СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
УДК 159.9; 37.01
А.А. Федосеева (Москва) детский развивающий центр «Разумейка»
English version: Fedoseev Anna child developmental psychologist Center «Razumeiko», Moscow
Аннотация. В статье представлено осмысление сущности процесса психологической поддержки родителей в ходе неформального образования. Дано определение психологической поддержки как направления и как технологии. Описываются различные модели помощи семье, которые может использовать педагог-психолог в работе с родителями. Представлена система взаимосвязанных занятий, состоящих из нескольких циклов, направленная на формирование родительской компетентности.
Ключевые слова: психологическая поддержка родителей, неформальное образование, работа с семьей, родительская компетентность, первые годы воспитания ребенка
В любой исторический период развития общества семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический уклад личности, транслирует подрастающему поколению семейные и родовые ценности, является залогом стабильности государства. Успешность воспитательно-развивающей деятельности родителей напрямую зависит от степени их подготовленности к выполнению родительских функций, т.е. наличия у них определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков (родительской компетентности).
В этой связи своевременным является изучение особенностей формирования родительской компетентности, обусловленное необходимостью реализации задач воспитания и развития ребенка, проектирование образовательного процесса и создание условий успешной реализации педагогических проектов в условиях неформального образования.
Несмотря на достаточно высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, посвященных подготовке родителей к воспитанию детей, их психологической поддержке в этом процессе, следует констатировать, что основное внимание в них уделяется общим вопросам образования взрослых и психологической поддержки как психолого-педагогическим процессам. В настоящее время не существует комплексных программ, реализуемых в центрах неформального образования, которые были бы направлены на одновременное обучение и психологическую поддержку родителей в первые годы воспитания ребенка.
Определение подходов к организации психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка в процессе неформального образования потребовало решения ряда исследовательских задач.
Во-первых, необходимо было осмысление психологической сущности процесса поддержки в ходе неформального образования, определение его содержания и механизмов.
Во-вторых, поскольку построение психологической поддержки родителей в контексте данного исследования базируется на интеграции различных научных подходов к феномену психологической поддержки, то это предполагает анализ достижений психологической и психотерапевтической практики с целью выявления возможностей их использования в практической деятельности педагога-психолога.
На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) психологическая поддержка включает: сопровождение естественного развития родительства; поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях; психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.
Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическая поддержка − это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.
Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями:
− позицией психолога и других субъектов поддержки;
− способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;
− приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;
− стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания);
− критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.
Следует отметить, что методология психологической поддержки семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция, по мнению ученых, сохранится как один из важнейших принципов организации психологической службы.
Целенаправленный анализ литературы позволил нам выявить различные модели помощи семье, которые может использовать педагог-психолог в работе с семьей.
1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Педагог-психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием и развитием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей родителя и ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.
4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о себе, ребенке или своей семье. Объект диагностики − семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии − диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Педагог-психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. В технологии, разработанной нами, использовались 1, 3 и 4 модели помощи семье.
Проведенные нами исследования показали, что развитие личности происходит во взаимодействии с окружающими людьми, и главное условие развития ребенка – это родители, которые живут полноценной счастливой жизнью, любят и гордятся своим ребенком. В возрасте от рождения до трех лет зависимость ребенка от матери абсолютна, а в последующих возрастах – значительна. Как правило, в психологической поддержке нуждаются, прежде всего, не дети, а их родители. Поэтому психолог может выбрать совместную форму работы. При этом результатом психологической поддержки родителей в процессе неформального образования должно быть ослабление разрушительных факторов и усиление конструктивных факторов.
Обобщенные данные проведенного исследования представлены в таблице 1.
В данном исследовании целью психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка был перевод большинства родителей от высокого уровня тревожности к спокойствию, от неуверенности к уверенности. Она представляла собой систему взаимосвязанных занятий, состоящих из нескольких циклов, каждый из которых имел собственную направленность.
