ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВОЗРАСТАНИЕ РИСКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

УДК 159.922.6

English version:Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-16-71019 а/Ц

Аннотация. Статья посвящена проблеме рисков в современном образовательном пространстве. Анализ ситуации, сложившейся в современной школе позволяет констатировать увеличение рисков для физического, психического и психологического здоровья как обучающихся, так и преподавателей. При этом предпосылки и причины возникновения рисков в современной образовательной среде весьма многообразны, поскольку отражают реалии, сложившиеся в обществе и педагогической практике.

Анализ исследований педагогов, психологов, физиологов последних лет позволяет выявить основные риски в современной школе, их причины, возможные направления профилактики.

Ключевые слова: образовательная среда, риск, ухудшение здоровья, психологическая опасность, факторы риска.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема обеспечения безопасности учебно-воспитательного процесса, достаточно громко заявившая о себе в современном образовательном пространстве, рассматривается в настоящее время с позиции рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и преподавателей.

У. Бек, Н. Луман, Э. Гидденс, Я.Д. Вишняков, В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев констатируют, что развитие человечества вообще невозможно без рисков, а современная цивилизация может смело претендовать на звание цивилизации риска.

С позиции педагогики «риск» определяется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери и неуспеха, применение необычного метода или приема разрешения отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективными. Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта.

По мнению, Л.И. Колесниковой, образовательная среда к существующим факторам риска для здоровья (физическим, химическим, эпидемическим, социальным) добавляет информационно-психологические факторы, связанные с резким увеличением количества и изменением качества информационного потока. Кроме того, как отмечают В.Р. Кучма, М.И. Степанова, в условиях модернизации и реформировании образования дети нередко становятся участниками экспериментов, как педагогических, так и административных, не всегда имеющих достаточное научно-методическое, педагогическое и медицинское обоснования.

К настоящему времени сформировалось устойчивое представление о том, что в школьном возрасте на здоровье учащихся оказывает влияние не только процесс образования, но и биологические и средовые факторы.

М.М. Безруких, оценивает состояние среды жизнедеятельности современных российских школьников как весьма неблагоприятное для нормального роста, развития и здоровья учащихся. С одной стороны, признано, что показателем меры и уровня здоровья детей является величина функциональных резервов их организма, их адаптивные способности, с другой стороны, преимущественное применение статистических и санитарно-гигиенических способов оценки влияния образовательной среды на здоровье учащихся лишь констатирует постоянное ухудшение показателей здоровья, что подтверждают данные Союза педиатров России 2009 года [4, 5].

Причиной ухудшения здоровья учащихся считают негативное влияние социальных и эколого-гигиенических условий жизни (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева). В настоящее время бытует мнение, что неудовлетворительное состояние здоровья детей, как наиболее чувствительной части населения, отражает общее состояния здоровья населения, ухудшающегося под влиянием социальных условий последних десятилетий.

В качестве основных рисков в образовательной среде современными исследователями рассматриваются недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, низкая материально-техническая база, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде, развитию личности ее участников.

И.А. Баева в качестве одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде предлагает рассматривать неудовлетворенность важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника при этом являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться [1, 2].

Л.А. Регуш к основным опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска, ранжированных в зависимости от силы влияния:

1) стрессовая педагогическая тактика;

2) интенсификация учебного процесса;

3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4) нерациональная организация учебной деятельности;

5) функциональная неграмотность педагога [4, 5].

В качестве наиболее значимого педагогического фактора риска М.М. Безруких рассматривает стрессовую педагогическую тактику, мотивируя свою позицию тем, что стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика («Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься»), становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу.

Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. В постоянном «цейтноте» школьник живет в течение 10-11 лет школьного обучения.

Так, в практике современной школы успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). «Испытание секундомером» приводит к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.

Что касается интенсификации учебного процесса, то в настоящее время возможны ее различные варианты – увеличение количества учебных часов; реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что логично приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 – психоневрологические отклонения, в 3 – патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, в частности форсирование обучения письму и чтению; методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение, переутомление.

