ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 159.9.075
Р.Т. Хубиева (Черкесск) Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА)
English version: Hubiva Rada Taulanovna North-Caucasian State of Humanities and Technology Academy (SKGGTA), Cherkessk
Аннотация. В данном исследовании раскрывается проблема психологической готовности молодежи к экономическим отношениям. Данная готовность представляется сложным интегральным психологическим образованием, способствующим обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации личности к современным условиям социально-экономической среды, представляющим собой единство ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Описываются результаты эмпирического исследования, в ходе которого выявлено, что психологическая готовность к экономическим отношениям свойственна лишь незначительной части молодых людей. Данные результаты будут полезны практическим психологам, работающим в рамках проблем социализации и адаптации молодежи к экономической жизнедеятельности для коррекции учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: психологическая готовность, экономическая самореализация, экономические отношения, экономическая адаптация молодежи
Коренные социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, порождают повсеместный интерес молодежи к осмыслению проблем экономической социализации. Сложность заключается в том, что на уровне обыденного сознания трудно понять причины возникающих экономических проблем, раскрыть психологические механизмы достижения экономического благополучия, решения насущных социальных проблем жизнедеятельности личности и общества. Это порождает необходимость формирования экономических знаний у достаточно широких слоев населения, особенно у молодежи, необходимость адаптации которой к условиям рыночных отношений осознается всеми. Именно от уровня сформированности растущей личности, ее политической культуры, специфики мышления, экономической зрелости зависит точность оценки темпов и направления общественного развития.
Психологическая готовность молодежи к экономической деятельности еще до вступления в самостоятельную трудовую жизнь является важной проблемой не только каждого отдельного человека, но и всего российского общества, обеспечивая его стабильность, особенно в переходный период развития, сложный характер которого вызывает негативные явления в различных сферах жизнедеятельности.
Социальная и личностная значимость проблемы актуализирует ответственность психологической науки за качество научного обеспечения процессов экономической адаптации молодежи, разработку научной концепции, определяющей мировоззренческие основы, цель, содержание, задачи, принципы, основные формы и методы экономической социализации молодежи. Способы взаимодействия государства и молодежи в этом процессе определяются, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, с другой – интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.
Эффективность экономической адаптации личности определяется ее психологической готовностью к экономической деятельности в современных социально-экономических условиях, что означает принятие этих условий как основы социально-экономической деятельности и понимание ее природы. Роль психологической науки заключается в выявлении детерминант, механизмов, содержания и уровней развития психологической готовности к экономической деятельности у ее субъектов, а также в ее формировании и коррекции. Между тем, имеющиеся научные наработки по экономическому развитию личности (Т.Ю. Базаров, А.Л. Журавлев, А.Д. Карнышев, А.И. Китов, А.Б. Купрейченко, С.В. Малахов, В.П. Позняков, А.В. Филиппов и др.) относятся, в основном, к профессионалам и не могут быть распространены на представителей школьного и студенческого возрастов. Как показало предварительное изучение состояния проблемы, целенаправленная работа по формированию экономического мышления старшеклассников и студентов в аспекте их подготовки к рыночным отношениям в образовательных учреждениях проводится недостаточно. В значительной степени это связано с неудовлетворительным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса.
Сегодня уже очевиден тот факт, что само по себе получение образования и определенной профессии не решает проблем экономической успешной личности. В частности, многочисленными исследованиями убедительно доказано, что не существует прямой связи между школьным (вузовским) образованием и экономическими успехами. Для достижения экономического благополучия человеку необходимы контекстные знания из социальной практики, пригодные для внедрения в его собственную социально-экономическую практику. При этом следует учитывать, что буквальное копирование успешной экономической деятельности одного человека не обеспечивает гарантированного успеха другому. Из этого следует, что в образовательном учреждении научить успешной экономической деятельности не представляется возможным и следует говорить лишь о формировании психологической готовности к ней [1].
