ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОРАДЕСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

УДК 159.9.019.43; 616.8

 

А.В. Савельев (Кисловодск) «Центр психологического консультирования и поддержки» ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» филиала в г. Кисловодске

English version: Anton Saveliev "Center of Psychological Counseling and Support GOU VPO "North-Caucasian StateTechnical University" Kislovodsk branch,  Kislovodsk.

 

Аннотация. В статье рассматривается теоретико-методологический анализ причинно-следственной связи девиантного, делинквентного поведения подростков с процессом социализации личности. Рассмотрены различные подходы к проблеме девиантного и делинквентого поведения, их причины и уровни; раскрыто понятие девиантной виктимности.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, социализация, подросток, деструктивная социализация, девиантная виктимность.

Для человека характерно большое количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания гностических процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального реагирования, морально-нравственные качества и множества иных составляющих, бесспорно оказывающих влияние на поведение личности (Е.В. Змановская, 2006) [1]. Отклоняющееся поведение индивидов является предметом исследования психологии, социологии, правоведения. В большинстве наук принято деление поведения и явлений на «нормальные» и «аномальные, асоциальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося (Ж. Годфруа, 1992) [2, 3].

Анализ научной литературы показал, что среди ученых, занимающихся проблемой норм поведения, существуют две противоположные точки зрения на то, что является нормой поведения, с четко ограниченными границами допустимого поведения исходя из разных критериев: морально-этических, социальных, психологических, юридических (С. Сергеева, А. Удода, П. Галущенко, 1988; М. Мирошниченко,1990; Д. Милиной,1998). Определенные исследования зарубежных ученых не видят разницы между нормальными и анормальными (асоциальными) формами поведения и полагают, что, в основном, поведение зависит от конкретной ситуации, потребностей, мотивов и возможностей данного индивидуума (Geller, Sun, Zimerman et. al. 1995, Fuchs, 1996, Brennan, 1999) [3, 4, 5]. Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиации: социальный, психологический, психиатрический, возрастной. Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей.

При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность. Представителями данного подхода являются Э. Дюргейм, Гилинский Я.И., Казаков А.Н. [3, 5, 6]. Психологический поход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности (Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич, А.Ю. Егоров, Е.Н. Кондрат). Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый и индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию различных психических заболеваний (А.И. Миллер, Е.В. Змановская, 2003) [2, 7]. Возрастной подход по представлению Е.В. Змановской, рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующие возрастным критериям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные отклонения, отставания (ретардация) или опережения (ускорения) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии. В своем исследовании мы будем исходить из социально-психологического подхода и классификации видов отклонений (девиаций). Представители большинства подходов изучения девиантного поведения, определяют нарушения поведения (девиации) как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека (Э. Дюркгейм, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских).

Девиантное (аномальное, ненормативное, отклоняющееся) поведение человека обладает существенными отличительными признаками от гармонии и нормы, разнообразно по структуре, типам и формам. Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы поведения. К типам девиантного поведения относят разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимодействия индивида с реальностью и механизмам возникновения поведенческих девиаций (В.Д. Менделевич, 2001) [9].

Девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, акцентуированности черт характера, нарушении процесса самоактуализации (В.Д. Менделевич, 2001; Е.В. Змановская, 2006) [2, 9]. Девиантное поведение, как отмечает В.Д. Менделевич может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, характерное для подростков. В подростковом возрасте интенсивность и формы проявления девиантного поведения зависят от: психологических особенностей подросткового возрастного периода, возрастных непатологических ситуационно-личностных реакций, особенностей характера и социально-педагогической запущенности (Ситковская О.Д., 1998) [10].

Девиации поведения у подростков А.А. Александров подразделяет на следующие группы:

  1. Реактивно-обусловленные, обычно вызванные психотравмирующей ситуацией и провоцирующие делинквентное поведение подростков.
  2. Связанные с низким моральным уровнем личности (употребление психоактивных веществ, правонарушения) – как производное неправильное воспитание.
  3. Как результат пограничных состояний, которые базируются на биологических факторах [11].

