ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

УДК 159.98

С.В. Величко (Таганрог) Технологическbq институт Южного федерального университета

English version: Velichko Sergey Taganrog Institute of Technology – Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University», Taganrog

 

Аннотация. В работе представлена модель психологической подготовки курсантов учебного военного центра (УВЦ), основанная на использовании потенциальных возможностей личности – личностного потенциала.

Ключевые слова: личность, потенциал, модель, процесс, системный подход, компоненты.

Включение проблемы потенциала в область интересов психологии личности имеет четыре следствия. Во-первых, оно расширяет границы традиционного предмета изучения, которым всегда были личностные диспозиции. Несомненно, важно оценивать, каков человек, но не менее важно и исследовать, каким он может стать. Общество нуждается в том, чтобы психология личности занималась не только оценкой индивидуальных различий, но и развитием индивидуального потенциала.

Во-вторых, изучение человеческого потенциала противостоит традиционной сосредоточенности на психической уязвимости. Бесспорно, некоторые наследуемые характеристики, опыт раннего детства, социально приобретенные когнитивные тенденции способствуют возникновению у человека предрасположенности к психическому дистрессу. Однако, как подчеркивают многие современные ученые, более примечательная особенность человеческой природы – способность преодолевать действие неблагоприятных факторов [9]. Многие люди живут полноценной жизнью, несмотря на глубоко травматичный опыт раннего детства.

В-третьих, понятие потенциала заставляет обратить внимание на тот факт, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения. Психологические качества человека нельзя вывести только из типичного для него поведения в типичных ситуациях. Человек может обладать потенциалом, способным реализоваться лишь в определенных условиях, которые могут являться, а могут и не являться частью его повседневной жизни. Это иллюстрируется следующей аналогией. Камень, покоящийся на дне озера, принадлежит к категории потенциально опасных объектов. Опасность – не свойство, присущее этому камню как таковому (как, например, масса или твердость). Опасность – относительное качество. Оно описывает отношение между этим камнем и определенными условиями (например, когда его бросают в окно) [9]. Аналогично, многие психические качества – это не свойства, присущие психике как таковой. Они относительны в том смысле, что проявление определенного качества требует неких социальных условий, вызывающих, поддерживающих или делающих необходимым это качество. Эти соображения, естественно, расширяют представления о целях психологии личности.

Наконец, потенциал присущ не только людям, но и среде. Окружающая обстановка может предъявлять к человеку высокие требования, обеспечивать возможности для личностного роста. Принятие решения об обучении в университете, о создании семьи, о том, чтобы завести ребенка, изменить карьеру, участвовать в программе физического или духовного развития мобилизует способности человека, заставляет его приобретать новые навыки. Люди, принимающие то или иное из этих решений, сталкиваются с другими людьми, преследующими те же цели, оказывающими социальную поддержку, людьми, у которых человек сможет перенять ценные копинговые навыки. Столкновение с трудностями позволяет человеку ощутить собственные силы, что может изменить его представление о собственном Я. Ключевой момент в том, что касается потенциала, – это выбор того или иного пути. Обычно среда не навязывается человеку извне. Она – результат выбора [1]. Люди размышляют о своей системе ценностей, о своих целях, способностях и выбирают условия, в которых будет протекать их личная и профессиональная жизнь. До осуществления этого выбора та или иная среда, какова бы ни была ее сила, всего лишь возможность. В действительности для человека, уже оказавшегося в определенной среде, но остающегося пассивным в выборе, многие скрытые возможности так и останутся такими. Обучение в вузе, к примеру, предоставляет широкие перспективы для личностного и интеллектуального роста, а также для установления длительных дружеских отношений и профессиональных контактов. Однако эти возможности не навязываются человеку, а должны активно реализовываться им самим. Возрастание экономических возможностей и доступности информации расширяет возможности граждан разных стран и таким образом повышает роль личного выбора в развитии личности.

Проблемой настоящего исследования являлось определение роли адаптационного потенциала личности в психологической подготовке к становлению кадровым офицером. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез:

- успешность адаптации к условиям военной жизни может быть обеспечена путем целенаправленной психологической подготовки;

- систему психологической подготовки можно построить, если выявить степень адаптационных возможностей личности через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процессов адаптации;

-психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности – адаптационный потенциал; актуализация этого потенциала – суть психологической подготовки курсантов, будущих офицеров.

Хотя, современные многофакторные теории личности, в конечном счете, сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов – биологического и социального характера, следует отметить, что нами обнаружено слабое влияние средовых факторов на адаптационный потенциал личности.