К проблеме психологической готовности к деятельности профессиональные психологи обратились достаточно поздно, лишь с начала XX-го века (А.П. Нечаев (1923), Б.М. Теплов (1946), И.Н. Шпильрейн (1923), П.К. Энгельмейер (1912) и др.). Главная идея формирования названной готовности состоит в том, чтобы, используя определенную систему вспомогательных средств, имитировать реальную практическую ситуацию, дать человеку субъективно прочувствовать ее сущность. Подобного рода психологическое моделирование осуществляется повсеместно, во всех сферах социальной практики, где предполагаемая деятельность предъявляет к личности особые требования, которым она заведомо не отвечает: в спорте, в авиации и космонавтике, на подводном флоте и т.д. В педагогической психологии разрабатываются проблемы психологической готовности детей к школе (Н.И. Гуткина), к творчеству (Л.М. Сидорова), психологической готовности к материнству (С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко).
Психологическая готовность к деятельности трактуется в психологии как психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности (В.Н. Дружинин), как состояние наивысшей вариативности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъекта в деятельность (Б. Парыгин). Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования, отсутствует общепринятое определение психологической готовности к экономическим отношениям. В своем исследовании мы остановились на следующем определении этого понятия: психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям является сложным интегральным психологическим образованием (не сводимым к совокупности отдельных установок, настроений или состояний), способствующим обеспечению адекватных условий для успешной экономической адаптации личности к современным условиям социально-экономической среды, представляющим собой единство ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов.
Среди особенностей психологической готовности молодежи к экономическим отношениям исходным для характеристики личности является время зарождения потребности самостоятельно осмысливать экономические условия жизнедеятельности. Наиболее ранний интерес такого рода, как показывают материалы современных исследований, проявляется у детей к 9-10 годам жизни. Говорить о психологической готовности к экономическим отношениям как о сколько-нибудь сложившейся и устойчивой характеристики личности в этом возрасте еще преждевременно. В последующие годы интерес к экономической деятельности у школьников, учащихся лицеев и даже студентов достаточно низкий, несмотря на высокий уровень экономических притязаний. Так, на вопрос «Ваше любимое занятие в свободное время?» респонденты называют различные учебные дисциплины, которые изучают – 61,7%, жанры искусства (кино, театр и т.д.) – 12,7%, спорт – 24,1%. Интерес к реальным экономическим отношениям и, тем более, включенность в экономическую деятельность, выразили лишь 2,1% опрошенных. Из этого следует, что потребность в экономической деятельности и экономической самореализации выражена у молодежи весьма слабо. Соответственно, психологическая готовность к экономическим отношениям свойственна лишь незначительной части респондентов. В первую очередь это можно объяснить не востребованностью экономической активности молодежи со стороны общества, отсутствием традиций экономической социализации молодежи, отвечающей требованиям рыночной конъюнктуры.
Индивидуальные различия в психологической готовности молодежи к экономическим отношениям имеют достаточно широкий диапазон. Они обусловливаются индивидуальными способностями и потребностями личности, а также тем, что потребность в экономической самореализации у каждого из субъектов экономической деятельности имеет различную интенсивность, различные уровни и структуры. Эти психологические особенности приводят к значимым дифференциациям между респондентами по уровню готовности к рыночным отношениям. Ответы на два вопроса анкеты («Что приятного вы ожидаете от рынка?» и «Что неприятного вы ожидаете от рынка?») фактически оказались на уровне случайного распределения и мало зависели от рода занятий родителей респондентов, возраста, пола и успеваемости.
Чаще всего объектом мыслительной деятельности, на который направлено экономическое мышление респондентов, является экономическая ситуация, максимально приближенная к реальным социально-экономическим ситуациям среды их обитания. В частности, объективируются факторы, связанные с доходами и расходами, с распределением семейного бюджета.
