ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

 

УДК 159.99

English version:

Аннотация. В статье раскрывается суть энтропийного подхода в психоанализе. Данный подход применим к понимаю отношений «пациент-терапевт». Отношения «пациент-терапевт» носят конфликтный характер, имея в виду борьбу за негэнтропийный информационный ресурс каждого. В основе успешной глубинной терапии лежат три фундаментальных фактора: реконструкция личностного мифа пациента, дополняющая к пациенту ресурсность терапевта, способность пациента к переносу.

Ключевые слова: гомеостаз, конфликт, личностный миф, негэнтропия, перенос, психоанализ, энтропия.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Живой организм в среде

Живой организм, являясь высокоорганизованной структурой, находится в неравновесном балансе в среде с высокой энтропией (мерой неупорядоченности) и способен удерживать этот неравновесный баланс на протяжении определенного времени. Поддержание оптимального неравновесного состояния со средой живым организмом возможно лишь благодаря постоянному притоку «высокоорганизованной энергии», получаемой путем употребления в пищу сложных белковых соединений, углеводов, жиров и проч. и выведения низкоорганизованной энергии в форме тепла, а также высокоэнтропийных продуктов жизнедеятельности [4].

Любые попытки удержания низкоэнтропийного состояния живым объектом неизбежно связаны с определенными усилиями по преодолению сопротивления более высокоэнтропийной среды. Так что центральной характеристикой живого объекта, отличающей его от неживой материи, является усилие по отношению к внешней среде, воздействие на нее с целью удержание гомеостатического низкоэнтропийного состояния. Таким образом, можно говорить об определенном напряжении, которое возникает на границе раздела двух сред – живой и неживой (низко – высокоэнтропийной). Аналогичное напряжение возникает и при контакте с любым другим живым организмом. Каждый из них, являясь элементом внешней по отношению к исходному среды, оказывается объектом воздействия и оказывает сопротивление этому воздействию. В этом смысле для исходного живого объекта любой элемент внешней среды, как живой, так и неживой, является частью среды, на которую объект осуществляет воздействие с целью поддержания высокоорганизованного и низкоэнтропийного состояния. В свою очередь эти внешние объекты оказывают сопротивление такому воздействию, пытаясь сохранить собственное гомеостатическое состояние.

Все без исключения потребности в отношениях с внешней средой исчерпываются необходимостью в поддержании и оптимизации гомеостаза либо индивидуального либо группового.

Конфликт как способ поддержания психофизиологического гомеостаза и два вида энтропии

Напряжение, возникающее на границе живого объекта и внешней среды и в частности между живыми объектами, дает основание характеризовать отношения между ними как конфликтные, поскольку центральной характеристикой конфликта является напряжение между двумя или большим числом полярных элементов. Очевидно, что необходимость в поддержании гомеостаза в таких условиях и существование в связи с этим в условиях перманентного конфликта со средой и, следовательно, конфликт, в самом широком смысле этого слова, это наиболее общая характеристика любого живого объекта.

Переходя от абстрактного живого объекта к человеку можно вспомнить, что еще античные мыслители, такие как Платон, а вслед за ними и З. Фрейд рассматривали существование субъекта как результат противостояния двух полярных сил – порядка и хаоса. У Платона в его мифе о душе это Дикий и Благородный кони[5]. У Фрейда это противостояние сил Эроса и Танатоса [8]. И в том и в другом случае речь идет о силах увеличивающих и уменьшающих организованность человека как системы. Более того, в своей автобиографии Фрейд говорит о т.н. «упругости» психики, то есть стремлении после внешних и внутренних воздействий возвращаться в свое исходное состояние. О том же, однако на уровне этносов, писал и Л. Гумилев [2]. Он описывает взаимодействие этносов как склонность одних этносов или «антисистем» осуществлять разрушающее воздействие на другие, «позитивные этнические системы» и способность или неспособность последних противодействовать этому (своего рода «упругость»).

Здесь, однако, важно иметь в виду, что взаимодействие субъекта со средой в плане энтропийного обмена, включает два качественно различных аспекта: это либо поглощение/отведение из среды в среду продуктов усвоения/обмена, здесь энтропия выступает в своем естественнонаучном или вещественном понимании [6]; и поглощение/отведение информации [9]. В последнем случае энтропия выступает в своей информационной ипостаси. Таким образом, можно говорить о двух модальностях энтропии – вещественной и информационной. Необходимо отметить, что эти два вида энтропии взаимосвязаны, однако на сегодняшний день эта связь еще определена не в полной мере. Несмотря на это, для целей дальнейшего изложения будет достаточно понимание того, что энтропийные отношения со средой имеют два аспекта – вещественный и информационный. Первый имеет несомненный физиологический смысл, а второй психологический (в случае внешнего обмена с другими людьми – социальный).

