ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной публикации находят отражение результаты деятельности по разработке и апробации системы работы по развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, социально-личностное развитие, коммуникативная сфера, развитие коммуникативных возможностей.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Динамическое обновление, преобразование в различных областях жизнедеятельности людей, кардинальные трансформации, происходящие в социально-экономической, политической и, несомненно, социокультурной сферах, объективно обусловливают необходимость модернизации всех уровней системы образования, повышения его эффективности и качества.

Целевыми ориентирами современных образовательных учреждений должен стать поиск путей и средств оптимального личностного развития каждого воспитанника, что, на наш взгляд, может быть достигнуто посредством пересмотра и обновления содержания деятельности образовательных учреждений.

Особое значение при этом будет иметь усиление психологической составляющей, поскольку оптимального личностного развития достичь только лишь посредством пусть даже высоко качественных педагогических влияний практически невозможно.

Областью нашего исследования является базовый уровень онтогенетического развития личности, а именно, – уровень дошкольного образования. Именно на данном возрастном этапе, как объективно доказано многочисленными исследованиями ученых (работы Л.И. Божович [1], Л.С. Выготского [3], А.В. Запорожца [6], А.Н. Леонтьева [7], Д.Б. Эльконина [13] и др.), происходит личностное становление, «закладывается» ее фундамент. Особое значение при этом имеет социальный фактор, те условия, в которых осуществляется процесс социализацаии ребенка.

Акцентирование внимания ученых именно на социальном факторе не случайно. Культурно-исторические основы развития детей дошкольного возраста определены в качестве основополагающих еще в концепции культурно-исторического развития личности, разработанной Л.С. Выготским [4]. По мнению данного ученого, социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет и развивается ребенок, максимально определяют его индивидуальность и внутренний мир. Период же дошкольного детства, по мнению исследователя, – это возрастной этап, когда человек максимально «открыт» всему, что его окружает и интенсивно «присваивает» те знания, опыт, которые «несет» в себе его социальное окружение.

Идеи о «впитывающем сознании», присущем детям дошкольного возраста, высказывала и А.А. Люблинская [9].

Не случайно именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста определяется современными нормативно-регулятивными документами, касающимися сферы дошкольного образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.10.09 г. №655 «Об утверждении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. №2151) как одно из приоритетных направлений в работе ДОУ.

Учитывая выше сказанное и осознавая актуальность организации деятельности с детьми именно в аспекте их социально-личностного развития, данное направление деятельности было определено как приоритетное и коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из того, что, в силу возрастной специфики, большое значение в процессе социализации, присвоения ребенком исторически сложившегося опыта имеют последовательно сменяющиеся виды и формы организации деятельности, ориентированные на эффективную реализацию спектра имеющихся у ребенка потребностей, обеспечивающих, в том числе, и его оптимальное социально-личностное развитие, первый этап нашей деятельности мы определили как подготовительный.

Основной задачей, которая решалась на данном этапе, – стал анализ психолого-педагогических исследований, осуществленных в рамках разработки проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста (работы Л.И. Божович [1], Л.С. Выготского [3, 4], А.В. Запорожца [6], А.А. Люблинской [9], С.Л. Рубинштейна [12], Д.Б. Эльконина [13] и т.д.) и определение основополагающих структурных компонентов социально-личностного развития дошкольников.

Основываясь на идеях Л.И. Галигузовой [5], М.И. Лисиной [8], Е.О. Смирновой [10] и других исследователей об определяющем значении общения для социально-личностного развития детей дошкольного возраста, одним из базовых структурных компонентов социально-личностного развития дошкольников мы выделяем коммуникативный компонент.

Обобщенный подход к трактовке понятия «коммуникация» позволяет сделать вывод о том, что коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, как составляющий элемент их коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

-        осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

-        передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

-        обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

-        побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата [11, с. 14].

Максимально сенситивным периодом для развития коммуникативной сферы по праву считается дошкольное детство (результаты исследований А.А. Бодалева [1], Л.С. Выготского [3], А.В. Запорожца [6], М.И. Лисиной [8], Е.О. Смирновой [10] и др.). Именно на этом возрастном этапе наиболее интенсивно осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это и так необходимые ему для полноценного развития и накопления опыта отношения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), и отношения, складывающиеся между ребенком и окружающими его предметным миром и миром природы. Первый опыт таких отношений является фундаментом, объективно обусловливающим дальнейшее развитие личности. Вместе с тем в настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, что объективно обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни и «интеллектуализацией» воспитания. Лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры.

