ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СПЕЦИФИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. Статья раскрывает потенциал нейропсихологической науки и практики как новый ракурс изучения причин нарушений письма (дисграфии) у детей младшего школьного возраста и основанных на данных качественного нейропсихологического анализа методов коррекции этих нарушений. Специфика нейропсихологического подхода обнаруживает себя на основе сравнительного анализа с психолого-педагогическим подходом, являющимся традиционным в работе с дисграфиями. В качестве дифференцирующих оснований рассматриваются: цели диагностики одного и другого подходов; диагностические средства; понимание причин дисграфий; направленность коррекционных мер; получаемые результаты. Ключевой «мишенью» нейропсихологической диагностики и коррекции являются не внешне наблюдаемые ошибки письма, а нейропсихологический фактор – нарушения деятельности мозговой организации, проявляющиеся в негативных изменениях функционирования многих психических функции: контроля и программирования деятельности; анализе и синтезе звуковых и зрительных сигналов, серийной организации движений.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, психолого-педагогический подход, дисграфии, причины дисграфий, виды дисграфий, нейропсихологический фактор, письменная речь, нейропсихологическая диагностика и коррекция.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Диагностика и коррекция нарушений школьных навыков: чтения, счета, письма – является одной из важнейших проблем не только педагогической, но и психологической науки. В условиях современной начальной школы около 25 % детей (от 15% до 40% по разным данным) имеют отклонения в темпах и успешности освоения учебной программы. И 37% родителей сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме «нелогичные ошибки», которые трудно исправить обычными, общепринятыми в школе педагогическими приемами [3].

 Специфические расстройства письма (дисграфии) – обнаруживаются в самом начале обучения и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь не только в трудностях овладения орфографией, но и могут являться причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка. Содержание термина «дисграфия» (от лат. disgraphia) чаще всего определяется как «частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и не связанных ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения» (Р.И. Лалаева, 2004; И.Н. Садовникова 1995; А. Н. Корнев, 2003), [4, 6, 7].

К этиологии расстройств письменной речи относят: конституциональные предпосылки (наследственные предрасположенности); энцефалопатические расстройства (повреждения мозговых тканей в раннем возрасте); социально-средовые факторы (психолого-педагогическая запущенность) [2, 4, 5, 8].

Нарушения письма изучается в различных аспектах: клиническом, психологическом, педагогическом, лингвистическом. Но наиболее концептуально на сегодняшний день эти нарушения изучается в психолого-педагогическом [4, 5, 6, 7] и нейропсихологическом [1, 2, 8] подходах. Психолого-педагогический является традиционным и представлен в трудах следующих дефектологов и логопедов (Э.В. Золотарева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.). Дисграфия в трактовках этих авторов в основном рассматривается как следствие недоразвития устной речи, звукопроизношения, фонематического воспроизведения, анализа и синтеза лексико-грамматического строя родного языка [4, 5, 6, 7]. Нейропсихологический подход складывается в последние 10-15 лет и наиболее рельефно представлен в работах Т.В. Ахутиной, А.В. Семенович, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Н.Н. Полонской, Л.В. Яблоковой. Нейропсихологический подход строится не столько на обнаружении внешне наблюдаемых отклонений в усвоении навыков письма, сколько на выявлении механизмов мозговой организации, лежащих в основе трудностей письма и проявляющих себя и в нарушениях других психических процессов [1, 2, 8].

Несмотря на эвристичность нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции нарушений письма, его научные основания и практические возможности не достаточно полно представлены в литературе в сравнительном аспекте, что и определило цель данной статьи.

Целью является выявление и описание специфических особенностей нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции дисграфий у младших школьников на основе сравнительного анализа с психолого-педагогическим подходом.

В качестве различающихся оснований двух основных подходов были избраны следующие критерии: 1) цель диагностики; 2) методика изучения дисграфии; 3) понимание причин дисграфии; 4) коррекционные мероприятия; 5) получаемые результаты; 6) опорный компонент в коррекционной работе.

Представим выявленные нами различия двух подходов к дисграфиям в виде табличных данных.