Первый цикл занятий был направлен на регуляцию эмоционального состояния и позитивные изменения в когнитивной сфере родителей. Занятия разрабатывались с учетом диагностируемого состояния эмоционально-когнитивной сферы конкретных родителей. Излишне эмоциональным родителям, необходимо было помочь выработать навыки, позволяющие произвольно снижать интенсивность и тормозить импульсы эмоциональных сентенций. Для этого использовались приемы психофизиологической саморегуляции (антистрессовое дыхание, мышечная релаксация и др.), различные формы отвлечения внимания (например, его переключение различные специальные физические упражнения). Коррекция значительных смещений в эмоциональной и когнитивной сферах у родителей основывалась на программе кризисной психотерапии, по Г.В. Старшенбауму, состоящей из этапов: кризисной поддержки, кризисного вмешательства и повышения уровня социально-психологической адаптации.
Таблица 1
Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы с родителями
РЕЗУЛЬТАТ |
|
Усиление конструктивных факторов |
Ослабление разрушительных факторов |
- принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род; - отношение к ребенку как к субъекту; - самоанализ и самосовершенствование; - повышение родительской компетентности; - уважение к ребенку и взаимодействие с ним; - принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье; - уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре; - усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви. |
- «перекладывание» на других ответственности за семью, ребенка и род; - эмоциональное безразличие; - отношение к ребенку как к объекту; - отсутствие желания к самообразованию и самосовершенствованию; - ослабление негативных чувств: вины, страха, тревожности, неуверенности, уныния.
|
Второй и третий циклы занятий были направлены на позитивные изменения в личностной сфере родителей и на модификацию поведения. Осуществлялось также психологическое просвещение родителей и членов семей малыми группами от 2 до 5 человек и индивидуальное консультирование.
В конечном итоге нам необходимо было сформировать родительскую компетентность, как интегральное свойство его личности, выражающееся в совокупности анатомо-физиологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических компетенций; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющие выполнять эффективно воспитательные функции в семье, предупреждать и устранять негативные проявления поведения растущего ребенка.
В структуре родительской компетентности нами были выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Мотивационный компонент предполагал наличие у родителя ценностного отношения к воспитательной деятельности, желание осуществлять воспитательную деятельность в условиях современной семьи, сформированной «детоцентристской» позиции, психолого-педагогической установки на создание благоприятных условий для развития личности ребенка и формирование его способности к самореализации и самоопределению, творческой активности и стремления к психолого-педагогическому совершенствованию.
Когнитивный компонент предполагал обогащение личностного тезауруса родителей знаниями концептуальных основ семейного воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей детей в первые годы жизни, способов организации психологически комфортного и конструктивного взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности; собственных индивидуальных особенностей, своих сильных сторон и выработка на их основе оптимального способа взаимодействия с детьми; нормативно-правовых документов, регламентирующих семейно-брачные и детско-родительские отношения; технологических приемов решения ситуативных проблемных задач.
Деятельностный компонент предполагает умение родителя использовать на практике свои психолого-педагогические знания по семейному воспитанию ребенка в первые годы жизни, умение создавать в семье психологически комфортную атмосферу, способность оперативно находить новые решения нестандартных жизненных ситуаций, создание условий для эффективного саморазвития ребенка.
В итоге нами были выявлены условия эффективности реализации программы психологической поддержки родителей в процессе неформального образования. Это, прежде всего: использование форм работы, создающих ситуацию развития личности родителя как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы, связанные с реализацией родительских функций; реализация форм работы, способствующих оптимизации системы воспитательных родительских воздействий по отношению к ребенку; подбор методов работы, способствующих позитивным изменениям представлений родителя о ребенке и отношения к нему
.
Литература
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
- Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
- Труфанова Т.Е., Федосеева А.А. Психологическая поддержка и неформальное образование родителей в первые годы воспитания ребенка // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – Вып. 6. – №1. – С. 122-128.
e-mail:
Федосеева А.А. Сущность и содержание психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.