ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор исследования феноменов уверенности и качества жизни человека. Подробно рассмотрены ключевые направления в изучении уверенности в себе. Представлены результаты экспериментального исследования подростков.

Ключевые слова: качество жизни, уверенность в себе, ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, ценностные ориентации, психологическое сопровождение.

Об авторе

Ссылка для цитирования

На современном этапе в условиях мирового финансового кризиса, политической нестабильности и ухудшения экологической ситуации актуализируется проблема качества жизни людей. Эта проблема широко обсуждается и привлекает внимание специалистов из самых разных областей науки и практики, ведущих политических и общественных деятелей. Она рассматривается как ключевая задача для современного развития общества, представляя интегральный критерий его эффективности.

Качество жизни – это достаточно сложная, многосторонняя и комплексная категория. К ее изучению в последнее время стали активно подключаться психологи. Так, имеются зарубежные и отечественные исследования, в которых качество жизни представлено как психологический феномен [1, 2, 3 и др.]. В психологии этот феномен рассматривается как «жизненное благополучие, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья» [6]. Психологическими его составляющими, по мнению ряда специалистов, являются ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и социально значимые ценностные ориентации личности [3, 4]. Определяющая роль в их детерминации принадлежит личностным характеристикам человека, и в частности, уверенности в себе [4, 5].

В изучении уверенности в себе имеются несколько подходов: психофизический; социально-психологический; системно-функциональный; дифференциально-психологический и комплексный. В рамках этих подходов уверенность в себе рассматривается как: состояние человека, участвующее в процессе принятия им решения (И.В. Вайнер, M. Bjorkman, M. Usher); убежденность человека в том, что он в состоянии добиться успеха (R. Anthony); способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); целостное образование, включающее в себя мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую подсистемы (З.В. Бойко); интегральная характеристика человека, составляющими которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (И.Л. Зиновьева, В.Г. Ромек, О.В. Соловьева).

Наибольшая часть исследований уверенности в себе разрабатывалась на материале социальной и педагогической психологии. Это изучение уверенности школьников и студентов в себе и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Основные положения данных исследований отражены в трудах Ж.М. Бизук, З.В. Бойко, Е.В. Жатько, Е.В. Кочневой, Н.Ю. Молостовой, А.М. Прихожан, В.Г. Ромек, М.А. Селиверстовой, Е.А. Серебряковой, О.А. Федосенко и др. [4].

Многие авторы в своих работах отмечали, что формирование и развитие уверенности в себе актуально для человека на всех возрастных этапах, и особенно в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что данный период представляет собой один из самых сложных и критических этапов развития человека. Подростки, как правило, с трудом решают свои психологические проблемы, они конфликтны в социальном взаимодействии, им не свойственно продуктивно выходить из стрессовых ситуаций, для них характерны болезненные переживания, повышенная чувствительность и раздражительность, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувство одиночества, боязнь насмешек, повышенная тревога, неуверенность и др. [4].

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению личностной уверенности / неуверенности детей подросткового возраста, следует отметить, что в психологии до сих пор недостаточно изученными остаются:

-          степень, особенности и динамика развития отдельных компонентов уверенности в себе у подростков (личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого) на протяжении всего возрастного периода;

-          субъективная оценка подростком качества своей жизни как индикатора благополучия связанного с уверенностью в себе;

-          взаимосвязь уверенности подростков с субъективной оценкой качества их жизни;

-          условия, способствующие формированию у подростков уверенности в себе и улучшения субъективной оценкой качества их жизни.

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей развития уверенности и субъективной оценки качества жизни подростков и создание в образовательной среде школы функционирующей системы психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе как условия положительной субъективной оценки качества жизни.

Гипотезы исследования состоят в том, что:

  1. Существует связь между показателями уверенности в себе и компонентами качества жизни, свидетельствующая о влиянии уверенности на субъективную оценку качества жизни подростков.
  2. Субъективная оценка качества жизни подростка может положительно меняться в результате личностных трансформаций, наблюдаемых в ходе психологического сопровождения процесса формирования уверенности в себе, как комплексной интегральной характеристики включающей личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
  3. Формирование уверенности в себе у подростков будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: а) своевременной диагностики уверенности / неуверенности подростков посредством изучения личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; б) при анализе субъективных оценок показателей качества жизни подростков – счастья, удовлетворенности жизнью и ценностных ориентаций личности; в) системном психологическом сопровождении, включающем работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом.

