ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОЛДАТ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ К УСЛОВИЯМ АРМИИ
УДК159.923
Аннотация. В статье раскрывается проблема социально-психологической адаптации призывников к условиям срочной службы в армии. Обосновывается актуальность данной проблемы в современных условиях. Приводятся результаты и интерпретация диагностического обследования солдат-призывников с целью организации работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям службы по призыву.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, солдат срочной службы, эффективность морально-политической, боевой и психологической подготовки.
Становление новой военной доктрины и существенное сокращение численности армии, негативное влияние на боеспособность вооруженных сил нестабильность общественно-государственных и политических ценностей требуют адекватных компенсирующих усилий по поддержанию высокой эффективности боевой деятельности личного состава. Совершенствование индивидуальной воспитательной работы с каждым воином, разработка путей повышения эффективности морально-политической, боевой и психологической подготовки, укрепление воинской дисциплины невозможны без серьезной работы по адаптации молодых солдат к условиям прохождения воинской службы.
Проблема средовой адаптации исследовалась многими учеными на всем протяжении существования психологической науки. Вопросов социальной адаптации касались З. Фрейд, А. Адлер, Р. Райх, А. Маслоу, Э. Фромм. Э. Берн.
Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Также проблемы адаптации личности исследовались в работах Б.Н. Ананьева, Н.Б. Блинова, М. Вебера, В.А. Ядова.
В военной педагогике проблема адаптации военнослужащих исследовалась такими учеными, как Егоров Л.Г в научном исследовании «Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах», Дьяченко М.И. «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов», Кабеле С. «Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск». В современной военной педагогике наиболее полно вопрос адаптации рассматривается в трудах А.Г. Маклакова, А.А. Александрова, А.В. Барабанщикова, Ж.Г. Сенокосова, В.Я. Слепова и других известных ученых.
Период адаптации является самым важным периодом в военной службе, т.к. в нем происходит перестройка внутреннего мира личности, приспособление его жизни, быту и требованиям воинской среды.
От того, насколько успешно пройдет адаптационный период, будет зависеть и дальнейшее протекание службы. Особым моментом в этот период является то, как личность выстраивает взаимоотношения с окружающими, как ведет себя в конфликтных ситуациях, как отстаивает свое достоинство, свое «Я», какие механизмы психологической защиты использует. Непосредственное, прямое участие в этом процессе отведено заместителю командира роты по воспитательной работе, который должен, умело используя психологические и педагогические знания, приемы, методы работы, направлять процесс социально-психологической адаптации военнослужащего в нужное русло.
В настоящее время, большинство призывников не соответствуют высоким критериям физического, психического и социального развития, позволяющих безболезненно адаптироваться к новых условиям. В связи с этим, на офицера подразделения возлагается задача поиска оптимальных путей осуществления процесса адаптации с учетом исходных качеств и возможностей личности и путей развития этих качеств в соответствии с нормой.
В связи с вышеизложенным, целью данной работы является исследование особенностей протекания процесса адаптации призывников к современным условиям срочной службы.
Нами было спланировано и проведено исследование индивидуально-психологических особенностей военнослужащих одной из воинских частей. С помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» изучались 75 человек – военнослужащих начального этапа освоения воинской деятельности. Опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям среды и профессиональной деятельности. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования адаптивности военнослужащих срочной службы
ШКАЛА |
Высокие показатели |
Средние показатели |
Низкие показатели |
|||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Нервно – психическая устойчивость |
32 |
43 |
28 |
37 |
15 |
20 |
Адаптивные способности |
12 |
16 |
30 |
40 |
33 |
44 |
Коммуникативные способности |
28 |
37 |
42 |
56 |
5 |
7 |
По шкале «Нервно-психологическая устойчивость» (НПУ) высокие показатели имели 32 человека, что составило 43%. Для этой группы военнослужащих характерен в целом высокий уровень НПУ и поведенческой регуляции. Эти военнослужащие имеют адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, т.е. их мнение о самих себе и окружающих совпадает с мнением других.