Исходя из социально-психологических критериев Л.Я. Жезлова предлагает классификацию поведений у подростков, которая перекликается с типологией Х. Христозова:

  1. Антидисциплинарное, асоциальное – поведение, которое выступает как противоречие общепринятым нормам и опосредованным образом наносящее вред обществу.
  2. Антиобщественное – отклоняющееся поведение, которое включает в себя прямые и косвенные разрушительные тенденции с элементами агрессивных действий.
  3. Делинквентное и аутоагрессивное поведение.

Выделяются такие формы девиантного поведения у подростков, как употребление алкогольных напитков, правонарушения, суицидальное поведение, употребление психоактивных веществ, делинквентное и аддиктивное поведение (В.Т. Кондрашенко, 1988; А.Е. Личко, 1998; С.А. Кулаков, 1999; В.Д. Менделевич, 2001) [2, 9, 11].

Аддиктивное поведение рассматривается как одна из форм девиантного, деструктивного поведения. Как подчеркивает Н. Короленко: «…аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, и нередко является движущей силой, облегчающей правонарушения несовершеннолетних». П.И. Сидоров в своих работах описывает следующие механизмы формирования девиантного образа жизни, применимые для любых форм отклоняющегося поведения подростков. Во-первых, выделяется «анонимность» или неспецифичность действия негативных причин, что проявляется в быстром развитии полиморфного девиантного поведения и социальной дезадаптации. Во-вторых, «генерализация», или расширенное воспроизводство негативных факторов в генезисе девиантного поведения, заключается в том, что чем раньше обнаружатся отрицательные факторы (биологические или социально-психологические), тем выше риск накопления к подростковому возрасту критической их констелляции, дезадаптирующей личность и приводящей к правонарушениям. В третьих, «псевдоадаптация». Учитывая, что ранняя алкоголизация – практически обязательный компонент большинства форм отклоняющегося поведения, стимулирующе-растормаживающий эффект которой создает иллюзию адаптации и самореализации, то, по мнению специалистов раннюю алкоголизацию можно считать общим компонентом поведения для девиантного контингента подростков (А. Алмазов, 1985; Г. Глушок, 1989; П.И. Сидоров, 1991-1998) [3, 5, 12, 13].

Цель настоящего исследования предопределяет необходимость анализа различных аспектов отклоняющегося, делинквентного поведения и взаимосвязи его с социализацией личности. Понятие делинквентное поведение происходит от латинского delinquens – проступок, повинность. Под эти термином понимается противоправное поведение личности, т.е. действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе законов, угрожающее благополучию и психологическому здоровью других людей и общества (Е.В. Змановская, 2006) [2].

Целесообразно, с нашей точки зрения, подробнее остановится на рассмотрении одной из форм девиаций на противоправном, делинквентном поведении подростков. Правонарушения – несоблюдение правил поведения, установленных законом, другими нормативными актами, подразделяются на проступки и преступления. К проступкам относятся нарушения установленных обществом требований и правил поведения. Преступление – опасное для общества действие, предусматривающее уголовную ответственность. Оба понятия проступок и преступления рассматриваются также с точки зрения социально-психологических знаний, и подразумевают делинквентное поведение личности (А. Ратинов, 1967; Д. Дремова, 1972; А.Реан,1998; Я.И. Гилинский, 2000) [7, 8].

Многообразие научных тенденций и школ современной психологии и социологии делинквентного поведения внесло определенную концептуальную многозначность в трактовку самого этого понятия. Более того, под влиянием уголовно-правовой теории и практики несовершеннолетних, преобладающая часть исследований направлена на изучении преступности, в связи, с чем делинквентное поведение как социально-психологическое явление зачастую трактуется преимущественно в уголовно-правовом смысле, а изучение причин и факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение, осуществляется с позиций превенции и контроля за отдельными видами преступности и социально-негативными явлениями (Казаков А.Н., 1998).

Системный общесоциальный механизм отклоняющегося поведения, как отмечает Е.Н. Кондрат, объединяет комплекс разнообразных факторов не только на макросоциальном, микросоциальном, но и социально-психологическом, личностном уровнях. В связи с этим отклоняющееся поведение выступает как явление, детерминированное социальными условиями, индивидуально-психологическими характеристиками, уровнем сформированности социальных навыков и особенностями процесса социализации.