Обобщая, можно сделать следующий вывод, наиболее глубоким, фундаментальным свойством любой живой системы является необходимость поддержания гомеостаза. Все без исключения потребности взаимодействия с внешней средой обусловлены только этой необходимостью. Психика, как информационная компонента, регулируя отношения с внешней средой, в качестве сверхзадачи также следует этой необходимости. При этом все внешние отношения могут рассматриваться как потенциально снижающие или увеличивающие энтропию живой системы. Тоже можно сказать и о внутренних источниках.

Любой внешний объект, в этом смысле, является вызовом для внутренней среды. Он может быть как источником негэнтропии (упорядоченности), так и энтропии. При этом отношения с высокоорганизованными объектами носят в основном информационный характер (понятно, что есть ситуации и вещественного энтропийного обмена, в частности, отношения младенца к его матери включает вещественный аспект поглощения негэнтропии), однако отношения с ними определяются той же потребностью в поддержании гомеостаза и они сами выступают для субъекта либо как источники негэнтропии, либо как угроза увеличения энтропии.

Чем более высокоорганизован объект, тем большее место в его отношениях со средой занимает информационный обмен.

Потенциальные объекты или ситуации, несущие негэнтропию для субъекта в физиологическом, вещественном плане это пища, воздух, вода, состояние отдыха. В информационном плане это симпатичный человек или животное, живая или неживая природа, порождающая позитивное чувство, сенсорная стимуляция (например, массаж) и т.д. К объектам, потенциально способным увеличить физиологическую энтропию нужно отнести продукты жизнедеятельности, испорченные пища, вода или воздух, усталость, болезнь, телесную деструкцию, дисморфии и т.д. В информационном плане это неживая или изуродованная природа, порождающая чувство брезгливости, отвращения или опасности, опасные люди или животные или другие объекты, сенсорная стимуляция, речь и поведение другого вызывающие неприятные ощущения и эмоции и т.п.

Естественным регулятором энтропийных отношений с внешней или внутренней средой выступают эмоции. Позитивные эмоции должны мотивировать субъекта к установлению отношений с внешним объектом, вызывающим эти эмоции или сохранять тот способ активности, который приводит к появлению этих эмоций и таким образом усиливать негэнтропийный потенциал. Негативные эмоции напротив, мотивируют субъекта к прекращению отношений с объектом, переходу к защите или нападению как защитной стратегии в отношениях с ним, прекращению активности, вызывающей негативные эмоции и таким образом пытаться не допустить увеличения собственной энтропия. Дружественные объекты это те, которые готовы поделиться с субъектом организованностью (негэнтропийным потенциалом) в той своей части, где она имеется в достатке и в тоже время субъект готов поступить также по отношению к ним. Враждебные это такие, которые пытаются использовать негэнтропийный потенциал субъекта ничего не давая взамен. Обедненность одного и того же ресурса у обоих вынуждает их переходить в защитную или агрессивную позицию. Переходя непосредственно к теме доклада нужно отметить, что успешная психотерапия возможна лишь в случае «дружественности» или другими словами, дополнительности ресурсности терапевта по отношению к пациенту.

Энтропия и перенос

В психоанализе под переносом понимается воспроизведение инфантильного отношения к опекающим лицам в детстве пациента [7]. При этом, позитивный перенос в психоаналитической (да и любой другой) терапии, рассматривается как единственный терапевтический фактор. Такая двойственная роль переноса выглядит внутренне противоречивой, поскольку с одной стороны это простой опыт фрустрированной сексуальности (позитивный перенос), а с другой это нечто таинственное, что позволяет достичь позитивных внутрипсихических изменений. Отсюда можно сделать вывод о том, что перенос это своеобразное состояние пациента, переход в которое представляется чем-то наподобие «режима настройки» с включением способности психики к структурной и функциональной пластике. Эта способность носит инфантильный характер и у взрослого ее включение возможно только в определенных условиях, в частности, терапевтических.

