ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОЗГА КАК ЭТАП В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация: в статье рассмотрены основные направления научных интересов Б.Г. Ананьева в период его учёбы и работы в Институте по изучению мозга; предполагается, что в это время у учёного сформировались ключевые идеи и принципы комплексного подхода к исследованию развития человека.

Ключевые слова: Борис Герасимович Ананьев, психология, Институт по изучению мозга, комплексное исследование развития школьника, проблема развития.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Борис Герасимович Ананьев – знаковая фигура не только советской, но и мировой психологии. Под его руководством были проведены многочисленные научные исследования и организованы научные учреждения. Он был академиком Академии педагогических наук СССР, заслуженным деятелем науки РСФСР, членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, президиума Общества психологов, членом редакционных советов журналов «Вопросы психологии», «Вестник Ленинградского университета», «Zeitschrift fur Psychologie» (Германия), «Totus Homo» (Италия).

История научной деятельности Б.Г. Ананьева тесно связана с личностью выдающегося физиолога, основателя Ленинградской психологической школы В.М. Бехтерева, который организовал в 1885 г. первую в России психофизиологическую лабораторию в Казани, в 1907 г. – Психоневрологический институт, а в 1918 г. – Институт по изучению мозга и психической деятельности. Именно в Институт мозга поступил на учебу в 1928 г. молодой аспирант Б.Г. Ананьев. В стенах института в тесном контакте с естествоиспытателями разных специальностей Ананьев выработал особый склад ума и соответствующий ему стиль научной деятельности. Комплексный подход к проблеме человека, неизменно господствующий в Институте мозга, был воспринят Борисом Герасимовичем, по-своему осмыслен и развит в методологическом и организационном плане в его собственных исследованиях [1, с. 39].

В конце 20-х – начале 30-х гг. стали отчетливо обозначаться идеи и принципы Ананьева как теоретика, методолога, талантливого ученого. В 1929 г. в журнале «Вопросы изучения и воспитания личности», издаваемом Институтом мозга, выходит статья Б.Г. Ананьева «К методологии исследования речевых рефлексов детей». В ней автор выдвигает положение о том, что речевая реакция ребенка строится по типу сочетательного рефлекса. Репродуцирование речевых рефлексов подчиняется всем основным законам деятельности головного мозга, начиная от детерминированности анализаторов и кончая иррадиацией и концентрацией тормозных и возбудительных процессов. Таким образом, Ананьеву удалось в речевых рефлексах детей уловить биологические тенденции их организации.

Статья Б.Г. Ананьева «Социогенетическая теория развития поведения человека» (1929 г.) посвящена раскрытию социогенетической сущности и основания филогенеза человека, его поведенческо-психологической эволюции; выводится необходимость принципиальной переоценки основной биогенетической интерпретации человеческого поведения. Размышляя о влиянии социального фактора на поведение человека, Ананьев пишет: «Для человека общество не только среда, а сущность, не масса механического воздействия («раздражителей»), а основание развития… Общество не есть нечто внешнее для человека – оно есть сущность, основание, содержание, специфическая форма существования человека» [2. – с. 22].

В 1930 г. Б.Г. Ананьев досрочно заканчивает аспирантуру в Институте мозга и уже в 1932 г. организует масштабное исследование, посвященное изучению развития характера школьника, формированию черт характера, взаимосвязи характера, темперамента и образа жизни. Работа проводилась на базе ленинградской 154 школы в тесном контакте с руководящим и педагогическим составом; для проведения исследования были привлечены сотрудники Института им. Герцена и Института Психологии, Педологии и Психотехники [3]. В ходе исследования Б.Г. Ананьевым изучались вопросы формирования профессиональной направленности школьника, в результате чего были разработаны различные учебно-методические материалы: программа занятий по профориентации, методика сочинения по вопросу выбора профессии, профориентационная программа изучения социально-классовой среды учащегося старших классов средней школы и др. [4].

В 1934 г. Институтом по изучению мозга была организована экспериментальная комплексная лаборатория в базовой школе № 1 им. А.Л. Эпштейна; заведующим лабораторией становится Б.Г. Ананьев. Исходной установкой деятельности лаборатории было комплексное физиолого-психолого-психотехническое исследование развития школьника в непосредственной связи с учебно-воспитательной работой школы. Предполагалось изучать умственное развитие ребенка в школе в связи с историей его обучения, методикой самостоятельной работы, семейно-бытовыми условиями, воспитательной работой в группе. Также исследовались все отстающие и неуспевающие школьники в отношении работоспособности, памяти, внимания, интеллектуальных операций интересов и т.д. Впервые ставится на практическую почву задача монографического изучения школьного класса, его внутренней психолого-педагогической дифференциации, коллективных связей и форм общения детей [5]. Результатом этих исследований стал выход в свет монографии Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (1935), в которой автор говорит о влиянии межличностных взаимоотношений на формирование индивидуальных особенностей учащихся, переходящих впоследствии в черты характера.

В 1936 г. вышло Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», в результате которого психологическая наука подверглась сильной деформации. Последствием Постановления стали ликвидация комплексного изучения детей и взрослых, задержка развития детской, педагогической, инженерной, медицинской психологии. Запрет на тесты лишил психологию одного из необходимых методов исследования и диагностики. Одним из главных негативных социальных последствий стало замалчивание после Постановления 1936 г. данных об уровне нравственного, интеллектуального, физического развития наследия СССР, об устойчивых национальных и социальных факторах [6].

