ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
УДК 159.922
Аннотация. В статье представлен обзор негативного влияния современных подростковых субкультур на развитие личности подростка. Подробно рассмотрены ключевые направления психологической профилактики данного влияния. Выделены факторы и условия, обеспечивающие эффективность превентивных мер. Обоснованы преимущества групповой формы работы над индивидуальной. Приведены краткие описания основных психотерапевтических направлений, рекомендованных для использования.
Ключевые слова: подростковая субкультура, негативное влияние субкультуры, профилактика употребления ПАВ, профилактика суицидального поведения, профилактика вовлечения в субкультуру, групповые занятия.
Одним из актуальных направлений современной психологической науки является изучение подростковых субкультур. Знания ритуалов, ценностных ориентаций, норм неформальных молодежных течений позволят лучше понять внутренний мир подростка, увидеть формирующиеся паттерны поведения и препятствовать закреплению деструктивных форм поведения. Среди многообразия современных молодежных субкультур имеются и такие, которые негативно влияют на формирование личности подростка. Рассмотрим несколько примеров. «Гопники» ориентированы на систему ценностей взрослой криминальной субкультуры, являются «кадровым резервом» для преступного мира, иногда нападают на неместных людей и на неформалов [9]. В свою очередь, в среде «неформалов» не исключено приобщение подростка к употреблению ПАВ (алкоголя, табака, конопли). Таким образом, неформалы преодолевают подростковые комплексы в общении, демонстрируют асоциальное поведение как форму протеста, показывают свою необычность [9]. Свой протест обществу выражают и панки, только в агрессивной форме. В основе их идеологии – индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто – ни государство, ни семья, ни друзья – не должны навязывать ему свои ценности. Часто встречающейся формой сексуального поведения является промискуитет. Часть из панков заявляют о своей приверженности фашизму [3, с. 65]. Аддиктивное поведение сводится к злоупотреблению алкоголем и, иногда, токсическими веществами. Целью опьянения обычно ставится достижение взвинченного, агрессивного состояния [9]. Среди подростков России сейчас широкое распространение получила субкультура «эмо». В данном течении размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. Для эмо-культуры характерна эстетизация смерти и самодеструктивное поведение (порезы, пирсинг на различных участках тела). По мнению психолога Сергея Ениколопова, заведующего отделом клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН, импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду [4]. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность, что мешает формированию навыков самоконтроля. Часто подростки-эмо подвергаются нападениям гопников и бритоголовых, которым не нравится внешний вид чувствительных ребят [7, с. 182]. В свою очередь, для «скинхедов» («бритоголовых») (skinheads – «бритоголовые», хулиганствующие молодежные группировки [12, с. 727]) основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию. Они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма. Скинхеды, как и панки, могут употреблять ПАВ для достижения агрессивного состояния. Еще одно направление современного подросткового неформального движения – «фанаты», которые представляют собой страстных почитателей какой-либо спортивной команды или эстрадного ансамбля. Некоторые из спортивных фанатов являются действительными поклонниками своих кумиров, для других большей притягательной силой обладают драки с фанатами соперничающей команды. Среди фанатов нередко оказываются подростки, уже знакомые с действием дурманящих веществ и склонные к употреблению спиртных напитков. Они могут становиться соблазнителями для других, даже для всей группы в целом. Поэтому данные компании можно рассматривать как группы высокого риска в отношении аддиктивного поведения [3, с. 68]. К тому же, фанаты многих футбольных команд близки к крайнему национализму или даже фашизму, что объединяет их с представителями других субкультур, например, скинхедов и панков [5].
Подростковый возраст и ранняя юность являются кризисными периодами развития, поэтому, мы считаем, что, профилактика возможных нарушений должна начинаться в младшем школьном возрасте или в начале переходного периода. Это одна из немногих стадий развития, когда социальные условия и требования среды в целом соответствуют актуальным задачам развития – ученик стремится быть успешным и получить положительную оценку со стороны значимого окружения. В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому в данном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других, что позволяет считать профилактику негативного влияния в этом возрасте достаточно эффективной.
