РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
УДК 159.922
Аннотация. В статье на основе теоретического анализа и личного опыта автора обосновывается влияние профессионального обучения в вузе на развитие психических функций студентов, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательных способностей.
Ключевые слова: познавательные способности, студенчество, развитие, профессиональное развитие психических функций.
В России остро стоит проблема трудоустройства выпускников вузов. Она связана с ожесточающейся конкурентной борьбой за рабочие места, требующей профессионализма, знаний и мастерства. Востребованность выпускников на рынке труда является одним из основных показателей успешной деятельности вуза. Залогом конкурентоспособности молодых специалистов может быть только высокое качество их профессиональной подготовки.
С этой целью необходимо повышать эффективность профессионального обучения в вузе, а также совершенствовать процесс его индивидуализации с учетом когнитивного развития студентов. До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется тем объемом знаний, который получен в процессе обучения. Однако исследования (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков) показали, что степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося и что важную роль в этом процессе играют психические познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, имажинитивные).
Познавательные способности студента реализуются, проявляются и развиваются в его учебно-познавательной деятельности. Структура познавательных способностей отражает структуру познавательной деятельности. Все компоненты познавательных способностей взаимосвязаны, поэтому процесс их развития строится с учетом спроектированного воздействия на каждый из компонентов, с целью выявления содержания, структуры, критериев, показателей и уровней развития познавательных способностей. Степень их развития отражает уровень владения приемами и средствами познавательной деятельности и определяет степень и уровень познавательной самостоятельности студента [2].
В студенческом возрасте наиболее интенсивно происходит процесс накопления, сохранения, логического переструктурирования получаемых знаний, их проецирование на практическую деятельность. Б.Г. Ананьев указывает, что «большинство исследователей описывает процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов. Несомненно, в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сензитивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении [1].
Все преподаваемые дисциплины в вузе могут прямо или косвенно влиять на профессиональное развитие психических функций студентов. Разъяснение значимости будущей профессии, трудовых обязанностей, практика выполнения самостоятельной работы вызывает желаемые изменения в направленности познавательных процессов.
Большое влияние на профессиональное развитие сенсорно-перцептивных компонентов оказывают упражнения, обращенные к тем анализаторам, которые играют ведущую роль в выполнении будущих трудовых обязанностей. В каждой профессии существует три категории сенсорных признаков, которые надо научиться правильно оценивать: отдельные признаки, комплексы и системы признаков, динамические системы признаков (В.Д. Шадриков, 1972). Для профессионального развития ощущений и восприятий у студентов необходимо знакомить их с внешним видом, признаками объектов, явлений, которые включены в трудовую деятельность по их специальности: хорошо подмечается то, что имеет отношение к будущей профессии, смысловой анализ повышает правильность опознавания и оценок воспринимаемых объектов.
Внимание повышает эффективность всей деятельности студентов по выполнению учебных задач. Все то, что является предметом внимания, яснее воспринимается и осознается, лучше запоминается. При формировании внимания учитывается специфичность профессиональных требований как вниманию в целом, так и к его свойствам. Например, внимание преподавателя должно быть легко переключаемым и распределяемым, характеризоваться достаточной устойчивостью, объемом, концентрацией. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношению к труду.
Память студентов развивается в процессе их деятельности. При этом наблюдается ее профессионализация. У студента – будущего преподавателя развивается память на людей, он лучше помнит проявление их чувств, особенности поведения, биографические сведения. Но нельзя надеяться на стихийный результат. Необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать память у студентов в соответствии с требованиями их будущей профессии. Следует не только хорошо запомнить и сохранить в памяти необходимые в будущем знания, но и быть всегда готовым к быстрому и точному их воспроизведению в условиях профессиональной деятельности. Любовь и интерес к профессии – условие эффективной профессионализации и улучшения памяти студентов. Некоторые профессии требуют более высокого развития отдельных видов памяти: словесно-логической, наглядно-образной, оперативной, двигательной. Целенаправленное формирование обеспечивается упражнениями. Например, для развития профессиональной оперативной памяти следует предложить решение задач в уме, проведение классификации объектов сразу после их восприятия. Следует подчеркнуть, что профессиональная память улучшается вместе с всесторонним развитием личности [1].
Любая профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Для формирования профессионального мышления у студентов надо вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы, а также учитывать профиль вуза и особенности, изучаемых студентами предметов.
В исследованиях А.Н. Ананьевой, Н.А. Волковой, А.М. Горфункеля, показано, что как в уровне, так и в структуре интеллекта представителей различных профилей обучения (технического, гуманитарного, естественнонаучного) имеются различия, своеобразные особенности, вытекающие из профессиональной направленности обучения. В имеющихся исследованиях педагогическое мышление рассматривается, как умение выделять и решать педагогические задачи, дается характеристика качеств ума педагога (Ф.Н. Гоноболин), осуществляется переход к изучению мышления и содержательной его стороны (Н.В. Кузьмина), делаются попытки установить структуру мыслительной деятельности педагога (Е.К. Осипова).
Формирование профессионального мышления с учетом профиля вуза требует от преподавателя обучать студентов таким образом, чтобы они не только усваивали факты, наглядные признаки объектов, явлений встречающихся в трудовой деятельности выпускников, но и могли систематизировать, оценивать эти факты, обобщать их. Формировать мышление – значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности [2].
Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. У студентов профессиональное воображение развивается на основе накоплений знаний и представлений. Воображение формируется в процессе творческой деятельности, связанной с активностью памяти, мышления, воли. Когда психические процессы протекают активно, когда прилагаются определенные усилия к тому, чтобы применять уже накопленный опыт, тогда возникают благоприятные условия для совершенствования воображения.
Для стимулирования и развития воображения применяют разные методы и средства. Для этого необходимо предлагать студентам такие задачи, которые позволяют проявить самостоятельность, находчивость, творчество, а также дать возможность студентам анализировать свои практические действия, оценивать полученные знания, мысленно соотносить их с будущей практической деятельностью.
Развитию воображения содействуют образные выражения, умение сближать разнородные факты и явления, анализировать и связывать разные впечатления и представления и создавать на их основе новые образы. Любое профессиональное творчество отличается своеобразием. Педагогическое творчество базируется на чувстве нового, постоянном пополнении знаний, глубоком изучении своей работы, поиске наиболее действенных методов и средств преподавания.
Эффективность развития познавательных способностей будут обеспечивать некоторые психолого-педагогическим условия: построение и использование прогностической модели развития познавательных способностей; отбор и разработка диагностических методик и требований к уровням развития познавательных способностей; оказание студентам помощи в выработке их собственного метода учебно-познавательного взаимодействия; создание неразрывной связи между практическим участием студентов в реальной профессиональной деятельности. Создавая эти условия в процессе профессиональной подготовки студентов, мы получим востребованного и конкурентоспособного специалиста, который сможет адаптироваться к условиям современного рынка труда.
Литература
- Деркач А.А., Лазаренко В.С. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. – Луганск, 1998. – 176 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000. – 368 с.
- Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М., 2009. – 475 с.
- Semina I.S. Of Feature of development of informative abilities of students of different specialties in high school // Sp. zo.o. Nauka i studia. – Poland, 2008. – №12. – C. 20-26.
Семина Инна Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
е-mail:
Семина И. С. Развитие познавательных способностей студентов в процессе профессионального обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.