ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
УДК 159.923
Аннотация. В статье раскрывается проблема развития коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности будущих психологов. Подчеркивается, что коммуникативные умения и навыки будущих психологов, способствующие развитию коммуникативных способностей, являются главным компонентом подсиситемы профессиональной деятельности. Коммуникативные способности – одна из базовых, ключевых компетенций, которой должен обладать психолог-выпускник. В этой связи поднимается вопрос о необходимости внедрения в деятельность вузов разнообразных технологий психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов, способствующих совершенствованию их коммуникативных способностей.
Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, студенты-психологи, процесс обучения в вузе, психологическое сопровождение.
Приоритетной установкой современного высшего образования становится перенесение акцента с узкопредметной подготовки на формирование и развитие высокообразованной целостной личности, переход студента из объекта внешнего воздействия, «потребителя» готовых знаний к субъекту своего профессионального становления. Позиция субъекта деятельности, в том числе и учебной, предполагает максимальную степень включенности человека в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность (К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.М. Трещев и др.). Особую актуальность эта проблема приобретает в процессе подготовки будущих психологов, где приоритетным является развитие коммуникативных способностей будущих профессионалов, позволяющих им преобразовывать себя в современном мире.
В настоящее время работадателю нужны выпускники, готовые к активному включению в производственный процесс, способные практически решать встающие перед ними жизненные и рабочие проблемы, профессионально компетентные, что особенно актуально на современном этапе. По мнению ряда исследователей, интерес к проблеме исследования компетенций «обычно совпадает с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре». Требования к профессиональным компетенциям, которые должны быть сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях.
На сегоднящний день в России имеются значительные научно-теоретические и научно-методологические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых и профессиональных компетенций (Иванова Л.Ф., Каспаржак А.Г., А.Г. Хуторской и др.).
Сегодня компетентностный подход к подготовке специалистов, задавший новый вектор развития образовательной системе, и само понятие компетентности, в частности коммуникативной, подразумевает интеграцию опыта изучения общения в различных областях научного знания и использование его в образовательных целях для подготовки выпускников. Современный выпускник должен обладать не только определенными знаниями о различных сторонах и аспектах общения, но и способах воспользоваться этими знаниями в реальных ситуациях, воплотив их в конкретные умения и шаги с целью достижения взаимопонимания и высоких результатов профессиональной деятельности, т.е. олжен обладать коммуникативными способностями [4].
Эффективно действующим оказывается специалист-психолог, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к профессиональному самосовершенствованию. Компетентностный подход, реализуемый современным вышим образованием, предполагает развитие у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Компетенции включают, помимио сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, логические мыслить, отбирать и использовать информацию. Общество заинтересовано в формировании личности специалиста, обладающего высоким уровнем развития коммуникативных способностей.
Необходимость развития коммуникативных способностей как профессионально важного качества профессий типа «человек – человек» отчетливо осознается психологами (Аминов Н.А., Молоканов М.В., Буртовая Н.Б., Лежнина Л.В., Бодалев А.А., Черанева Е.К., Горюнова Е.М., Грибенко Е.А., Иванова М.В., Юнда А.В.).
В профессиональной подготовке студента-психолога выделяют два направления: первое – развитие профессиональной компетентности, другое – личностное становление, формирование внутренней готовности к освоению данной профессии, реализация себя в ней.
В своей профессиональной деятельности психолог, кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать коммуникативными чертами личности, коммуникативной компетентностью, коммуникативными навыками общения. Коммуникативные умения и навыки у будущих психологов, способствующие развитию коммуникативных способностей, являются главным компонентом подсиситемы профессиональной деятельности.
Раскрывая специфические особенности профессионального становления студентов-психологов, Бодалев А.А. акцентирует внимание на развитии у них тех личностных качеств, способностей и умений, которые необходимы им в профессиональной деятельности. Особое место отводится способности глубоко и точно понимать особенности внутреннего мира другого человека, умению видеть психологически важные, внутренние характеристики за их внешними проявлениями [1].
Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что коммуникативная компетентность и коммуникативные способности являются одной из базовых, ключевых компетенций, которыми должен обладать психолог-выпускник любого образовательного уровня и профиля, т.е. будущий специалист-психолог выступает в своей профессиональной деятельности как активный субъект общения. Он должен общаться с различными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Для этого ему необходимы знания особенностей психологии человека, он должен владеть коммуникативными способностями, знать основные закономерности восприятия и понимания человека человеком, понимать, прежде всего, самого себя, уметь воспринимать другого человека как личность, уметь слушать его и адекватно реагировать, влиять на других людей, уметь разрешать конфликты, владеть не только вербальными средствами общения, но и не вербальными (поза, мимика, жесты) и т.д. Все эти качества и умения, составляют ту часть профессиональной компетенции и мастерства специалиста, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью [3].