Для подтверждения или опровержения наших гипотез использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, психодиагностический (тестирование, опрос) и методы математико-статистической обработки данных с использованием корреляционный анализа. В исследовании уверенности в себе и субъективной оценки качества жизни подростков применялись такие методики как: «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой); «Шкала самоуважения» М. Розенберга; «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема (адаптированная В.Г. Ромеком); тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромека; опросник «Счастье» М. Фордиса; опросник «Удовлетворенность жизнью» Э. Дайнера; опросник «Субъективное качество жизни» Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной.

Экспериментальное исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 200 учащихся 5-8-х классов, в возрасте 11-15 лет.

Первоначально эксперимент подразумевал изучение у подростков личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уверенности в себе.

По результатам исследования личностного и когнитивного компонентов нами было установлено, что у большинства подростков 5-7-х классов преобладает низкий уровень самооценки и самоуважения, отсутствует вера в себя и убежденность в том, что они могут достичь поставленных перед собой целей, успешно справиться с какой-либо деятельностью и принять верное решение в сложной ситуации.

В ходе диагностики эмоционального и поведенческого компонентов выявлено, что большинство подростков 5-7-х классов при общении с другими людьми испытывают смущение, застенчивость и у них отсутствуют навыки уверенного поведения.

Результаты теста В.Г. Ромека также показали, что наибольшее количество неуверенных в себе подростков преобладает в 5 и 6 классах. В этих классах их число составило 73 и 74% соответственно. В 7 классе это число немного ниже – 62%. В 8 классе – не превышает и 38%.

Наибольший процент уверенных в себе подростков наблюдается в 8 классе. В остальных классах этот процент значительно ниже. В 8 классе число уверенных в себе подростков составило 62%, в 7 классе – 38%, в 6 классе – 26% и в 5 классе – 27%. Процентное соотношение уверенных и неуверенных в себе подростков представлено в таблице 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Процентное соотношение уверенных и неуверенных в себе

подростков 5-8-х классов по результатам теста В.Г. Ромека*

Группа испытуемых

Уверенные в себе

Неуверенные в себе

Абсол.

%

Абсол.

%

Учащиеся 5 класса

13

27

35

73

Учащиеся 6 класса

13

26

37

74

Учащиеся 7 класса

20

38

32

62

Учащиеся 8 класса

31

62

19

38

*Достоверность различий на уровне значимости р<0,01 по Н-критерию Крускала-Уоллиса

 Рис. 1. Соотношение уверенных и неуверенных в себе подростков 58-х классов (по результатам теста В.Г. Ромека)

 

Далее с помощью опросника «Счастье» М. Фордиса и «Удовлетворенность жизнью» Э. Дайнера мы изучали оценку качества жизни подростков. Отметим, что показатели уверенности подростков согласуются с показателями их субъективного ощущения счастья и удовлетворенности жизнью по схожести значений. Поэтому для более полного анализа оценки качества жизни подростков по результатам шкал теста В.Г. Ромека все ребята, участвующие в эксперименте, были поделены на уверенных и неуверенных в себе.

По результатам опросника М. Фордиса установлено, что уверенные и неуверенные в себе подростки имеют разные уровни счастья. Низкий уровень счастья свойственен 73% неуверенным в себе подросткам 5 класса, 76% – 6 класса, 58% – 7 класса и 40% – 8 класса. Высокий уровень счастья наблюдается у 27% уверенных в себе подростков 5 класса, 24% – 6 класса, 42% – 7 класса и 60% – 8 класса.

Анализ результатов опросника Э. Дайнера позволил отметить, что большинство неуверенных в себе подростков имеют низкий уровень удовлетворенности жизнью, а уверенные – высокий. Низкий уровень удовлетворенности жизнью наблюдается у 62% неуверенных в себе подростков 5 и 6 классов, 48% – 7 класса и 40% – 8 класса. Высокий уровень удовлетворенности жизнью преобладает у 21% уверенных в себе подростков 5 класса, 22% – 6 класса, 29% – 7 класса и 44% – 8 класса.

В дополнение к этим результатам был использован опросник «Субъективное качество жизни» Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной, по данным которого установлено, что уверенные в себе подростки высоко оценивают качество своей жизни, неуверенные – низко. Высокие оценки качества жизни уверенных в себе подростков обусловлены приоритетностью для них таких ценностей, как «общение», «успешная учеба», «признание и уважение людей», «семья (хорошие отношения с членами семьи)», «личная свобода» и «здоровье». Низкие оценки качества жизни неуверенных в себе подростков обусловлены приоритетностью ценностей, условно не зависящих от них. В число таких ценностей входят: «материальный достаток (деньги)», «стабильная обстановка в стране», «хорошая экология», «уверенность в завтрашнем дне», «любовь (отношения с противоположным полом)», «полноценный отдых» и «комфортность жилья».