Вопросами профилактики деструктивного поведения подростков занимались Волков В.Б., Гусева Н.А., Кулаков С.А., Макартычева Г.И., Матвеев Б.Р., Сидоренко Е.В., Федосенко Е.В., Фопель К., Шурухт С.М. и др. Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (призвана задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений, инвалидности). Очевидно, что собственно профилактика может быть исключительно первичная, так как два других типа являются лечебными и реабилитационными мероприятиями.
Рассмотрим основные направления психологической профилактики негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. Как говорились выше, участие в некоторых подростковых субкультурах сопровождается употреблением психоактивных веществ, поэтому одним из направлений должна стать профилактика злоупотребления ПАВ, которая согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (2000 г.), понимается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [2].
На наш взгляд, эффективная профилактика должна включать выработку альтернативы аддиктивному поведению в виде здорового образа жизни в широком понимании. В самом начале проведения первичной психопрофилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у школьников в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности можно выявить и в процессе свободной беседы, когда на первом же занятии задается вопрос: «Что вы знаете о наркотиках?».
Наиболее приемлемые формы проведения занятий – свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий должен максимально вовлечь школьников. Его задача – комментировать высказывания, разоблачать наркотические мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы участники сами пришли к нему в результате свободного обсуждения.
Специалисты полагают, что существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание коммуникативной компетентности. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика, научить школьников, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа от первой пробы [2].
Егоров А.Ю. и Игумнов С.А. полагают, что в процессе проведения группового занятия необходимо увидеть лидеров группы, выявить их позицию. В случае наличия антинаркотических установок у лидера следует сделать его помощником, воздействовать на группу с его помощью. При нейтральной позиции лидера – постараться как можно быстрее развить эту установку и действовать по первому варианту. В группе может присутствовать единственный лидер, уже вовлеченный в наркопотребление, с ним следует работать индивидуально с помощью специалиста-нарколога [3, с. 202].
В профилактике ПАВ рекомендуется опираться на защитные факторы – условия, препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами. Так, Гусева Н.А. приводит несколько примеров. Гармоничное развитие личности является таким фактором, поскольку гармонично развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих потребностей. Уходу в зависимость здесь противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально-приемлемом русле. Таким образом, стратегическая задача профилактики – создать и поддерживать оптимальные условия развития личности, то есть условия, в которых возможно удовлетворение актуальных потребностей человека социально-приемлемыми способами.
Защитными факторами являются также успешная социализация и хорошее ролевое развитие (умение принимать различные по статусу и содержанию роли, избегая патологических), обеспечивающие социальную компетентность личности (состояние равновесия личности и социального окружения, развитие навыков, достаточных для выполнения задач, присущих актуальному жизненному периоду).
Формирование и развитие прочных антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию личности в рамках здорового и безопасного образа жизни, выступает еще одним защитным фактором. То есть, профилактическая работа должна предполагать возникновение у детей и подростков базы необходимых знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления, оценку полученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственного поведения.
В свою очередь В.Д. Москаленко выделяет такие факторы защиты, как: воспитание в семье с высокими морально-религиозными принципами, правильные социальные установки в семье, отраженные в соответствующих нормах внутрисемейного поведения, сплоченность членов семьи и их позитивные взаимоотношения, эмоциональная близость, интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье, уважение семейных ценностей, привитые с детства навыки общения с людьми, интерес к учебе и хорошая успеваемость [3, с. 117]. Кроме того, реакция увлечения (хобби), возникающая в подростковом возрасте, как правило, препятствует аддиктивному поведению. А появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте [3, с. 123].