При формировании психологической готовности личности к экономическим отношениям следует исходить из необходимости развития способностей и личностных качеств, помогающих ей реализовать себя и как общественное существо, и как неповторимую индивидуальность со специфическими запросами и способами самореализации. Из этого следует, что психологическая помощь должна оказываться с учетом ценностных ориентаций субъекта.
Эмпирический материал собирался в средних общеобразовательных школах г. Черкесска (№5, №9, №12), профессиональных лицеях (№7, №8) и в Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Общая численность испытуемых – 552 человека, в том числе школьников – 392, учащихся профессиональных лицеев – 67, студентов – 93 (Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, грант № 10-06-30403а/Ю).
Как оказалось, в структуре событий, порождающих у респондентов эмоционально окрашенные переживания и представления, наибольший удельный вес приходится на экономическую сферу жизнедеятельности, точнее, на материальные условия жизни – 88,1% (от общего числа событийного ряда). Ценность получения образования тесно связана с достижением высокого материального положения и гораздо меньше – с возможностью иметь интересную творческую работу, с наличием интересных друзей и т.д. Решающим фактором при выборе места работы становятся не качественные и содержательные характеристики профессии, а высокая зарплата. Исследование показывает, что эта тенденция характерна для 65,3 % молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Также у респондентов выявлена тенденция к актуализации экономического фактора в структуре их представлений о ценностях супружеской жизни. По нашим данным, 98,2% опрошенных девушек убеждены, что будущий муж должен прежде всего обеспечивать семью материально.
Для выявления того, насколько значимо в сознании молодежи представлены материальные условия жизни, вопросы быта семьи, в интервью был включен вопрос: «Какие события в жизни семьи за последнее время более всего обрадовали вас?». Экономическая сфера упомянута в 11,2% от общего числа ответов на этот вопрос. Полученные данные косвенно свидетельствуют о низкой удовлетворенности молодежи материальным положением родительской семьи. Этот вывод подтверждается ответами на вопрос – «Какие события в семье за последнее время более всего вас огорчили?». Подавляющему большинству экономических событий, происходящих в жизни, опрошенные дают отрицательную оценку, что подтверждает крайне низкий уровень их экономической удовлетворенности материальными условиями жизни.
Рассмотренные данные об уровне готовности молодых людей к экономическим отношениям характеризуют его с позиции ожиданий субъекта от рынка. Другая сторона готовности к экономическим отношениям должна показать, насколько они сами реально готовы соответствовать новым требованиям, предъявляемым государством к каждому гражданину. Известно, что в условиях административно-командной системы доход населения почти полностью формировался за счет заработной платы, которая находилась под жестким контролем государства. В условиях рыночных отношений экономическая свобода расширяет источники получения доходов, многие из которых контролировать власти не могут. Поэтому одной из значимых характеристик готовности молодежи к экономическим отношениям является готовность к добросовестным налоговым выплатам.
Для изучения данного аспекта готовности респондентам задавался вопрос: «Как вы относитесь к налогам? (нужное подчеркнуть)»: «надо платить честно», «лучше не платить», «если платить честно, то разоришься», «надо откупиться взяткой», «не платить опасно». Третья часть опрошенных (33,1%) считает, что «надо платить честно». Значительное количество (36,5%) утверждает, что «если платить честно, то разоришься». Ответы «лучше не платить» (10,6%), «не платить опасно» (10,6%) и «надо откупиться взяткой» (5,5%), связанные вместе, составляют 27,7% от всех полученных. Таким образом, если судить по отношению к уплате налогов, только у одной трети молодых людей выражена готовность к экономическим отношениям.