В силу многообразия детерминант социально отклоняющегося поведения механизм формирования делинквентного поведения отличается особой сложностью. В его структуре выделяют четыре основные звена, этапа прохождения, где, собственно, и реализуется комплекс детерминант делинквентного поведения: проблемная ситуация, ценностно-нормативное поведение и индивидуально-психологические качества, принятия решения, совершение поступка (Гончаров Н.В., 1998; Гилинский Я.И., Афанасьев В.С., 1999; Кондрат Е.Н., 2006) [7, 9, 13].

Ключевым моментом в данной схеме, по мнению Е.Н. Кондрат, является второе звено, когда в действие вступает механизм ценностно-нормативной регуляции и индивидуально-психологических качеств личности, связанный с разной степенью знания эталона поведения и характера отношения к нему. Именно действенность внутренних социально-психологических регуляторов становится решающим условием принятия окончательного решения о характере и направленности реагирования на сложившуюся ситуацию, которое в зависимости от особенностей личности может относится к одному из трех вариантов:

а) противодействие тому конфликту, который лежит в основе ситуации;

б) уход от реальной ситуации, в частности ее компенсация иллюзорными средствами, аддиктивным поведением;

в) адаптация к конфликтной обстановке, в том числе посредством изменения системы ценностей, интересов и тех возможностей, которыми располагает действующий субъект (С.А. Кулаков, 2001; Е.Н. Кондрат, 2006) [2, 11].

По утверждению Перовой И.Л., выбор предопределен индивидуально-психологическими и социально-типологическими особенностями личности, которые формируются в результате ее взаимодействия с социальной средой. И это в первую очередь относится к категории несовершеннолетних, детей и подростков. В случае, когда окружающая среда поставляет в достаточном объеме социально вредную информацию, а ближайшее окружение стимулирует усвоение взглядов и привычек, несовместимых с признаваемыми обществом нормами нравственности, неуважение к окружающим, агрессия, насилие как форму самоутверждения и средство достижения различных целей, этот процесс приобретает ярко выраженную негативную направленность [7].

Анализ современных социологических и психолого-криминологических исследований, показал что, становления девиантного, отклоняющегося поведения несовершеннолетних проходит несколько стадий:

  • период интенсивного накопления отрицательного опыта и усвоения подобных действий;
  • первоначальный этап дезорганизации поведения наряду с акцентуированными чертами характера;
  • фаза перехода от соблюдения социальных норм к их нарушению и совершению правонарушений (Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич, Е.Н. Кондрат) [3, 5, 7].

Серьезность преступных деяний, охватываемых понятием делинквентное поведение, по мнению Е.Н. Кондрат, колеблется от магазинных краж до убийств. На долю несовершеннолетних правонарушителей приходится огромная часть совершаемых правонарушений. В зарубежной и отечественной литературе термин «делинквент» употребляется для обозначения несовершеннолетнего правонарушителя с наличием девиантных форм поведения. Так, в материалах Всемирной организации здравоохранения делинквентное поведение считается одной из форм девиантного поведения несовершеннолетних, вследствии воздействия комплексных психофизиологических, социально-психологических, педагогических причин проявляющихся в наследственных, ситуационных и индивидуально-психологических детерминантах совершения правонарушений (Личко А.Е., 1985; Фетискин Н.П., 2003) [7, 14, 15] .

В прикладных научно-практических исследованиях делинквентное поведение используется в разных значениях. А.Е. Личко, введя в практику подростковой клинической психологии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, вследсвии социально-психологической дезадаптации личности. В.В. Ковалев придерживается иной трактовки делинквентного поведения, как одной из форм девиаций несовершеннолетних, проявляющееся в тяжких преступлениях.

В работах Н.П. Фетискина делинквентное поведение определяется как действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе норм; как деструктивная социально-психологическая форма приспособления детей и подростков к сложной социальной среде. В целом ряде исследуемых работ отмечается, что делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей, рассмотрим их.

Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений (С.А. Кулаков, 2001; В.Д. Менделевич, 2001; Е.В. Змановская, 2006; Е.Н. Кондрат, 2006) [4, 7, 12, 16].

