ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ) ТЕХНИКИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

УДК 159.9.019

Э.Г.-И. Исаева (Махачкала) Дагестанский государственный университет

English version: Isaeva Elmira Haji-Isaevna  Dagestan State University

 

Аннотация. В статье рассматриваются бихевиоральные техники, используемые в психологическом консультировании. Показано, что консультирование, основанное на бихевиоральном подходе, позволяет расширить границы психологической помощи в реальном изменении поведения за счет модификаций стимульно-реактивных связей личности, увеличение потенциала мыслей, чувств и исключения, нежелательных способов реагирования.

Ключевые слова: бихевиоральные техники, психологическое консультирование, когнитивная модификация поведения.

В рамках поведенческого консультирования существует множество подходов, имеющих общие особенности: акцентирование настоящего, а не прошлого и внимание к изменению дисфункционального поведения (Д. Кромбольц, Д. Доллар, К. Торесен, Р. Хосфорд). К современному бихевиоральному направлению относятся следующие подходы:

-прикладной анализ поведения;

-необихевиоральная медиаторная модель «стимул – реакция»;

-теория социального научения, скрытого кондиционирования, «скрытого кондиционирования»;

-когнитивная модификация поведения.

По сути эти четыре подхода различаются степенью использования когнитивных концепций и методов. На одном крае континуума – прикладной анализ поведения, фокусирующийся исключительно на наблюдаемом поведении и игнорирующий какие бы то ни было опосредующие когнитивные процессы. На другом – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, в существенной степени опирающиеся на когнитивные теории.

Новый этап в развитии поведенческой психологии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью «чистого» поведенческого консультанта является изменение поведения; мишенью когнитивного – изменение восприятия себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие консультанты признают и то другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческие подходы, явилась невротическая депрессия. Аарон Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:

-негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредотачивается на негативных сторонах, хотя жизнь и приносит некоторое удовольствие большинству людей;

-безнадежность в отношении будущего: депрессивный субъект, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;

-сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.

Другим примером является рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (1962). Эллис исходит из того, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Терапия Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые клиент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь ему заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику. Как и в когнитивной терапии Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, в том числе домашним заданиям.

У поведенческих и когнитивных психологов обнаруживается ряд общих черт (Doyle, 1987):

  1. И те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие консультанты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
  2. И те и другие смотрят на сеанс как на процесс научения, а на консультанта как на учителя. Поведенческие психологи учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.
  3. И те и другие дают своим клиентам домашние задания, с тем, чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов.

Бихевиоральная ориентация воздействий в консультативном сеансе направлена на снятие симптомов конкретного поведения. Изменение центральных процессов начинается с периферии, а тренировка желаемых актов осуществляется через подкрепления и наказания. Процесс коммуникации разделяется на отдельные элементы или действия. Например, индивиду говорится, что первые два акта деятельности выполняются легко (+ локус), а вторые – затрудненно (– локус).

 

Акты

I

II

III

IV

Локусы

Ты аккуратно выполняешь задания

Ты достаточно творческий человек

Но ты не всегда внимательный

Ты очень неорганизованный человек

Клиенту предлагается вести протокол. Это гасит депрессию, вызванную картиной неуспехов. Поведенческие задания могут даваться в воображаемом (или идеомоторном) и реальном планах. Выявленные стереотипы поведения выстраиваются в пирамиду по сложности.

Пирамида возможностей

 

Воображаемый план (что я могу достигнуть)

 

 

 

 

 

 

Открытый план (что я умею)

 

В качестве вариации может выступать игровая ситуация суда. Анализируется какой-либо отрезок жизни. Психолог в роли адвоката убеждает, что клиент достиг определенной высоты совершенства (А. Добрович).

Подкрепление является основной процедурой воздействия в поведенческой терапии. Наряду с подкреплением со стороны консультанта, члены группы осуществляют подкрепление, выражая друг другу одобрение, высказывая похвалу или проявляя внимание. Если социальное подкрепление является мощным методом формирования желательного поведения, то не менее важным является самоподкрепление. Участники группы узнают о том, как подкреплять себя, чтобы усилить самоконтроль и стать менее зависимыми от других.

Действия психолога базируются на повышении самооценки и снятии тревожности. Возможные приемы достижения цели:

  1. Сознательное усиление нежелательного симптома. Например, ученик избыточно краснеет, бледнеет, у него дрожат руки в ситуациях ответственности. Ему предлагается максимально покраснеть в спокойной обстановке, посмотреть в зеркало и оценить степень деформации.
  2. Подключение контроля, ведущее к обратному эффекту. Например, девочка в интернате страдала оттого, что все над ней издевались вербально. Одна из возможных рекомендаций: «Стань в 11 часов у окна, лицом к классу. Позволь каждому однокласснику говорить то, что он хочет. А сама подумай о мотивах высказывания, их мимике, актерских данных». Индивид становится хозяином ситуации.