В проведенном исследовании изучалась удовлетворенность молодежи своим реальным материальным положением. С этой целью в опросный лист был включен вопрос: «Насколько вы удовлетворены своим материальным положением?». Предлагалось шесть вариантов ответов: «полностью», «в основном», «терпимо», «нуждаюсь (в чем)», «не удовлетворен», «нищенствую». Количественные характеристики ответов представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Удовлетворенность материальным положением
Как следует из приведенных данных, количество респондентов, полностью удовлетворенных своим материальным положением, незначительно (2,4%); 3,1% относят себя к категории нищенствующих, то есть считают, что находятся на самом низком уровне материальной обеспеченности. Выявленные факты требуют пристального внимания со стороны научных и педагогических работников, несмотря на заметное улучшение благосостояние населения в последние годы
Серьезные изменения в уровне удовлетворенности и неудовлетворенности людей материальными условиями жизни вносит имущественное расслоение населения, порождая еще и новые коллизии во взаимоотношениях богатых и бедных, удовлетворенных и неудовлетворенных. Чтобы исследовать возникающие при этом психологические новообразования, респондентам задавался вопрос: «Справедливо ли, что одни люди живут в богатстве, а другие в бедности?». Результаты ответа на вопрос о справедливости или несправедливости имущественного расслоения населения наглядно представлены на рисунке 2.
Как видно из рисунка, ответы школьников и учащихся профессиональных лицеев близки друг к другу. В обеих группах около трети участников считают появление богатых и бедных справедливым. В этом возрасте, особенно до 20 лет, молодежь имеет самые фантастические мечты о своем будущем, зачастую слабо связанные с реальной жизнью. Представитель этой группы легко может себе представить, что в ходе имущественного расслоения именно он станет состоятельным человеком. Отсюда его позиция – появление богатых (к которым мысленно он уже относит и себя) справедливо. Тот факт, что одновременно растет численность бедняков, его пока не тревожит. Таков ход рассуждений наиболее активной части представителей этих двух групп.
В группе студентов вуза «справедливость» как оценка называется в 2–3 раза реже, чем в двух первых. Живя отдельно от родителей, студенты достаточно часто испытывают реальные трудности экономического характера, что корректирует их юношеские мечты. Понимание сложности решения материальных проблем вызывает фрустрацию, разочаровываясь в своих надеждах, молодые люди, изменяют отношение к преуспевающим, оценка успеха снижается [2].
Рис. 2. Распределение ответов по признаку справедливости имущественного расслоения населения
С целью выявления представлений об основных способах достижения экономического благополучия респондентам было предложено, вспомнив семьи с высоким уровнем жизни, ответить на вопрос «Каким образом, по вашему мнению, достигнут столь высокий материальный уровень обеспеченности в этих семьях?» (см. таблицу 1). Учитывая полученные ответы, мы выделили шесть типов факторов, способствующих обогащению личности в рыночных условиях: политические, экономические, правовые, личностные (в их числе и нравственные) и фаталистические.
Таблица 1
Факторы экономического благополучия
№ п/п |
Факторы, способствующие достижению экономического благополучия |
Количество ответов, % |
|||
среднее |
школа |
лицей |
вуз |
||
1. |
Наемная работа на коммерческих и частных предприятиях |
12,7 |
10,3 |
20,5 |
8,4 |
2. |
Высокий уровень образования |
10,2 |
11,2 |
8,8 |
9,9 |
3. |
Многолетняя трудовая деятельность |
10,2 |
14,8 |
8,4 |
2,5 |
4. |
Руководящая должность |
20,9 |
18,8 |
15,7 |
32,0 |
5. |
Должность государственного чиновника |
7,2 |
7,6 |
8,8 |
4,4 |
6. |
Работа за границей |
1,3 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
7. |
Работа в сфере торговли |
4,8 |
6,9 |
1,2 |
4,4 |
8. |
Личное подсобное хозяйство |
20,8 |
13,9 |
30,3 |
24,2 |
9. |
Предпринимательская деятельность |
3,1 |
2,7 |
3,8 |
4,5 |
10. |
Получили крупное наследство |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
- |
11. |
Наличие влиятельных или богатых родственников |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
- |
12. |
Криминальная деятельность |
7,2 |
9,8 |
1,2 |
8,9 |
Большинство опрошенных считают, что условием экономического благополучия является добросовестный и упорный труд или высокая должность родителей в государственных или общественно-политических организациях. 6,0% молодежи причину богатства некоторых граждан видит в непродуманной политике государства (политические условия). Второй по значимости тип – экономические условия (наличие хорошей работы или /и своего бизнеса). Такой позиции придерживаются 60,8% опрошенных. По мнению многих респондентов, определяющими условиями достижения материального достатка является откровенно криминальный путь обогащения. Здесь преобладает мнение, что значительное богатство можно нажить только посредством нарушения закона (38,3 %). Часть респондентов склонна думать, что обогащение никак не зависит от самого человека, его поступков и воли, т.е. является следствием фатальных условий и судьбы. Почти каждый четвертый молодой человек (24,5%), ведущим условием обогащения (иногда и единственным) считает везение, удачу, выигрыш в лотерею, получение наследства и т.п.