Практические исследования несовершеннолетних правонарушителей с делинквентным поведением отмечают тот факт, что для подавляющего большинства характерны групповые формы совершения правонарушений. А.И. Гурова выделяет несколько видов групп делинквентных правонарушителей. К первой группе относятся неформальные молодежные объединения. Вторую группу составляют объединения с социально-одобряемыми и социально-нейтральными целями и противоправными способами их достижения – спортивные фанаты, рокеры и т.д., третья группа включает объединения с социально и нравственно вредными целями и девиантным способом их удовлетворения. Четвертая группа представляет собой объединения с асоциальными целями и противоправными способами их достижения (А.Е. Юцкова, 1993; А.Д. Олейник, 1992; О.Д. Ситковская, 1999) [7, 8, 13, 17].

Е.Н. Кондрат оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них:

  1. Первый уровень – делинквентное поведение характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Подросток иногда не выполняет предписанные ему нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствии кризисного периода.
  2. Второй уровень – «зона риска», характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные контакты с отрицательными неформальными группами. Употребление алкогольных напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного давления.
  3. Третий уровень – асоциальный, характеризуется большим смещением ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число конфликтных связей.

Характеризуя общие и специфические черты делинквентных явлений, нельзя обойти вниманием их динамические особенности. Динамика делинквентного поведения, по мнению П. Куттера, представляет следующую последовательность:

  1. первичное, случайно совершение правонарушения под влиянием ситуационных факторов;
  2. вторичная делинквентность, вызванная трудностями социально-психологической адаптации, психолого-педагогических факторов;
  3. более серьезное делинквентное поведение [7].

В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебных отношений к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. На фоне социальной дезадаптации личности подростка, акцентуированных черт характера, внутреннего одиночества и беспомощности происходит вхождение в преступную, «принимающую» группу и совершения правонарушения [16].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что девиантное поведение является системой поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, акцентуированности черт характера, нарушении процесса самоактуализации. Девиантное поведение, как отмечает В.Д. Менделевич может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, характерное для подростков.

В подростковом возрасте интенсивность и формы проявления девиантного поведения зависят от: психологических особенностей подросткового возрастного периода, возрастных непатологических ситуационно-личностных реакций, особенностей характера и социально-педагогической запущенности.

В силу зависимости индивидуально-психологических, личностных свойств в детерминации отклоняющегося поведения сегодня большинство отечественных специалистов-психологов придерживаются позиции, что данная форма поведения определяется во многом совокупностью социально-психологических факторов, складывающихся из представлений и убеждений, развития эмоционально-волевой сферы, наличием психотравмирующих ситуаций, в соответствии с которыми личность оценивает требования социума, а тем самым и свое отношение к проблемам правосознания, определяет готовность совершить определенные противоправные действия (Беличева С.А., Фокин В.М., 1993; Долгова А.И., 1999; Казаков А.Н., 2000). Следовательно, системный общесоциальный механизм отклоняющегося поведения объединяет комплекс разнообразных факторов не только на макросоциальном, микросоциальном, но и социально-психологическом, личностном уровнях.

В свою очередь, проблему социализации в своих работах достаточно глубоко проанализировали Ф.Г. Гиддингс, Г. Тард, Э. Дюргейм, Э. Берн, Ч. Кули, Л.С. Выготский, П. Бергер, Т. Лукман, А.А. Налчаджян, Л.И. Анцыферова, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев, Т. Шибутани, Г.М. Андреева, Ю.П. Платонов, С.И. Розум. Проведенный теоретико-методологический анализ психолого-педагогических подходов (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) к интерпретации понятия «социализация» позволяет сделать вывод о том, что в широком смысле социализация, как правило, означает процесс вхождения индивида в актуально данную социокультурную среду посредством усвоения культуры, передачи ценностей, образцов и норм поведения. Социализация индивида – это постоянный процесс, который происходит на протяжении всей его жизни.

С позиции отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Мы опираемся на понимание социализации, которое наиболее распространено в отечественной социальной психологии, на определение, данное Г.М. Андреевой. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. С понятием социализации ряд ученых стали употреблять понятие девиантная виктимность. Исследователи пришли к выводу, что девиантная виктимность подростка является результатом воздействия неблагоприятных объективных и субъективных психолого-педагогических условий социализации (Мудрик А.В., Клейберг Ю.А., Хагуров Т.А., Руденский Е.В., Андроникова О.О., Кондрат Е.Н.). В свою очередь, десоциализация – процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.