Дальнейшая наша работа была сосредоточена на том, чтобы выявить взаимосвязь между показателями уверенности в себе и качеством жизни подростков. Основными показателями уверенности подростков в себе стала самооценка, самоуважение, самоэффективность, уверенность при принятии решения, социальная смелость и инициатива в социальных контактах. Показателями качества жизни – ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и ценностные ориентации подростков (общение, успешная учеба, здоровье и др.). Для выявления этой взаимозависимости использовались расчеты коэффициента корреляции rs Спирмена, в ходе которых установлено, что имеется положительная корреляционная связь между: 1) самооценкой – ощущением счастья (rs = 0,727, р<0,01); удовлетворенностью жизнью (rs = 0,731, р<0,01); ценностью: общения (rs = 0,611, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,667, р<0,05); 2) самоуважением – ощущением счастья (rs = 0,738, р<0,01); удовлетворенностью жизнью (rs = 0,739, р<0,01); ценностью: здоровья (rs = 0,661, р<0,05), общения (rs = 0,715, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,657, р<0,05); 3) самоэффективностью – ощущением счастья (rs = 0,711, р<0,05); удовлетворенностью жизнью (rs = 0,762, р<0,01); ценностью: здоровья (rs = 0,629, р<0,05), общения (rs = 0,719, р<0,05), спорта (rs = 0,608, р<0,05), успешной учебы (rs = 0,717, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,651, р<0,05), духовного развития (rs = 0,587, р<0,05), личной свободы (rs = 0,594, р<0,05); 4) уверенностью при принятии решения – удовлетворенностью жизнью (rs = 0,759, р<0,01); ценностью: успешной учебы (rs = 0,715, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,632, р<0,05); 5) социальной смелостью – удовлетворенностью жизнью (rs = 0,747, р<0,01); ценностью: любви (rs = 0,581, р<0,05), общения (rs = 0,729, р<0,01), спорта (rs = 0,604, р<0,05), успешной учебы (rs = 0,681, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,679, р<0,05); 6) инициативой в социальных контактах – ощущением счастья (rs = 0,721, р<0,01); удовлетворенностью жизнью (rs = 0,754, р<0,01); ценностью: здоровья (rs = 0,616, р<0,05), любви (rs = 0,589, р<0,05), общения (rs = 0,722, р<0,01), спорта (rs = 0,601, р<0,05), успешной учебы (rs = 0,674, р<0,05), признания и уважения людей (rs = 0,641, р<0,05), семьи (rs = 0,687, р<0,05) и личной свободы (rs = 0,591, р<0,05). Отрицательные корреляционные связи выявлены между: 1) самооценкой – ценностью материального достатка (rs = -0,318, р<0,05) и комфортности жилья (rs = -0,461, р<0,05); 2) уверенностью при принятии решения – ценностью материального достатка (rs = -0,396, р<0,05) и стабильной обстановкой в стране (rs = -0,312, р<0,05).

Полученные данные позволяют отметить, что для формирования уверенности в себе и улучшения оценки качества жизни подростков эффективной может оказаться целенаправленная психологическая помощь. Реализация такой помощи нами осуществлялась на формирующем этапе эксперимента, в рамках которого была разработана модель системы психологического сопровождения по формированию уверенности в себе у подростков. Системообразующим звеном такой модели явилась ее цель – проведение комплекса психологических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих формированию уверенности в себе у подростков. Для успешной реализации обозначенной цели решались следующие задачи:

  1. Развитие личностного компонента уверенности в себе

-     повышение уровня самооценки и самоуважения подростков;

-     развитие навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны характера;

-     формирование позитивных установок по отношению к себе и к окружающим;

  1. Развитие когнитивного компонента уверенности в себе

-     укрепление чувства личной эффективности;

-     развитие способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей;

  1. 3. Развитие эмоционального компонента уверенности в себе

-     обучение умению преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния;

  1. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе

-     обучение умению позиционировать себя как уверенного человека;

-     формирование и развитие коммуникативных умений и навыков уверенного поведения.

Реализация задач осуществлялась в трех направлениях: с самими подростками, с их родителями (семьей) и с педагогами. Основными формами работы в этих направлениях стали: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование. Только эти формы работы, осуществляемые в комплексе со всеми субъектами школьной образовательной системы, приведут к желаемому результату, а именно к сформированности у подростков уверенности в себе.

Апробация системы психологического сопровождения осуществлялась с экспериментальной группой – учащимися 5 «А» класса. Контрольную группу представили учащиеся 5 «В» класса.