Часть молодых людей связывает причины обогащения с нравственными характеристиками личности. Так, 34,2 % респондентов, склонны оценивать условия обогащения как преступление против морали, сделку с совестью и попрание духовных ценностей. Незначительное количество опрошенных (3,0%) уверены, что качество и своевременность образовательного багажа личности является одним из определяющих условий достижения экономического благосостояния в современных условиях. Они полагают, что в новых социально-экономических условиях любая успешная деятельность по материальному самообеспечению не может быть свободна от работы на компьютере, наличия знаний и понимания особенностей рыночных отношений, экономики и бизнеса, финансовых и правовых знаний, основ маркетинга и сбыта, иностранных языков.
В отдельную группу можно выделить временные параметры обогащения, которые, хотя и не являются абсолютно самостоятельными, но сопровождают все вышеперечисленные условия обогащения. Говоря об экономических или личностных условиях обогащения, 2,1% респондентов отмечают, что достижение материального благополучия – это не сиюминутное явление, а результат планомерных и длительных усилий. Остальные 97,9% опрашиваемых не осознают значимости одного из самых главных условий достижения материального благополучия – ресурса времени.
Сопоставление предполагаемых условий обогащения, названных респондентами, с реальными условиями социально-экономической практики, позволило обобщить информацию о готовности молодежи к экономическим отношениям и выявить наиболее значимые проблемы в данной области. В частности, основная ошибка оценки молодежью экономических проблем заключается в том, что они воспринимают результат (конечный продукт) экономической деятельности в отрыве от процесса достижения экономических целей, который представляет собой непрерывную цепь событий – от осознания собственных материальных потребностей – через цели, мотивы, способы действий – к конечному результату. Поэтому психологическое воздействие на субъект должно быть направлено на осознание им мотивационной и деятельностной составляющих экономических достижений.
Типы психологической готовности молодежи к экономическим отношениям обладают качественным своеобразием, которое проявляется в характере и неравновесном взаимовлиянии структурных компонентов. Структурные особенности типов психологической готовности определяют специфику планирования (проектирования) личностью экономической деятельности (рациональную, смешанную и иррациональную) [3].
Результаты исследования будут полезны практическим психологам, работающим в рамках проблем социализации и адаптации молодежи к экономической жизнедеятельности. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для коррекции учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и вузах, а также в системе подготовки и переподготовки учителей.
Литература
- Китова Д.А. Проблемы экономической психологии / Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования. Том 2. Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – М.: Изд-во института психологии РАН. – М., 2004.
- Хубиева Р.Т. Психологическая готовность молодежи к экономической самореализации в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, 2008.
- Хубиева Р.Т. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал. – Сочи, 2009.
Хубива Рада Таулановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дизайна Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (СКГГТА), г. Черкесск
Хубиева Р.Т. Психологическая готовность молодежи к экономической самореализации в условиях рыночных отношений [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.