На наш взгляд, в психопрофилактической работе с детьми 9-12 лет эффективно комбинированное использование элементов различных психотерапевтических направлений: арт-терапии, сказкотерапии, психогимнастики, игровой психотерапии. Рассмотрим специфику применения данных методов в профилактике зависимости. В основе сказкотерапии лежит использование метафор. Форма метафоры наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и стойким, затрагивая поведенческие пласты психики и ее ценностную структуру [15]. К сказкам обращались известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. Из разнообразных методов данного направления психотерапии в профилактике злоупотребления ПАВ целесообразно использовать анализ сказок, историй, который позволяет в доступной форме осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации и при этом оценить его последствия. В аналитической психологии чтение и рассказывание сказок представлено как путь к постижению и открытию собственного коллективного бессознательного, который обязательно должен пройти каждый ребенок для того, чтобы стать взрослым, интегрированным в свою культуру [13, с. 40], т.е. успешно пройти процесс социализации. С данным направлением психотерапии тесно связана библиотерапия (применение чтения в помощь психотерапии). С точки зрения Кэмпебелла (экс-президента Американской психологической ассоциации), чтение книг в психологической работе позволяет клиенту усилить представления о социальных и культурных нормах в противовес инфантильным установкам; стимулирует воображение клиента, обеспечивая ему замещающее удовлетворение, сопряженного в реальности с опасностью; расширить сферу интересов [13, с. 46]. Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арт-терапии.
Арт-терапия – метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство. Основная цель арт-терапии – установление гармоничных связей с окружающим миром и с самими собой через искусство. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптационные способности ребенка в повседневной жизни. За счет совершенствования и более частного использования творческой деятельности ребенок расширяет зону контроля и взаимодействия с окружающими (коммуникативная функция арт-терапии). Метод позволяет исследовать и выражать чувства на символическом уровне.
В рамках групповой профилактической работы можно использовать методы психогимнастики для установления контакта, снятия напряжения, отработки обратной связи, обучения элементам саморегуляции, выражения различных эмоциональных состояний без помощи слов. В реализации психопрофилактических программ наиболее эффективными методами, по нашему мнению, являются ролевые игры и групповые дискуссии. Ролевая игра – метод обучения через практические действия. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в субкультуру или с негативным влиянием неформальных групп. Групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности участников под общим руководством ведущего с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения [2, с. 100]. Использование данного метода в профилактической работе позволяет развить способность ученика видеть проблему с разных сторон, помогает уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества.
Как мы уже говорили, одним из опасных последствий влияния субкультуры может стать суицид. Поэтому в комплекс мер по профилактике негативного влияния субкультуры должна быть включена профилактика суицидального поведения, направленная на решение следующих задач:
1.Предоставлять детям и подросткам самостоятельность с целью формирования чувства ответственности за свои действия.
2.Создать условия поддержки учеников на этапе вступления в переходный период. Кон И.С. подчеркивает важность в профилактике подросткового суицида «создания такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи» [8, с. 243].
3.Вести работу по выявлению суицидальных тенденций с выделением «группы риска» по этому фактору.
4.Проводить коррекцию в случаях обнаружения депрессивной, психопатоподобной симптоматики, суицидальных тенденций и наследственной суицидальной отягощенности [3, с. 317]. Макартычева Г.И. считает, что результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть труп суицидента, т.к. подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти [10, с. 23].
Открытым суицидальным действиям почти всегда предшествуют предсуицидальные признаки, распознавание которых поможет предотвратить суицид. Многие из тех, кто всерьез думает о самоубийстве, дают понять окружающим о своем намерении. Это могут быть едва уловимые намеки или открытые угрозы; вербальные («Вы больше меня не увидите») или поведенческие (человек раздает ценные вещи, спешит завершить начатые дела) признаки. Обратив внимание на данные знаки и оказав помощь подростку, возможно предотвратить суицид. Также в группе риска находятся подростки уже совершавшие суицидальные попытки, и те, чьи родственники заканчивали жизнь самоубийством. Следует быть внимательными к ученикам, не имеющим близких друзей или занимающим позицию «изгоя» в коллективе. В кризисной ситуации они не получают эмоциональную поддержку, что может породить чувство безнадежности и мысль о том, что самоубийство – единственный выход из сложившейся ситуации.
