УОТСОН: БИХЕВИОРИЗМ – ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА НИМ
УДК 159.964.26
О.В. Соловьева (Ставрополь) лаборатория Психологии профессионального развития личности ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»
English version: Solovieva Olga labaratory of person's professional development GOU VPO "Stavropol State University", Stavropol
Аннотация. В статье коротко освещается суть бихевиоризма, автор и основатель которого известный американского психолог Д. Уотсон. Бихевиоризм является одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века, а Джон Уотсон – выдающаяся фигура своего времени, создатель нового направления в психологии.
Ключевые слова: бихевиоризм, наука о поведении, основатель бихевиоризма, стимул-реакция, научение.
Джо́н Бро́дес Уо́тсон (1878-1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма, одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века, автор и сегодня популярных книг «Бихевиоризм», «Психология как наука о поведении», «Психология с точки зрения бихевиориста» и др.
Джон Уотсон начал свою научную деятельность в центре функциональной психологии – Чикагском университете, под руководством Д. Энджелла. В 1903 году Джон Уотсон получил докторскую степень по экспериментальной психологии, оказавшись самым молодым доктором университета. В университете Джона Гопкинса в Балтиморе он заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии и постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения.
Работая над своей теорией, Джон Уотсон не обошёл вниманием и взгляды И.П. Павлова. И в 1913 году вышла в свет «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой книге он называет теоретической целью бихевиориста – предсказание поведения и контроль за ним.
Уотсон предложил компромисс: либо психология должна включить факты поведения независимо от того, имеют они отношение к проблемам сознания или нет, либо изучение поведения должно стать отдельной наукой. Джон Уотсон считал, что исследования животного и человека не отличаются друг от друга, поэтому к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению животного.
В его книгах «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914) и «Бихевиоризм» (1925) впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.).
Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал: реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно даваемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона: «стимул-реакция» (S-R). А так как до этого момента изучая сознание, психологи опирались лишь на наблюдение, не имея возможности проводить эксперименты, то психология, по мнению Уотсона, оказывалась в положении умозрительной науки, не способной решать важные человеческие проблемы. А бихевиоризм полностью отвечал требованиям естественной науки. С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель – предсказание поведения и контроль за ним. Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что в 1915 году Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела Уотсона и его последователей к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный (окружающая среда). Этот подход, названный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в котором ведущим фактором выступает наследственность), получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме.
Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). Формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.
Само психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.
Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы отвергали идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Значит, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка.
Наблюдения Д. Уотсона показали, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы (реакция страха на нейтральный стимул – кролик, которого брал ребенок на руки сопровождался электрическим разрядом) и определенную, строго заданную модель поведения. Он писал: «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую у них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением».
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность.
Бихевиоризм является ведущей психологической школой XX века в США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, несмотря на различные (и часто серьезные) критические замечания со стороны представителей других направлений. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой школы остались неизменными. Это:
- идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов);
- мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение не отрицается);
- убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.
Теории научения, а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение во всем мире.
Литература
- Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 544 с.
- Джон Уотсон: бизнесмен и великий психолог http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=596
e-mail:
Соловьева О.В. Уотсон: бихевиоризм – предсказание поведения и контроль за ним [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.