РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЗЫВНИКОВ В ИХ АДАПТАЦИИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
УДК 159.922
Аннотация. В работе анализируются психологические трудности прохождения военной службы. Рассматривается специфика адаптации призывников, выделяются этапы и социально-психологические факторы, влияющие на успешность их адаптации. Выделяются психологические особенности, обеспечивающие адаптацию личности призывников. Представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей призывников с разным уровнем адаптационного потенциала. В ходе исследования выявлено, что на успешность адаптации оказывают влияние коммуникативные способности (склонности), адекватная самооценка и эмоциональная устойчивость.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный потенциал, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, самооценка.
Проблема адаптации призывника к условиям воинской деятельности – одна из важнейших задач практической военной психологии. Успешность прохождения воинской службы напрямую зависит от адаптированности личности к ее условиям. Адаптация влияет на психические состояния, профессиональное обучение, эффективность вовлечения призывника в военную деятельность, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, а также всю систему социальных связей личности в условиях службы. В связи с этим психологическое обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и условиям службы является одним из важнейших направлений в работе войскового психолога.
На данный момент посвящено большое количество работ, выполненных в рамках широкого направления, связанного с проблемой адаптации личности к изменяющимся условиям жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, А.С. Кислицина, А.Б. Леонов, А.Г. Маклаков, А.В. Орлов, Т.К. Рыкина, О.М. Щербакова и др.). Однако, несмотря на очевидную практическую значимость, проблема изучения психологических особенностей адаптации военнослужащих является далеко не изученной. Особенностью исследований психологической адаптации является то, что специфика служебно-боевой деятельности характеризуется высокой динамичностью, нестабильностью тех условий, в которых она протекает.
Существует множество подходов к понятию процесса адаптации, имеющих как широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. В общем смысле под адаптацией понимают процесс активного приспособления индивида к новой среде, содержанием которого выступает сближение целей и жизненных ориентации личности с ее окружением, усвоение принятых в этой среде способов деятельности и социального поведения, интериоризация ее норм, традиций, групповой культуры, принципов социального взаимодействия. Психологический аспект адаптации авторы видят в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, интересами. Социальная же адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества.
В психологической литературе существует ряд подходов к анализу факторов адаптации (С.М. Булатов, И.Ф. Дьяконов; М.В. Лазуткин и др.). Первый подход связан с выделением какого-то отдельного фактора, влияющего на процесс адаптации, например, внушаемости. Второй поход связан с анализом нескольких факторов, например, таких как энергетический потенциал, характер и интенсивность мотивации достижения, механизмы интеграции поведения, достижение социально значимых целей, наличие поддержки в микросоциальном окружении. Сторонники другого подхода делают попытку объединить все выделенные факторы в группы. Среди групп факторов выделяют такие, как: внешние и внутренние; субъективные и объективные; ведущие и временные; индивидуальные и групповые; глобальные и региональные и др.
Несмотря на различные точки зрения, почти все авторы выделяют следующие социально-психологические факторы, влияющие на успешную социальную адаптацию: индивидуальные характеристики – демографические и личностные (в том числе возраст), ситуативные, интеллект, самооценку, здоровье психическое и физическое, неврогенные факторы, конформность, коммуникативность и др.
Наиболее существенными в плане адаптации авторы выделяют следующие личностные характеристики:
- общий уровень адаптивности, включающий личностный адаптационный потенциал, нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, моральную нормативность (А.Г. Маклаков, 2001);
- «коллективистическую» и «деловую» направленности личности (Э.А. Ахмадуллина, Г.Ш. Габдреева, 2007; К. Муздыбаев, 2000);
- экстравертированность и низкий нейротизм (Е.М. Коноз, В.И. Моросанова, 2001; И.Н. Симаева, 2006),
- интернальность локуса контроля (В.А. Бодров, 2006; Т.Н. Васильева, 2009; А.А. Реан, 2006).
Кроме этого, многие авторы к важным личностным особенностям, влияющим на адаптацию, относят интеллект.