Концептуальной основой для решения задач психологической подготовки курсантов, должна быть теория адаптации. Полученный в ходе исследований материал позволяет предположить о существовании такой характеристики психического развития, как адаптационный потенциал личности, оценивающей уровень развития адаптационных способностей индивида. Суть этого предположения состоит в том, что каждая живая система обладает определенными способностями к адаптации [11]. Уровень развития этих способностей во многом определяет успешность процесса адаптации и уровень функционального состояния организма. Однако человек не просто живая саморегулирующаяся система, но прежде всего биосоциальная система, которая вступает во взаимодействие не только с физической, но и социальной средой. Поэтому степень эффективности социально-психологической адаптации во многом обеспечивает нормальное функционирование биосоциальной системы в целом и, в том числе, обусловливает вероятность сохранения профессионального здоровья [11]. Уровень адаптационного потенциала личности является важнейшей интегральной характеристикой психического развития индивида и определяется степенью развития некоторых психологических характеристик личности. Основными положениями предлагаемой концепции личностного адаптационного потенциала являются:

  1. Адаптация это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулирующейся системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.
  2. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.
  3. Оценить адаптационные возможности личности, возможно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести: уровень нервно-психической устойчивости, самооценки личности, уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих) уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды к которым индивид может приспособиться.
  4. Психологические особенности личности, определяющие возможность успешной социальной адаптации взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику психического развития – личностный адаптационный потенциал. Показатели личностного адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам [8].
  5. Личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, а также возможность сохранения здоровья и профессиональной работоспособности при возрастании интенсивности воздействия психогенных факторов.
  6. Личностный адаптационный потенциал позволяет дифференцировать всех военнослужащих по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, что определяет целесообразность использования данной интегральной характеристики развития личности в процедурах прогнозирования психологического состояния и эффективности деятельности.

Данные характеристики легли в основу, разработанного А.Г. Маклаковым, теста МЛО «Адаптивность», оценивающего уровень развития адаптационных способностей личности и являющегося моделью адаптационного потенциала личности. Исследование проведенное с целью определения надежности и валидности данного теста доказали его высокую надежность и валидность в отношении прогнозирования эффективности профессиональной деятельности, что позволило рекомендовать его для решения задач психологического обеспечения деятельности военнослужащих.

Целью проведения эмпирических исследований является оценка влияния средовых факторов на адаптационный потенциал военнослужащих. Критерием эффективности адаптации может служить адаптационный потенциал – интегративная характеристика, позволяющая адекватно отражать процесс социально-психологической адаптации военнослужащих.

В свою очередь адаптационный потенциал зависит от ряда факторов социальной среды. Методы математической статистики позволяют ответить на вопрос – в какой мере. Одно из условий научного метода – обязательность эмпирической проверки идей. Это означает, что в результате тщательного наблюдения или экспериментов устанавливаются точные факты или соотношение между переменными.

В нашем случае наиболее приемлем метод корреляционного и факторного анализа. Для оценки степени влияния факторов социокультурной среды на личностный адаптационный потенциал контингента военнослужащих предложен метод проведения анкетного опроса с последующим статистическим анализом результатов. Инструментарий опроса (анкета) специально разработан с учетом специфики изучаемой возрастной группы общества и включает в снятом виде характеристики основных сфер жизнедеятельности: социально-экономические факторы, работа, быт, семья, досуг и т.д. Пункты анкеты представлены в форме закрытых вопросов для удобства обработки результатов с использованием ЭВМ. В двух анкетах было предложено 56 вопросов, которые можно представить факторами 3-х уровней в соответствии с предполагаемой многоуровневой моделью социокультурных мегафакторов.

  Структурная схема мегауровней социокультурных факторов

Рис. 1. Структурная схема мегауровней социокультурных факторов

 

Репрезентативная выборка представлена контингентом курсантов учебного военного центра ТТИ ЮФУ. Было проведено тестирование в соответствии с методикой теста МЛО «Адаптивность», выявившее значение личностного адаптационного потенциала для каждого военнослужащего, и корреляционный анализ, для определения коэффициентов корреляции факторов социокультурной среды и адаптационного потенциала.

Можно констатировать, что проведенный нами корреляционный анализ, факторный анализ и субъективная оценка курсантов показывают, что средовые факторы не оказывают существенного влияния на адаптационные возможности личности, что на наш взгляд объясняется устойчивостью личностных характеристик. Следовательно, фокус внимания в процессе психологической подготовки кадровых офицеров должен быть направлен не на коррекцию составляющих внешней среды, а непосредственно на личность военнослужащего, с целью проведения психологической подготовки, ориентированной на раскрытие внутреннего ресурса личности, на актуализацию его адаптационного потенциала.

