ДАТСКАЯ ШКОЛА: ПЕДАГОГИКА МЕЖДУ СТРОК
УДК 159.923
Аннотация. Предметом данной статьи являются гуманистические ценности датской педагогики. Автор раскрывает задачи обучения в датской школе. Описывает важность и приоритетность социальной компетентности учащихся. Раскрывает специфику школьного образования, «центрированного на ребенке».
Статья опубликована в сборнике: «Школа 21 века». Материалы Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет, 2012. // Под ред. Вачковой С.Н., Коджаспировой Г.М.
Ключевые слова: школьное образование Дании, гуманистические ценности, социальная компетентность.
Система образования в датской школе, в том числе структура образования, достаточно подробно описана в работе Л.Г. Шкоркиной «Народное образование Дании», которая базируется на официальных документах. Особенности датской школы свежим взглядом гостя отражены в статье О. Леонтьевой «Система образовании в Дании». Я остановлюсь на том, что в официальных документах не написано, но что читается в школьной педагогике между строк, день за днем. При описании буду использовать свой собственный опыт взаимодействия с датской школой – опыт мамы, члена попечительского совета государственной школы, работника образования, научного сотрудника. Гуманистические ценности датской педагогики будут предметом этой статьи. Конечно, это очень большая тема, которую в данном случае мне удастся только обозначить.
Задачи школьного обучения. В датской школе, как ни странно, положение определяет не Министерство образования Дании. Министерство образования, естественно, разрабатывает все необходимые нормативные документы. Однако директивы Министерства образования приходят в школу не прямым путем, а опосредованно – преломляясь через призму решений учительского профсоюза и политиков, а также датскую ментальность и ценности датской демократии.
Два главных завоевания датского учительского профсоюза отличают работу датского учителя от российского, это – «методическая свобода» и решение о том, что учитель не несет ответственности за результаты обучения. Понятие «методическая свобода» означает то, что каждый учитель может преподавать так, как он считает нужным, на деле это выглядит – «как может». Методическая свобода учителя привела к тому, что, во-первых, при подготовке учителя в профессиональном учебном заведении не изучаются методики преподавания предметов, и, во-вторых, исключается контроль за работой учителя в классе.
Другое завоевание – решение о том, что учитель не несет ответственности за результаты обучения – означает то, что у учителя нет обязанности «научить» ученика на уроке и, тем более, за его пределами. Качество подготовки домашних заданий – не дело учителя, как и многие другие составляющие учебного процесса, например, дать сильному ученику дополнительное задание, чтобы он работал, а не скучал, или установить дисциплину в классе, чтобы обеспечить ученикам возможность слушать и выполнять задания. Результаты обучения, домашние задания – это ответственность родителей и самого ребенка.
Общий подход к обучению основывается, осознанно и неосознанно, на идеях датского философа Н.Ф. Грунтвига, прежде всего на той мысли, что задачами школьного обучения являются просвещение и образование. На практике первая задача реализуется как ликбез – ликвидация безграмотности, которая базируется на принципе доступности образования всем гражданам страны. Доступность образования понимается буквально – как с материальной точки зрения, так и с интеллектуальной, то есть содержание обучения рассчитано на усредненный вариант ученика. Такая постановка вопроса имеет соответствующие следствия: минимальный уровень образования имеют все благодаря государственной школе, более высокий уровень образования – дело частных школ и проблема родителей. Вторая задача – образование – понимаемая в российской педагогике, прежде всего, как совокупность знаний – в датской педагогике имеет более широкое значение. Кроме того, знания здесь – не самая большая ценность.
В документах Министерства образования Дании цель школьного образования формулируется так же, как и в документах Министерства образования любой другой страны: знания, умения, навыки. Современные педагогические исследования прибавляют к этому компетентность, или компетенции. Однако «педагогика между строк» говорит иначе, и это показывают частные беседы с учителями. Приведу фрагмент диалога русского родителя с учителем одной из датских школ:
- Почему вы так плохо учите детей в школе? Такой низкий уровень знаний им даете?
- Понимаете, в датской школе нет задачи: давать детям знания.
- Какая же тогда у школы задача?
- Научить ребенка любить себя.
- Кто же будет заниматься образованием ребенка?
- Видите ли, надо иметь в виду, что Дания – это маленькая сельскохозяйственная страна. Нам не нужно много высокообразованных людей, нам их некуда трудоустраивать. Но нам важно, чтобы каждый в нашем обществе чувствовал себя хорошо.
Понимание качества образования связано здесь не с количеством знаний как таковых, а с умением их применять. С другой стороны, сам подход к обучению в школе, когда ничего не задают учить наизусть и принцип «повторение – мать учения» отсутствует, – такой подход не создает условий для формирования знаниевой основы школьного образования в принципе.