Адаптация к условиям военной службы сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и деятельности молодого человека. Призывникам необходимо адаптироваться и к специфическим условиям службы Адаптационный период обычно продолжается до 2-3 месяцев и не у всех военнослужащих протекает гладко. Так, среди факторов, затрудняющих процесс адаптации, В.И. Лебедев выделяет следующие:
- недостаточная психологическая готовность к трудностям военной службы;
- слабая физическая подготовка;
- недостаточный уровень интеллектуального развития;
- воспитание в неблагополучных семьях;
- переживание разлуки с домом и семьей;
- нарушение в связи с призывом на военную службу личных планов (поступление в учебное заведение, откладывание женитьбы, срыв возможности получить квартиру и т.д.);
- призыв на военную службу в возрасте старшего призывного.
Проблемой адаптации призывников к воинской службе занимались ряд военных психологов (М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, А.И. Александров и др.), которые исследовали социально-психологический аспект адаптации. Анализ теоретических позиций большинства исследователей показывает, что успешность адаптации зависит как от социальных факторов (состояние здоровья, отдаленность места службы призывника от дома), так и от личностных качеств, таких, как: коммуникативные способности, самооценка, тревожность, интеллект, агрессивность, эмоциональная устойчивость, интернальность (экстернальность) и др.
Психологическая адаптация призывников представляет собой многоэтапный процесс. Каждый из этапов связан преимущественно с адаптацией к одному из группы стрессогенных факторов и характеризуется использованием специфического механизма психологической адаптации. Большинство исследователей выделяют четыре основных этапа адаптации призывников:
- подготовительный (этот этап носит познавательный характер, идет накопление информации о среде предстоящего пребывания);
- этап стартового психического напряжения, который иногда называют этапом первичной адаптации (является пусковым моментом, приводящим в действие механизм перадаптации);
- этап острых психических реакций входа – этап вторичной адаптации (личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования);
- этап острых психических реакций выхода – этап реадаптации (схож с реакцией входа, предполагает перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности).
При этом этапы психической адаптации, общие для всех военнослужащих, будут зависеть от личностных качеств каждого из них. С этой точки зрения можно сказать, что на подготовительном этапе адаптационного процесса существует определенный набор индивидуальных черт и качеств призывника, которые определяют тип его поведения. К тому же, индивидуальные возможности к переадаптации у каждого военнослужащего различны – от высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до полной невозможности адаптироваться к данной среде.
В исследовании приняли участие 40 призывников в возрасте от 18 до 22 лет.
Цель исследования – изучения влияния личностных особенностей призывников на адаптацию к воинской службе.
Анализ результатов «Анкеты призывника» позволяет сделать вывод, что практически все испытуемые обладают хорошим здоровьем. А это значит, что они способны активно жить и работать в различных условиях и противостоять неблагоприятным факторам, тем самым сохранять эмоциональную устойчивость и быть социально активным. Больше половины призывников (62%) воспитывались в полной семье, 38% – в неполной семье.
По результатам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) были выделены группы с разным уровнем адаптационных способностей (рис.1).
Рис. 1. Группы призывников с разным уровнем личностного адаптационного потенциала
Почти половина призывников (48%) обладают высоким адаптационным потенциалом. Это означает, что эти призывники достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
У 37% выражен удовлетворительный уровень адаптации, то есть эти призывники обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех их адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявления агрессии и конфликтности. Призывники этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
15% испытуемых характеризуются низким уровнем адаптации. Эта группа малочисленна, однако эти призывники составляют группу риска, так как обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
По шкале коммуникативных способностей были выделены три группы призывников. В первую группу (15%) попали призывники с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Это приводит военнослужащих к затруднению в построении контактов с окружающими, проявлению агрессивности, повышенной конфликтности. Испытуемые с высоким уровнем коммуникативных способностей (39%) легко устанавливают контакты со своими сослуживцам, не конфликтны. И почти половина испытуемых (46%) показали средний уровень коммуникативных способностей.