Нерациональная организация учебной деятельности находит свое проявление в современной образовательной среде в сокращении перемен, отсутствии часа активного отдыха после третьего урока, концентрации контрольных и самостоятельных работ в один день, характерной для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4-5 раз изменяется вид деятельности школьника и т. д.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

Функциональная неграмотность педагога проявляется, прежде всего, в незнании педагогом ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, его возможностей, что может сочетаться с прекрасным владением предмета.

Одновременно с этим следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации, как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Особая опасность школьных факторов риска состоит в том, что действуют они комплексно, длительно и непрерывно 10-11 лет. Кроме этого, на начальные стадии заболеваний родители и педагоги часто не обращают внимания, а бить тревогу начинают, когда уже наблюдается выраженная патология [4, 5].

Заведующий сектором методической поддержки и мониторинга образовательной среды МГППУ Ковров В.В., говоря о психологической безопасности образовательного пространства, приводит результаты исследования, позволяющие выделить основные виды и количественное соотношение рисков в современной образовательной среде.

1) риски связанные с ребенком:

- отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;

- низкая мотивация – 35%;

- трудности адаптации – 30%;

- высокий уровень агрессии – 20%;

- педагогическая запущенность – 20%;

- учебная перегрузка – 20%;

- личностные особенности – 10%;

- страхи, тревожность – 10%.

2) риски, связанные с учителем:

- эмоциональное выгорание – 55%;

- некомпетентность – 30%;

- низкий уровень мотивации – 20%;

- низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;

- большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;

- большая наполняемость классов – 10%;

- повышенная ответственность, тревожность – 10%;

- пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;

- негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;

- завышенная требовательность – 5%;

- грубость, безразличие – 5%;

- неудовлетворенность социальным статусом – 5%;

- негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.

3) риски, связанные с семьей:

- изменение состава семьи – 25%;

- патологии личности родителей – 20%;

- развод – 20%;

- завышенные требования к ребенку – 15%;

- пьянство (алкоголизм) – 15%;

- невнимание к ребенку – 15%;

- смерть одного из родителей – 15%;

- плохая забота о ребенке – 15/%;

- семейные конфликты – 10%;

- педагогическая некомпетентность – 10%;

- неполная семья – 10%;

- изменение социального и материального статуса семьи – 10%;

- жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%.

4) риски, связанные с управлением школой:

- управленческая некомпетентность – 45%;

- личностные особенности и авторитаризм директора – 30%;

- отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;

- неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;

- формализм, закрытость администрации – 5%;

- введение инноваций – 5%;

- процедура аттестации – 5%;

- изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%;

- нездоровая соревновательность – 5%;

- отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.

5) риски связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:

- большой объем учебной нагрузки – 20%;

- не рецензируемые учебники – 20%;

- невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо-эмоциональные перегрузки учащихся – 20%;

- завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%;

- сложность учебных программ – 15%;

- излишняя рационализация образования – 10%;

- необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%;

- введение новых предметов – 10%;

- модернизация образования – 10%;

- недостаток развивающих программ – 10%.

6) риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах:

- нарушение межличностных отношений – 35%;

- насилие, нетерпимость – 30%;

- низкая коммуникативная компетентность – 35%;

- деление на лидеров и изгоев – 10%;

- соперничество – 10%.

7) риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:

ребенок-взрослый:

- отсутствие доверительных отношений – 20%;

- отсутствие психологической поддержки – 20%;

- авторитарность – 20%;

- незащищенность ребенка – 10%;

- жестокость, безразличие – 10%;

- самоутверждение за счет ребенка – 10%;

- предвзятость, субъективизм – 5%;

- некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.

8) риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса:

взрослый-взрослый:

- соперничество – 15%;

- несогласованность педагогических позиций – 15%;

- неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;

- некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;

- психические болезни – 5%;

- последствия эмоционального выгорания – 5%;

- взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.

О.В. Хухлаева в своей работе коррекция нарушений психологического здоровья детей предлагает в качестве основных факторов риска рассматривать дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Анализ современной ситуации, сложившейся в образовательной среде позволяет утверждать, что предпосылки и причины возникновения ситуаций и состояний риска весьма многообразны, поскольку отражают реалии, сложившиеся в обществе и педагогической практике.