Важной и сложной стороной проблемы профессиональной компетентности и профессиональных способностей является их формирование. В исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, Э.А. Голубевой, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, Е.П. Ильина, Т.И. Артемьевой, В.Н. Дружиниа, В.Д. Шадрикова показана возможность целенаправленного формирования профессиональных способностей, которые развиваются в процессе той деятельности, для выполнения которой они необходимы. Их активизация должна быть систематической, а сама деятельность, стимулирующая профессиональные способности, должна непрерывно усложняться, оставаясь посильной.
Развитие коммуникативной сферы личности является наиболее успешным именно в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования.
Проблема развития коммуникативных способностей является важным вопросом в общей проблематике системогенеза коммуникативной деятельности. В процессе развития коммуникативных способностей в коммуникативной деятельности они приобретают качества оперативности. Системогенез коммуникативных способностей в общем виде можно представить следующим образом:
- Появление и развитие операционных механизмов.
- Развитие связей между операционными и функциональными механизмами;
- Появление и развитие регулирующих механизмов.
- Развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.
Отсюда следует, что развитие коммуникативных способностей нельзя представить как линейный процесс последовательного прохождения перечисленных этапов. Организуясь операционные механизмы создают условия для развития функциональных механизмов, которые в свою очередь, поднимаясь на новый качественный уровень возможностей, стимулируют новые проявления операционных механизмов, их совершенствование и развитие. Однако следует подчеркнуть, что развитие любых способностей происходит в двух направлениях: во-первых, «причастности» отдельных способностей к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, приспособлении отдельных способностей к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. вхождение к конкретным, частным проявлениям общих способностей, которые в наибольшей степени социально обусловлены. К ним мы относим и коммуникативные способности [8].
В исследовании В.В. Рыжова, посвященном развитию коммуникативных и лингвистических способностей студентов через обучение иностранным языкам, предлагается принципиально новый подход к самой структуре развиваемых способностей, включение в нее личностно-смысловых и духовныех характеристик. Ориентация процесса профессионального обучения на эту структуру способностей, как показало исследование делает его не только чрезвычайно эффективным, но и глубоко личностным процессом.
Коммуникативные способности формируются в процессе коммуникативной деятельности. Однако, отмечается и наличие обратной связи – влияние коммуникативных способностей на характер и эффективность соответствующей деятельности субъекта. Такая взаимная детерминация во многом и обусловливает функциональную структуру коммуникативных способностей личности [7].
Развитые коммуникативные способности помогут студенту преодолеть трудности общения, кроме того, как показали результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, умение эффективно общаться определяет успех карьеры, поскольку у психологов с высоко развитыми коммуникативными способностями выше личностная производительность.
В современной системе образования назрела острая необходимость в психологическом сопровождении процесса профессионального становления студентов-психологов. Проблема подготовки профессионала в вузе исследовалась в работах Г.В. Акопова (социальная психология высшего образования), А.А. Вербицкого, М.М. Кашапова (формы и методы активного обучения в вузе), Б.А. Вяткина, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, М.Р. Щукина (индивидуальный стиль деятельности, общения и активности), А.Н. Леонтьева (роли мотивации в обучении), В.Д. Шадрикова (системогенез профессиональной деятельности и профессиональные способности), А.А. Деркача, Д.Н. Завалишиной, Ю.П. Поварекова (профессиональное становление личности) и др. Поэтому существует острая необходимость такой организации обучения, при которой будут формироваться не только теоретические знания и навыки, но и практические, профессионально важные качества специалиста психолога и коммуникативные способности. Собственно проблемой развития профессионально важных качеств и профессиональной подготовкой психологов занимались А.А. Воронина, Е.В. Гаврилов, А.Я. Гуревич, В.Г. Каневец, Н.В. Капылов, М.А. Степанов, Л.В. Темнова, Ю.Г. Хлоновских, и др., однако данные исследования касались лишь отдельных методов и форм подготовки психологов, которых явно недостатчно для формирования системы подготовки психологов [2].
Психологи подчеркивают значимость психологического сопровождения процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве как неотъемлемом компоненте гуманизации (Г.А. Берулава, М.Р. Битянова, А.В. Брушлинский, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, И.Б. Котова).
Психологическое сопровождение – целостный процесс изучения, формирования и коррекции характеристик мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, ценностно-нравственной сфер личности студентов через целенаправленное создание необходимых для этого психологических условий и с опорой на их внутренний личностный потенциал, в результате которого присходит комплексная оптимизация и оздоровление образа жизни и целостной личностти будущего педагога (Н.П. Аникеева, И.В. Дубровина, С.П. Жданова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Калинина, Т.В. Киящук, И.В. Молочкова, М.И. Плугина, Ю.В. Слюсарева, Ю.В. Суховершина и др.).
