МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
УДК 159.99
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование проблемы психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка в условиях неформального образования. Описана модель и технология реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.
Ключевые слова: психологическая поддержка, неформальное образование, родители, первые годы воспитания ребенка.
В любой исторический период развития общества семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический уклад личности, транслирует подрастающему поколению семейные и родовые ценности, является залогом стабильности государства. Современная российская семья ослаблена материально и психологически. Многие родители не готовы выполнять свои родительские функции. Исследователи современного состояния российской семьи (А. Антонов, Л.Г. Волков, В.Н. Гуров, Е.И. Зритнева, Н.Г. Храмова, В.И. Щеголь, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.) оценивают его как кризисное, отмечая снижение воспитательных функций семьи, усиление материнского и снижение отцовского влияния на детей, возрастание тревоги родителей за своих детей и, как следствие, неуверенность родителей в правильности воспитательных действий. В данной связи от степени подготовленности родителей к выполнению родительских функций, т.е. наличия у них определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков (родительской компетентности) напрямую зависит успешность воспитательно-развивающей деятельности родителей.
В этой связи значимыми становятся вопросы проектирования программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка с целью обеспечения формирования их родительской компетентности.
Образовательная среда учреждений неформального образования имеет до сих пор слабо использующийся потенциал в организации не только собственно процесса обучения, но и процесса психологической поддержки родителей. Осуществленный анализ показал, что осмысление проблемы поддержки в науке представлено в достаточной степени. Она рассматривается в рамках гуманистической психологии (А.В. Брушлинский, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др.); психолого-педагогические аспекты поддержки являются предметом изучения в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Т.П. Гавриловой, О.С. Газмана, А.И. Волковой, Н.Н. Загрядской, И.Б. Котовой, С.В. Нетбаевой Л.А. Петровской и др.; социальным аспектам поддержки посвящены работы М. Аргайла, Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс, U. Bauman, S. Cobb, E.L. Jonson и др.; психотерапевтические и медицинские аспекты поддержки исследовались Б.Д. Карвасардским, М.Е. Ланцбургом, Б. Ливехудом, И. Романенко, В. Франкл, Э.Г. Эйдeмиллeром и др.; в исследованиях Л.И. Вассермана, А.В. Петровского, К. Роджерса и др. исследуются вопросы эмоциональной поддержки личности; семейная и супружеская поддержка рассматривались в трудах M. Andrews, C. Cutrona, M. Fiedman, S. Jacobson, K. Sakata и др.; вопросы самоподдержки исследовали В.И. Андреев, С.К. Гроф, А.И. Зеличенко, Cвяцкeвич И.Ю. и др.
В тоже время, обширный теоретический и практический опыт психологов в области поддержки личности в трудные для нее периоды, одним из которых является «родительство» в первые годы воспитания ребенка, указывает на то, что в современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологической поддержки. Она трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (P.М. Битянова); общий метод работы психолога (Н.С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (P.В. Овчарова). Что придает нашему исследованию еще большую актуальность и теоретическую значимость.
В последнее десятилетие отмечается усиление запроса со стороны будущих родителей на послеродовую подготовку, о чем свидетельствует увеличение количества негосударственных организаций, направленных на удовлетворение этой потребности родителей, − только в Москве сегодня действуют более 40 родительских школ и клубов. В настоящее время наблюдается усиление внимания к данной проблематике со стороны государственных органов, как в медицине, так и в образовании. В 2002 г. при Минздраве России создан Координационный совет по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения.
Несмотря на достаточно высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, посвященных подготовке родителей к воспитанию детей, их психологической поддержке в этом процессе, следует констатировать, что основное внимание в них уделяется общим вопросам образования взрослых и психологической поддержки как психолого-педагогическим процессам.
В настоящее время не существует комплексных программ, реализуемых в центрах неформального образования, которые были бы направлены на одновременное обучение и психологическую поддержку родителей в первые годы воспитания ребенка. При этом недостаточно раскрыты процессы проектирования моделей таких программ, отмечается недостаток технологий реализации целостных интегрированных программ обучения эффективному родительству и неразработанность научного инструментария измерения эффективности таких программ.
В этой связи представляется перспективной разработка такого рода задач на базе теоретических предпосылок, заложенных отечественной и зарубежной педагогикой и психологией, которые решали бы проблему психолого-педагогической подготовки родителей к эффективному выполнению родительских функций. Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая наука и практика свидетельствуют об актуальной потребности в проектировании программ неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, научно-теоретическом и практическом обосновании модели и технологии реализации такой программы в образовательном пространстве учреждения неформального образования «Центра М. Монтессори».
Все вышеизложенное обусловливает актуальность исследования и позволяет сформулировать его проблему, которая заключается в следующем: каковы психолого-педагогические и организационно-методические механизмы проектирования и реализации программ неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, направленных на формирование родительской компетентности и коррекцию эмоционально-чувственной сферы личности родителя.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке модели и технологии реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.
Методологическими основами процесса проектирования программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка выступали: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина); антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь); концепция психического и психологического здоровья родителей и детей (И.В. Дубровина); парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова); проектный подход в организации психолого-педагогической поддержки (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).
В результате была разработана модель программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка. Она представляет собой интегрированный инвариант программы и включает целевой, содержательный, психологический, диагностический и результативный модули, связанные логикой развития родительской компетентности и ее компонентов.
