ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ТРУДАХ ДЖЕЙМСА СЕЛЛИ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. Статья посвящена анализу работ британского ученого конца XIX века – Джеймса Селли. Психолого-педагогические идеи ученого имели огромное значение в деле популяризации психолого-педагогического знания. Время публикации его трудов совпало с периодом становления английской педагогической системы, когда начальное образование стремительно двигалось вперед, а широкой сети педагогических колледжей, готовивших учителей для начальных школ, требовались учебные пособия по детской, возрастной и педагогической психологии. Труды Джеймса Селли имели большое значение для развития практической детской психологии, педологии и педагогической психологии.

Ключевые слова: педагогическая психология, обучение, воспитание, развитие, психическое развитие ребенка, профессиональная компетентность педагога, методы воспитания и обучения, психология, воздействие, личность ребенка, личность учителя, развитие познавательных психических процессов.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Введение. Процесс становления народного образования Великобритании был долгим, трудным и растянулся на десятилетия. И лишь с середины XIX века наметились серьёзные сдвиги в становлении государственной системы общего образования, что вызвало резкий рост числа школ и контингентов учащихся [2, с. 4]. По мере увеличение числа школ (с 1870 года было открыто школ на 230 тысяч детей, в 1871 году во всех лондонских школах было записано 320 тысяч детей, а в 1881 году – 505 тысяч из общего школьного населения в 800 тысяч), росла потребность в квалифицированных педагогах (число учителей для взрослых достигало более трех тысяч человек, для детей – 1400). Великобритания тех лет резко нуждалась в учительских кадрах, а, следовательно, и в учебных пособиях по педагогической психологии. По просьбе студентов Дж.Селли написал учебник по психологии для будущих педагогов. Это была его основная работа, включившая в себя базовые понятия и взгляды психолога и педагога. «Очерки по психологии» («Outlines of Psychology») писались в течение трех лет, и полностью книга была издана в 1884 г., позднее она переиздавались в Англии частями: под заглавием «Учебник по педагогической психологии» («The Teacher's Handbook of Psychology», 1886) и «Душа человека» («The Human Mind», 1892).

Значение работ Джеймса Селли. Учебник Джеймса Селли по педагогической психологии имел огромное значение в деле популяризации психолого-педагогического знания. Время его публикации совпало с периодом становления английской педагогической системы, когда начальное образование стремительно двигалось вперед, а широкой сети педагогических колледжей, готовивших учителей для начальных школ, требовались учебные пособия по детской, возрастной и педагогической психологии. До выхода в свет работы Джеймса Селли в Великобритании использовался единственный существующий в то время учебник Александра Бэна «Наука о воспитании». Книга Дж.Селли выгодно отличалась от бэновской простотой, доступностью и легкостью языка, обилием хорошо подобранных ярких примеров из жизни ребенка. Этой работе предшествовал долгий и кропотливый труд по сбору информации из различных источников – от писем, присылаемых опытными учителями и воспитателями, до далеких с точки зрения уровня психолого-педагогического образования наблюдений родителей. Создавая свой труд Дж.Селли пользовался результатами современных ему исследований и достижений в области педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Труд Дж.Селли заключал в себе множество примеров, практических рекомендаций и был написано легким, доступным языком. Благодаря простоте и доступности изложения научного материала его труд рассчитан как на психологов и учителей, так и на молодых ученых и родителей, которые, с помощью книги, смогут правильнее понять детскую душу и успешнее влиять на нее. Книга Джеймса Селли пропитана чуткостью и нежностью к душевной жизни детей. Дж.Селли писал, что «среди всех областей исследования, открытых современной наукой, нет ни одной, более привлекательной, чем психология ребенка» [1, с. 2].

Первое издание книги Джеймса Селли «Очерки по психологии» вышло в Санкт-Петербурге в 1887 году (по некоторым источникам в 1901 году) под названием «Основы общедоступной психологии и ее применение к воспитанию».