Ведущая идея заключается в следующем: психологическую подготовку мы рассматриваем как специально организованный процесс по овладению курсантами знаниями, умениями и навыками, необходимыми для управления адаптационным потенциалом, результатом которого является готовность активно действовать в сложных жизненных ситуациях.

Предлагаемая методика психологической подготовки направлена на повышение человеческого потенциала и его реализацию в процессе саморазвития и самоактуализации личности.

Наиболее предпочтительный путь к максимальной реализации потенциала курсантов – проведение целенаправленной психологической подготовки, ориентированной на раскрытие собственных резервов.

Психологическая подготовка курсантов – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях новой социальной среды. В связи с постоянной вариативностью социокультурных факторов и сменой психоэмоциональных состояний личности процесс раскрытия адаптационного потенциала постоянно действует во времени и пространстве и может быть представлен в виде контура, показанного на рисунке.

Процесс раскрытия адаптационного потенциала

 

 

 

Рис. 2. Процесс раскрытия адаптационного потенциала

 

 

На рисунке использованы следующие аббревиатурные сокращения.

Когнитивный элемент (осознание и понимание человеком создавшегося положения). Правильное понимание существующих проблем, их причин и путей к устранению, осознание несовершенства своего настоящего состояния существования, анализ признаков проблем показывают, что в каждом случае наши желания противоречат законам существования, но поскольку не в нашей власти изменить эти законы, то остается изменить наши желания.

Развитие человека осуществляется только в процессе его осознаваемой деятельности, поскольку в других случаях процесс осознанного принятия решений отсутствует. Под «деятельностью» здесь понимается любой процесс, приводящий к изменению внутреннего или внешнего миров человека, т.е. процесс с фиксируемым результатом его протекания. Определение жизни по И.Р. Пригожину позволяет утверждать, что человек постоянно пребывает в состоянии деятельности, поскольку суть его жизни – никогда не прерывающиеся целенаправленные обмены веществом, энергией и информацией.

Информационный элемент (информированность о значимых сторонах жизненной ситуации). Принятие решений – основа развития человека в силу того, что оно всегда проблемно. Суть проблемы принятия решений кроется во всегда существующем недостатке информации, необходимой для принятия решения, а также в избытке мотивов и неупорядоченности их отношений.

Недостаток информации обусловлен наличием в системе «сознание» фильтра осознаваемого восприятия, который пропускает на уровень рефлексии и осознанного осмысления лишь ничтожную ее часть, поступающую в систему «человек». Как правило, часть информации, поступающей через сенсорные системы, направлена на восприятие внешнего мира. Информация от внутренних сенсорных систем (об управлении опорно-двигательным аппаратом, пищеварением и т.п.) осмысливается чрезвычайно редко, например, когда приходит в виде боли. Информация от экстрасенсорных систем также фиксируется нечасто на осознанном уровне и обычно квалифицируется как интуитивное озарение, когда на осознанный уровень выходит не сама первичная информация, а результат какой-то ее обработки, совершенной на уровнях неосознаваемого.

Фильтр осознаваемого восприятия исполняет роль защитного механизма, подавая на уровни осознаваемого только тот объем информации, который способен обработать и пропустить через себя мозг конкретного человека, выполняющий в системе «человек» функции связующего звена между сознанием и телесной формой человека. Наиболее наглядно эти функции смоделированы в компьютере, где графический адаптер играет роль такого интерфейса. Чем большим быстродействием и большей оперативной памятью обладает графический адаптер, тем большее количество информации может быть выведено из операционной системы (сознания компьютера) на внешнее устройство – монитор.

Недостаток информации приводит к борьбе гипотез в сознании личности, а избыток мотивов, хаотически взаимодействующих друг с другом – приводит к соответствующей борьбе мотивов в процессе принятия человеком решений. Отсюда непосредственно вытекают два основных направления развития: комплексное совершенствование всех систем человека, направленное на расширение фильтра осознаваемого восприятия, и нравственное, этическое совершенствование личности, в результате которого формируется упорядоченная, иерархически выстроенная система мотивов, в идеале исключающая их борьбу в процессе принятия решений.

Ценностная компонента (общая установка на изменение своего положения). В личностной проблематике социальной психологии особое место занимает проблема ценностных ориентации. Ценностные ориентации выражают, с одной стороны, социальный статус человека, с другой стороны, обусловленность поведения запросами, потребностями, свойствами личности. Иерархия ценностей выражает иерархию потребностей человека, проявляет различные стороны, аспекты, уровни его сущности. Индивидуальное и общее, личностное и общественное сливаются в принципе, в тенденции воедино. Но в повседневной практике постоянно сталкиваемся с тем, что осознанные намерения людей далеко не всегда согласуются с их реальным поведением. 

