РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рефлексии преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности. Описаны качественные характеристики рефлексии преподавателя вуза, ее виды и функции. Приводятся результаты исследования рефлексии у будущих преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность, кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная рефлексия, ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия, функции рефлексии, преподаватель высшей школы.
Особенности деятельности преподавателя высшей школы обусловлены требованиями, вытекающими из специфики педагогического труда: преподаватель – носитель передаваемой студентам культуры, профессиональных знаний, организатор их деятельности и общения на занятиях и вне вуза. Коммуникативный характер педагогической деятельности, требующий понимания и объяснения причин, целей поведения студентов и других субъектов образовательного процесса, позволяет характеризовать деятельность преподавателя высшей школы как субъектную, для которой характерно понимание, осмысление, мотивация, способность к диалогу.
Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). От способности правильно предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение студента в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности, освоение будущей профессии будет во многом зависеть качество образования в высшей школе. То есть, высокий уровень развития рефлексии, связанной с осмыслением собственного сознания, собственных действий, самопознанием собственного «Я» и установлением правильных отношений между студентами и коллегами, является одним из важных условий успешности деятельности преподавателя высшей школы.
Среди современных разработчиков рефлексивной деятельности следует отметить труды А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.
Во взглядах А.В. Карпова рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием, присущим лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них [4].
С.Ю. Степанов и Н.Н. Семенов выделяют кооперативную (социально-перцептивную), коммуникативную, личностную и интеллектуальную рефлексию [3, 8].
Кооперативная рефлексия обеспечивает проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его выход во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При этом акцент ставится на результаты рефлексирования, а не процессуальные моменты проявления этого механизма.
Коммуникативная рефлексия выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.
Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. По С.Ю. Степанову личностная рефлексия осуществляется: через переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых; апробирование личностных стереотипов и их дискредитация, переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней [8]. Ю.М. Орлов считает, что личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности [6].
Интеллектуальная рефлексия отражает проблемы организации когнитивные процессы переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.
Рефлексия позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления), оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.
Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия – это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении [Цит по: 5].
На наш взгляд, сущность и структура рефлексии может быть рассмотрена с позиций функций рефлексии, ее характеристик и уровней выраженности (таблица 1).
Таблица 1
Сущность и структура рефлексивного механизма
№ |
Функции |
Характеристики |
Уровни выраженности |
1 |
Способствует возникновению инсайта (озарения), что необходимо студенту в процессе творческой деятельности при решении творческих задач, и что отличает креативную личность. Осуществляется переключение человека с репродуктивной деятельности на продуктивную (творческую). |
Оформляет сознание и самосознание человека, простраивает его. В этом проявляется творческое начало в становлении самого человека. |
Средний уровень проявляется в склонности человека обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий, планировать свою деятельность, прогнозировать ее. |
2 |
Способствует осознанию и перестройке модели поведения человека, переосмыслению и преобразованию им содержания своего сознания и деятельности. |
Является смысловым центром человеческой реальности и всей его жизнедеятельности. |
Низкий уровень выражается в том, что человек плохо умеет анализировать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
В сознании человека появляются новообразования, приводящие к построению нового образа «Я», а именно: как субъекта творчества. |
Является функциональным органом субъективности человека, посредством которой возникает и идет изменение внутреннего мира и самого человека. |
Высокий уровень характеризуется тем, что человек склонен обращаться к анализу своей деятельности и других людей, выявлять причины и следствия своих действий, обдумывать деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. |
Деятельность преподавателя высшей школы является сложной и иерархически организованной деятельностью, направленной на решение образовательных задач, в частности, освоение студентами материала преподаваемой дисциплины. В каждый момент педагог находится в двух ипостасях: он выступает организатором и руководителем педагогического процесса, и одновременно, благодаря рефлексии, его осознание должно быть направлено на осмысление происходящего, оценку и выстраивание своего поведения в соответствии с характером педагогической ситуации. Рефлексия при этом является важным механизмом выхода личности из наличной ситуации в надситуативную, позволяющим выстраивать наиболее адекватные стратегии поведения с учетом собственных целей деятельности и целей других участников педагогического процесса.
Специфика педагогической деятельности заключается и в том, что каждый ее фрагмент предполагает нестандартные решения, и при всей схожести педагогических ситуаций действия педагога в них неизбежно являются уникальными и неповторимыми. Именно в конкретный момент педагогу необходимо оперативно и адекватно оценивать ситуацию и поступки воспитанников, принимать решения сразу, действовать продуктивно в меняющихся обстоятельствах, корректируя собственную деятельность порой без предварительного логического размышления, лишь на основе знаний эрудиции, интуитивного поиска [1].
Рефлексия деятельности преподавателя высшей школы может рассматриваться в трех основных формах, в зависимости от тех функций, которые она выполняет во времени. В связи с этим, можно выделить ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
С целью исследования рефлексивных качеств будущих преподавателей высшей школы, мы провести экспериментальное исследование с использованием Методики диагностики рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. Данная методика позволяет определить степень развития рефлексивных качеств преподавателя высшей школы: ретроспективной рефлексии, рефлексии настоящей деятельности, рассмотрение будущей деятельности, рефлексия взаимодействия и общения с другими людьми [4].
