К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МОТИВАЦИИ И МОТИВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 159.9
А.С. Лукьянов (Ставрополь) ННОУ ВПО Институт Дружбы народов Кавказа
English version: Lukyanov Alexey NNOU HPE Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus, Stavropol
Аннотация. В статье представлена попытка определения психологической сущности мотивации и мотива деятельности человека. Рассмотрены основные зарубежные и отечественные подходы к изучению сути побуждений человека к деятельности. Выделяются статическая (потребностная) и динамическая (смысловая) стороны мотива. Делается акцент на условиях конкретной деятельности, которые, осознаваясь субъектом, актуализируют потребность и превращают её в мотив. Предложено понимание мотивации как процесса выбора доминирующего направления удовлетворения потребности из условий конкретной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, мотив, теории мотивации, потребность, удовлетворение потребности, условия деятельности, смысл, мотивация как процесс.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошёл в научный обиход, и в широком смысле используется во всех областях науки, исследующих причины и механизмы поведения и деятельности человека.
Обобщение накопленного опыта в области теоретического изучения проблем мотивации в зарубежной науке можно найти в работе Р. Фрэнкина [5]. Автор выделяет шесть групп теорий мотивации.
- Теории инстинктов: идея о целеполагающей энергии инстинктов Ф. Аквинского, дуализм инстинктивного и волевого в действии Р. Декарта, биологическая теория обусловленности поведения Ч. Дарвина, генетическая теория Г. Менделя, инстинктивный детерминизм З. Фрейда и др.
- Теории потребностей или личностных особенностей: идея о существовании психологических потребностей Г. Мюррея, теория иерархии потребностей А. Маслоу, идея о выделении мотивации достижения Д. Мак-Клелланда, 16-факторная модель анализа потребностей Р. Кеттела, трёхфакторная модель Г. Айзенка и др.
- Теории побуждения или научения: идея о реактивности человеческого поведения Дж. Уотсона, положение о наличии психических факторов при объяснении мотивации поведения человека К. Хала, существовании цели деятельности Э. Толмена, эмоциональности как фактора, порождающего реакцию человека К. Спенса, контролируемость поведения внешними подкреплениями Б. Скиннера; теории социального научения А. Бандуры и Л. Берковица и др.
- Теории мотивации к личностному росту и овладению мастерством: теоретические положения Э. Эриксона о существовании психологических стадий развития Я, которые определяют развитие индивида через установление основных ориентиров по отношению к себе и своей социальной среде; а также идеи указываемых Р. Фрэнкиным А. Дембера, Д. Эрла, Ж. Пиаже, С. Уайта и др.
- Гуманистические теории: теории самоактуализации личности А. Маслоу, который говорит о том, что стремление к удовлетворению потребности в самореализации определяет жизнедеятельность человека, и К. Роджерса, указывающего на имеющуюся у человека потребность в позитивном отношении и необходимость удовлетворения этой потребности через развитие позитивного самоотношения и др.
- Когнитивные теории (подходы Э. Толмена, К. Левина, Ж. Пиаже и др.): в операциональном аспекте, как подчёркивает Р. Фрэнкин, когнитивные теории сродни теориям научения, но в них основное внимание уделяется латентному научению. К когнитивным теориям в полной мере относятся также теория когнитивного баланса Ф. Хайдера и теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера: в последней мотив определяется как стремление избавиться от противоречия между когнициями, поскольку оно угнетает человека и создаёт напряжение, в первой же источник активности видится в гармоничных непротиворечивых социальных отношениях.
Р. Фрэнкин, обозначив основные группы теорий мотивации, делает вывод о существовании неких диспозиций, обусловленных биологическим, когнитивным аспектами и научением. Именно совокупность этих диспозиций автор отождествляет с мотивацией поведения, приводящей к реализации тех или иных действий человека.
В отечественной психологии проблемами мотивации, так или иначе, интересовались К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.
Л.С. Выготский, например, отмечал, что на основе натурального ряда развития формируются высшие психические функции человека, в том числе и мотивация. Культурные потребности и мотивы возникают вначале в социальном плане, т.е. в процессе общения и деятельности с людьми и между людьми, а затем они переходят во внутренний план, т.е. интериоризируются личностью через систему его потребностей и побуждений (Л.С. Выготский, 2009).
А.Н. Леонтьев определял мотив как объект, который отвечает той или иной потребности и который направляет активность человека. Развитие потребностей, по А.Н. Леонтьеву, представляет собой изменение и расширение объектов, с помощью которых они удовлетворяются. Учёный выделяет два ключевых понятия – значение (связано с общеисторическим опытом и теми знаниями, которые человек приобретает) и смысл (порождается жизнью человека) (А.Н. Леонтьев, 1975). «Развитие человеческой потребности, – подчёркивает А.Н. Леонтьев в своих «Методологических тетрадях», – служит источником человеческой активности, составляет субъективную основу деятельности, происходит в форме развития мотивации… вместе с тем потребность и её развитие не тождественны с развитием самого мотива… мотивы развиваются и конкретизируются вместе с конкретизацией в смысле осознания конкретных путей, перспектив» [3, с. 246]. И ещё один важный для нас его вывод: «Потребность создаёт общую направленность деятельности, причём конкретизация этой общей направленности деятельности зависит от условий, в которых она протекает, иначе говоря, от того, что в данных условиях способно удовлетворить эти потребности» [там же, с. 237].