Причиной данного негативного факта является и незнание взрослыми, которые имеют непосредственное отношение к процессу развития ребенка, возрастных особенностей, возможностей, закономерностей развития коммуникативной сферы и деятельности общения, как ее составляющей. В рамках данной публикации мы рассмотрим особенности коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Особое значение для детей данного возраста имеет их общение со взрослым, который сохраняет функцию транслятора социокультурного опыта, необходимого для дальнейшего полноценного развития дошкольника. Вместе с тем, накопленный на этапе младшего дошкольного возраста диапазоном информации о мире, достаточно высокий уровень речевого развития, а также переход на новую, более совершенную ступень развития таких познавательных психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, объективно обусловливает переход ребенка с ситуативно-деловой на более совершенную – внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым. Потребностью ребенка среднего дошкольного возраста уже является не просто накопление конкретной информации о мире. Он стремится устанавливать связи и зависимости, существующие в окружающей действительности. Не случайно пятый год жизни многими учеными характеризуется как «возраст почемучек». Именно бесконечные и активно задаваемые ребенком вопросы «Почему?», «Зачем?» ориентированы на решение данной стоящей перед ним задачи.

Влияет общение детей среднего дошкольного возраста со взрослым и на личностное развитие ребенка. В первую очередь, это связано с формированием необходимых для осуществления эффективного взаимодействия умений и навыков и, как итог, – становления основ культуры взаимодействия. Именно взрослый для ребенка среднего дошкольного возраста является образцом поведенческих проявлений. И не случайно в оценках взрослого ребенок ищет подтверждение в правомерности своих поведенческих.

Средний дошкольный возраст – это и возрастной период, когда происходят кардинальные перемены в отношении ребенка к своим сверстникам. Общение со сверстниками обеспечивает ребенку возможность познать себя, свои интересы и потребности, оценить имеющиеся знания и сформированные умения. Только лишь через призму отношений к сверстнику, у ребенка формируется отношение к себе самому. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Однако это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что, прежде всего, связано с изменением самосознания ребенка.

Также следует отметить, что имеющийся у ребенка опыт взаимодействия с предметами и объектами окружающей действительности, накопленные знания о мире, объективно обусловливают возникновение потребности в сотрудничестве со сверстником. Результатом такого игрового сотрудничества является формирование умения в соответствии с замыслом сюжета устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы (мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра и пр.), а так же умения согласовывать свои действия с действиями и поступками партнера. Постепенно дети осознают, что только в том случае, если учитывать потребности, интересы и возможности своих сверстников, возможно достичь в совместной деятельности желаемого результата.

Осознание первых правил эффективного взаимодействия со сверстниками приводит к тому, что уже у детей среднего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками проявляется избирательность (дети предпочитают играть с тем сверстником, который обладает интересными игрушками и охотно ими делиться), появляются постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.

Дети среднего дошкольного возраста не утрачивают интереса и к предметному, а также природному миру. Напротив, постепенная трансформация любопытства в любознательность способствует значительному расширению знаний детей об их ближайшем окружении. В целях же удовлетворения своего стремления узнать о привлекающих внимание предметах и объектах как можно больше, дети среднего дошкольного возраста активно включаются в деятельность наблюдения. Вместе с тем, их уже интересуют не только внешне воспринимаемые характеристики объектов природы (цвет листьев, высота дерева и пр.). Стремясь как можно более качественно познать интересующие их предметы и объекты, стремясь получить ответы на свои многочисленные вопросы, ребенок достигает нового, более качественно высокого уровня сформированности знаний. А именно – средний дошкольный возраст, – это и возрастной период, когда знания о конкретных предметах и объектах окружающего мира трансформируются в пусть еще элементарную, но уже систему представлений.