Под понятием девиантная виктимность, подразумевается устойчивое свойство личности, выражающее ее дезадаптивность и проявляющееся в различных формах отклоняющегося поведения подростка, испытывающего влияние неблагоприятных субъективных и объективных психолого-педагогических факторов социализации.

Анализ теоретико-эмпирических исследований виктимности, девиантного поведения, девиантной виктимности и влияния их на социализацию личности делинквентного подростка, позволил нам выделить и обобщить основные характеристики исследуемого явления. Так, началом формирования девиантной виктимности считается младший и старший школьный возраст (11-16 лет), девиантная виктимность может быть двух видов: позитивная (одаренность, талант, гениальность и сопряженные с ними проблемы социализации) и негативная (формы проявления негативной девиантной виктимности соотносятся с видами негативного девиантного поведения с делинквентными тенденциями).

Существует ряд субъективных и объективных факторов, обусловливающих формирование негативной девиантной виктимности. Так, роль семьи как психолого-педагогического фактора социализации в формировании девиантной виктимности подростка определяется рядом условий семейного воспитания: формально-социологических характеристик, внутрисемейных отношений, родительских позиций, стилях семейного воспитания.

Анализируя характер негативных внутрисемейных отношений и их влияния на развитие девиантной виктимности, Ю.М. Антонян, Е.Н. Кондрат, приходят к выводу «…чем менее тесными являются внутрисемейные связи, тем более вероятным становятся связи подростка вне семьи, и, соответственно, снижается ее значение как социализирующего института, возникает риск негативной девиантной виктимности». Социально-психологический портрет родителей, также является одним из факторов деструктивной социализации подростков вследствие негативной девиантной виктимности. Е.Н. Кондрат, Е.В. Змановская, отмечают, что низкий культурный и образовательный уровень родителей, алкоголизация, служит тем интегрирующим началом девиантной виктимности, присутствуя во всех сферах жизнедеятельности семьи, и с определенной долей вероятности предопределяет делинквентное поведение подростков.

Таким образом, исследуя типологизацию отклоняющегося и делинквентного поведения, мы пришли к следующим выводам:

  1. Личность в своем развитии находится в четырех сферах социального взаимодействия: сфера нормативного поведения, сфера социально-психологической адаптации, сфера отклоняющегося (девиантного) поведения и сфера делинквентного поведения.
  2. В сфере девиантного поведения, делинквентный тип наблюдается негативными психологическими эффектами в социальном окружении, которые провоцируются социальной ситуацией развития подростка и психофизиологическими особенностями.
  3. Делинквентное поведение несовершеннолетних является следствием целого комплекса социально-психологических причин приводящих к дезадаптации личности.
  4. Одним из первостепенных факторов развития десоциализации личности делинквентного подростка, является проявление негативной девиантной виктимности в виде неблагополучного семейного воспитания и выраженной акцентуацией черт характера.

 

Литература

  1. Саблина Л.С. Криминогенное поведение несовершеннолетних. – М., 2002.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М., 2003.
  3. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение. – М., 2000.
  4. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М., 1995.
  5. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. – М., 1995.
  6. Кудрявцев В.И. Социальные деформации. – М., 1996.
  7. Кондрат Е.Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. – СПб., 2006.
  8. Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология. – М., 2000.
  9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001
  10. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. – М., 2002.
  11. Александров А.А. Девиации поведения у подростков. – Львов, 1998.
  12. Гилинский Я.В. Девианталогия подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2000.
  13. Сапрунов А.Г. Социальные девиации. – М., 1996.
  14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков-правонарушителей. – М., 1998.
  15. Леонгард К. Акцентуированная личность. – Киев, 1992.
  16. Кудрявцев В.И. Генезис преступного поведения. – М., 1998.
  17. Селецкий А.И. Несовершеннолетние с девиантными формами поведения. – Киев, 1998.

Об авторе

Савельев Антон Викторович - заведующий лабораторией активных методов обучения «Центра психологического консультирования и поддержки» ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» филиала в г. Кисловодске, ассистент кафедры психологии, аспирант

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Савельев А.В. Теоретико-методологический анализ причин девиантного поведения как фактора деструктивной социализации личности подростка. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.