Ранее мы говорили о том, что в некоторых субкультурах искажаются образы феминности и маскулинности (к примеру, женоподобные мальчики субкультуры эмо), отмечается некоторая андрогинность подростков. На наш взгляд, целесообразно включить в программу профилактики половое воспитание учеников. Белякова Н.В. указывает, что половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности [1, с. 76].
Профилактика собственно вовлечения ребенка в субкультуру, на наш взгляд, должна вестись по нескольким направлениям. Одним из них является работа с семьей – формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения. Такая работа может осуществляться путем информационно-просветительской работы с родителями: проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование стереотипов поведения и предпосылок вовлечения в асоциальную неформальную группу; проведение психологических тренингов родительской компетенции. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания детско-родительских отношений является еще одним направлением профилактической работы. Консультативная деятельность может включать в себя рекомендации по проблемам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Работа с семьями «группы риска», как форма профилактики, представляет собой организацию и проведение родительских групп, тренингов детско-родительских отношений, специализированные тренинги для родителей и педагогов по вопросам профилактики негативного влияния субкультурных течений на школьников. Очень важна реакция родителей на изменения, произошедшие с их ребенком: психолог С. Ениколопов рекомендует разговаривать с ребенком о его увлечении спокойно, не осуждая его. «Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния». Если нет возможности обратиться к психологу, нужно попробовать увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен [4, с. 29].
На уровне образовательного учреждения профилактика может осуществляться путем расширения спектра досуговых мероприятий (кружки, студии, спортивные секции). Отдельным блоком здесь выступает превентивное обучение учащихся – сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения [2, с. 84]. Такое обучение направлено на гармоничное развитие личности ребенка, поощрение социально приемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивление негативному давлению со стороны сверстников и СМИ, формирование ценности и навыков укрепления телесного и нравственного здоровья, развитие эмоционального, когнитивного и волевого аспектов личности.
В данной статье мы рассматривали негативное воздействие группы на подростков, но окружение может оказывать и благотворное влияние, побуждающее ученика к гуманному поведению [14, с. 32], поэтому альтернативу асоциальной группе может составить коллектив, позитивно влияющий на младшего школьника или подростка (спортивные секции, музыкальные кружки и т.п.). Встречая на улице знакомых по хобби-группе, школьник не чувствует себя изолированным и одиноким, а ощущает себя частью местного сообщества [6, с. 256]. Помимо этого, особым направлением профилактики вступления ученика в деструктивную субкультурную группу должно стать формирование и развитие критичности мышления. В сочетании с уверенностью в себе, это свойство является основой способности противостоять давлению.
Что касается реализации вышеперечисленных превентивных мер, на наш взгляд, занятия по профилактике негативного влияния субкультуры с учащимися начальных классов могут проводиться индивидуально с одним ребенком или с группой учеников.
При групповой форме работы участник получает меньше внимания, но так как жизнь – социальное явление, то дети во время игры вступают в контакт друг с другом, делятся своими впечатлениями, они быстрее социализируются. Второе положительное преимущество групповых форм работы – возможность получить обратную связь и поддержку от других членов группы. В-третьих, группа способствует формированию адекватного самосознания, благоприятного отношения к себе и личностному росту, самоисследованию. В-четвертых, в группе можно быть не только участником, но и зрителем, при этом, наблюдая взаимодействия в группе, идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты наблюдения при оценке собственных поступков и эмоций. Также, групповая форма работы позволяет моделировать разнообразные межличностные формы взаимодействия [11, с. 323].