Осуществленный нами анализ исследований по интересующей проблеме, в частности, – определение особенностей развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, позволил нам спроектировать программу второго – диагностического этапа исследования. Основной его целью стало проведение мониторинга уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Опираясь на выделенные особенности развития коммуникативной сферы, определить критерии и уровни ее развития у детей дошкольного возраста.
  2. Осуществить отбор методов диагностики уровня коммуникатикного развития детей.
  3. Реализовать программу эмпирического исследования.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию полученных экспериментальных данных.

Результаты нашей деятельности на данном этапе мы также демонстрируем на примере организации работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Ориентируясь на описанные выше особенности развития коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста, основой оценки уровня развития их коммуникативной сферы мы выделили следующие критерии:

-        эмоциональный фон общения;

-        вербальные и невербальные средства общения;

-        характер и направленность способов взаимодействия с окружающими (как детьми, так и взрослыми), культура общения с ними;

-        доминирующая форма общения со взрослыми;

-        доминирующая форма общения со сверстниками.

Исходя из названных критериев коммуникативного развития дошкольников, нами определены следующие уровневые характеристики развития коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Высокий уровень. Ребенок в процессе общения с окружающими проявляет устойчивые положительные эмоции (радость, удовольствие, смех, спокойствие); активно пользуется как вербальными (отвечает на вопросы и активно сам задает их, поддерживает беседу, может объяснить и описать действия других людей с помощью речи, выражает посредством речи свои желания, цели в игре и повседневных ситуациях), так и невербальными средствами общения (мимические – улыбка, взгляд и пр., пантомимические – прикосновения, поглаживания и пр.). Он охотно участвует в совместных со взрослым и сверстниками разных видах деятельности, адекватно реагирует на замечания и оценку своих действий и поступков; выполняет все правила общения с окружающими (умеет уступить, подождать своей очереди и пр.); стремится самостоятельно преодолеть ситуации коммуникативных затруднений. Во всех ситуациях общения (как привычных, так и новых) ведет себя в соответствии с правилами общения (обращается к взрослым и сверстникам с просьбой используя вежливые слова, приветлив со знакомыми и незнакомыми людьми и пр.). Доминирующая форма общения со взрослым – внеситуативно-познавательная: ведущей потребностью в общении является познание, а взрослый для ребенка источник недостающих знаний о предметах и объектах окружающего мира. Доминирующая форма общения со сверстниками ситуативно-деловая. Ребенок стремится к активным и длительным совместным со сверстником игровым действиям, принимает активное участие в групповой беседе (внимательно слушает, поддерживает общую тему разговора, отвечает на вопросы и активно задает их по ходу разговора, положительно реагирует на высказывания партнеров по общению и пр.).

Средний уровень. Ребенок в процессе общения не проявляет никаких эмоций; для выражения своего намерения, просьбы, потребности, желания может пользоваться развернутой речью; наряду с речью интенсивно использует невербальные средства общения (жесты, позы, действия); не отказывается от участия в совместных со взрослым разных видах деятельности; как правило, адекватно реагирует на замечания и оценку взрослого; в основном поддерживает положительные взаимоотношения со сверстниками (успешно обменивается игрушками, под руководством взрослого уступает, ждет своей очереди и т.д.), однако в ситуациях, связанных с угрозой удовлетворения потребности ребенка нередко возникают конфликтные ситуации, для разрешения которых в основном обращается за помощью к взрослому; как правило соблюдает правила в привычных для него ситуациях общения со сверстниками, новыми взрослыми, однако в новых для него ситуациях эти правила легко нарушает; общается с окружающими, как правило, приветливо, доброжелательно; форма общения со взрослым ситуативно-деловая, ведущая потребность в общении – сотрудничество со взрослым, при этом ребенок претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте выполнения задания (решения проблемы); стремиться к ситуативно-деловому общению со сверстниками, однако нередко данная форма общения проявляется лишь на эмоционально-практическом уровне (беготня, прыжки, веселые крики), при выполнении общего дела ему сложно договориться с другими детьми, уступить им, помочь; выраженные конкурентные мотивы нередко приводят к противостоянию со сверстниками, участвует в совместной со сверстниками деятельности; принимает участие в групповой беседе (внимательно слушает, отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора, высказывается по предложению взрослого, реагирует на высказывания партнеров по общению и т.д.), но недостаточно внимателен к высказываниям других, перебивает своими собственными высказываниями собеседника, нередко не относящимися к контексту и содержанию общей беседы, не может поддержать общей темы разговора; в диалогическое общение со сверстниками вступает, но не соблюдает его правил, даже в игре использует не развернутый ролевой диалог.