  Таблица

Сравнительные данные психолого-педагогического и нейропсихологического подходов к нарушению письма у младших школьников

 

Различающееся основание

Психолого-педагогический подход

Нейропсихологический подход

1. Цель диагностики

Выявление и описание ошибок письма и их связывание с нарушениями устной речи

Качественный анализ структуры дефекта на основе обнаружения пораженных и сохранных функциональных звеньев мозговой организации

2. Методика изучения дисграфии

Функциональные пробы, направленные на изучение особенностей артикуляционного аппарата, фонематического слуха, понимания лексико-грамматических структур и сохранности оптико-пространственных функций

Выявление ведущего нейропсихологического фактора, первично обусловившего нарушения различных функциональных звеньев, влияющих на расстройства письма

3. Понимание причин дисграфий

Недоразвитие устной речи, фонематического слуха, нарушение анализа и синтеза логико-грамматических структур

Нарушения функционирования одного или более блоков мозга (I-энергетического; II-приема, переработки и хранения информации или III-программирования, контроля и регуляции)

4.Коррекционные мероприятия

Проведение индивидуальной или групповой работы с учетом обнаруженных в ходе диагностики дефектов устной речи

Индивидуальный подход, основанный на учете ведущего нейропсихологического фактора и дисфункцией разных мозговых структур (лобные, височные, теменные, затылочные, левополушарные, правополушарные, стволовые).

5.Получаемые результаты

Тренировка умений:

различение фонем и букв; звукопроизношение; овладение действиями по воспроизведению информации в слуховой, моторной и зрительной формах

Развитие ориентировочной основы деятельности, обучение новым способам анализа и обработки поступающей информации; овладения навыками контроля и самоконтроля

6. Опорный компонент в коррекционной работе

Ориентация на слабые (поврежденные) звенья письменной речи

Ориентация на сильные (сохранные) звенья психической деятельности

Сравнительный анализ сложившихся на практике двух подходов к диагностике и коррекции дисграфий в младшем школьном возрасте обнаруживает различия по основным выделенным параметрам: целям, применяемым методическим средствам, пониманию причин, получаемым результатам. Основное различие состоит в том, что психолого-педагогический подход ориентирован на внешне наблюдаемые нарушения письма и анализ характерных ошибок, допускаемых ребенком, а нейропсихологический подход – на обнаружение механизмов, первично действующих факторов мозговой организации, проявляющих себя в дееспособности различных психических функций. Сравнение двух различающихся подходов позволяет описать и другие специфические особенности нейропсихологического подхода. Они состоят в следующем:

1. Применяемые средства диагностики позволяют нейропсихологу в полной мере осуществлять индивидуальный подход к проблемам письма и обучения в целом каждого конкретного ребенка.

2. Выявление нейропсихологического фактора и качественный анализ сильных и слабых функциональных психических звеньев создают основу для дифференциальной оценки трудностей письма, обусловленных различными причинами (диффузные поражения мозга, ошибки педагогического воздействия, сложившиеся патохарактерологические особенности личности ребенка).

3. Нейропсихологический анализ нарушения письменной речи направлен на изучение ее многокомпонентной структуры и особенностей действия отдельных уровней: мотивационного, уровня восприятия и переработки слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; уровня серийной организации движений; программирования и контроля деятельности; уровня избирательной активации и поддержания умственной работоспособности в течение задаваемых извне временных параметров.

4. Нейропсихологический подход в совокупности диагностических и обучающих мер позволяет осуществлять комплексную коррекционно-развивающую работу по оптимизации функционирования всех высших психических функций и эмоционально-волевой сферы ребенка, результаты которой проявят себя во многих видах деятельности и скажутся на общей эффективности учебного процесса, поведения и личностных проявлений ребенка.

Подводя итог проведенного сравнительного анализа специфических особенностей психолого-педагогического и нейропсихологического подходов к диагностике и коррекции дисграфий в младшем школьном возрасте, можно сделать следующий вывод: рост количества детей с трудностями письменной речи причинно обуславливает внесение изменений в проводимую школьными дефектологами деятельность. Она предполагает активное освоение нейропсихологических диагностических и коррекционных мер, позволяющих оптимизировать всю работу на качественно более высоком уровне.

Литература

1.Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – М., 1997. – №3. – С. 38-42.

2.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: уч. пособие. – М.: МПСИ, 2001.

3. Виды дисграфий / интернет ресурс: complexhelp.ru/logoped/vidi-disgrafi

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.

5. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1983. – 244 с.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Дону, 2004.

7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.

8. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. – М., 1995.

Об авторе

Мельникова Майя Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Окорокова Ольга Сергеевна – студентка 4-го курса ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», факультета специальной педагогики.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мельникова М.И., Окорокова О.С. Специфика нейропсихологического подхода при диагностике и коррекции дисграфий у младших школьников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.