ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 159.9; 37.01
В.Б. Кашкарева (Кисловодск) МДОУ ЦРР д/с № 8
English version: Kashkaryov Vera – MDOU CRR g/s number 8
Аннотация. В статье описывается проблема формирования профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения. Подчеркивается, что профессиональная компетентность является одним из современных ориентиров дошкольного образования в связи с современной необходимостью создания условий для полноценного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Представлено авторское видение системы по формированию профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компоненты компетентности, воспитатель дошкольного учреждения, система формирования компетентности
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.
Постановка проблемы, связанной с реализацией компетентностного подхода в решении заявленной проблемы, обусловлена тем, что при достижении целей системы дошкольного образования, решении педагогических задач, выполнении предписанных функций и т.д. большое значение имеет наличие высокого уровня компетентности педагогических кадров. Предпосылками этого являются:
- ориентация на потребителей образовательных услуг;
- потребность общества в формировании физически, нравственно и психологически здоровых детей;
- поиск условий для личностного роста, непрерывного духовного развития детей;
- необходимость создания развивающей воспитательной среды в дошкольных образовательных учреждениях;
- необходимость подготовки детей к систематическому обучению в общеобразовательных учреждениях и др.
Основой последних предпосылок являются требования к личности и деятельности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения, которые предполагают наличие определенных компетенций в области профессиональной деятельности. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в данном случае – воспитательной.
Проблема формирования профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения является актуальной в силу того, что одним из современных ориентиров дошкольного образования в связи со значительными социально-экономическими изменениями в жизни страны выступает создание условий для полноценного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. А это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития:
- профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется еще и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств;
- направленности их личности;
- мотивации деятельности;
- потребности и готовности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте в условиях современных требований и т.д.
Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик, необходимость формирования профессиональной компетентности имеет важное значение в различных системах профессий «человек-человек», но особую актуальность это приобретает тогда, когда закладываются нравственные основы личности [7]. В данном случае речь идет о дошкольных образовательных учреждениях.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, как субъект практической психолого-педагогической деятельности, является сложной и зачастую противоречивой личностью с комплексом разноуровнево развитых качеств. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению своей педагогической деятельностью. Кроме этого воспитатель должен владеть системой академических и педагогических знаний, которые также обеспечивают эффективность воспитательного процесса.
Тот уровень знаний, которые получает будущий воспитатель в период обучения в вузе – не является достаточным, а его личностные качества требуют адаптации, совершенствования в период самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Процесс их совершенствования определяется, с одной стороны, наличием развивающей профессиональной среды, с другой стороны – степенью активности самого педагога, его способностью рационально использовать ее потенциалы, воздействовать на окружающую среду и оптимизировать все ее структурные компоненты.
Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений и это не случайно, т.к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений рассмотрим ключевые понятия: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность.
«Компетентность» как феномен, несмотря на достаточное количество исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получила своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие относительно педагогической деятельности употребляется в контексте приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса, причем чаще в роли образной метафоры, а не научной категории.
Для многих исследователей компетентность специалиста проявляется, прежде всего, в эффективном выполнении функциональных обязанностей. Но компетентность понимают и таким образом: мера понимания окружающего мира и адекватность взаимодействия с ним (Н.В. Яковлева); совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять деятельность (Perlmutter M. и Nyguist L.); определенный уровень сформированности общественно-практического опыта субъекта (Ю.Н. Емельянов); уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе (Л.П. Урванцев); совокупность профессиональных свойств, т.е. способностей реализовать должностные требования на определенном уровне (Л.И. Анцыферова) и д.р.
Исследования показывают, что понятие компетентности тесно связано с дефиницией «компетенция». При этом нужно отметить, что в различных толковых словарях понятие «компетенция», несмотря на некоторые различия в интерпретации, включает два основных общих объяснения: 1) круг вопросов; 2) знания и опыт в определенной области.
Кроме этого исследователи выделяют и другие характеристики рассматриваемого понятия. Так, под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте) и др. [2; 6; 8].
Как показывают исследования, компетенции – это ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области [8].
Исходя из вышеназванных определений, можно представить сущностное содержание понятия «профессиональная компетентность», которое в акмеологии рассматривается как главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам [5].
Анализ сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога (воспитателя) эффективно выполнять профессиональную деятельность и достигать целей, связанных с развитием личности в системе дошкольного образования. А это возможно в том случае, когда субъект профессиональной деятельности достигает определенной стадии профессионализма. Профессионализм в психологии и акмеологии понимается как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности; как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью [1].