С информационной точки зрения, перенос представляется своеобразным открытым каналом связи между терапевтом и пациентом, который делает возможным усвоение полученной от терапевта информации как вербальной, так и невербальной, как смысловой, так и эмоциональной, минуя барьер критики. Передача такой информации приводит к снижению информационной энтропии психики в полном соответствии с принципом Брюллиэна: «Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию» [1]. При этом открытие пациентом канала к самым глубоким психическим структурам и процессам подразумевает интуитивное ощущение, что этот конкретный терапевт обладает нужным для пациента ресурсом, который позволит восстановить гомеостатическое состояние или оптимизировать его. То есть ощущение, что терапевт готов поделиться собственным негэнтропийным потенциалом с пациентом и тем самым снизить высокий уровень энтропии психики, сопутствующий любому неоптимальному ее функционированию.

Энтропия и личностный миф

Цель любой психотерапии и психоанализа в частности состоит в достижении оптимального психического состояния субъекта терапии. Многоаспектность этого явления очевидна. При этом, если говорить о глубиннопсихологических психотерапевтических направлениях, то одним из основных элементов такой оптимизации становится формирование или коррекция неосознаваемого личностного мифа пациента [3].

Личностный миф выполняет туже функцию, что и миф социальный, отсутствие или разрушение которого делает социум нежизнеспособным. Разрушение социального мифа всегда приводит к «болезни» общества, а затем и к развалу соответствующей социальности. Совсем недавний опыт нашей собственной страны является хорошей иллюстрацией этого положения.

Миф в психике выполняет туже структурирующую функцию, что и миф в социуме. Это своеобразный психический скелет, целостность и совершенство которого являются фундаментом оптимального психического функционирования.

Адекватный, целостный личностный миф является одним из неотъемлемых элементов достижения оптимального уровня функционирования психики и с энтропийной точки зрения представляется основой формирования состояния психики с более низкой энтропией и одновременно с более высоким и стабильным уровнем организации.

В самом общем виде мифы наиболее распространенных форм психических расстройств, с которыми сталкивается психотерапевт, могут выглядеть следующим образом. Неврастения – «Я должен быть не хуже других, однако я все время отстаю». Фобии – «Если я сделаю то, чего так боюсь, то погибну». Истерия – «Я готов на все что бы быть в центре внимания. Я должен вызывать у окружающих сильные эмоции иначе я не существую». Навязчивости – «Соблюдение ритуала оберегает меня от страшной опасности». Депрессия – «Я никому не нужен, жизнь не имеет смысла». При шизофрении наиболее ярко проявляется отсутствие целостности личностного мифа.

С информационной точки зрения личностный миф может рассматриваться как способ упорядочивания информационных потоков.

Патология и энтропия

Любое неоптимальное функционирование психики как системы будет связано с увеличением хаотичности процессов в ней протекающих, то есть, страдающая психика более энтропийна, чем психика благополучная. Само по себе страдание это сигнал и мотив для поиска изменения внутрипсихической ситуации в сторону более оптимального функционирования, что закономерно связано со снижением хаотичности психических процессов и усилением негаэнтропийных (упорядочивающих) процессов. Поскольку при патологии внутренний потенциал для оптимизации психических процессов исчерпан (иначе психика как система достигла бы оптимального состояния с помощью саморегулирования), негэнтропийный потенциал должен быть заимствован из вне. Причем, что важно, именно в своем информационном выражении, поскольку психика, это прежде всего, информационная система.

Вначале выскажу следующую гипотезу: в основе любого психического страдания лежит компульсивная информационная потребность. Это объясняется тем, что само по себе страдание есть мотиватор для поиска внешних или внутренних ресурсов для восстановления гомеостатического состояния и поскольку такового не находится, потребность не может быть удовлетворена.

Эта проблема является результатом того, что имеющийся личностный миф субъекта не позволяет ему обращаться к поиску нужного информационного ресурса и ориентирует субъекта на ложные, компенсационные пути такого поиска. В частности, информационная потребность, может компенсироваться потребностью телесной, что, например, наблюдается в виде «заедания» депрессивного аффекта при булимии. Здесь целесообразно ввести термин «модальность информационного запроса» поскольку сама информационная потребность также может выражать себя через запрос на определенный вид или «модальность» информации. Это могут быть эмоциональные запросы, осязательные, обонятельные, визуальные, дигитальные, аудиальные. При этом несоответствие объективно требующейся информационной модальности и получаемой также может порождать компульсивность в попытках удовлетворения информационной потребности.