Так или иначе, акцент в датской школе смещается в пользу воспитания гражданина, в фокусе оказывается социальная компетентность ученика. Интересно, что именно по уровню развития социальной компетентности определяют готовность ребенка к школьному обучению. Ребенка могут оставить в детском саду еще на год, несмотря на его интеллектуальную готовность, если он не готов к школе «социально». Уже в младшей группе детского сада ребенку могут «поставить диагноз» «социальная некомпетентность», если он играет один, если хочет делать не то, что другие, если он проявляет своеволие и не очень ладит с товарищами. В школе тоже детей приучают следовать правилам и уважительно относиться к правилу как таковому, то есть тому, что обязательно должно выполняться. Ребенок должен быть толерантным по отношению к чужому мнению и аккуратно, непрямо уметь высказывать свое собственное. Вежливость и дружелюбность – азбука социальной компетентности. Самостоятельность и ответственное поведение – основа социальной компетентности, это – то, что формируется всей организацией школьной жизни каждый день. Сдержанность в проявлении чувств – безусловная ценность конструктивного общения в датском обществе. «Тихо и спокойно!» – наиболее часто встречающееся обращение педагогов к ученикам, родителей – к детям.
Социум и педагогика школы.
Как известно, система отношений между субъектами образовательного процесса отражает то положение, которое реально существует в семье и в обществе в целом. Уважение к ребенку, как базовая ценность, приходит в датскую школу из общества: из общественного сознания, из общественных отношений. В некотором смысле не только педагогику Дании можно назвать «центрированной на ребенке», но и все окружающее ребенка коммуникативное пространство. Это не значит, что его опекают или развлекают, но его всегда «замечают» в общении первым. Типичная ситуация: стоят две мамы со своими детьми, подходит третья, незнакомая двум другим, с ребенком – приятелем другого ребенка – одной из мам. Знакомство осуществляется следующим образом: «Это Виктория! – указывая на ребенка, скажет общая знакомая, – а это – ее мама». В большинстве случаев мамы плохо знают, как кого зовут по имени и называют друга, просто, например, «Сарина мама». Это может звучать и в прямом обращении: «Здравствуйте, Сарина мама». Когда такая ситуация происходит не раз и не два, а является нормой отношений, то ребенок чувствует свое значение уже с первых дней своей социализации, понимает, что у него есть свое собственное место, что он сам по себе, а не приложение к взрослому. При этом другие регуляторы его поведения вступают в силу и не дают ребенку «пользоваться» своим «привилегированным» положением.
Важно не только то, как относится к ребенку знакомый взрослый, но и то, как к нему относятся незнакомые люди в общественных местах, в транспорте, в поликлинике. Так, в Дании служащие и посетители, прохожие и попутчики всегда терпеливо и с интересом ответят ребенку на его вопросы, и будут отвечать столько, столько ему потребуется. В самом датском обществе ребенок воспринимается взрослым окружением не как младший, а как равный, независимо от того, сколько ему лет.
Эта привычка относиться к ребенку с уважением переносится и в школу. В своде законов об образовании, в документах Министерства, как и в учебниках по педагогике не написано, что в школе нельзя оказывать морального давления ни на кого из субъектов образовательного процесса, однако это негласное правило действует как закон. Исключения из правила бывают, что только подтверждает само правило: ни ребенка, ни тем более его родителей, нельзя отчитывать, повышать голос, ругать, «ставить на вид», вызывать родителей, выносить общественное порицание, то есть оказывать моральный или психологический пресс в той или иной форме. «В датской школе не принято делать замечания детям» – сообщает директор школы родителям-иностранцам.
На родительских собраниях, которые проводятся не чаще, чем два раза в год, не называется имен, обсуждения проблем ведутся относительно поиска решений в конкретных ситуациях без «поиска виноватых». Собрание больше похоже на родительские посиделки за чашечкой кофе, чем на классное собрание: доверительные отношения, повествовательный, без критики, тон рассказчика у учителя, атмосфера сотрудничества. Вопросы успеваемости учеников выносятся за рамки общих собраний и обсуждаются на индивидуальных собеседованиях.