В таких условиях ученые Института мозга во главе с Б.Г. Ананьевым, проводившие экспериментальные исследования в опытной 154 школе, были вынуждены завершить свою работу. Однако благодаря протекции директора Института мозга В.П. Осипова в 1937 г. Борис Герасимович был назначен заведующим сектором психологии. Работа сектора велась по вопросам, касающимся эволюции, проблемы развития, филогенеза и онтогенеза. Одним из важнейших вопросов был вопрос, в какой мере возможно на область психического распространять биохимический закон, закон параллельности онто- и филогенеза. Подвергались сомнению основные положения дарвинизма о том, какое место занимают низшие обезьяны, какую генетическую предпосылку они представляют для возникновения высших психических способностей у людей [7].

Научные планы Б.Г. Ананьева в этот период связаны с вопросами чувственного познания и исследованиями по истории психологии 18-19 вв. Проблема чувственного отражения стала одной из главной в научных исследований ученого до конца его жизни. Кроме того, Ананьев начал экспериментально разрабатывать проблему симметрии мозговых полушарий и асимметрии их функций. Эти исследования по сей день не проанализированы историками психологии.

В 1938 г. сектор психологии Института мозга по предложению Управления строительством Дворца Советов в Москве начал заниматься изучением вопросов восприятия декоративных элементов на расстоянии, в результате чего был составлен Атлас восприятия цветов на расстоянии, который оказался очень востребован в годы войны. Составленный учеными Атлас хранится в настоящее время в Научном психологическом архиве ИП РАН.

В 1941 г. Б.Г. Ананьев обращается к руководству города с инициативой по научному обеспечению маскировки стратегических и культурных объектов. Группа Б.Г. Ананьева (А.И. Зотов, З.М. Беркенблит, Р.А. Каничева и др.) несмотря на трудоемкость и сложность эксперимента, большой объем полученных эмпирических данных, завершила работу в кратчайшие сроки, и уже зимой 1942 г. ее результаты использовались в практике маскировки высотных строений города – Исаакиевского собора, Адмиралтейства и др. В результате проведенного исследования оказалось, что цвет воспринимается не изолированно, а связан с влиянием на зрение объемных качеств объекта (формы, фактуры, величины и количества), его восприятие зависит от расположения в общей структуре воспринимаемого поля. Была установлена различная контрастная вариативность для теплых и холодных цветов – она оказалась большей у холодных цветов; показано превалирующее влияние цветовых пятен больших размеров на меньшие; выявлено, что взаимодействие серых и зеленых тонов на большом расстоянии и при высотном восприятии специфично: зеленые тона рядом с серыми дают наблюдателю иллюзию преувеличения объекта, а объекты серого цвета рядом с зелеными уменьшаются в восприятии и представлении наблюдателя [8].

Зимой 1941 г. тринадцать сотрудников Института по изучению мозга, в том числе и Б.Г. Ананьев, по решению Правительственной комиссии по эвакуации были эвакуированы в Казань. Из Казани Борис Герасимович вместе с женой О.Е. Короли переехал в Тбилиси, где, работая начальником психопатологического кабинета, занимался восстановлением речевых и сенсорных функций. В ноябре 1943 г. Ананьев вернулся в Ленинград и стал работать в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена.

В 1948 г. Институт по изучению мозга приказом Министерства здравоохранения был закрыт, а в судьбе ученого Б.Г. Ананьева начался новый этап научной деятельности, имеющий большую ценность в биографии Бориса Герасимовича. Однако годы, которые Б.Г. Ананьев провел в стенах Института мозга, можно считать важным этапом становления его как ученого: поставлены проблемы эволюции, развития, организованы исследования в области педагогической и военной психологии, начаты исследования в области психофизиологии и пр. Таким образом, в стенах Института мозга Б.Г. Ананьев определил круг своих научных интересов, опорные идеи и принципы своих будущих психологических теорий и концепций.

 

Литература:

  1. Логинова Н.А. Феномен человека: жизнь и творческая индивидуальность Б.Г. Ананьева // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 5. – С. 38-48.
  2. Ананьев Б.Г. О социальном факторе в поведении человека // Вопросы изучения и воспитания личности. – 1929. – №№ 5-6. – С. 19-22.
  3. Отчет о научно-исследовательской работе Института мозга за 1932 г. СПФ АРАН. – Ф. 805. – Оп. 2. – № 10 (1932). – Л. 1.
  4. Кауфман В., Ананьев Б. Формирование профнаправленности в условиях политехнической школы / Общий и технический кругозор учащегося средней школы. / Под ред. А.А. Таланкина. – Л., 1934. – С. 159-194.
  5. Отчеты секторов Института мозга за 1934 г. СПФ АРАН. – Ф. 805. – Оп. 2. – № 12 (1934). – Л. 21.
  6. Курек Н.С. Социально-политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 1. – С.155-164.
  7. Стенографический отчет производственного совещания Института мозга по подведению итогов работы за 1937 г. – СПФ АРАН. – Ф. 805. – Оп. 2. – № 7 (1937). – Л. 33.
  8. Артемьева Т.И. Советские психологи в годы Великой Отечественной Войны // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 5. – С. 66-67.

Об авторе

Ефимова Кристина Григорьевна – аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета, факультет психологии.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Ефимова К. Г. Институт по изучению мозга как этап в научной деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.