В качестве примера можно рассмотреть такой распространенный сегодня вид расстройств как неврастения. Это расстройство предполагает, что у субъекта процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. При неблагоприятном стечении обстоятельств эта особенность приводит к тому, что человек формирует установку на постоянную «гонку за лидером» с ощущением вечного отставания от других. Последнее мотивирует его к продолжению попыток догнать других, например, в работе, учебе, спорте и т.д., пренебрегая необходимостью отдыхать и восстанавливать свои силы, что рано или поздно заканчивается нервным истощением. «Дефект» психической структуры, вызывающий увеличение энтропии, заявляет о себе через компульсивную потребность догонять других, агомеостатическое состояние психики видится субъекту как состояние достижения первенства в социуме. Личностный миф такого человека связан с избыточной ориентацией на социальность в ущерб здоровой эгоцентрической и самоценностной ориентации. Характерные для этого расстройства нарушения сна также отражают избыточную ориентацию на внешнюю среду в информационном плане. Таким образом, психотерапевт должен обладать дополнительным к пациенту ресурсом, то есть, быть в достаточной мере самоценным и эгоцентричным. Заимствование этого ресурса через идентификацию и впоследствии интернализация этих особенностей позволит пациенту уйти от сверхценного отношения к информационным факторам внешней среды и компульсивных попыток ориентации на других. Переносные реакции терапевта в этом случае зачастую выглядят как ощущения человека, с которым постоянно соревнуются или конкурируют, что может вызывать раздражение так характерное для неврастении. В ситуации терапии речь и поведение пациента вызывают сдвиг психического гомеостаза терапевта, а его реакция на такой сдвиг становится образцом для последующей интернализации пациентом. Речь и поведение пациента здесь являются способами отведение информационной энтропии во вне. Таким образом, можно сделать вывод о том, что терапевт находится в высокоэнтропийной среде, формируемой страданием пациента и от его ресурсности зависит успех терапии.

Заключение

Подытоживая приведенные выше соображения можно сформулировать следующие суммарные позиции энтропийного подхода к понимаю отношений «пациент-терапевт».

1.Отношения «пациент-терапевт» носят конфликтный характер, имея в виду борьбу за негэнтропийный информационный ресурс каждого.

2.Психическое страдание представляет собой сигнал об увеличении энтропии психики как информационной системы с одной стороны и мотиватор к поиску нужного информационного ресурса во вне с другой.

  1. В основе психического страдания лежит компульсивная информационная потребность, которая порождается неадекватностью или нецелостностью личностного мифа.

4.Личностный миф является структурирующим личность началом, фундаментальным фактором внутренней организации и ее стабильности, то есть, решающим фактором психического гомеостаза.

5.Терапевтический перенос представляет собой своеобразный переход психики пациента в режим «настройки», включение инфантильной способности к пластичности психических структур и процессов. Он же является и информационным каналом, получаемая по нему информация приводит к снижению общего уровня энтропии психики пациента.

6.В основе успешной глубинной терапии лежат три фундаментальных фактора: реконструкция личностного мифа пациента, дополняющая к пациенту ресурсность терапевта, способность пациента к переносу.

Литература

1.Бриллюэн Л. Научная неопределённость и информация: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2006. – 272 с.

  1. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. / Серия Библиотека истории и культуры. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 736с.
  2.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.
  3. Основы общей биологии. / Под ред. Э. Либберта, пер. с нем. – М.: Мир, 1982. – 440 с.
  4.  Платон Диалоги. – М.: Художественная литература, 1965. – 442 с. – (Серия: Библиотека античной литературы).
  5.  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986. – 432с.
  6.  Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456с.
  7.  Фрейд З. Бесстрашие истины: пер. с нем. – сост. С. Капелуш, А. Литвинов. – М.: Вагриус, 2006. – 512 с.
  8.  Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. / Под ред. Р.А. Добрушина и О.Б. Лупанова. – М.: Издательство Иностранной Литературы, 1963. – 829с.

Об авторе

Авакумов Сергей Владимирович – кандидат психологических наук, клинический психолог, супервизор и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), доцент кафедры «Психотерапия» Восточно-Европейского Института Психоанализа (Санкт-Петербург)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Авакумов С. В.Естественно-научный подход в психоанализе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.