ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА

 

УДК 159.316.6

English version:

Аннотация. В статье описан генезис лидерства как социально-психологического явления. Кратко показаны исторические вехи взглядов на лидерство, его трактовки и составляющие. Показаны позиции зарубежных и отечественных специалистов относительно происхождения лидерства.

Ключевые слова: лидерство, руководство, генезис лидерства, лидерология.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Проблема лидерства корнями уходит в историю человеческих взаимоотношений. На протяжении всей истории человечества, включая доисторический период, имела место иерархия отношений, в которой выделялись вожаки – лидеры и подчиненные. Со времен Древних государств существовала формальная структура общественного управления, в которой четко выделялись её лидеры – фараоны, императоры, короли, генералы, военноначальники, губернаторы и др. Это верховный эшелон лидерства, приводящий государство либо к прогрессивному развитию и процветанию, либо к распаду и полному краху.

Одним из первых разработчиков проблемы лидерства можно назвать Платона, который в своём «Государстве» предложил три типа лидерства: а) философ – государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости; 6) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других                 людей своей воле; в) деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей [11].

Изучая генезис лидерства, отметим, что важное влияние на современные исследования в области лидерологии сыграли исследования Монтескье, Плутарха и Н. Макиавелли.

Теория лидерства Н. Макиавелли (1522) содержит четыре основных положения: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Наибольшее влияние на современных ученых оказали работы таких учёных как: Т. Карлейль (1840), Ч. Ломброзо (1863), Г. Спенсер (1880), А. Жоли (1883), Г. Тард (1886) и Г. Лебон (1895). В работах этих ученых лидерство рассматривалось как героизм; тщательно изучалась наследственность таланта руководителя; лидер описывался как вожак, отличающийся своими выдающимися качествами: обаянием, силой, умением повлиять на других и харизмой [цит. по 8].

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, объяснял феномен лидерства на основе наследственных факторов. Его работа «Наследственность таланта, ее законы и последствия», опубликованная в 1869 году, стимулировала ряд исследователей выдвинуть предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств (черт), позволяющих им занимать лидирующие позиции.

З.       Фрейд        (1927)       происхождение         лидерства представлял как первобытную форму человеческого общества, которой была орда, над ней неограниченно властвовал «сильный самец» среди толпы равных между собой товарищей. Фрейд считал, что только исключительные личности могут заставить массы обратиться к полезной работе. Согласно Фрейду, исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Он рассматривает лидера как гипнотизера, воздействующего на последователей. Фрейд считал, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Вслед за З. Фрейдом, Э. Фромм и Т. Адорно акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По их мнению, в процессе сублимации либидо проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Известные английские ученые М. Вудкок и Д. Фрэнсис (1918-1920) провели грань между ролями лидера и руководителя и отметили, что функция лидерства не обязательно постоянно закреплена за одним человеком. Вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент [2].

В числе первых исследователей психологии лидерства в ХХ веке можно назвать Курта Левина, он выделил общую психологическую составляющую деятельности всех лидеров (руководителей), обозначив её лидерством (1937). С тех пор это понятие употребляется в социальной психологии, и стало общеупотребительным. Выделенные К. Левиным стили лидерства рассматривались через призму власти, что нашло отражение в многочисленных работах различных ученых, занимающихся как социальной психологией, так и проблемами управления (Р. Стигдилл, Г. Кунц и О'Донелл, Мескон с соавторами и др.).

Первое употребление терминологии, относящейся к обозначению стилей лидерства, было заимствовано К. Левиным из сферы государственного управления – авторитарный, демократический, анархический (попустительский) стили.

В 40-х годах прошлого века ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют лидера как человека, который играет в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей [7]. В. Кац и Л. Эдигер (1948), определяют лидерство как влияние, которое характеризуется постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.

По Б. Калофу и С. Седербергу (70-е годы), лидерство является комплексным понятием, которое включает в себя несколько составляющих: 1) ассоциация с человеческими качествами; 2) процессом, в котором «ведут ведомых»; 3) результатом деятельности человека [4, с. 87].

Популярный американский психолог Дж. П. Кенджеми (80-е гг) сделал вывод, что власть авторитета представляет собой способность пробуждать, мотивировать людей, убеждать, одобрять. Власть авторитета присваивается субъекту группой, которой вместе с лидером используется для достижения поставленных в организации целей [5].

С психологической точки зрения, при помощи власти авторитета можно положительно мотивировать людей, чем при использовании власти полномочий. В основе власти авторитета, лежит уважение к личности. Власть авторитета – это рефлексирование своих способностей и особенностей, а также и своих подчиненных. У таких лидеров высокая самооценка, высокий уровень притязаний, самоуважения и самосознания. Они оценивают не только свои сильные, но и слабые стороны.

Д. Майерс (1990) определяет лидерство как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Определенный вклад в понимание различных аспектов феноменологии лидерства внесли отечественные психологи: Н.К. Михайловский (1884), А.С. Зaлужный (1921), А.Ф. Лазурский (1925), Л. Войтоловский (1925), В.М. Бехтерев (1928), М.Г. Ярошевский (1998) и др.

Так, по Н.К. Михайловскому (1884) лидерство рассматривается через определение понятия «герой». Героем он называет того человека, который первым совершает то, что хочет толпа, то есть подчеркивает его решительность, способность своим примером увлечь за собой. Н.К. Михайловский обращает внимание на качества, которыми обычно обладает герой: необычность, возраст, пол, способность воодушевлять толпу и увлекать за собой, использование механизма подражания. Но главное условие выдвижения героя, по Н.К. Михайловскому, – это требование среды [8, с. 97].

