ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 159.922

English version: 

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения уровня развития  внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Приводится описание экспериментальной работы по формированию внимания и памяти первоклассников специально разработанными развивающими средствами.

Ключевые слова: внимание, младший школьный возраст, память, познавательные процессы, развивающее обучение.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I-IV классы школы). В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Это позволяет ученику в процессе обучения в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Целью нашего исследования явилось изучение внимания и памяти в младшем школьном возрасте; экспериментальная проверка эффективности развивающего обучения.

Гипотезой явилось положение о том, что с помощью специально организованного, систематического обучения возможно достижение более высокого уровня развития внимания и памяти младших школьников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по данной теме. 2. Подобрать методики и провести исследование. 3. Разработать систему упражнений для развития внимания и памяти первоклассников. 4. Изучить особенность воздействия разработанной системы на внимание и память учащихся.

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ источников о проблеме исследования; эксперимент как ведущий метод; тестирование; наблюдение за работой учащихся.

Исследование проводилось в 1 «А» классе МОУ СОШ №20 г. Ставрополя. Количество испытуемых составило 19 человек.

Изучение развития познавательных функций позволяет раскрывать актуальные и потенциальные возможности учащегося и осуществлять развивающую работу с детьми. Исследование уровня развития младшего школьника является чрезвычайно важным, так как в это время происходит переход от дошкольного обучения к систематическому обучению в школе, который и обеспечивает ускоренное развитие всех познавательных функций. Задача достижения возможно более высокого уровня психического развития школьников в процессе обучения более эффективно решается в рамках так называемого развивающего обучения.

Для проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент. В исследовании участвовали 19 человек. В качестве развивающих методик были использованы упражнения, предложенные Н.П. Локаловой (2008) и Л.В. Черемошкиной (1997).

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На I этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, целью которого было определение стартового уровня развития внимания и памяти учащихся. Для реализации этой цели на основе выделенных параметров были использованы следующие диагностические методики: «Изучение оперативной слуховой памяти», «Образная память», «Определение объема внимания», «Определение продуктивности и устойчивости внимания».

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между экспериментатором и детьми. Надо создать условия, при которых ученики не будут испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым человеком. Работу следует начать с игры, постепенно включая детей в требуемые методикой задания. Методики проводились с определенным временным интервалом, чтобы дети не утомлялись.

На II этапе исследования осуществлялся формирующий эксперимент, заключающийся в реализации развивающей программы. Наиболее подходящей формой проведения развивающих занятий представляются специально выделенные в сетке школьного расписания уроки, которые осуществлялись ежедневно. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступать просьба экспериментатора улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Следующим моментом вводной части является выполнение физических упражнений для улучшения мозговой деятельности. К примеру, «Качания головой» (улучшает мыслительную деятельность) – для расслабления мышц шеи и плеч. «Расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи».

Для основной части урока были подобраны задания, развивающие память и внимание младших школьников. Часто повторять упражнение не следует, так как дети теряют мотивацию к выполнению задания. Ниже приведены несколько упражнений, наиболее понравившееся ученикам:

Задания для развития внимания:
«Выполняй команду» – экспериментатор подает разные команды («Встать», «Сесть», «Открыть учебник») и следит за правильностью выполнения команд. Нужно обратить внимание на учеников, которые не могут с первого раза, не переспрашивая, выполнить команды.
«Пишущая машинка» – каждому ученику присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2 – 3-х слов. По сигналу экспериментатора ученики начинают «печатать»: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.
По рекомендации классного руководителя использовались слова, изучаемые на уроках русского языка.
Задания для развития памяти:
«Запомни точно». Материал к уроку: 5 квадратов с белыми и черными кружками для запоминания, для каждого ученика чистый лист бумаги, разделенный на 5 больших квадратов, карандаш.
Экспериментатор показывает первый квадрат с кружками на 8 – 10 секунд. Ученики запоминают расположение кружков. Затем по памяти воспроизводит его у себя на листке в первом квадрате. Экспериментатор показывает второй квадрат и т. д.
«Запомни и нарисуй». Материал к уроку: образцы для запоминания, выполненные на отдельных листах бумаги, лист бумаги дл воспроизведения, карандаш.
Экспериментатор говорит: «Внимательно посмотрите на этот образец и постарайтесь его запомнить, затем нарисуйте эти фигурки так же и в таком же порядке». После демонстрации образец убирается. Время показа первой последовательности фигур – 2 секунды, второй – 3 секунды, третьей – 4 секунды, четвертой – 5 секунд, пятой – 6 секунд.