Низкий уровень. Ребенок активно проявляет в общении с окружающими негативные эмоции (гнев, обида, страх, грусть, тревога); редко использует как вербальные, так и невербальные средства общения, речь использует исключительно с целью выражения ситуативных потребностей, намерений, желаний; участвует в совместной со взрослым деятельности, при условии постоянного «подкрепления» со стороны взрослого; на замечания и оценку взрослого реагирует не адекватно; к совместным действиям со сверстниками не стремится, контакты с ними организовывать и поддерживать не умеет; зачастую способы взаимодействия со сверстниками носит неконструктивный характер (отбирает игрушки, толкает, не может уступить и пр.); свое поведение подчиняет правилам общения (уступает, ждет своей очереди и т.д.) редко даже под руководством взрослого; в ситуации коммуникативных затруднений проявляет как физическую, так и вербальную агрессию; преобладающей формой общения со взрослым является ситуативно-деловая, возникающая на фоне потребности в эмоционально-личностном контакте с ним; потребность в общении со сверстниками не выражена, инициативные действия могут носить деструктивный характер (отнимает игрушки, толкается и пр.); не стремится участвовать в групповой беседе (как правило или отмалчивается, или односложно отвечает на задаваемые вопросы; в диалогическом общении сам задает вопросы редко или не задает совсем; со сверстниками в диалогическое общение вступает редко); даже в игре не использует элементы ролевого диалога.

Основным методом эмпирического исследования нами определен метод наблюдения. Количество детей, принявших участие в исследовании – 26 (1 группа). Полученные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения уровня развития коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста

Уровни

Количество респондентов

абсолютное

%

Высокий

6

23

Средний

20

77

Низкий

-

-

Анализ представленных в Таблице 1 данных свидетельствует о том, что всего лишь для 23% респондентов типичным является высокий уровень развития коммуникативной сферы. Большинство же детей (77%) находятся на среднем уровне развития коммуникативной сферы

Несмотря на то, что детей с низким уровнем развития коммуникативной сферы нами выявлено не было, большое количество детей, находящихся на среднем уровне коммуникативного развития (в частности, качественный анализ их коммуникативных проявлений), позволяет предположить, что не все дети в полной мере реализуют свой потенциал в плане проявления коммуникативных возможностей и способностей.

Исходя из сделанного нами предположения, был спроектирован третий этап нашего исследования – основной. Его целью стала разработка системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста. При этом мы исходили из того, что социально-личностное развитие ребенка-дошкольника предполагает, в первую очередь, решение задач объективно связанных и обусловливающих оптимальное развитие психических процессов, функций и состояний каждого малыша, а также развитие его личностного потенциала. Не случайно акцент в разработанной нами системе мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативных возможностей детей дошкольного возраста, сделан именно на обеспечении целенаправленной и планомерной психологической помощи детям.

К организации деятельности в данном направлении мы привлекли и педагогов-воспитателей, предварительно проведя с ними ряд методических мероприятий, направленных на повышение уровня их психологической компетентности в вопросах, связанных с организацией деятельности, направленной на оптимизацию развития коммуникативной сферы детей.

В систему работы с педагогами вошли:

-        консультации на тему: «Особенности развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста и подходы к ее изучению», «Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников» и пр.;

-        семинар – практикум по проблемам: «Сюжетно-ролевая игра – как средство коммуникативного развития детей дошкольников», «Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» и т.д.;

-        мастер – класс «Взаимодействие с природным миром, как условие развития коммуникативных способностей детей»;

-        деловая игра «Стиль педагогического общения, как условие развития коммуникативной культуры ребенка»;

-        тренинг «Формирование у педагогов способности выстраивать эффективные коммуникации с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса».

Реализованная нами система работы с педагогами помогла им активно включиться в организацию деятельности, способствующей повышению уровня развития коммуникативной сферы детей.

