ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО СУИЦИДА
УДК 159.922
Аннотация. В статье приведены статистические данные, подтверждающие актуальность проблемы профилактики суицида среди молодежи. Показаны результаты апробации авторского опросника, диагностирующего склонность к совершению самоубийства, а также результаты апробации авторской тренинговой программы, ориентированной на снижение склонности к совершению самоубийства.
Ключевые слова: суицид, профилактика подростково-юношеских суицидов, ди агностика склонности к совершению самоубийства.
Социально-психологические аспекты суицида издревле рассматривались отечественными и зарубежными учеными. Наиболее обстоятельно они представлены в работах Эмиля Дюркгейма, П.Ф. Булацеля, М. Губского, А.В. Лихачёва, Н. Мухина, П. Ольхина, Л.К. Шейниса, а в наше время – в исследованиях А.Г. Амбрумовой, Л.Л. Бергельсона, И.Б. Дермановой, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.Г. Смидович, В.А. Тихоненко, Е.М. Вроно, Э. Фурман, И.А. Степанова, Ю.И. Полищук, Е.Т. Соколовой.
Углубленное изучение феномена суицида за последнее десятилетие подтвердило его неоднородность и неоднозначность. Суицидологами (врачами и психологами) была признана несостоятельность психопатологической концепции суицида, согласно которой самоубийство – это всегда аутоагрессивный акт психически больного человека. Было показано, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми лицами в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Наряду с этим получило распространение представление о том, что сам акт самоубийства, совершаемый психически здоровым индивидом, представляет собой во многих случаях непатологическую психологическую, «общечеловеческую» реакцию личности на экстремальные обстоятельства. Это представление получило свое отражение в концепции непатологических суицидоопасных (суицидальных) ситуационных реакций. Данная концепция декларирует по существу положение о том, что во многих случаях самоубийство совершается психически здоровыми людьми в состоянии нормальной психологической реакции на чрезвычайные обстоятельства.
Начавшаяся с первой половины XIX века положительная динамика количества самоубийств на душу населения во всех странах мира продолжает свою тенденцию к увеличению. На сегодняшний день, по данным официальной статистики:
- каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек;
- 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки суицида;
- в России каждый год кончают с собой около 60 000 человек;
- 12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого (80% покончивших с собой пытались сделать это в прошлом по крайней мере однажды);
- в окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой;
- по прогнозу ВОЗ к 2020 году ежегодно будут кончать жизнь самоубийством 1 500 000 человек [10].
Особую проблему составляет тот факт, что наибольший процент самоубийств приходится на подростково-юношескую возрастную группу, и Россия в этом аспекте является лидирующей среди всех стран мира.
Предметом данного исследования является психолого-педагогическое сопровождение предотвращения подростково-юношеского суицида.
Целью работы является разработка и оценка качества диагностического опросника, оценка эффективности программы по профилактике подростково-юношеского суицида.
Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (составление библиографии, реферирование, цитирование); Эмпирические: психологическая диагностика склонности к суициду; психолого-педагогический эксперимент; Методы математической статистики: метод измерения латентных переменных (программа RUMM 2020).
Этапы исследования: 1) разработка и апробация диагностического опросника «ВкС»; 2) разработка и апробация тренинговой программы «Ценность «Я»; 3) оценка эффективности тренинговой программы «Ценность «Я».
В качестве теоретической базы исследования нами была выбрана теория личности З. Фрейда, в частности, его теория влечений [9].
Мы предлагаем по-новому посмотреть на психоаналитический смысл суицида и рассматривать психоаналитический танатос (влечение к смерти) как ведущий индикатор склонности к суициду. Этот индикатор работает на основе феномена проекции. Внутренняя тревога, наличие стрессовой ситуации, рассматривание суицида как способа избавления от проблем могут проецироваться (накладываться) на образы, психологические плоскости которых издревле в бытовом и научном сознании содержат в себе насыщенность влечением к смерти. Основываясь на этом, мы создали авторский опросник.
Опросник «ВкС» («Влечение к смерти») состоит из 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Варианты ответов расположены таким образом, что при обработке данных им присваиваются баллы от 4 до 1 соответственно. Логика присваивания определялась в соответствии с насыщенностью данных образов влечением к смерти.