 

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, экспериментатор только помогает, объясняет, направляет.

На третьем этапе исследования осуществлялся анализ эффективности развивающей программы. При определении итогового уровня развития внимания и памяти учащихся были использованы те же диагностические методики, что и для констатирующей серии исследования, но с некоторыми изменениями в содержании заданий, но сущность и структура заданий оставалась той же.

В результате обработки данных повторного диагностирования, был выявлен новый уровень сформированности исследуемых параметров после формирующего эксперимента. При сравнении результатов завершающего этапа со стартовым уровнем получили следующие результаты:

Диагностический показатель «Образная память» отбражен таблица 1

Таблица 1

Показатели образной памяти

Констатирующая серия

После реализации развивающей программы

количество воспроизведенных образов

%

количество баллов

%

количество воспроизведенных образов

%

количество баллов

%

1

5,26

1

5,26

4

10,52

3

0,52

4

15,78

3

5,78

5

10,52

4

0,52

5

31,57

4

31,57

6

31,57

5

1,57

6

36,84

5

36,84

7

21,05

6

1,57

7

10,52

6

10,52

8

5,26

7

5,78

 

 

 

 

9

5,26

 

 

 

 

 

 

10

10,52

 

 

 

 

 

 

12

5,26

 

 

Самое меньшее количество баллов после проведения развивающей программы – 3, а на констатирующем этапе – 1 балл; максимальное количество баллов возросло с 6 до 7, что говорит о развитии зрительной памяти. Это подтверждает и то, что показатели более низких уровней развития снизились, а более высоких – повысились.

Диагностический показатель «Оперативная слуховая память» отражен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели оперативной слуховой памяти

констатирующая серия

после реализации развивающей программы

количество воспроизведенных слов

%

уровень

%

количество воспроизведенных слов

%

уровень

%

1

10,52

3

5,26

1

5,26

3

36,84

2

10,52

4

73,68

2

10,52

4

47,36

3

31,57

5

21,05

3

15,78

5

15,78

4

42,1

 

 

4

31,57

 

 

5

5,26

 

 

5

26,31

 

 

 

 

 

 

6

10,52

 

 

Из приведенной таблицы видно, что снизилось количество учеников, воспроизводивших правильно всего 1 слово, увеличилось количество учеников, которые воспроизвели 5 слов; некоторые дети смогли воспроизвести 6 слов, чего не наблюдалось до проведения развивающих упражнений. В связи с этим количество учеников с третьим уровнем развития слуховой памяти возросло на 31,58%, что дает право говорить о пользе проведения развивающих упражнений.

Рассмотрим диагностический показатель «Объем внимания» (рис. 1).

 

Рис. 1. Объем внимания первоклассников

По результатам данной методики все ученики показали высокий и очень высокий уровни объема внимания, но после проведения развивающей программы существенно повысился очень высокий уровень развития объема внимания: разница составила 26,32%.

Следующий диагностический показатель, который был исследован, – продуктивность внимания (таблица 3).

Таблица 3

Показатели продуктивности внимания

Продуктивность внимания

Констатирующий этап

После проведения формирующего эксперимента

низкая

21,05%

15,78%

средняя

78,94%

78,94%

высокая

-

5,26%

Для наглядности представим полученные данные в виде гисторгаммы (рис. 2).