Технология реализации разработанной программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка представляла собой процесс последовательной реализации модулей программы: целевого, образовательного, психологического, диагностического и результативного.
Реализация целевого модуля программы представляла собой процесс формулирования цели и задач, которые должны были быть достигнуты в процессе реализации программы.
Реализация содержательного модуля программы представляла собой процесс передачи педагогического содержания программы, разбитый на три раздела по годам осуществления программы.
Реализация психологического модуля программы состояла в планомерной (циклической) индивидуальной и групповой работе педагога-психолога с родителями, отличающимися своими уровнями тревожности и неуверенности. При необходимости проводилась спонтанная (ациклическая) психолого-педагогическая работа при возникновении необходимости, или по запросам самих родителей.
Психологическая поддержка родителей в процессе обучения выполнению ими родительских функций включала в себя такие мероприятия, как:
– психолого-педагогическая диагностика (оказание помощи родителям через сообщение ему объективной психологической информации (Г.С. Абрамова, 1997);
– психологическая коррекция (снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности формирования родительских компетентностей (Г.С. Абрамова, Б.Д. Карвасарский, И.М. Каманов, А.А. Осипова и др). Она представляла собой систему взаимосвязанных занятий, состоящих из нескольких циклов, каждый из которых имел собственную направленность.
Первый цикл занятий был направлен на регуляцию эмоционального состояния и позитивные изменения в когнитивной сфере родителей. Занятия разрабатывались с учетом диагностируемого состояния эмоционально-когнитивной сферы конкретных родителей. Родителям, участникам программы, необходимо было помочь выработать навыки, позволяющие произвольно снижать интенсивность и тормозить импульсы эмоциональных сентенций. Для этого использовались приемы психофизиологической саморегуляции (антистрессовое дыхание, мышечная релаксация и др.), различные формы отвлечения внимания (например, его переключение различные специальные физические упражнения). Коррекция значительных смещений в эмоциональной и когнитивной сферах у родителей основывалась на программе кризисной психотерапии, по Г.В. Старшенбауму, состоящей из этапов: кризисной поддержки, кризисного вмешательства и повышения уровня социально-психологической адаптации.
Второй цикл занятий был направлен на позитивные изменения в личностной сфере родителей, на формирование позитивной «Я-концепции», адекватной идентичности, на выработку временной перспективы. Применялись методы арт-терапии, элементы тренинга личностного роста, релаксационные упражнения. Форма проведения занятий индивидуальная, только по достижению положительной динамики родители переводились на групповые занятия.
Третий цикл занятий направлен был на модификацию поведения тех родителей, которые приняли решение об изменении своей позиции (объектно-субъектной) в выполнении родительских функций. В процессе занятий осуществлялась коррекция ряда личностных черт, затрудняющих модификацию. Основными коррекционными методами на данном этапе были коммуникативный тренинг, проблемные дискуссии, ролевой тренинг, методы саморегуляции (элементы аутотренинга, медитативные техники, управление эмоциями с помощью телесной обратной связи и др.);
– психолого-педагогическое просвещение (повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам (С.В. Нетбаева, 2000);
– психологическое консультирование (оказание профессиональной помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию (Г.С. Абрамова, Б.Д. Карвасарский));
– психологический тренинг (включает разнообразные формы и методы психологического и социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к более эффективному социальному функционированию (Г.А. Ковалева, Н.М. Коряк, Л.А. Петровская), а также повышения их психологической культуры и социально-психологической компетентности как субъектов отношения).
Диагностический модуль программы был необходим для осуществления мониторинга становления родительской компетентности и определения психологического состояния родителей на каждом этапе реализации образовательной программы.
Результативный модуль технологии реализации программы предполагал оценку родительской компетентности (наличие знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций в первые годы воспитания ребенка) и психологического состояния родителей (в диадах чувств: неуверенность↔уверенность и тревожность↔спокойствие), а также уровни сформированности родительской компетентности и проявления психологического состояния родителей (была принята трехуровневая шкала показателей: низкий, средний, высокий) по завершению программы неформального образования.
Исследование эффективности программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка осуществлялось опытно-экспериментальным путем. Цель эксперимента состояла в формировании родительской компетентности у участников исследования. Достижение данной цели, предполагало решение двух взаимосвязанных задач – это организация обучения родителей эффективному «родительству» формами и средствами неформального образования и осуществление их психологической поддержки.
В результате экспериментальной проверки выявлена положительная динамика прямых и косвенных показателей эффективности модели и технологии реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка, которая определялась на основе сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов родительской компетентности слушателей «Центра М. Монтессори» и оптимальными показателями их тревожности и неуверенности.
Перспективой данного исследования является дальнейшая работа по совершенствованию содержательных и технологических составляющих программы психологической поддержки родителей в условиях неформального образования.
Литература
- Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 368 с.
- Недбаева С.В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. – 342 с.
- Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг М.: Смысл, 2007. – 688 с.
4.Федосеева А.А., Харченко Л.Н. Проектирование программ неформального образования и психологической поддержки родителей: теоретические аспекты. – Ставрополь: СГУ, 2008. – 92 с.
Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».
e-mail:
Федосеева Анна Александровна – кандидат психологических наук, педагог-психолог детского развивающего центра «Разумейка» г. Москва
e-mail:
Соловьева О. В. Федосеева А. А. Модель программы неформального образования и психологической поддержки родителей в первые годы воспитания ребенка.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.