Рассуждая о возможных причинах роста рисков в образовательном пространстве, разные специалисты расходятся во мнениях. Одни предпочитают социально-экономический подход, объясняя сложившуюся ситуацию низким жизненным уровнем значительной части российских семей, плохой оснащенностью школ, низкой зарплатой учителей. Их оппоненты сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Третьи видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, четвертые – в методиках преподавания. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является подход, суммирующий все мнения и точки зрения.

В.В. Рубцов говоря о причинах, ведущих к рискам образовательной среды школы, предлагает рассмотреть несколько групп причин [8]:

1) первая группа причин связана с приходом детей в школу и переходом от дошкольного детства к школьному обучению. Это прежде всего трудности адаптации конкретного ребенка к школе, которые зависят от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям собственно учебной деятельности – принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми;

2) вторая группа причин связана с техническим прогрессом и уровнем развития общества, определяющими, по сути дела, границы сложности школьных программ и соответственно структуру и содержание учебных предметов, порой не учитывающих закономерности развития ребенка-школьника. Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге – к перегрузкам детей, которые становятся главной причиной ухудшения здоровья школьников.

Положение ученика усложняется еще больше, если он страдает задержкой развития – дислексией, нарушением перцепторно-двигательных функций, или воспитывался в условиях социальной депривации в неблагоприятной социально-культурной среде. Ухудшает положение ребенка своеобразное приклеивание к нему ярлыка больного, поскольку изменяет отношение к нему окружающих его детей и взрослых. В таких случаях ответственность за успешную учебу ребенка нередко перекладывается с педагогов на медиков, а школа стремится избавиться от такого «неполноценного» учащегося;

3) третья группа причин связана с адаптацией детей к школьному обучению, способностью противостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе. Давление в свою очередь зависит от некоторых факторов, среди которых следует указать на уровень возрастного и личностного развития детей, способности ребенка к общению со взрослыми и сверстниками, умение взаимодействовать «с разными другими» и так далее, то есть зависит, по существу, от того, какой сам ребенок.

Велико в настоящее время количество негативных последствий в школе, возникающих в ситуациях, когда учитель считает себя главным носителем знаний, когда он не учитывает способности, склонности, интересы детей. Это тот риск, который приводит к очень серьезным последствиям в отношении здоровья детей. Специфическое давление образовательной среды имеет вполне конкретные формы взаимодействия с учителями, одноклассниками и родителями и во многом зависит от педагогического мастерства всех участников образовательного процесса, от культуры и такта окружающих ребенка взрослых, от того, как понимают ребенка взрослые, как они поддерживают особенности самих детей;

4) четвертая причина, которую можно отнести к школьным рискам – наличие в школе фактора соревновательности, следствием которой становится ориентация учащихся на высокие показатели. Известно, что отстающих, как правило, осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним становится враждебным. У подобной категории детей легко развивается «самопораженческая» реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже «нелюбимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Причиной школьных стрессовых ситуаций становится также, по мнению В.В. Рубцова, отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющиеся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти непрекращающееся напряжение в отношениях, личностные конфликты, доходящие до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями [8, 9].

Таким образом, анализ ситуации, сложившейся в современном образовательном пространстве позволяет говорить о необходимости модернизации современной школы, возможности изменение задач роли школы и роли учителя, пересмотра системы организации школьного обучения. В связи с этим большие надежды возлагаются на Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», призванную обеспечить индивидуальное обучение с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий, что в свою очередь, должно вызвать конструктивные изменения и оказать позитивное влияние на здоровье современных школьников.

Литература

1.Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб., 2006

2.Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб., 2006.

3.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002.

4.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

5.Безруких М.М. Школа – зона риска // Начальная школа, 2000. – № 6.

6.Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 2004.

7.Блинникова А.В. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект). – Иркутск, 2004.

8.Иванилова С.И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2001.

9.Рубцов В.В. Современная школа – ресурс сохранения здоровья, или На пути к Школе будущего. Учительская газета. Москва № 6 (10191) от 5 февраля 2008.

10.Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях). Часть II. – М., 2008.

Об авторе

Шалагинова Ксения Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Шалагинова К. С. Возрастание рисков в современном образовательном пространстве.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.