Тестирование на контрольном этапе эксперимента показало, что у большинства подростков экспериментальной группы произошли положительные изменения в их личностном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом компоненте уверенности в себе. У детей повысился уровень самооценки, самоуважения и самоэффективности, появились смелость и уверенность при принятии какого-либо решения и уверенное поведение при общении с другими людьми. Число неуверенных в себе подростков, по результатам теста В.Г. Ромека, снизилось с 75% до 21%. Процент уверенных в себе подростков при этом увеличился на 54%. В контрольной группе изменения есть, но они статистически не значимы.

Таким образом, результаты повторного исследования показали, что в экспериментальной группе число неуверенных в себе подростков значительно уменьшилось. Следовательно, наша система психологического сопровождения, разработанная и апробированная на формирующем этапе эксперимента, имела большой успех. И поэтому, на наш взгляд, она может быть широко внедрена в школьную практику и служить основой психологической помощи и поддержки подростков в формировании их уверенности в себе.

Важным результатом целенаправленной психологической работы явилось и то, что у подростков произошли положительные изменения в оценке качества их жизни. Так, оценка уровня счастья, по результатам повторной диагностики по опроснику М. Фордиса, в экспериментальной группе увеличилась на 62%, в контрольной – на 8%. Показатели оценки низкого уровня удовлетворенности жизнью по опроснику Э. Дайнера в экспериментальной группе уменьшились на 54%, в контрольной – на 12%. По результатам опросника Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной отмечено, что у подростков экспериментальной группы значительно повысилась оценка качества их жизни и изменилась система ценностей, в контрольной – без существенных изменений. Основными приоритетными ценностями для подростков экспериментальной группы стали: «общение», «успешная учеба», «признание и уважение людей».

В целом на основе полученных экспериментальных данных можно утверждать, что разработанная и апробированная система психологического сопровождения оказалась эффективной в формировании уверенности в себе и улучшения оценки качества жизни подростков. В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель и подтверждены выдвинутые гипотезы.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:

  1. В исследовании личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уверенности в себе установлено, что большинство детей в младшем и среднем подростковом возрасте неуверенны в себе. У многих отмечен низкий уровень самооценки и самоуважения, отсутствуют вера в себя и убежденность в возможности достичь поставленных перед собой целей, успешно справиться с какой-либо деятельностью и принять верное решение в сложной ситуации. При общении с другими людьми подростки испытывают смущение, застенчивость, у них отсутствуют навыки уверенного поведения. Показатели счастья и удовлетворенности жизнью также имеют низкий уровень, что актуализирует задачу психологической помощи и поддержки данного контингента.
  2. Уверенные в себе подростки высоко оценивают качество своей жизни, неуверенные – низко. Высокие оценки качества жизни уверенных в себе подростков обусловлены приоритетностью для них таких ценностей, как «общение», «успешная учеба», «признание и уважение людей», «семья (хорошие отношения с членами семьи)», «личная свобода», «здоровье», и соответствием этих ценностей субъективному ощущению наличия их в собственной жизни. Низкие оценки качества жизни неуверенных в себе подростков обусловлены приоритетностью ценностей, которые в большей степени являются объективными показателями и не зависят от них самих. В число таких ценностей входит: «деньги (материальный достаток)», «стабильная обстановка в стране», «хорошая экология», «уверенность в завтрашнем дне», «любовь (отношения с противоположным полом)», «полноценный отдых» и «комфортность жилья».
  3. Между компонентами уверенности в себе (самооценка, самоуважение, самоэффективность, смелость, инициативность) и составляющими субъективной оценки качества жизни (ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, ценностными ориентациями личности) имеются положительные связи, свидетельствующие о влиянии уверенности на субъективную оценку качества жизни подростков.
  4. Оптимальными условиями для реализации психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе и улучшения субъективной оценки качества их жизни являются: своевременная диагностика уверенности / неуверенности личности школьника посредством оценивания уровня развития его личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов; анализ субъективных оценок качества жизни детей и осуществление психологической работы с подростками, их родителями и педагогическим коллективом.

Полученные данные позволяют наметить дальнейшие пути оказания школьникам профессиональной психологической помощи в эффективном развитии положительных личностных качеств, способствующих наиболее полной самореализации их в жизни.

Литература:

  1. Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
  2. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2005. – 197 с.
  3. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.
  4. Папура А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни : авт. … канд. психол. наук. – Тамбов, 2011. – 23 с.
  5. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 170 с.
  6. Rapley М. Quality of Life Research: A Critical Introduction. London: Sage Publications, 2003. – 286 p.

Об авторе

Папура Антонина Александровна – кандидат психологических наук, психолог-консультант ООО «ФортКом» (Москва)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Папура А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.