Реориентационный тренинг направлен на раскрытие веера новых возможностей (А. Адлер). Это не исправление ошибок, а обретение новых ориентиров, расширение пространства, раздвижение психологических горизонтов. Выделяются три аспекта реориентации: постижение самого себя, развитие многомерности психологического видения и преодоление стереотипов, кристаллизованных паттернов поведения.

Групповое консультирование на базе бихевиоральной техники осуществляется с помощью когнитивных и поведенческих техник (Д. Уотсон, Г. Тарп). Например:

Контракт. В нем описывается поведение, которое должно быть представлено, изменено или должно прекратить свое существование. Вознаграждения, связанные с достижением этой цели, и условия, при которых это вознаграждение будет получено, оговариваются. Индивиду предоставляется функция разрешителя.

Моделирование. Это техника, включенная в ряд поведенческих групп, особенно в группах отработки социальных навыков и тренингов уверенности в себе. Модель, которая соотносится с наблюдателем по полу, возрасту, расовой принадлежности и базовыми жизненными позициями, имитируется и презентируется с большей вероятностью и успешностью. Модель, обладающая некоторой степенью престижа и статуса, компетентностью и значимостью, увеличивает тенденцию к своему воспроизведению.

Тренировка поведения. Целью этой техники является подготовка членов группы к вынесению желаемого поведения за ее пределы, когда моделирование, осуществляемое внутри группы, уже не подходит. Поведение практикуется в контексте, ассимилирующем реальный мир. Проигрывание поведения способствует обучению социальным навыкам и стереотипам. Особые факторы, такие как голос, качество речи, жесты, позы тела, контакт глазами и другие поведенческие проявления, обретают особую значимость. Тренировка желаемых актов поведения осуществляется через поощрения и наказания.

Инструктирование. В дополнение к моделированию и тренировке поведения членам группы иногда необходим инструктаж. Этот процесс обеспечивается общими принципами, облегчающими демонстрацию желаемого поведения. Работая с альтернативными решениями, консультант должен помнить, что некоторым из клиентов нужны четкие директивные, иногда парадоксальные рекомендации. Члены группы отрабатывают новые формы поведения на групповой сессии на основе восприятия эмоциональных и когнитивных реакций партнеров по общению и консультанта, являющихся базой самовосприятия и самораскрытия. Существуют два аспекта обратной связи: это похвала или поощрение поведения, а также конкретные предложения по его коррекции или модификации допущенных ошибок.

Когнитивная реконструкция (переобусловливание). Это процесс определения и оценки конкретных мыслительных паттернов и понимание того негативного влияния, которое конкретные мысли оказывают на наше поведение, а также обучение тому, как заменить эти мысли на более реалистичные и подходящие.

Специальные методы, направленные на изменение познавательных процессов и их последствий, связаны с подавлением нежелательных мыслей (скрытое обусловливание), с перестройкой автоматизированного познания (познавательное переструктурирование) (Ellis, 1977; Beck, 1979), с техникой обращения с проблемами (тренинг для снятия проблем) и с познавательными методами преодоления стресса («прививка против стресса», тренировка управления стрессом) (Meichenbaum, 1977).

Первоначально члены группы могут апробовать групповые упражнения, позволяющие понять, как различать ограничивающие утверждения и утверждения, расширяющие возможности. После того, как клиент выберет несколько реалистичных когнитивных утверждений, начинается когнитивное моделирование, в ходе которого члены группы воображают себя в конкретной ситуации и подставляют эти утверждения вместо самоограничивающих и саморазрушающих. На финальной стадии когнитивной реконструкции в конце каждой сессии дается домашнее задание, а затем результаты оцениваются в начале следующей.

Решение проблем. Это когнитивно-поведенческая стратегия, которая обучает индивида способам, помогающим справляться с проблемами в повседневной жизни. Основная цель состоит в определении наиболее эффективного способа решения проблемы и обеспечения систематической тренировки когнитивных и поведенческих навыков, которые позволяют клиенту применить их и более успешно справляться со схожими проблемами в будущем. Выделяется пять стадий: принятие ориентации на решение проблем, их определение, формулирование целей, «мозговой штурм», принятие решения, основанное на альтернативах, применение выбранного решения и оценка его эффективности.