 

Рис. 2. Продуктивность внимания первоклассников

 

Судя по данным, приведенным в таблице 3, можно сделать вывод о пользе развивающей программы, поскольку показатель «низкая продуктивность внимания» снизился с 21,05% до 15,78%. После развивающих упражнений 5,26% учеников достигли высокой продуктивности внимания, чего не наблюдалось на констатирующем этапе исследования.

Последний из исследуемых параметров – устойчивость внимания (Таблица 4).

Таблица 4

Показатели устойчивости внимания

устойчивость внимания

констатирующий этап

после проведения развивающей программы

низкая

15,78%

-

средняя

57,89%

63,15%

высокая

26,31%

36,84%

Показатели параметра «устойчивость внимания» так же изменились. После проведения формирующего эксперимента ни у кого из учащихся не была обнаружена низкая устойчивость внимания, которая составляла на констатирующем этапе 15,78%. На 5,26% возросла средняя устойчивость внимания, а высокая увеличилась на 10,53%, что также указывает на полезность проведения развивающих упражнений.

Для большей наглядности данные таблицы 4 представлены в виде диаграммы (рис. 4).

 

Рис. 4. Устойчивость внимания первоклассников

Сравнительный анализ результатов исследования указывает на прогресс в когнитивном развитии учащихся, который произошел за счет реализации программы развивающего обучения: все исследуемые параметры (образная память, оперативная слуховая память, объем внимания, продуктивность и устойчивость внимания) поднялись на более высокий уровень развития.

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна и на основе полученных данных можно сформулировать следующие выводы:

В результате проведенного формирующего эксперимента изменились показатели исследуемых параметров.

Образная память вышла на новый – 7-й уровень развития – чего не наблюдалось до проведения эксперимента. Нижняя граница поднялась с одного до трех баллов.

После реализации развивающей программы значительно возросли показатели по параметру «Оперативная слуховая память».

Существенно увеличился объем внимания. После проведенных развивающих упражнений внимание школьников стало более продуктивным и устойчивым.

Таким образом, с помощью реализованной программы развивающего обучения можно добиться значительного прогресса в познавательной сфере учащихся. Школьная программа в сочетании с развивающими упражнениями позволяет первоклассникам быстрее адаптироваться к новому виду деятельности (учебной) и в большем объеме усвоить учебный материал.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к школьнику, становится в младшем школьном возрасте ведущим, то есть таким, в котором формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста.

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание – ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказывается во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях.

Произвольное внимание младшего школьника так же еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемости внимания с одного объекта на другой.

Однако, если внедрить в программу школьного обучения специально подобранные развивающие упражнения, то устойчивость и продуктивность внимания возрастут, что доказано в рамках данного исследования.

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Другое направление в развитии памяти детей связано с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля и т.п. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия. Но с помощью соответствующих упражнений можно добиться более высокого уровня развития этих видов памяти.

Литература

  1. Антонова Г. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 42-50.
  2. Ахвердова О.А, Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. – Ч.2. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
  3. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 159 с.
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Под ред. Мухиной В.С. – М., 2008.
  5. Как развить хорошую память / И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева, Е.И. Чекаберия, И.К. Рыбникова. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 416 с.
  6. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч, 2008.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2009. – Кн. 3.
  8. Николаева Н.И. Развитие памяти у учащихся. // Биология в школе. – 2010. – № 7. – С. 13-15.
  9. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. – М.: Сфера, 2002.
  10. Практическая психология в тестах / сост. Римская Р., Римский С. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
  11. Черемошкина Л.В. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала / Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. // Психология обучения. – 2011. – № 4. – С. 21-35.
  12. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Об авторе

Гогуева Марина Маджитовна – кандидат психологических наук, психолог, корпоративный бизнес-тренер филиала ООО «Росгосстрах» в Ставропольском крае

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Гогуева М М Развитие познавательной сферы младших школьников [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.