РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследование выполнено при финансовой поддержки РГНФ, проект № 11-16-71019 а/Ц
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников. Описывается система работы в единстве всех видов деятельности психолога образования, а также программа психологических занятий для младших школьников.
Ключевые слова: эмоциональное здоровье, младшие школьники, психогимнастика, программа по сохранению эмоционального здоровья.
Напряженная социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в современной России не могла не сказаться негативно на психологическом состоянии маленьких граждан. Год от года ухудшается эмоциональное благополучие, а вместе с ним и эмоциональное здоровье подрастающего поколения. Увеличивается число детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными. Растет количество детей, страдающих неврозами, а также детей с девиантными формами поведения.
Исследования экспертов ВОЗ в области здоровья и психосоциального развития детей и анализ данных, полученных в различных странах, убедительно показали, что нарушения здоровья связаны не столько с соматическими заболеваниями и дефектами физического развития, сколько с неблагоприятными социальными факторами и условиями, оказывающими на психику ребенка стрессовое воздействие. Основными условиями нормального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Факты показывают, что благоприятная психологическая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, предметная среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, общении, реализации своих потребностей – всё это в комплексе приводит к сохранению здоровья [3].
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Часто такие проявления как капризность, несдержанность эмоций, повышенная возбудимость ребенка родители связывают исключительно с его характером, с наследственностью. Родители могут не всегда задумываться о реальных причинах психического состояния ребенка и необходимости здорового психического состояния для формирования личности [3].
Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ею как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания [2]. Эмоциональное здоровье связано с эмоциями, переживаемыми субъектом. При изучении проблемы эмоционального здоровья личности было выявлено, что исследования, непосредственно касающиеся данной проблемы, не столь многочисленны. Она рассматривается преимущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных состояний личности. Сущность эмоций как характеристики внутреннего мира человека понимается в психологии как особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственно-чувственных переживаний значимо действующих на субъекта явлений и ситуаций.
Проблема обеспечения эмоционального здоровья актуальна в работе с детьми любого возрастного периода. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально-общественных условий жизнедеятельности.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Ведущая роль в сохранении эмоционального здоровья школьников и коррекции эмоциональных нарушений принадлежит школьным психологам.
Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов важнейшую роль играет социальное окружение ребенка. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальные особенности личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в дошкольном учреждении формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. «Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении» [1].
Сохранение эмоционального здоровья школьников – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются:
- снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- снижение уровня агрессивности;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;
- обучение приемам релаксации.
- обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима;
- развитие умения понимать и выражать свои эмоции.
Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка – воспитателями и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной.
Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.
Психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по сохранению эмоционального здоровья младших школьников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми.
Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей. При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их только в игре. Этот нюанс используется для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.
Психогимнастика для одних – это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие навыков общения, а для других – это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации.Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений способствует формированию положительного образа тела, что, в свою очередь, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости.
Помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми могут такие методы работы педагога-психолога как игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия [4].
Наиболее эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьного возраста специально составленная программа, которая компилирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.
Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.
Задачи программы:
- снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- снижение уровня агрессивности;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
- развитие умения понимать и выражать свои эмоции;
- обучение приемам релаксации;
- обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.
В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы дошкольного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.
Групповые правила проведения занятий: «Я – высказывания»- человек отвечает за самого себя; конфендициальность; правило обратной связи; «здесь и теперь» – человек говорит о своих чувствах, эмоциях, которые в данный момент испытывает.
Соблюдение этих правил позволяет создать в группе благоприятную атмосферу и способствует достижению целей занятия.
Структура занятий: 1. Вводная часть – ритуал приветствия. 2. Основная часть – основные упражнения. 3. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.
Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю.
Ниже в таблице 1 представлено содержание программы по сохранению эмоционального здоровья младших школьников.