То есть, очевидно, что учёный связывает потребность и мотив с помощью условий конкретной деятельности. При этом особенно важно для нас то, что условия в себе содержат некий «потенциал» для удовлетворения той или иной потребности.
Л.И. Божович под мотивом понимала «… то, ради чего осуществляется деятельность в отличие от цели, на которую эта деятельности направлена» [1, с. 34]. Видами мотивов, по Л.И. Божович, являются интересы, стремления, убеждения, установки, чувства и эмоции, волевые побуждения, самооценка, уровень притязаний. Новые потребности появляются в процессе развития ребёнка в связи с усвоением новых форм деятельности и поведения с овладением готовыми предметами культуры [там же].
С.Л. Рубинштейн в своих «Основах...» отмечает: «Более или менее осознанное побуждение выступает как мотив… Мотивы поведения, как они сознаются действующим субъектом, представляют собой отражение его побуждений… Конкретная мотивация реального действия… включает осложняющее и видоизменяющее основной мотив отношение индивида к реальным обстоятельствам той конкретной жизненной ситуации, в которой должно быть осуществлено действие. Всегда более или менее многообразное и часто противоречивое отношение к условиям действия, соотносясь с отношением к цели, придаёт мотивации её конкретность, жизненную содержательность и порой противоречивость [3, с. 443-444]. Здесь важно отметить то, что отношение к реальным условиям деятельности отождествляется учёным с конкретной мотивацией, а мотив представляет собой осознанное (отражённое) побуждение.
Е.П. Ильин в своей работе [2] отмечает, что в одном случае мотивацию можно трактовать как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом – как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, М.Ш. Магомед-Эминовым мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности. И.А. Джидарьян определяет её как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, а В.К. Вилюнас называет мотивацию совокупной системой процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Е.П. Ильиным все определения мотивации относятся к двум направлениям. Первое – статическое, рассматривающее мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, по В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учётом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения определённого поведения.
Второе направление – динамическое, где мотивация – динамичное образование, процесс, механизм. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности, т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ). Динамичность в мотивации определяется её процессуальным характером, на что в том числе обращал внимание А.Н.Леонтьев [3, с. 24, 124].
Таким образом, проведённый теоретический анализ подходов к изучению проблем мотивации в отечественной и зарубежной науке показывает, что ни в понимании сущности мотивации, её роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом, нет единства взглядов. Выход из создавшегося положения на данном этапе изложения материала нам, вслед за Е.П. Ильиным, видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). Но это – описательное (назывное), а не содержательное определение. К содержательной трактовке обратимся через анализ сути мотива как феномена.
Показательным в плане нашего последующего описания смысловой обусловленности мотивации представляется теоретический анализ подхода А.Н. Леонтьева к мотивам деятельности, проведённый Е.Н. Шияновым [6]. «В своём возникновении и развитии они (потребности – А.Л.) проходят, по мнению А.Н. Леонтьева, две стадии. Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие осуществления деятельности… На второй стадии потребность становится реальной силой, направляющей и регулирующей конкретную деятельность человека. Происходит опредмечивание потребности) содержанием, поступающим из окружающей действительности. Потребность, следовательно, активизирует деятельность и находит своё завершение в ней. Потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, тотчас приходит её трансформация и потребность перестаёт быть в «себе»... Потребности и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, формирующимся на их основе. Активность порождается не потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта... Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношения субъекта к условиям его жизни и деятельности. Сущность мотивации состоит в том, что потребности в результате этого процесса получают обоснование необходимости и возможности своего удовлетворения… Внешнее воздействие превращается во внутреннее побуждение к действию, если оно оказывается сопряжённым с процессом мотивации…» [там же, с. 3-5].
Таким образом, анализ подходов, приведённых выше, позволяет выделить две стороны мотива – потребностную и смысловую. Потребностная сторона представляет собой статичное образование в мотиве: потребности присущи человеку априори. Их много и, неважно, в какой они классификации, главное то, что их невозможно формировать или развивать (голод, жажда, потребность в безопасности, любви, уважении, потребность быть личностью и др.). К подобным выводам пришёл С.В. Харитонов (С.В. Харитонов, 2003), проведя этимологический анализ слова «потребность».
То есть именно исторически объективный характер (сущность) нужды, впоследствии – психического образования, является основной характеристикой для современного научного определения потребности. Потребность, таким образом, представляет собой объективную необходимость для человека и как только эта объективная необходимость субъективно переживается (попадает в пространство индивидуального опыта), так сразу она становится мотивом деятельности, поскольку осознаётся человеком, и не просто осознаётся, а в связи с возможными условиями удовлетворения потребности, то есть условиями конкретной деятельности.