По показателям эмоциональной устойчивости (16-ти факторного личностного опросника Кеттелла) группа призывников в целом стабильна (рис. 2). Большинству испытуемых присуща высокая эмоциональная устойчивость – 61%. Такие призывники обладает зрелостью, реалистичным отношением к жизни, невозмутимостью, высокой работоспособностью, постоянством интересов. Их характеризует высокая способность к соблюдению моральных и групповых норм, гибкость поведения, способность в стрессовой ситуации выбрать оптимальный вариант поведения. У 18% призывников выявлен низкий уровень эмоциональной устойчивости, что характеризует их как людей нетерпимых, нетерпеливых, раздражительных, склонных к озабоченности и огорчениям, откладывающих решение сложных вопросов, что негативно сказывается на адаптации к воинской службе.
Рис. 2. Распределение группы по уровню эмоциональной устойчивости
Половина испытуемых (50%) обладают средней самооценкой, а 45% высокой, т.е. практически все члены группы обладают адекватной самооценкой, что характеризует определенную зрелость личности. Адекватная самооценка позволяет объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений. И лишь 5% испытуемых обладают низкой, неадекватной самооценкой, что выражается в недовольстве собой, неуверенности в себе, излишней критичности по отношению к себе.
На основе анализа рисунков испытуемых по методике «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), можно сделать вывод, что тревожность выявлена практически у всех испытуемых. Это означает, что им свойственна настороженность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Человека в состоянии тревоги характеризует беспокойство, озабоченность и ранимость, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
Агрессивность выражена у 42% призывников. У таких призывников выражено стремление занять высокое статусное положение в неформальной структуре, желание контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Агрессию может проявляться как стремление к самоутверждению и как акт враждебности, а также в оборонительной форме. В последнем случае ее можно понимать как внутреннюю силу, дающую возможность противостоять внешним силам.
В результате опросника КОС (в модификации Б.А. Федоришина) по шкале коммуникативные склонности группа разделилась на три практически равные части. 37% призывников не стремятся к общению, предпочитают индивидуальную работу групповой. Они испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми, а в новом коллективе чувствуют себя скованно. 30% призывников стремятся к контактам с людьми, но потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Такие люди стремятся к умеренному кругу общения, коллективных мероприятий не избегают, но могут обходиться и без них. Остальные 33% призывников испытывают потребность в общении, быстро устанавливает товарищеские контакты, стремятся к участию в групповых мероприятиях, плохо переносят одиночество и индивидуальную деятельность, в новом коллективе ведут себя непринужденно.
Применение корреляционного анализа (по Пирсону) к результатам исследования позволил выделить связь между адаптивной способностью и особенностями личности призывников (табл.1). Так, личностный адаптационный потенциал обнаружил с высокой достоверность связи со следующими показателями: коммуникативной способностью (р≤0,01), эмоциональной устойчивостью (р≤0,01), коммуникативной склонностью (р≤0,01), самооценкой (р≤0,01) и близостью места службы от дома (р≤0,05). Можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, открытое общение способствует адаптации в коллективе. Это подтверждает взгляды П.С. Кузнецова и А.Г. Маклакова, которые выделяют коммуникативный фактор как важный, влияющий на процесс адаптации.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа на выявление связи личностного адаптационного потенциала с исследуемыми показателями (по Пирсону).
Параметры |
Коэффициент корреляции Пирсона |
Коммуникативная способность |
0,879** |
Близость места службы от дома |
0,367* |
Эмоциональная устойчивость |
0,786** |
Самооценка |
0,464** |
Коммуникативные склонности |
0,650** |
** при р≤0,01, * при р≤0,05
Оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента позволили получить различия между призывниками с высоким и низким уровнем адаптационных способностей по следующим параметрам: коммуникативный потенциал (р≤0,001), эмоциональная устойчивость (р≤0,001), самооценка (р≤0,05), коммуникативная склонность (р≤0,001). Чем выше показатели коммуникативной способности (склонности), эмоциональной устойчивости, адекватно высокой самооценки, тем успешнее призывник адаптируется в новых условиях.
Для призывников со средним уровнем адаптационного потенциала (в отличие от низкого уровня) более ярко выражены коммуникативная способность (р≤0,001) и эмоциональная устойчивость (р≤0,001).