В ноябре 1895 года Дж.Селли написал книгу «Изучение детства» («Studies of Childhood»). Это был один из первых учебников по детской психологии, его опередили лишь В. Прейер в Германии и С. Холл в Америке. Появление работы Дж.Селли по детской психологии было весьма своевременным, так как по замечанию самого автора, общество XIX века сделало ребенка объектом научного наблюдения и еще острее поставило вопрос о его воспитании [2, с. 15].

Проблема профессиональной компетентности педагога. В своих работах Джеймс Селли огромное влияние уделяет анализу личности учителя и его профессионально-важных качеств. По мнению ученого, в науке конца XIX века заметен резкий переход от применения неэффективных прежних методов воспитания и обучения (физическое наказание, механическое заучивание материала), которые игнорировали изучение детской природы, к ориентации на знание и учету физической, духовной жизни ребенка и его индивидуальности. Старый воспитательный строй с суровой дисциплиной и телесными наказаниями, с догматом, что «детский ум может сформироваться по заказу, что способности ума зависят от учителя, что ум – это не что иное, как приемник, куда вкладывают знания, которые затем формируются сообразно с идеалами учителя» [10, с. 68] был вытеснен. На смену эпохи, которая ставила главной целью физическое развитие, пришло время, когда единственной заботой стало целостное развитие, которое было бы невозможно без всестороннего изучения личности ребенка.

Ориентация воспитания на новые, научные принципы начинается в конце XIX века, что породило множество споров о предмете воспитания. По утверждению самого Джеймса Селли «предмет воспитания обширен и сложен; оно имеет дело с человеческим существом, со всеми его разнообразными физическими, интеллектуальными и нравственными свойствами…» [2, с. 8]. По мнению ученого обучение и воспитание должно быть ориентировано на развитие души, а не ограничиваться исключительно внедрением знаний. Отсюда различие в понятиях «воспитание» и «образование». Под образованием Джеймс Селли понимал систематизацию знаний, «понятие о приведении в порядок материалов знания так, чтобы они образовали стройное целое; и взятое в этом смысле образование не противоречит ничем существенным воспитанию» [2, с. 9], а под воспитанием – сознательное воздействие на ребенка, опирающееся на знание законов его развития.

По мнению Джеймса Селли, педагогу необходимо знать следующие отрасли науки:

  1. Физиологию. Дает данные о строении и функционировании организма. На знании физиологии основано физическое воспитание.
  2. Психологию. Помогает в изучении души.
  3. Логику. Способствует развитию точного мышления, определяет условия нравственного рассуждения.
  4. Эстетику. Дает образцы красоты, критерии для оценки литературных и художественных вкусов.
  5. Этику. Определяет основы добродетели, критерии добра и зла, дает представление о разумном, добром и воспитанном человеке.
  6. Социальную психологию. Дает знания о коллективной душе, об образование коллективных мнений и взаимодействий в группе. Зная основы социальной психологии, учитель может влиять на создание благоприятной общественной среды в школе и классе [8, с. 18].
  7. Знание принципов психологии, касающихся понимания душевных способностей ребенка [2, с. 15].
  8. Знание правил и методов воспитания и их совершенствование.
  9. Способность к объективному наблюдению за духовной природой воспитанников для того, чтобы разнообразить и приспособить к ним свои методы преподавания и дисциплинирования.
  10. Знание психологии и принятие индивидуальности каждого ребенка, что способствует возможности корректировать воспитательные методы в соответствии с различиями детских черт.
  11. Способность заинтересовать детей и использовать все возможные средства, чтобы сделать предмет наиболее интересным для ребенка.
  12. Необходимо избегать монотонности и вносить в преподавание элемент разнообразия, сделать учение привлекательным и приятным. Предмет и выбранный учителем способ обучения должны пробуждать в ребенке интерес, который имеет особенное значение на первых этапах обучения, когда детям трудно долго удерживать внимание. Учитель должен, прежде всего, вскрыть привлекательные и яркие черты своего предмета, постоянно ориентируясь на то, что уже известно детям. Для этого необходимо иметь представления об интересах и увлечениях детей [8, с. 147-148].
  13. Знание и использование законов ассоциации [2, с. 141].
  14. Педагог должен иметь идеал гармонично развитой личности и отдавать пропорциональное количество времени развитию каждой из сторон детской природы.
  15. Побуждать воспитанников к самовоспитанию и саморазвитию.
  16. Педагог должен считаться с чувствами детей [8, с. 401].
  17. Учителю необходимо остерегаться однообразия.
  18. Педагог должен обучать ребенка только тем знаниям, к которым ребенок подготовлен по своему возрасту и в силу своих умственных способностей [8, с. 368].
  19. В дополнение к устному рассказу для наиболее эффективного запоминания материала, педагог должен пользоваться наглядными средствами (карты, модели, диаграммы).
  20. Педагог должен знать и пользоваться великим принципом соединения представлений: приведение новых знаний в правильное соотношение со старым [8, с. 252].
  21. Учитель должен упражнять ум ребенка в быстром воспроизведении, чтобы убедиться в правильности понятой информации.
  22. Педагог должен контролировать деятельность воображения в раннем возрасте. Необходимо развивать воображение в здоровом и полезном направлении, методически воздействуя на него [8, с. 279].
  23. Первое на что должен обращать внимание учитель при преподавании истории, географии, естествознания так это на форму изложения материала, язык должен быть понятен и выразителен, следует прибегать к чувственным восприятиям и использовать интерес ребенка к приключениям [8, с. 281].
  24. Знание законов, по которым развиваются психические познавательные процессы, является весьма важным для воспитателя и педагога.

Без знания и ориентации в процессе обучения детей на эти науки, невозможно целенаправленное и гуманное воздействие на ребенка. Ученый акцентировал внимание на необходимости психологической подготовки педагогов – это те специальные познания, которые даются изучением основ науки, ее специальных вопросов и методов, а также и «то особое искусство, которое достигается путем методического приложения на практике этих познаний к действительному наблюдению и истолкованию всех проявлений душевной жизни». Но, как пишет Джеймс Селли, для деятельности учителя нужна не только практическая подготовка, но и научная база [8, с. 18].

 В своих книгах Джеймс Селли описывает ряд требований, которыми должны следовать педагоги:

Особое внимание в своих работах Джеймс Селли уделял развитию познавательных способностей и упражнениям, с помощью которых педагог может содействовать этому процессу. Он утверждал, что педагогу нужно учитывать, что наиболее благоприятное время для обучения – утро, когда ребенок бодр и свеж. При развитии памяти разумно пользоваться законами повторения – это обязательное условие в преподавании [2, с. 140]. Например, записывая на доске основные пункты урока, преподаватель вводит новый зрительный стимул, который способствует более успешному запоминанию. Кроме того, для успешного запоминания пройденного материала было бы эффективно поощрять воспитанников размышлять и делать выводы из полученных в ходе урока знаний. Джемс Селли говорит, что это можно осуществить двумя способами: связывать различные части нового предмета и связывать новое знание со старым. Упражнения в развитии воображения необходимы при изучении таких наук как история и география, так же необходимо вводить чувственные образы (карты, модели, глобусы), которые оказывают существенную помощь детскому воображению [2, с. 166]. Цель педагога в воспитании чувств должна заключаться в созидании сильных и прочных привязанностей к достойным предметам, лицам и видам деятельности. Для развития привязанности ребенка к определенному предмету воспитатель должен представить этот предмет в заманчивом для ребенка свете, найти сходство с тем, что интересует ребенка. Развитие способности к рассуждению должно быть начато с общего знакомства с предметами, чему может способствовать предметный урок. Например, ребенку дают какой-либо предмет (металл, уголь, стекло), после всестороннего его изучение, воспитаннику необходимо описать качества данного ему предмета и способа взаимодействия с ним с целью полного ознакомления с предметом в целом и его отдельными свойствами. Это способствует развитию наблюдательности, способности к рассуждению, совершенствованию внешних чувств и формированию целостного образа о предмете по отдельным его свойствам. Одну из главных задач педагога составляет развитие способности ребенка к наблюдательности. Английский психолог утверждал, что правильно поставленный предметный урок один из лучших способов развития в детях привычки к наблюдению и к проведению опытов [2, с. 111]. Современная педагогическая психология признает предметный урок, одним из самых эффективных видов подачи материала.