При этом выделяют и профессионализм личности, который также понимается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное личностное развитие [5].
Известно, что профессионализм деятельности и личности специалиста проявляется в потребности и готовности систематически повышать квалификацию, изъявлять творческую активность, продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры, совершенствовать результаты своего труда и собственную личность. В этом случае можно говорить не только о профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, но и его личностной компетентности, что, в общем, является важным для системы профессий «человек-человек» и, в частности, для педагогической деятельности.
Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильевой, Е.А. Гребенщиковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.А. Панько, В.А. Петровского, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной, В.И. Ядэшко и др.).
В этих и других исследованиях достаточно подробно описаны структура, основные содержательные характеристики, требования к личности и деятельности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждениях. Но, мало тех работ, в которых была бы представлена система формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования. Тогда как именно система обеспечивает возможность видения путей, средств и методов достижения профессиональной компетентности субъектом определенной сферы деятельности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов, воспитателей, администрации, специалистов психолого-методических служб по выработке компетенций в сфере осуществления воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора и т.д. [4].
На наш взгляд элементами этой системы должны стать:
- теоретическая модель формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ с ее основными компонентами (ценностно-целевым, содержательным, инструментальным, технологическим, критериально-результативным, рефлексивным) содержание которых обеспечивает представление о целях и задачах, стоящих перед педагогическим коллективом, о специфике личности и деятельности воспитателя ДОУ; отражает современное представление о профессиональном становлении педагогов ДОУ;
- курсы повышения квалификации (включение воспитателей в систему последипломного образования предоставляет реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности);
- разработка профессиограмм и акмеограмм (обеспечивают возможность четко определить требования к личности и деятельности воспитателя, сформировать у субъектов представления о целях и задачах профессиональной деятельности, проектировать успешные стратегии профессионального становления);
- профессиональные конкурсы и мастер-классы (являются условием подготовки конкурентоспособной личности современного воспитателя; способствуют совершенствованию теоретических знаний и практических навыков; позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями и пр.);
- создание педагогического портфолио (правомерно рассматривать как способ формирования профессиональных компетенций, позволяющий оценить индивидуальные возможности воспитателя ДОУ и его профессиональные компетенции; как средство саморазвития и самоорганизации личности);
- аттестация педагогических кадров (позволяет объективно оценить уровень профессионализма, в этот период актуализируются потенциальные способности и создаются условия для активизации внутренних резервов);
- научно-методическая работа (правомерно рассматривать как условие формирования профессионализма деятельности, совершенствования теоретических знаний) и т.д.
- разработка программ психологического сопровождения профессионального становления воспитателей ДОУ (обеспечивают формирование установок на личностное совершенствование; стремление к самопознанию; потребности в анализе собственных личностных качеств, потенциалов и качества других людей; ответственности за процесс и результаты профессиональной деятельности) [3; 9; 10].
Некоторые элементы предложенной системы уже нашли свое отражение в практической деятельности различных образовательных учреждений, другие только внедряются, часть из них требует апробации. Безусловно, в предложенный список можно включать и другие эффективные способы и механизмы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. Но ориентиром является идея о том, что сформированность профессиональной компетентности обеспечивает педагогам возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач; творчески выполнять функциональные обязанности; проектировать успешные стратегии профессионального становления и саморазвития; адекватно оценивать и совершенствовать себя; определять факторы, сопутствующие профессиональному становлению; устанавливать конструктивные межличностные отношения со всеми субъектами образовательного пространства; вносить конструктивные коррективы в жизненный замысел и создавать развивающую среду для своих воспитанников.
Литература
- Акмеологический словарь // Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2005. – 161 с.
- Антипина Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного подхода // Методист, 2010. – №2. – С. 39-44.
- Возвышаева И.П. Студенческое портфолио как средство саморазвития и самоорганизации личности // Научные исследования в образовании. – 2010. – №1. – С. 22-24.
- Грошева А.А. Модель системы воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа // Научные исследования в образовании. – 2010. – №2. – С. 17-22.
- Деркач А.А. Акмеология. – М.: РАГС, 2003. – 252 с.
- Дьяченко М.И. Психология. Словарь-справочник. – Мн.: Хэлтон, 1998. – 396 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 229 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
- Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетентностей // Специалист. – 2010. – №3. – С. 18-19.
- Михайлова М.А. Мастер-классы как перспективное направление модернизации обучения // Специалист. – 2010. – №3. – С. 22-23.
email: kashkaryo
Кашкарева В.Б. Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования: теория и практика [Электронный ресурс] // Приклдная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.