В рамках исследований М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Рогова сопровождение учащегося понимается как движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
В любой модели психологического сопровождения присутствуют следующие структурные элементы: 1. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая); 2. Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); 3. Тренинги социально-психологической направленности; 4. Тренинги личностной направлености; 5. Профессиональное консультирование; 6. Супервизия (Безюлева Г.В., 2008; Зеер Э.Ф., 2007; Шнейдер Л.Б., 2004).
На современном этапе развития высшей школы разработаны и широко внедряются в деятельность вузов разнообразные технологии психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов. В число таких технологий, в частности, входят: технологии организации деятельностного просранства; технологии интенсивной субъекной самореализации; технологии продуктивного взаимодействия; технологии личностной успешности; технологии развития эмоциональной привлекательности деятельности и пр. Перечисленные технологии сопровождения студентов в образовательном пространстве используются в ходе проведения семинаров, коллоквиумов, мастер-классов тренингов, консультаций (Тихомирова Е.И., 2008).
Психологические условия и перспективы развития коммуникативных спопобностей студенов-психологов связаны с усовершенствованием имеющихся коммуникативных качеств личности и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки. При обучении студентов-психологов необходимо создавать такие условия, при которых каждый из них будет испытывать потребность научиться коммуникатиным навыкам общения, быть коммуникативно-компетентным специалистом, обладать коммуникативно-речевой активностью [6].
У студентов начальных курсов обучения развитие коммуникативных способностей во многом детерминировано условиями образовательной ситуации. Кроме того, развитие коммуникативных способностей у студентов вуза может быть оптимизировано при реализации следующих условий:
а) внешних, к которым относятся:
- обязательная постановка цели развития этих способностей преподавателями вуза при осуществлении любой из форм учебно-профессиональной деятельности со студентами;
- знакомство студентов с научно-теоретическими основами общения в курсе психолого-педагогических дисциплин;
- применение различных форм активного социально-психологического обучения на занятиях;
- участие студентов в специализированных курсах в рамках дисциплин психологического цикла;
- включение студентов в систему более широких социальных отношений: формирования потребности в общении; социально-ролевой диспозиции партнеров;
б) внутренних, в качестве которых выступают:
- наличие таких личностных качеств, как общительность, уверенность в себе, решительность, способность отстаивать свое мнение;
- развитие позитивного самоотношения, чувства собственной значимости;
- потребность в общении [5].
На уровне теоретического представления функцию системы средств может выполнять модель развития коммуникативных способностей студентов-психологов (цель, задачи, содержание, способы выполнения, организационные формы и т.п.). На уровне практического представления – программы, инструментарий и т.п. обеспечивающие создание ситуаций по возрастанию стремления студентов к общению, снижению тревожности, замкнутости, невротических реакций, развитию индивидуального стиля общения, повышению уровня самооценки, уверенности в себе, адаптированности, а также успешному взаимодействию субъектов образовательного пространства.
В создании условий для развития коммуникативных способностей студентов вуза легло утверждение значимости каждого студента как субъекта образовательного пространства, рассмотрение таких его личностных качеств, как общительность, уверенность в себе, решительность, способность отстаивать свое мнение, развитие позитивного самоотношения, чувства собственной значимости, потребность в общении. Кроме того, рассматривается необходимость обязательной постановки цели развития этих способностей преподавателями вуза при осуществлении любой из форм учебно-профессиональной деятельности со студентами; знакомства студентов начальных курсов с научно-теоретическими основами общения в курсе психолого-педагогических дисциплин; применения различных форм активного социально-психологического обучения на занятиях по психологии; участия студентов в специальных курсах в рамках психологических дисциплин; включения студентов в систему более широких социальных отношений; формирования потребности в общении; социально-ролевой диспозиции партнеров.
На сегодняшний день существует большое разнообразие средств целенаправленного развития коммуникативных способностей студентов-психологов. В основном это тренинги включающие применение личностно-развивающих технологий, а также коллективное активное социальное обучение, программы и спецкурсы, расчитанные на период обучения в вузе.
Таким образом, можно заключить, что развитие коммуникативных способностей будущих психологов – это динамичный процесс целенаправленного, поступательного и качествномеенного изменения данного феномена в процессе специально организованной вузовской учебной деятельности.
Литература
- Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
- Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: автореф. канд. псих. наук. – Томск, 2007. – 18 с.
- Карандышев В.Н. Психология: Введение в профессию: учеб. пособие. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.
- Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: дисс. канд. пед. Наук. – Нижний Новгород, 2006. – 181 с.
- Кукуев Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: дисс… канд. псих. наук. – Новосибирск, 2002. – 215 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. – Нижний Новгород: ННГУ, 1994. – 164 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Издательская корпорация Логос, 1996. – 320 с.
Аникеева Юлия Владимировна – соискательученой степени кандидата психологических наук, методист заочного отделения ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».
e-mail:
Аникеева Ю. В. Психологические сопровождение будущих психологов по развитию коммуникативных способностей в образовательной среде вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.