Еще более явное противоречие наблюдается между высказанными «программами» действий и собственно действиями, поступками, которые можно наблюдать со стороны в определенной ситуации. Этот факт становится предметом исследования психологов. Ценностные ориентации выступают формой взаимосвязи личности и социальных групп.

Мотивационная компонента (наличие определённых и действенных мотивов, побуждающих к изменению своего положения). Мотивация – обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка [6]. Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл. 

Пример – целенаправленного и мотивированное поведения – выбор варианта будущего действия, принятие решения, реализация намерения и оценка результатов выполненного действия на этапе выбора варианта – обобщение потоков информации, избирательный поиск и извлечение информации из памяти, на этапе принятия решения выбор варианта будущего действия снижает количество степеней свободы, вносит определенность в действия. На основе избранного направления действия формируется модель его результатов и программа – представление о достигнутом и каким образом (какими средствами). В ходе выполнения действия и после его завершения процесс реализации и результат сравниваются с программой и акцептором действия.

Технологический компонент (наличие определённых умений, позволяющих успешно справиться с жизненными трудностями). При использовании возможности активизации глубинных ресурсов личности, предшествующего жизненного опыта, реализация навыков и умений, наиболее важными этапами здесь являются – выбор вида и направленности деятельности, становление и развитие профессиональной компетентности, активное определение своей позиции по отношению к социально значимым ценностям и условиям жизнедеятельности в обществе. 

Ресурсный элемент (наличие жизненных ресурсов, необходимых и достаточных для успешного выхода из жизненных затруднений). Психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная; социальная поддержка). Ресурсы личности, поддерживающие психологическую устойчивость и адаптированность, могут быть представлены факторами социальной среды (факторы, поддерживающие самооценку, способствующие саморегуляции и адаптации) и личностными факторами (оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское отношение к трудным ситуациям; уверенность и независимость в отношении с другими людьми; отсутствие враждебности; открытое общение; толерантность; чувство общности, удовлетворяющее статус в группе и социуме; согласованность Я-реального и Я-идеального [2]; вера в достижимость поставленных целей; понимание и ощущение смысла жизни; осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; доминирование стеничных позитивных эмоций; эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия; понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов.

Организационный элемент (наличие организационных качеств, содействующих процессу раскрытия адаптационного потенциала): умение решать общие организационные проблемы; определить свою модель поведения; овладеть конкретными способами эффективного планирования; помнить, что чем больше утрачивается контроль над ситуацией, тем сильнее стресс; овладеть умением превращать негативные события в позитивные; в стрессовых ситуациях научиться вовремя расслабляться; подарить себе энергию позитивного мышления; глубже осознать, что же происходит в ситуациях острого стресса; овладеть техникой отключения от негативных ситуаций; научиться своевременно распознавать стресс.

Инновационный элемент (готовность к нестандартным, инновационным действиям): адекватное восприятие действительности, свободное от влияния предрассудков и стереотипов, принятие себя и других такими, какие они есть; спонтанность и естественность в поведении при соблюдении традиций, но отношение к этим традициям с должным юмором; занятость своей жизненной задачей, соотнесение своей деятельности с универсальными ценностями; позиция отстраненности по отношению ко многим событиям автономия и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов; свежесть восприятия, нахождение нового в уже известном; предельные (пиковые) переживания, мистический опыт высших состояний; чувство общности с человечеством в целом; глубинные межличностные отношения с узким кругом людей, отсутствие враждебности во взаимоотношениях; демократичность, готовность учиться у других; устойчивость внутренних моральных норм, нравственность поведения.

 

Литература

  1. Вахромов Е.Е. Проблема и методология человеческого потенциала Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. – Тамбов, 2003.
  2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994. – 280 с.
  3. Коваль Н.А. Психологическая сущность личностного потенциала. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. – Тамбов, 2003.
  4. Кулагин Б.В. и др. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. – М.: Воениздат, 1988. – 263 с.
  5. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава. – М.: Воениздат, 1991. – 152 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 582 с.
  8. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных ситуациях, личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, 2001, Том 22, №1. – С. 16-24.
  9. Капрара Дж. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. – 657 с.
  10. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас: Теория и практика. – М., Логос. 1999. – 134 с.
  11. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И Царегородцева. – М: Мысль, 1975. – 277с.

Об авторе

Величко Сергей Владимирович – кандидат психологических наук, профессор Учебного военного центра Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

ВеличкоС.В.  Модель психологической подготовки курсантов на основе личностного потенциала [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.