Для каждой возрастной группы нами были определены задачи, способствующие реализации в практике работы по развитию коммуникативной сферы детей принципов целенаправленности, систематичности, планомерности и последовательности. В таблице 2 приведена система усложнения задач, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативной сферы детей и решаемых в разных возрастных группах, на один квартал.

Таблица 2

Система усложнения задач, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативной сферы детей

Месяц

Возрастная группа

 

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Декабрь

1.Учить детей на основе личных симпатий объединяться со сверстниками в группу из 2-3 человек для организации совместной игровой деятельности.

2.Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игровой деятельности (спокойно играть вместе, не ссорится, обмениваться игрушками

3.Развивать у детей желание обращаться друг к другу по имени, используя ласковые слова и уменьшительно-ласкательные имена.

1.Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам окружающих, желание им помочь и пр.

2.Создавать условия для проявления интереса детей друг к другу.

3.Способствовать развитию диалогической речи детей.

 

1.Формировать у детей представления о нравственных нормах и правилах взаимодействия и поведения в коллективе, доброжелательном, гуманном отношении друг к другу.

2.Учить детей руководствоваться в общении и взаимодействии друг с другом нравственными нормами и правилами, с позиций этих правил разрешать проблемные ситуации, давать оценку поведению и поступкам (как своим собственным, так и своих сверстников).

3.Развивать умение вести диалог, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя при этом мимику и пантомимику и не стесняясь в проявлении своих эмоций и чувств.

1.Обогащать опыт внеситуативно-личностного общения и сотрудничества детей со взрослыми.

2.Продолжать учить детей, используя правила культуры общения, оценивать поведение или поступки как свои, так и окружающих.

3.Продолжать учить детей использовать разнообразные невербальные средства общения (мимику, пантомимику, жесты).

 

Январь

1.Способствовать проявлению у детей эмоциональной отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок.

2.Побуждать детей проявлять доброжелательное отношение к близким людям, любовь к родителям, симпатию к сверстникам.

1.Развивать умение детей использовать различные вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты)

2.Продолжать воспитывать культуру поведения и общения детей, поощрять стремление детей пользоваться правилами доброжелательного отношения к окружающим (обращаться к людям вежливо и приветливо, оказать помощь, если кто-то спешит – пропусти и пр.)

1.Развивать у детей умение организовывать общение, предполагающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему.

2.Формировать у ребенка умение разрешать конфликтные ситуации на основе оценочного отношения к себе, сверстниками, своему поведению и поведению окружающих.

3.Формировать потребность в устойчивом межличностном взаимодействии, учитывая при этом точку зрения и желания сверстников.

1.Учить детей самостоятельно объединяться в подгруппы для организации совместной деятельности, согласовывать свои действия со сверстниками, адекватно оценивать результаты своей совместной деятельности с другими детьми.

2.Продолжать развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и т.д.) пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией, высказывать свои мысли, мнения по ситуации;

3.Формировать привычку проявлять по отношению к сверстникам доброжелательность, готовность к общению и сотрудничеству.

 

Февраль

1.Учить детей проявлять внимание и заботу о сверстниках и взрослых (успокоить, утешить, угостить), способствовать пробуждению отзывчивости, готовности придти на помощь.

2.Помочь овладеть элементарными способами взаимодействия со сверстниками (не отнимать игрушки, играть рядом или вместе, обмениваться игрушками).

1.Развивать доброжелательные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способность учитывать в общении интересы друг друга.

2.Продолжать учить детей пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.

 

1.Продолжать знакомить детей с нормами и правилами речевого общения.

2.Учить внимательно и доброжелательно относиться к окружающим.

3.Развивать навыки конструктивного общения, потребность в переживании положительных эмоций от общения со сверстниками, способность понимать эмоциональные состояния как свои, так и окружающих.

4.Формировать у детей навыки продуктивного взаимодействия, чувство общности, способность понимать индивидуальные особенности других людей (как сверстников, так и взрослых).

1.Продолжать учить детей использовать разнообразные вербальные и невербальные средства общения.

2.Продолжать развивать способность детей учитывать влияние своих поступков на состояние окружающих людей и стимулировать их к самостоятельному разрешению возникающих конфликтных ситуаций.