Таблица 1
Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья у детей младшего школьного возраста
№ п\п |
Цель |
Содержание |
1.«А вот и Мы» |
Знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы. |
Ритуал приветствия «Волшебный цветок», обсуждение норм и правил поведения,«Знакомство» «Имя оживает» «Ласковое имя», «Рисунок своего имени» Ритуал прощания «Ладошки» |
|
Формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности. |
«Волшебный цветок», «Переходы», «Разыщи радость», Рисование на тему «Я люблю больше всего...», танцевальный этюд «Подари движение», «Ладошки». |
3. «Настроение» |
Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация. |
«Волшебный цветок», «Настроение», этюд «Солнечный зайчик», рисование на тему «Мое настроение», упражнение «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому», «Ладошки». |
4.Сказочная страна Радость» |
Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения. |
«Волшебный цветок», «Радость можно выразить жестом», «Зоопарк», «Как доставить радость другому человеку?», «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости) «Собираем добрые слова», «Ладошки». |
5.Путешествие по стране грусти». |
Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти. |
«Волшебный цветок», «Имя шепчут волны». Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне», «Скульпторы», «Ладошки». |
6.«Злость». |
Обучение пониманию чувства злости у других людей |
«Волшебный цветок», этюд для выражения гнева «Злой пес», «Конкурс хвастунов», работа со сказкой Е.Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились», рисунок по сказке, «Ладошки». |
7.«Обида» |
Обучение пониманию чувства обиды |
«Волшебный цветок», «Передай Эмоцию», «Отдыхалка», «Лесовичок и его внучок», «Обиженный кустик», рисунок на тему «Моя обида», «Ладошки». |
8. «Мои чувства». |
обучение детей способам владения чувствами. |
«Волшебный цветок», Этюд «Разные настроения» «Золотая книга сказок», Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева), «Ладошки». |
9. «Новичок» |
Тренировка самоорганизации, снятие напряженности |
«Волшебный цветок», «Скучно, скучно так сидеть», «Комплименты», «Дракон кусает свой хвост», «Ладошки». |
10. «Ласка» |
Тренировка самоорганизации, снятие напряженности. |
«Волшебный цветок», миниконкурс «Назови и покажи», Этюд «Страшный зверь», рисование по приведенному этюду, этюд «Ласка», «Минута шалости», комплекс «Волшебный сон», «Ладошки». |
11. «Общая история» |
Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания. |
«Волшебный цветок», сочиняем «Общую историю», инсценировка «Общей истории», коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории», «Иголка и нитка», «Ладошки». |
12. Волшебный лес» |
Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого. |
«Волшебный цветок», этюд «Ежик», «Тропинка», рисование «Волшебный лес», упражнение «Танец», этюд «Ежики смеются», «Ладошки».
|
13. «Я все люблю» |
Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира. |
«Волшебный цветок», этюд «Утро», этюд «Радость», этюд «Шарик», рисование по темам, этюд «Я всё люблю», «Ладошки». |
14. «Солнце в ладошке» |
подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения. |
«Волшебный цветок», «Мальчик (девочка) – наоборот», этюд «Солнце в ладошке», этюд «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей!», «Встреча сказочных героев», «Ладошки». |
15. «Правила Дружбы» рефлексия. |
Развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. |
«Волшебный цветок», «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», рисование «Новоселье», «Правила дружбы», рефлексия, релаксация «Улыбка», «Ладошки» |
В программе были использованы игры, упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л., Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И
Таким образом, проблема сохранения эмоционального здоровья в младшем школьном возрасте требует комплексного подхода при руководстве со стороны школьного психолога.
Литература
1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001
2. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. Монография / Л.В. Тарабакина – Н. Новгород: НГЦ, 2000. – 168 с
3. Эмоциональное здоровье младшего школьника: Учебное пособие. / Авт.-сост. Т.И. Куликова, С.А. Черкасова, К.С. Шалагинова: Под.ред. Т.И. Куликовой. – Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2011.
4. Черкасова С.А. Формирование у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 13.01.2012).
Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
e-mail:с
Черкасова С.А. Работа психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.