказывающей влияние на карьерное продвижение.
В контексте проводимого исследования была разработана программа психологического сопровождения молодых специалистов по развитию профессиональной ответственности личности с целью карьерного роста. Психологическое сопровождение молодых специалистов включало следующие направления деятельности: комплексная психологическая диагностика «Профессиональная карьера», индивидуальное и групповое консультирование по карьере, а также тренинг «Моя карьера: технология построения», включающая в себя групповые формы работы с молодыми специалистами.
В рамках нашего исследования был организован и проведен формирующий этап опытно-эмпирической работы, реализацией которого выступила программа психологического сопровождения карьерного роста молодых специалистов. Целью программы являлось развитие профессиональной ответственности, как детерминирующего фактора карьерного продвижения молодых специалистов. Основными направлениями психологического сопровождения выступили:
- комплексное психодиагностическое обследование;
- консультирование по карьере;
- тренинг профессионально- личностного роста «Моя карьера: технология построения».
- В основу консультирования по карьере мы помещаем следующие основные положения (принципы):
- принцип приоритетности самостоятельности клиентов, под которой понимается большая доля их участия в процессе консультирования;
- принцип совместной деятельности клиента и консультанта по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса консультирования;
- принцип опоры на социальный, профессиональный, в целом жизненный опыт клиентов, используемый в качестве одного из основных источников консультирования;
- принцип соответствия потребностям клиентов целей, содержания, методов, средств и форм консультирования и оценивания его результатов;
- принцип контекстности, согласно которому консультирование по карьере строится с учетом качества выполнения клиентами основных социаль¬ных функций и конкретных условий их жизнедеятельности;
- принцип актуализации достигнутого в процессе консультирования уровня социальной компетентности, когда приобретенные знания, умения и на¬выки сразу применяются на практике;
- принцип стимулирования развития социальных потребностей, согласно которому клиенты на основе оценки достигнутых результатов проектируют дальнейшие стратегии повышения уровня своей социальной компетентности.
Наиболее эффективной формой психологической поддержки молодых специалистов выступает тренинг личностно-профессионального роста «Моя карьера: технология построения», целью которого является формирование умений, навыков и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере.
В процессе освоения данного тренинга решаются следующие задачи:
- обучение молодых специалистов практическим умениям и навыкам поиска работы, трудоустройства и построения карьеры;
- развитие умений определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте;
- формирование мотивации к развитию карьеры.
В результате изучения курса молодой специалист приобретает знания о реальной ситуации на рынке труда; принципах планирования и управления карьерой; возможных способах поиска работы; правовых аспектах взаимоотношений с работодателем; правилах поведения в организациях, а также приобретает умения анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности; планировать и контролировать изменения в своей карьере; составлять резюме; оценивать предложения о работе и др.
Программа курса предусматривает как мини-лекции, семинары-практикумы, основная цель которых формировать представления о технологии построения карьеры, так и практические, которые призваны формировать поведенческую компетентность молодых людей, способствовать выработке умений эффективно действовать в ситуации трудоустройства. Тренинг, предусмотренный в рамках курса, является, в первую очередь, тренингом развития коммуникативных навыков и навыков самопрезентации, а также имеет цель способствовать личностному развитию молодых специалистов.
Обучение в рамках курса выстраивается как сотрудничество молодых людей и ведущего тренинга, молодого специалиста и его коллег. Ведущий тренинга выступает в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе групповой дискуссии.
Программа тренинга «Моя карьера» включает четыре тематических блока: «Профессиональная карьера», «Основы выбора карьеры», «Планирование карьеры», «Реализация карьеры».
Внедрение разработанной программы предполагало использование повторной диагностики с целью выявления динамики содержательных коррелятов изучаемого феномена, обеспечивающих карьерное продвижение молодых специалистов.
Результаты качественного и количественного анализа показали динамику уровня сформированности компонентов профессиональной ответственности личности молодого специалиста, которая отражает тенденцию изменения отношения к себе, к другому и к дальнейшему личностно-профессиональному развитию (Таблица 2).
Таблица 2.
Средние оценки показателей профессиональной ответственности испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Примечание. В таблице жирным курсивом выделены эмпирические значения t-критерия Стьюдента, превышающие критическое значение 2,678 на уровне достоверности 0,01
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о тесной взаимосвязи составляющих структурных компонентов профессиональной ответственности личности молодого специалиста и его карьерным статусом.
Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза. Однако изучение проблемы психологического сопровождения молодых специалистов, направленной на развитие профессиональной ответственности, обуславливающей карьерное продвижение личности не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является дальнейшая разработка новых технологий, способствующих развитию профессиональной ответственности личности молодого специалиста на ранних этапах профессионального становления.
На основании выше изложенного, можно сформулировать следующие выводы:
- процесс карьерного продвижения молодого специалиста и сравнение проблем, возникающих на его карьерном пути, дают основание утверждать о наличии значительного дефицита его карьерной подготовки;
- профессиональная ответственность личности выступает детерминирующим фактором карьерного продвижения, способствующим пониманию значимости выбора профессионального пути, мотивации к карьерному росту и развитию, формированию готовности к самостоятельному принятию и реализации решений;
- достаточный уровень развития профессиональной ответственности обеспечивает возможность целенаправленного развития личности, осуществления своей жизнедеятельности, взаимодействуя со всеми случайными и иными обстоятельствами своей жизни и деятельности, а также способствует интернализации возможных следствий в профессиональной и личностной сферах;
- степень выраженности структурных компонентов профессиональной ответственности позволяет говорить о взаимосвязи уровня профессиональной ответственности и темпа карьерного продвижения молодых специалистов;
- молодые специалисты с высокими показателями карьерного продвижения имеют достаточно высокий уровень профессиональной ответственности, который характеризуется высокой способностью самоуправления (с преобладающей выраженностью таких шкал как целеполагание, критерии оценки качества, самоконтроль и коррекция); рабочим мотивационным профилем (высокая ценность таких мотивов как общая активность, творческая активность и социальная полезность); выраженной уверенностью в своих силах; высокими оценками по шкале совестливости; общей интернальностью и интернальностью в области профессиональных достижений; адекватной самооценкой личности себя и своих профессионально-важных качеств; низким общежитейским мотивационным профилем (менее высокими баллами по таким мотивам как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение);
- достаточное превышение показателей по интернальности отмечено у молодых специалистов с высоким уровнем карьерного продвижения, где доминирующими характеристиками выступают – ответственное отношение к работе, самостоятельность, повышение эффективности профессиональной деятельности при отсутствии внешнего контроля; рассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата, прежде всего собственных усилий; активный поиск информации относительно возможностей своего карьерного продвижения и роста своего дела; устойчивость в ситуации информационной неопределенности;
- респондентам с высоким темпом карьерного роста в большей степени присущ средний уровень выраженности показателей конативного компонента, что свидетельствует о сформированной готовности к выполнению профессиональных обязанностей разнообразными способами и к поиску новых способов решения профессиональных задач; характерен высокий уровень выраженности показателей мотивационно-ценностного компонента, что свидетельствует о наличии у них позитивной эмоциональной оценки необходимости реализации добросовестного отношения путем оказания помощи другим членам коллектива; переживания за процесс и результат деятельности; позитивной оценки необходимости выполнения работы большего объема и высокой интенсивности, чем это предписано в нормативных документах; также отмечен средний уровень выраженности показателей когнитивного компонента, что соответствует добросовестному отношению молодых специалистов к выполнению профессиональных обязанностей, выступающего как фактор, обеспечивающий личную стабильность, материальное благополучие и удовлетворенность трудом;
- среди задач развития профессиональной ответственности молодых специалистов приобретает значимость целенаправленная и научно обоснованная работа по формированию и развитию долговременных, содержательных и социально-значимых жизненных ориентаций, влияющих на личностный и профессиональный рост;
- развитие профессиональной ответственности личности в ходе реализации программы психологического сопровождения карьерного роста способствует изменению мотивационно-ценностной направленности и когнитивной ориентации, обуславливая положительную динамику таких показателей как отношение к профессиональному выбору, интернальность, рефлексия.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С. 138-144.
- Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. – М., 2001. – 236 с.
- Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Актуальные проблемы психологии: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ, 2000.
- Джанерьян С.Т. Карьера личности и ее профессия // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М., 1999.
- Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. – М., 2003.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.
e-mail:
Н.Ф. Желаевская - Минераловодский филиал АНО ВПО «Московская открытая социальная академия»
Лидак Л.В., Желаевская Н.Ф. Влияние профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// ppip.su (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.