Десенсибилизация (изначально называемая реципрокным торможением) используется в качестве метода преодоления фобий, страхов и тревожности. Основная идея заключается в том, что человек не может расслабиться и бояться. С клиентом работают в состоянии глубокой мышечной релаксации, несовместимой со страхом. Консультант и клиент создают иерархию состояний тревоги. Это аспекты предметов, событий или ситуаций, вызывающих страх или тревогу от наименее до наиболее пугающих. Например, иерархия состояний тревоги по поводу змеебоязни может выглядеть следующим образом: змея в соседнем округе, змея в соседней комнате, змея в комнате клиента, но в безопасной клетке, змея на полу, змея, прикасающаяся к клиенту. Затем эта иерархия и релаксация объединяются для создания систематической десенсибилизации. Клиент десенсибилизируется, то есть делается менее и чувствительным к тому, что он ранее считал пугающим. На этапе собственно десенсибилизации консультант организует чередование состояний релаксации и визуализации всех элементов иерархии, начиная с низшего. При малейшем возникновении тревожности визуализация прекращается и предъявляется ослабленная версия вызвавшего тревожность элемента.

Существуют бихевиоральные техники, ориентированные на тренировку навыков (методы оперантного обусловливания) и социального научения (А. Бандура, Н. Миллер). Цели коррекции формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм.

Следующая модель поведенческой техники предоставляет наибольший интерес, поскольку цели консультации формулируются в терминах научения новому поведению, отсутствующему в поведенческом репертуаре клиента. Сюда можно отнести оперантное научение (одиозные «жетонные» программы), поведенческий тренинг и приемы когнитивной терапии. «Жетонная экономика» представляет собой такую форму внешней организации поведения индивида, в которой клиент в жестко контролируемой среде (тюрьма, больница, интернат, школа) получает привилегии, деньги или какие-либо другие материальные блага в обмен на «жетоны», которыми он вознаграждается за выполнение социально одобряемого поведения.

Программы поведенческого тренинга исходят из презумпции дефицита поведенческого репертуара и специфируют консультативные цели. В когнитивных программах, направленных на решение разнообразных поведенческих проблем, делается ставка на ликвидацию разрыва между внешним и «внутренним» поведением на изменение «образа мыслей», ошибочных посылов, установок и предположений клиента. Основные функции в консультативном процессе состоят в том, чтобы идентифицировать специфические псевдоконцепции, дезадаптивные контрибуции и проводить совместно с клиентом их разумность и валидность (Р. Мак-Фолл, Д. Мейхенбаум).

Консультирование методом тренировки, например уверенности в себе, варьируется в зависимости от субъективных нужд клиентов. Некоторые застенчивые клиенты желают научиться вести беседу в различных социальных ситуациях. Другие клиенты не страдают застенчивостью, но желают обучиться более эффективно общаться с определенными лицами, например с начальниками, особенно при переговорах о повышении зарплаты, успешной отдачи приказаний другим, отказе в просьбах, общении с агрессивными сослуживцами, преодолении домогательств, достижении независимости от родителей, вселяющих чувство вины. Консультативный процесс включает в себя тренировки в реальном мире. Логично давать специальные домашние задания. От застенчивого человека можно потребовать назначить свидание определенной женщине перед следующим сеансом. Другому можно дать задание сказать на работе «нет» в ответ хотя бы на одну просьбу к концу следующей недели. Такие задания ясны и точны в отношении того, что ожидается от клиента, и должное поведение тренируется заранее.

Надо отметить, что, несмотря на явные достоинства и высокую результативность, поведенческое консультирование, как подход, ориентированный на действие, подвергают критике за механистичность, манипулятивность и обезличивание, поскольку он игнорирует важность понимания себя в процессе изменения.

Вместе с тем подчеркнем, что, консультирование, основанное на бихевиоральном подходе, позволяет расширить границы психологической помощи в реальном изменении поведения за счет модификаций стимульно-реактивных связей личности, увеличение потенциала мыслей, чувств и исключения, нежелательных способов реагирования в настоящее время модифицируются старые и расширяются спектр новых консультативных техник.

 

Литература

  1. Бурлачук Л.И., Кочарян А.С., Жидко М.В. Психотерапия. – СПб.: Питер, 2003.
  2. Гринсон Р.Р. Техника практика психоанализа. – М.: Когнито Центр, 2003.
  3. Зарубежный психоанализ / Сост. В.М. Лейбина. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Исаева Э.Г. Трансформации личности в период экстрэма. – Махачкала, 2005.

Об авторе

Исаева Эльмира Гаджи-Исаевна – доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной психологии Дагестанского государственного университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Исаева Э.Г.-И.  Бихевиоральные (поведенческие) техники в практике психологического консультирования [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.