А.С. Залужный (1921) рассматривал типы вожаков и генезис вожачества; он создал методику по организованности детского коллектива, где в качестве показателя организованности выделял вожака с большим опытом, и задания, предлагаемые группе, позволили в том числе выявить лидеров [3].

Л. Войтоловский (1925) рассматривал понятие «вожак» и «вождь». Так, вожак в его пониманий стоит во главе толпы, пассивно следуя за ней; а вождь – партия (промежуточная инстанция между вождем и классом). В трудах Л. Войтоловского рассматривается теория о том, что лидером может быть не только один конкретный человек, а группа людей [1, с. 89].

Л.Ф. Лазурский (1925) в своей знаменитой классификации личностей выделил отдельный тип практиков-реалистов, к которым относил в качестве подтипа властных людей (Наполеона, Кромвеля, Бисмарка).

Для лидерологии представляют интерес труды В.М. Бехтерева (1928), по внушению как механизму воздействия одной личности на другую (и на группу). В.М. Бехтерев выделял два основных способа воздействия одних людей на других: внушение и убеждение. Он подчеркивал взаимность процесса внушения – взаимовнушение. Он также указывал на способ управления толпой – её организация, и отмечал связь сексуальности с общественной деятельностью.

По В.М. Бехтереву, актуальность изучения лидерства как социального явления и процесса, объясняется прежде всего тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом.

Важный вклад в отечественную лидерологию внес Е.А. Аркин (1936). В понимании вожака он подчеркивал влияние группы и роль других её членов; им была создана программа-методика для выявления вожачества. Е.А Аркин считал, что вожаками являются не только те дети, которые организовывают деятельность группы, но и дезорганизаторы. Он доказывал, что сила вожака не в любви к нему детей, а в том, что он первый указывает наиболее доступные, надежные и экономные пути прорыва детской активности, вовлекая детей в ту или иную деятельность. То есть ценность лидера в том, какие перспективы открывает для развития группы тот выход активности, который предложен вожаком.

К проблеме вожачества обращались: В.А. Вагнер (1924-1929), Н.А. Витке (1924), П.П. Блонский (1934), А.С. Макаренко (1935), Д.Б. Эльконин (1989) и др. отечественные исследователи в изучении генезиса лидерства.

По мнению Б.Д. Парыгина (1973), «под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированных господствующими в обществе социальными отношениями».

Лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отмечает социальный психолог Р.Л. Кричевский (1993), лидер – член группы, обеспечивающий ведущее влияние в группе. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти» [6].

В.И. Румянцева (1996) оценивает лидерство масштабно, как целостный и в то же время многомерный социально-психологический феномен: «Лидерство как социально-психологическое явление включает в себя некую совокупность основных составляющих его компонентов, как феномен: процессы, структуру, функции лидерства, личность лидеров и ведомых, вклад в совместную трудовую деятельность, цели и задачи групповой работы, процессы восприятия людьми друг друга, образы представлений о личности лидера, типах лидеров, представление об индивидуальном вкладе каждого участника группы, процессы межличностного общения, каналы коммуникации и др.» [10, с. 137].

Таким образом, видно, что в различных источниках имеется множественность трактовок и характеристик феномена лидерства. Так, под лидерством понимается: многоаспектное социальное явление, которое проявляется в организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели; отношение доминирования и подчинения в системе межличностных отношений; способность оказывать влияние на отдельные личности и группы; умение работать с людьми – убеждать, вдохновлять, внушать, эмоционально заражать и направлять их к оптимальному, выигрышному для всех результату; предприимчивость и эффективная коммуникация, целеустремленность, настойчивость, личностная сила, компетентность; умение управлять не только другими людьми, но и, прежде всего, самим собой; высоко развитая субъектность, то есть высокая мера самостоятельности и критичности мышления, личностная активность, рефлективность и инициативность.

Несмотря на то, что тема лидерства разрабатывается на протяжении длительного времени психологами, социологами, специалистами в области менеджмента, единой признанной и принятой теории лидерства, которая бы отражала общее видение теоретиками и практиками феномена лидерства и фигуры лидера до сих пор не существует. Само понятие «лидерство» также не поддаётся точному определению. Однако попытка понять генезис феноменологии лидерства и упорядочить взгляды на данную проблему дает возможность глубже разобраться в данном социально-психологическом явлении, понять его кори, суть и специфику.

 

Литература

  1. Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. − В 2ч. М.П.: Гос. изд-во, 1925. − Ч.1. − 88 с.
  2. Вундок М. Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. Пер. с англ. − М.: Дело, 1991. − 320 с.
  3. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. − М.; Л.: Госиздат, 1931. − 145 с.
  4. Карлоф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. Пер. со шведск. − М.: Дело, 1996. − 352 с.
  5. Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Психологические проблемы в бизнесе. // Под редакцией Т.Н. Ушаковой. Пер. с англ. − Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.
  6. Кричевский Р.Л. Если вы − руководитель. − М.: Дело, 1996. − 352с.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. − М.: Дело, 1997. − 704 с.
  8. Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. 4-е изд. − СПб., 1906-1914.
  9. Соловьева О.В. Психология лидерства. – Ставрополь: СГУ, 2010. – 288 с.
  10. Румянцева В.И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства. - СПб.: СПб ГТУ, 1996.
  11. Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., L.:  Free Press, 1974. – 613 р.

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гаврилова Кристина Владимировна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук кафедры переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Соловьева О. В. Гаврилова К. В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.