Опросник «ВкС» был апробирован на репрезентативной выборке объемом в 307 человек. Обработка в программе RUMM2020 дала следующие результаты, касающиеся качества опросника:
1)сила теста малая, так как задания слабо дифференцируют испытуемых;
2) все задания адекватны, то есть действительно определяют влечение к смерти;
3)на столь большой выборке лишь один испытуемый попал в экстремальную область, выбрав во всех заданиях первый вариант ответа;
4)распределение испытуемых является равномерным, соответственно задания теста определяют как низкий, так и средний, так и высокий уровень влечения к смерти;
5)значимых различий по фактору «класс» не выявлено;
6) число индикаторов является малым, наиболее точных результатов можно достичь при увеличении количества индикаторов до 30;
7)опросник требует корректировки и нескольких новых апробаций;
8)опросник может быть применен в исследованиях и в данном виде, но наряду со стандартизированными тестовыми методиками непроективного характера.
Тренинговая программа «Ценность «Я», ориентированная на снижение склонности к совершению самоубийства, была составлена нами на основе книги О.А. Шороховой «Жизненные ловушки зависимости и созависимости». Предложенные в программе методики отражают несколько аспектов:
1) самопознание и осознание ценности себя: упражнение «Символика», «Разотождествление», «45 секунд», «Мой внутренний ребенок», «Незаконченные предложения», «Я люблю себя за то, что…»;
2) осознание ценности своей жизни: упражнение «45 секунд», «Маяк», «Поплавок в океане»;
3) освобождение от страхов через проговаривание: упражнение «Самое страшное», «Могила», «45 секунд», «Поплавок в океане», «Слепой и поводырь», «Незаконченные предложения»;
4) релаксация: упражнение «Храм тишины», «Поплавок в океане», «Маяк»;
5) построение доверительных отношений в группе: упражнение «Слепой и поводырь», «Падение в руки партнера», «Гадости», «Комплименты».
Апробация эффективности тренинговой программы на экспериментальной группе, выявленной как группа риска после первичной диагностики с помощью опросника «ВкС», проходила посредством вторичной диагностики с помощью того же опросника после проведения тренинговой работы. Полученные результаты:
1) авторская тренинговая программа «Ценность «Я» подтверждает свою эффективность, так как включает работу защитных механизмов;
2) согласно данным по опроснику «ВкС», программа снижает уровень выраженности у испытуемых влечения к смерти;
3) данные по стандартизированной шкале депрессии Т.И. Балашовой, примененной нами в качестве сопровождающего опросник «ВкС» средства мониторинга склонности к суициду, также свидетельствуют в пользу эффективности программы;
4) программа «Ценность «Я» может быть включена в систему профилактики подростково-юношеского суицида при условии проведения повторного исследования (с применением нового стандартизированного измерительного инструментария склонности к суициду наряду с опросником «ВкС» и тренинговой работой с большей по численности группой, без объявления направленности на коррекцию тревожности).
Таким образом, в результате двухэтапного психолого-педагогического эксперимента можем сделать следующие выводы:
1)нами дано теоретико-методологическое обоснование проблемы подростково-юношеского суицида путем анализа работ отечественных и зарубежных теоретиков-суицидологов (прежде всего З. Фрейда), а также анализа данных краевого центра статистики КраснодарСТАТа;
2)на основе анализа этиологии и клинической картины подростково-юношеского суицида определена теоретико-методологическая база диагностического опросника «ВкС»;
3)изучив феномен проекции и опыт отечественных психофизиологов Российской Военно-медицинской академии, мы сформировали методологический принцип составления опросника «ВкС»;
4) подробно описана методологическая база опросника «ВкС»;
5)проведя опытно-экспериментальную проверку эффективности составленного опросника «ВкС», мы диагностировали возможность его применения для выявления склонности к суициду в подростково-юношеской возрастной группе совместно со стандартизированными методиками непроективного характера;
6) апробация тренинговой программы «Ценность «Я» показала эффективность программы в процессе психолого-педагогического сопровождения профилактики подростково-юношеского суицида.
Литература:
- Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Соц. и клин. Психиатрия, 1996. – №4. – С. 14-20.
- Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Социальные и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном обществе // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева,1991. – № 1. – С. 26-38.
3.Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003. – №1 (Ежеквартальный научно-практический журнал электронный публикаций).
- Дюркгейм Э. Cамоубийство. – М.: Наука, 1990.
- Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования, 2001. – №4. – С. 134-137.
- Решетников М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2003. – 328 с.
- Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. – №1. – С. 77-85.
- Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии, 2006. – №2. – С. 103-115.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991.
10 .http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm
Чернодуб Вера Федоровна – педагог-психолог МБОУ СОШ №29 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края.
e-mail:
Чернодуб В. Ф. Исследование и прафилактика подросткового-юношеского суицида. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.