Основанное на знании законов душевного развития, обучение способствует постоянному упражнению какой-либо способности с целью ее быстрого роста. Джеймс Селли считал, что обучение только в том случае будет правильным и эффективным, если оно будет возбуждать способности в достаточной, то есть обеспечивающее рост, а не в чрезмерной степени. Например, память у ребенка будет развиваться недостаточно, если ему давать слишком легкие упражнения, не соответствующие его возрасту и не вызывающие способностей к данной деятельности. Чрезмерное возбуждение означает высокую работоспособность, неблагоприятную для развития данной способности (например, слишком сложная геометрическая задача для маленького ребенка). Следовательно, правильное обучение должно быть прогрессивным, то есть упражнения постепенно должны становиться сложными по мере роста способности [2, с. 56].

В своих книгах, автор делает акцент на том, что правильное обучение должно быть эластично, приспосабливаться к индивидуальным различиям детей, и иметь целью – гармонично развитую личность.

Обращаясь к вопросам педагогической психологии, Джеймс Селли не оставляет в стороне и проблему воспитания. Воспитывать, значит, ставить ребенка в правильно выбранную обстановку и методически воздействовать на его способности [8, с. 87]. Разумное воспитание должно основываться на достигнутой ступени развития ребенка и, подбирать под эту степень свои методы, ведь «воспитание – это правильное развитие всех душевных сил ребенка» [8, с.18].

Заключение. Идеи Джеймса Селли были популярны на рубеже XIX и XXвеков во всем просвещенном мире, труды английского психолога издавались во Франции, Германии, России и в других странах и способствовали популяризации психолого-педагогических знаний, повышению профессионализма педагогов, воспитателей и учителей, что повлекло за собой и улучшение качества преподавания. Работы Дж. Селли были написаны легким, доступным языком, способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии, педологии и педагогической психологии.

Литература

 

  1. Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. – СПб., 1912. – С. 448
  2. Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. (The Teacher's Handbook Psychology) Пер. с англ. М.Ш., под ред.  Л.Е. Оболенского. – СПб., 1897. – С. 351
  3. Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. Издание К.И. Тихомирова. – М., 1901. – С. 301
  4. Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 3-е издание. – СПб., Издание В.И. Губинского, 1902. – С. 364
  5. Селли Д. Очерки по психологии детства. Перевод с англ. А. Громбаха. 2-е издание К. Тихомирова. – М., 1904. – С. 299
  6. Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. 4-е изд. – СПб., Изд. Губинского, 1908. – С. 324
  7. Селли Д. Очерки по психологии детства. Пер. с англ. А.А. Громбаха. – М., типо-лит. «Русского т-ва печатн. и изд.дела», 1909. – С. 453
  8. Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с англ. под ред. А.А. Громбаха. – М., 1912. – С. 624
  9. Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с 5-го англ. изд. под ред. А.А. Громбаха. – М, 1916. – С. 626
  10. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. – СПб., изд. Лазаревой М.А., тип. Тиханова, 1898. – С. 232
  11. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. – СПб., Тип. «Труд и польза», 1906. – С. 228
  12. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. – М., Типография И.Я. Полякова, 1900. – С. 293

 

Об авторе

Жарова Дарья Викторовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии профессионального развития Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Жарова Д.В. Проблема профессиональной компетентности педагогов в трудах Джеймса Селли. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.