У призывников с высоким уровнем адаптационного потенциала, в отличие от группы со средним уровнем, более ярко выражены следующие особенности: коммуникативная способность (р≤0,001), состояние здоровья (р≤0,05), отдаленность от дома (р≤0,05), эмоциональная устойчивость (р≤0,001), самооценка (р≤0,01) и коммуникативная склонность (р≤0,001). Это значит, что призывники, обладающие развитой коммуникативной способностью (склонностью) общительны, легко устанавливают контакты с окружающими, стремятся расширить круг знакомых, быстро находят друзей, успешнее адаптируются, в отличие от призывников со средним уровнем адаптации. Показатель здоровья, наоборот, более выражен у призывников со средним уровнем адаптации. Это можно объяснить точкой зрения К. Обуховского о том, что на среднем уровне человек адаптации не затрачивает много энергии и здоровья на развитие, самоактуализацию, что способствует сохранению здоровья. Для призывников с высоким уровнем адаптации (в отличие от среднего) характерно то, что они служат недалеко от дома. Близость места службы от дома способствует успешной адаптации.
Эмоциональная устойчивость имеет значение при адаптации на всех уровнях. Эмоционально устойчивые призывники характеризуются зрелостью, реалистичным отношением к жизни, невозмутимостью. Они обладают высокой работоспособностью, постоянством интересов, характеризуются большой способностью к соблюдению моральных и групповых норм. В стрессовой ситуации способны выбрать оптимальный вариант поведения, что способствует успешной адаптации.
Регрессионный анализ подтвердил связь личностного адаптационного потенциала с коммуникативной способностью (р≤0,001), с самооценкой личности (р≤0.05) и коммуникативными склонностями (р≤0,05). Однако было выявлено, что на адаптацию призывников не оказывает влияние тревожность и наличие у них агрессивности. По-видимому, агрессивность здесь выступает как защитный механизм, как внутренняя сила, дающая возможность противостоять внешним воздействиям. Агрессивное поведение в данном случае, помогает защитить себя и помогает самоутвердиться в новой незнакомой среде. Отсутствие же влияния тревожности на адаптацию объясняется тем, что здесь она играет охранительную роль, усиливается поведенческая активность, включаются механизмы интрапсихической адаптации.
Таким образом, на успешность адаптации призывника оказывают влияние следующие личностные качества: коммуникативная способность, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость. Чем выше данные показатели, тем успешнее призывник адаптируется в новых условиях. Причем, эмоциональная устойчивость играет большую роль при адаптации на всех уровнях, а агрессивность и тревожность не оказывает существенного значения.
Литература
- Гирфатова А.Р. Особенности социально-психологических качеств личности призывников и их адаптации к экстремальным ситуациям/ /Вестник Башкирского университета, 2010. – Т. 15. – № 3. – С. 857-861.
2.Громов Д.В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов вузов вследствие прохождения службы (обучения) // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. – Выпуск 2. – М., 2002.
3.Кислицына А.Н. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кислицына А.Н. – Казань: КГУ им. В.И. Ленина, 2010
4.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1999. – 304 с.
5.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001. – Т. 22. – №1. – С. 16-24.
6.Орлов А.В., Рыкина Т.К., Щербакова О.М. Этнические и социально-психологические факторы адаптации призывников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2007. – № 1. – С. 209-214.
7.Психология адаптации личности / А.Л. Реан, А.Р. Кудашев, Л.Л. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
8.Рабочая книга психолога внутренних войск / Под общ. ред. генерал-лейтенанта С.Ф. Кавуна. – М., 1999. – 221 с.
- Селиванова М.Н. Особенности проведения психологического отбора среди призывников // «Психологическая газета: Мы и Мир» (№7 [119] 2006)
10.Современная военная психология: Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Минск, 2003. – 255 с.
11.Тихонов А.Н. Формирование специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел. // Дисс. канд. псих. наук. – Казань, 2000.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – 490 с.
Овчарова Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волжского гуманитарного института (филиала) ГОУ ВПО ВолГУ, г. Волжский
e-mail:
Овчарова Е. В. Роль личностных особенностей призывников в их адаптации к воинской службе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.