Культуре, или этике, собеседований придают большое значение, и проведение таких бесед требует от учителя специальных, хорошо отработанных, профессионально-педагогических умений. Обычно на каждом собеседовании присутствует два учителя – учитель датского языка и учитель математики, они же находятся в статусе классных руководителей (их, традиционно, два в каждом классе). Отмечу некоторые особенности проведения подобных собеседований учителей с родителями, вернее будет сказать, – собеседование учителей с учеником в присутствии родителей, потому что речь учителей обращена к ученику, а не к родителям. Сначала родители только присутствуют при разговоре учителей с их ребенком: слушают, что говорят учителя их ребенку, что тот отвечает им. После завершения разговора, редко – в течение разговора, родители могут задавать свои уточняющие или другие вопросы учителю и своему ребенку, или дать свой комментарий услышанному, выразить свое беспокойство в связи с каким-либо вопросом или же, напротив, удовлетворение. На индивидуальное собеседование выделяется 45-60 минут, и это время тоже сопровождается чашечкой кофе. Последнее, понятно, используется как некий ритуал, символизирующий доброжелательность и готовность к конструктивному диалогу с учеником и его родителями, которые для датского учителя являются не «подчиненными», а партнерами, то есть равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса. Партнерство предполагает отсутствие опеки со стороны учителя и делегирование ответственности за результаты обучения семье.
Индивидуальные беседы проводятся два-три раза в год. Содержанием беседы являются успехи ученика по предметам и его социальная компетентность. Об оценках своего ребенка родители узнают именно на таких встречах, поскольку каждодневных оценок в датской школе нет, и дневников, соответственно, тоже. Два-три раза в год родители, таким образом, «обнаруживают» успехи своих детей в так называемом «плане ученика». «План ученика» состоит из нескольких страниц, обычно 2-5, в которых кроме самих оценок, представлены мнения учителей-предметников о том, что у ученика получается хорошо, а что желательно улучшить. По некоторым предметам – датский язык, математика, английский язык, физика – выделяют несколько параметров, такие как: устный, письменный, понимание проблемы, чтение, правописание, понимание текста, сочинение, оформление работы.
В социальной компетентности выделяют отношение к себе и к другим людям: отношения с одноклассниками и учениками параллельных классов, то есть особенности функционирования ученика в группе сверстников, участие его в общих мероприятиях, способность быть хорошим другом, умение взять на себя инициативу, общительность и открытость общению, самостоятельность в суждениях, независимость от чужих мнений, ответственность за свои вещи, способность «руководить» собой и организовать себя. Этот репертуар качеств, оцениваемых в качестве социальной компетентности, не имеет стандарта и варьируется от школы к школе.
Завершая эту статью, хотелось бы обратить внимание на то, что гуманистическая педагогика, являющаяся буднями современной датской школы, родилась не в один день. Это – путь, который был выбран в свое время политиками и специалистами и поддержан обществом. Этот выбор, безусловно, отражает ментальность народа и его моральные ценности, по сути социалистические, в частности, признание за одним гражданином тех же прав, что есть у другого. Независимо от того большой он или маленький.
Анализируя педагогическую реальность, не будем забывать о том, что становление новой парадигмы обучения и воспитания – это динамический, диалектический процесс, в котором не только появляются приобретения, но и возможны потери. Строя позитивное новое, надо быть предельно внимательным к позитивному «старому» – классическому, традиционному, проверенному практикой. На примере датской школы, можно видеть, что «размытость границ» идеи равноправия фактически обесценила идею индивидуального подхода. Гуманистическая позиция по отношению к ребенку – «равные возможности для всех» плавно деформировалась в позицию «быть как все» и в еще более опасную позицию – «все как один».
В заключение отмечу, что в Дании существует большое различие между постановкой вопроса в школьном образовании и в «послешкольном», то есть – в гимназии, в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Там, в отличие от школы, много учатся и многому учат. Самая большая загадка датской педагогики на взгляд российского учителя, заключается в том, что, несмотря на очевидно низкий уровень образования в школе, выпускники вузов оказываются достаточно хорошо подготовленными и конкурентоспособными на европейском рынке труда.
Даже после десяти лет изучения датской системы обучения для меня, как исследователя, так и остается открытым вопрос: прав или не прав тот датский учитель, который сформулировал в интервью задачу школьного обучения следующим образом: «Главная задача школы – продлить как можно дольше ребенку детство».
Литература
- Леонтьева О. Система образования в Дании. Газета «Первое сентября», 2002, № 72. [Электронный ресурс]http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200207209
- Попова М.В. Одна и без охраны. Газета «Школьный психолог», 2011, № 4.
- Шкоркина Л.Г. Народное образование Дании,1999. [Электронный ресурс] pdf
- Bjerg J. (red.) Pædagogik – en grundbog til et fag. Kоbenhavn, Hans Reitzels Forlag, 2003. – 636 c.
- Elle B., Nielsen K., Nissen M. (red.) pædagogisk psykologi – positioner og perspektiver. Roskilde Universitetsforlag, 2006. – 284 c.
Попова Маргарита Владимировна – научный сотрудник, руководитель проектов, Институт Психологии и Образования, Роскильдский Университет, Дания
е-mail:
Попова М. В. Датская школа : педагогика между строк.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.