Одним из основных принципов ведения работы по профилактике негативного влияния субкультуры должен выступать дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей детей. Данный подход предполагает выбор соответствующего содержания профилактической работы, а также форм и методов ее осуществления. Мы согласимся с Гусевой Н.А., которая считает, что содержание профилактической работы с учащимися начальных классов напрямую зависит от актуальных для данной возрастной категории факторов риска и защиты. В частности, это профилактика школьной дезадаптации путем работы с родителями (здесь фактором риска выступают родительские требования к учебным успехам ребенка, не соответствующие его возможностям), привлечении учителя к профилактическим занятиям в качестве помощника ведущего или участника группы (с целью избежания формирования страхов перед учительской фигурой), обучение навыкам успешного взаимодействия в среде сверстников. Еще одним направлением профилактики может стать удовлетворение потребности в признании, поскольку неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий социометрический статус в классе могут спровоцировать неадаптивные защитные механизмы: замкнутость, лень, апатию, уход в фантазии или болезни – при пассивном типе поведения, агрессию, в том числе асоциальную – при активном поведении. К концу обучения в начальной школе такие дети могут образовывать группы, утверждающие себя через противостояние требованиям и мнению учителя [2, с. 52]. Таким образом, гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, оптимальный стиль воспитания (принятие и эмоциональная поддержка ребенка), хорошая адаптация ученика к условиям учреждения образования, конструктивное взаимодействие и позитивные отношения со сверстниками и педагогами выступают защитными факторами.
Подводя итоги вышеизложенному отметим, что профилактику негативного влияния субкультуры на развитие личности актуально проводить в младшем школьном или начальном подростковом возрасте, поскольку именно в этом периоде развития ученик стремится быть успешным и получить положительную оценку со стороны значимого окружения.
Одним из направлений психопрофилактики, на наш взгляд, должно стать предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ. Эффективная профилактика должна включать выработку альтернативы аддиктивному поведению в виде здорового образа жизни в широком понимании. Кроме этого, в комплекс мер по профилактике негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка должна быть включена профилактика суицидального поведения, которое встречается в некоторых молодежных течениях. Мы считаем целесообразным ввести в программу профилактики и половое воспитание младших школьников, т.к. половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. В профилактике вовлечения ребенка в субкультуру должна проводиться работа с семьей, которая включает формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения. На уровне образовательного учреждения профилактика может осуществляться путем расширения спектра досуговых мероприятий, такой коллектив может составить альтернативу асоциальной группе. Отдельным блоком здесь должно быть превентивное обучение учащихся – сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения. Реализация вышеперечисленных превентивных мер может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы. Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития целевой группы детей.
Литература
- Белякова Н.В. Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации и воспитания младших школьников // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009) / Редкол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. Невинномысск: НИЭУП. Том II: Психология, 2009. – С. 74 – 77.
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
- Ениколопов С. Мой ребенок – эмо // Psychologies, 2008. – №29. – С. 29.
- Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультурыhttp://subculture.narod.ru/ (дата обращения 25.03.2008).
- Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е.Н. Волкова. СПб.: Речь, 2008. – 392 с.
- Козлов В. ЭМО. СПб.: Амфора, 2008. – 391 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
- Лукашов С. Современные молодежные наркотические субкультуры // Система информации на русском языке по профилактике алкогольных, табачных и прочих интоксикатных проблемhttp://www.adic.org.ua/sirpatip/ (дата обращения 14.04.2008).
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Мымрина И.В., Гузаева А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение акцентуированных подростков в системе образования // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009) / Редкол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. Невинномысск: НИЭУП. Том II: Психология. 2009. – С. 322-324.
- Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь: Ок. 170 000 слов и словосочетаний. М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. – 946 с.
- Радина Н.К. Истории и сказки в психологической практике. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
- Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000. – 176 с.
Гогуева Марина Маджитовна – кандидат психологических наук, психолог, корпоративный бизнес-тренер филиала ООО «Росгосстрах» в Ставропольском крае
e-mail:
Гогуева М. М.Профилактика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.