Базой проведения эксперимента выступил ГОУ ВПО «Ставропольский Государственный Университет» (СГУ). Исследование проводилось в период начала и окончания освоения дополнительной специальности «Преподаватель высшей школы». В исследовании приняло участие студенты первого и второго года обучения магистратуры в количестве 71 человек, географического и медико-биолого-химического факультетов. Из них были сформированы группы:
- экспериментальные: студенты магистратуры географического факультета, специальности «География» (2 группы) в количестве 12 и 14 человек и «Экология и природопользование» (2 группы) в количестве 9 и 8 человек соответственно, далее – ЭГ;
- контрольные: студенты магистратуры медико-биолого-химического факультета специальности «Биология» (2 группы) в количестве 8 и 20 человек, далее – КГ.
Результаты исследования по методике диагностики рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономарева в ЭГ и КГ отражены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования рефлексии будущих преподавателей высшей школы в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах
|
Уровень |
Рефлексия |
|||||||||||
Ретроспективная |
Настоящей деятельности |
Будущей деятельности |
Взаимодействия и общения с другими людьми
|
||||||||||
Конст. |
Контр. |
Разн. |
Конст. |
Контр. |
Разн. |
Конст. |
Контр. |
Разн. |
Конст. |
Контр. |
Разн. |
||
ЭГ |
Выс. |
23%
|
30%
|
-7* |
25% |
32% |
-7* |
23% |
28% |
-5 |
16% |
24% |
-8* |
Ср. |
51% |
65% |
-14 * |
50% |
61% |
-11* |
52% |
61% |
-9* |
50% |
63% |
-13* |
|
Низк. |
26% |
5% |
21 |
25% |
7% |
18 |
25% |
11% |
9 |
34% |
13% |
21 |
|
КГ |
Выс. |
15% |
15% |
0 |
18% |
18% |
0 |
18% |
18% |
0 |
18% |
18% |
0 |
Ср. |
60% |
68% |
-8 |
55% |
63% |
-8 |
47% |
55% |
-8 |
50% |
58% |
-8 |
|
Низк. |
25% |
17% |
8 |
27% |
19% |
8 |
29% |
21% |
8 |
32% |
24% |
8 |
*Достоверность различий на уровне значимости р< 0,05
Исходя из данных таблицы видно, что в ЭГ для 30% студентов характерен высокий уровень ретроспективной рефлексии, для 65% студентов – средний и 5% – низкий; в КГ лишь для 15% студентов характерен высокий уровень рефлексии, для 68% – средний и для 12% – низкий. Рефлексия настоящей деятельности выражена следующим образом: у 32% студентов ЭГ и 18% студентов КГ присущ высокий уровень, для 61% студентов ЭГ и 63% студентов КГ – средний уровень, для 7% респондентов ЭГ и 19% КГ – низкий. У 28% студентов ЭГ и 18% студентов КГ рефлексия будущей деятельности выражена на высоком уровне, у 61% студентов ЭГ и 55% студентов КГ – на среднем, у 11% студентов ЭГ и 21% студентов КГ – на низком. Рефлексия взаимодействия и общения с другими людьми у 24% студентов ЭГ и 18% студентов КГ выражена на высоком уровне, у 63% студентов ЭГ и 58% студентов КГ – на среднем уровне, у 13% студентов ЭГ и 24% студентов КГ – низком.
Более наглядно данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Исследование рефлексии будущих преподавателей высшей школы в ЭГ и КГ на контрольном этапе (%)
В результате статистического анализа достоверные различия в КГ и ЭГ по уровню развития рефлексии на констатирующем этапе отсутствуют.
Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе показывает, что изменения присутствуют как в ЭГ, так и в КГ, что обусловлено обучением студентов по дополнительной специальности «Преподаватель высшей школы» (уровень достоверности р<0,05).
Степень сформированности тех или иных показателей рефлексии позволяет говорить о выраженных рефлексивных качествах преподавателей высшей школы в целом. Согласно исследованиям А.В. Карпова и В.В. Пономарева очень низкий уровень развития рефлексии, так и очень высокий препятствуют принятию эффективных решений при реализации профессиональных функций.
Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о развитии у выбранной группы студентов рефлексии в на среднем уровне. Сформированность рефлексии на среднем уровне у студентов является одним из критериев качественного усвоения программы «Преподаватель высшей школы».
Подводя итог, можно сказать, что рефлексия является одной из важнейших характеристик деятельности человека. Рефлексия позволяет обеспечить основные функции сознания: выделение человеком себя из окружающей среды, и противопоставление себя ей как субъекта объекту; обобщение и целенаправленное отражение внешнего мира; узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит. Рефлексия преподавателя высшей школы способствует расширению и увеличению зоны внутреннего плана и внешней активности. Рефлексия отражает способы контроля, оценки и осознания преподавателем своей деятельности. Взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модального) планов действий составляет основу психологического механизма творческой деятельности человека. Способность гибко и рефлексивно обращаться к различным подструктурам профессиональных знаний (предметные знания, личный опыт) и критически относиться к стереотипным представлениям о психической реальности может выступать одной из целей образования при обучении будущих преподавателей высшей школы.
Литература
- Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник – Том 3 (Психолого-педагогические науки). – №3. – 2010. – С. 203-206.
- Джига Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. – № 7. – 2009. – С. 38-43.
- Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. – Т. 5, № 1. – С. 101-120.
- Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 24.
- Кашапов М.М. Психологический анализ методов исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. – М.: ИП РАН, 1998. – С. 80-92.
- Орлов Ю.М. Саногенное мышление. – Серия: Управление поведением. Кн.1. – 2006. – 96 с.
- Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве.– М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 20-40.
8.Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. – С. 154 160.
Халилова Лейли Абдулсалиховна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Института Дружбы народов Кавказа
e-mail:
Халилова Л. А. Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.