Вторая сторона мотива – смысловая, – представляет собой его динамичное образование, которое заключается в придании побудительной силы потребности. Ведь очевидно, что потребность не может быть удовлетворена сразу, так что требуется система взаимосвязанных действий, направляемых на некоторые промежуточные, опосредующие цели, объединённые задачей достижения. В свою очередь каждая цель может быть достигнута разными способами, разными конкретными операциями. Все вместе эти цели, действия, способы, операции и образуют операционально-технический состав деятельности. Однако такая схема, взятая сама по себе, вполне укладывается в рамки сугубо бихевиористских представлений.
Чтобы понять специфику человеческого поведения, по мнению Б.С. Братуся, необходимо ввести в рассмотрение некоторые характеристики сознания, которые тесно связаны с регуляцией предметной деятельности. Достаточно общепринято (начиная с А.Н. Леонтьева), что такой характеристикой является личностный смысл. Психологические смысловые системы рождаются в сложных многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни (Д.А. Леонтьев, 2003). При этом смысл деятельности приобретается не по отношению к деятельности вообще, а по отношению к конкретному её виду. Именно условия, отражаясь в индивидуальном сознании, определяют личностный смысл и конкретный вид деятельности. Более того, это отражение в индивидуальном сознании происходит не само по себе, а в свете актуализации определённых потребностей человека. Именно пройдя стадию осмысления, потребность становится мотивом деятельности, причём не деятельности вообще, а конкретного её вида.
Мотивация, таким образом, связана с процессом осмысления потребности. Или же – процессом осмысления условий конкретной деятельности, в результате чего актуализируется та или иная потребность человека и, в итоге, определяется конкретный вид деятельности.
Учитывая всё вышеозначенное, выделим два момента: а) виды деятельности; б) непосредственное содержание мотивации деятельности.
Существует отдельная научная проблема классификации видов деятельности, решение которой оставим за рамками данной статьи, однако наиболее часто встречаются по научной литературе – игровая деятельность, учебная, трудовая, деятельность общения, практическая и др. (А.Н. Леонтьев, 1975; С.Л. Рубинштейн, 1946; Д.Б. Эльконин, 1976). На определение сущности мотивации это значимого влияния не оказывает, но оставляет важным то, что процесс осознания условий конкретной деятельности определяет мотивацию этой деятельности, и в этом процессе мотивации формируется мотив деятельности, который представляет собой осмысленную (приобретшую статус личностно значимой, осознанную) потребность человека.
Первоочередное значение, следовательно, приобретает содержание мотивации. Достаточно очевидно, что человек, выбирая тот или иной вид активности по удовлетворению потребности, основывается на чём-то личном. Далее: для одной и той же потребности доминирующие средства её удовлетворения у разных людей могут различаться, следовательно, мотивов может быть бесконечно много. В работе Х. Хекхаузена (Х. Хекхаузен, 1986) отмечается, что существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид-среда».
Абстрагирование от конкретных видов мотивов приводит нас к необходимости учесть несколько ключевых методологических тезисов:
- сознание само «решает», что подлежит осознанию (В.М. Аллахвердов, 2003);
- существует психическая триада, стоящая за любым психологическим феноменом – когнитивный, аффективный и конативный компоненты психического (А.В. Юревич, 2005);
- психика и сознание – не только отражают, но и порождают окружающую действительность (В.П. Зинченко, 2007).
Для наших размышлений о мотиве и мотивации это означает следующее:
- Актуализируясь, потребность превращается в мотив, обретая смысл, который берётся из условий конкретной деятельности, а эти условия, в свою очередь, не абстрактны по содержанию, а конкретно направлены, а именно – когнитивно, аффективно и конативно.
- Формирование (порождение) мотива в процессе мотивации происходит при отражении в индивидуальном сознании условий конкретной деятельности на основании доминирования какого-либо из трёх указанных её компонентов.
- Мотивация осуществляется с целью формирования побуждения к деятельности как процесс выбора (в смысле В.М. Аллахвердова) между различными возможными альтернативами удовлетворения возникшей потребности.
То есть мотивация деятельности человека как процесс основана на осознании доминирующего направления (то есть на выборе) удовлетворения возникающей потребности – когнитивного, аффективного или конативного, что обусловливает её специфику, и в целом определяется единством этих компонентов.
Литература
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995. – 529 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия // Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Московского университета, 1994. – 278 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
- Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб.: Питер, 2004. – 457 с.
- Шиянов Е.Н. Личность в гуманистической педагогике // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Материалы Х годичного научного собрания СКСИ: Ч. 1 / Под ред. Е.Н. Шиянова, О.И. Лепилкиной. – Москва: Илекса, 2003. – С. 3-5.
e-mail:
Лукьянов А.С. К вопросу о психологической сущности мотивации и мотива деятельности человека [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.