В дальнейшем можно предположить их успешную деятельность даже в случае наличия каких-то отрицательных (негативных) явлений в коллективе. Отрицательный результат во взаимодействии с этими военнослужащими могут иметь негативные последствия в формировании общественного мнения в коллективе. Негативный результат могут иметь: разговор «на повышенных тонах», угрозы, чрезмерное давление и другие попытки нарушить их нервно-психическую устойчивость.
Средние показатели НПУ имели 28 военнослужащих, что составило 37%. Военнослужащие этой группы характеризуются средним уровнем НПУ и поведенческой регуляции, определенными склонностями к нервно-психическим срывам, недостаточно точной адекватной самооценкой и восприятием действительности, своих нравственных и деловых качеств, им присуще управлять своим поведением, самокритичность и самоконтроль при незначительных срывах. Они сравнительно легко приспосабливаются к изменяющимся ситуациям армейской жизни.
Низкие показатели нервно-психической устойчивости имели 15 человек, что составляет 20%. Как видно из этих цифр это довольно большой процент, и поэтому мы остановимся на этом поподробнее, так как от этого показателя зависит деятельность и эффективность всего процесса адаптации.
Для военнослужащих этой группы характерен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия окружающей действительности, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, подавленность, отсутствие внимания, нарушение норм поведения, трудности в принятии решения, недовольство собой. В общении с ними необходим постоянный контроль, особенно в ситуациях, способных вызвать у них срывы. Для стимулирования деятельности по сплочению коллектива было бы целесообразным определение довольно сложных задач, требующих вовлечение всех членов коллектива. Успешная деятельность этих военнослужащих в воспитательном процессе может быть достигнута в возложении на них учебных, общественных и других задач, а также применение коллективных воспитательных возможностей группы.
В работе с ними недопустимы: грубость, несдержанность, авторитарность, возложение на них большего объема работы, чем на других членов их коллектива.
По шкале «Адаптивные способности» высокие результаты показали 12 военнослужащих, что составляет 16%. Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условия деятельности, быстро входят в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в различных ситуациях, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Средние результаты по шкале «Адаптивные способности» показали 30 военнослужащий, что составляет 40%. Большинство военнослужащих этой группы обладает признаками различных акцентуаций характера, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех деятельности и адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Вероятны асоциальные срывы, проявления агрессивности и конфликтности. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
Низкие показатели у 33 военнослужащих, что составляет 44%. Эти военнослужащие во многих случаях обладают признаками психопатий. Возможны нервно-психические срывы, а психические состояния очень часто находятся в пограничной области. Они обладают, как правило, нервно-психологической неустойчивостью, что было выявлено у 10 человек, (11%), конфликтны, могут допускать нежелательные и во многом непредсказуемые поступки. Требуют постоянного контроля.
По шкале «Коммуникативные способности» высокие показатели выявлены у 28 военнослужащих, что составило 37%. Для военнослужащих этой группы характерен высокий уровень общения. Очень легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны. Способны оказать большое влияние на формирование общественного мнения в коллективе. Рекомендуется активно использовать при проведении различных культурно-массовых и других общественных мероприятий.
Средние показатели у 42 военнослужащих, что составляет 56%. Для всех военнослужащих этой группы характерно стремление к общению, довольно легко устанавливают контакт с людьми, преимущественно не конфликтны, хотя возможны и срывы. Не требуют пристального внимания, не необходим периодический контроль.
Низкие показатели у 5 военнослужащих, что составляет 7%. Для этой группы военнослужащих характерны: затруднения построения контактов с окружающими, проявления агрессивности, повышенная конфликтность. Возможными причинами затрудненного общения могут быть недостаточная авторитетность из-за низких уровней психического, физического и умственного развития.
Для выравнивания положения необходимы и возможны меры по созданию базы социально-психологической поддержки, их реабилитации, чтобы не сформировать ситуацию полнейшей неприязни «изгоев» в коллективах. Необходима организация по оказанию посильной помощи в решении проблем конфликтных солдат, создание возможностей для их углубленного изучения, широкому их вовлечению в общественную жизнь.
Таким образом, данные нашего исследования подтверждают то, что эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек оценивает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам (поступкам), срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
Голубова Вера Михайловна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь
e-mail:
Голубова В. М. Изучение особенностей социально-психологической адаптации солдат срочной службы к условиям армии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.