 

Определенные нами базовые задачи легли в основу разработки содержания деятельности с детьми, которая предполагает интеграцию всех возможных форм организации работы с детьми: непосредственно-образовательная деятельность с группой детей; деятельность с подгруппами детей (исходя из специфики их проблем развития), а так же индивидуальная работа с детьми. При этом индивидуальная и групповая работа с детьми в основном осуществляется воспитателем исходя из рекомендаций и перспективного (а так же календарного) планов педагога-психолога.

Вся подгрупповая работа в рамках организации непосредственно-образовательной деятельности осуществляется педагогом-психологом.

Для примера приводим систему психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на развития коммуникативных возможностей детей среднего дошкольного возраста на 1 месяц.

Месяц: декабрь

Подгрупповая работа

Игра «Узнай и назови своих друзей»

Цель: развивать внимание к сверстнику, умение правильно узнавать изображение своего сверстника на фотографии, укреплять дружеские отношения.

Игра «Сети»

Цель: учить детей вести простой игровой диалог со сверстником, формулировать вопросы и находить на них ответы, узнавать сверстников по особенностям внешности, одежды и голосу.

Игра «Вместе играем»

Цель: продолжать учить детей вежливому обращению друг с другом.

Групповая работа

Игровая ситуация «Кто в домике живет»

Цель: развивать интерес детей к участию в общих играх; учить детей действовать согласованно, способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми, преодолению неуверенности.

Игра «Интервью» (на основе разработок О. Хухлаевой)

Цель: развитие коммуникативных умений, активного словаря, умения вступать в диалог.

Игра «Мышеловка»

Цель: продолжать формировать дружеские взаимоотношения между детьми (побуждать детей действовать согласованно, соблюдать правила игры и т.д.), уточнять представления о сверстниках; развивать умение узнавать сверстника по голосу.

Игра «Рыбаки и рыбки»

Цель: Продолжать учить узнавать сверстников по голосу, уточнять правила игрового общения.

По итогам осуществленной экспериментальной деятельности нами был проведен контрольный срез, целью которого явилось определение эффективности разработанной и реализованной в практике деятельности с детьми системы работы по развитию их коммуникативной сферы.

Результаты итоговой диагностики по детям средней группы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты апробации системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста

Уровень развития

Начало года

Конец года

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

6

23

14

58

Средний

20

77

10

42

Низкий

-

-

-

-

Сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики, представленных в таблице 3 свидетельствует о том, что значительно возросло количество детей с высоким уровнем развития коммуникативной сферы (23% и 58% соответственно). Количество же детей со средним уровнем развития коммуникативной сферы к концу года по итогам реализации разработанной системы мероприятий сократилось (с 77% до 42% соответственно). Детей с низким уровнем развития коммуникативной сферы как на начало, так и на конец учебного года выявлено не было.

Также следует отметить, что расширение диапазона коммуникативных возможностей способствовало и оптимизации процесса социально-личностного развития детей, о чем свидетельствует повышение уровня их познавательного отношения к окружающему миру, совершенствование как познавательных психических процессов, так и речевого развития, а также уровня развития эмоционально-волевой сферы.

Подобные результаты нами получены во всех возрастных группах, что позволяет говорить об эффективности разработанной системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, как условия их социально-личностного становления и возможности ее широкого применения в практике работы с детьми дошкольного возраста.

 

Литература

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986.

2.Бодалев А.А. Личность и общение. // Избр. Труды АПН СССР. – М., 1983.

3.Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. // Хрестоматия по психологии. – М., 1977.

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

5.Галигузова Л.И., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком. – М., 2004.

  1. Запорожец А.В.Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей // Тезисы научных сообщений советских психологов к ХХI Международному психологическому конгрессу. – М., 1976.
  2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. – М., 1981.

8.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

9.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1965.

10.Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

11.Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб., 2002.

  1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
  2. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учиздат, 1960.

Об авторе

Серебрякова Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Нижний Новгород)

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Волгина Вероника Семеновна – заместитель заведующей по воспитательной работе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения № 29 Автозаводского района (Нижний Новгород)

Хворостинина Наталья Владимировна – педагог-психолог Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения № 29 Автозаводского района (Нижний Новгород)

Ссылка для цитирования

Серебрякова Т. А. Волгина В. С. Хворостинина Н. В. Система работы по развитию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социального-личностного становления.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.