ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье описаны результаты теоретико-экспериментального исследования по выявлению особенностей копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к общеобразовательной школе.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, копинг-стиль, младший школьник, адаптация к школе

Об авторе

Ссылка для цитирования

Актуальность исследования обусловлена ростом количества детей младшего школьного возраста, испытывающих психологические трудности в адаптации к стрессовым ситуациям. В процессе жизни младших школьников многократно возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, увеличивается количество требований к личности. Свойства личности и социальные трудности могут способствовать как усилению, так и ослаблению реакции младшего школьника на стрессовые ситуации. В связи с этим необходима разработка профилактических программ, направленных на развитие копинг-стратегий личности младших школьников в стрессовых ситуациях и непосредственно в процессе адаптации к условиям средней общеобразовательной школы.

Копинг-стиль, подобно индивидуальному жизненному стилю человека, определяет устойчивый способ психической адаптации, влияющей как на социальное окружение, так и на характер межличностных отношений. Стратегиями копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя со взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме. Каким образом ребенок усваивает тот или иной способ совладания и какие факторы влияют на его выбор – является предметом научного интереса в последнее время (Н.А. Сирота, Н.Ф. Михайлова, Г.А. Арина, М.А., Кирсанова, Н.Н. Баширова, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, А.В. Петунс, Н.А. Агеева, С.А. Долженков, Т.А. Осипович, А.В. Киселева, И.В. Борисова, W. Kliewer)

Не достаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор следующей проблемы исследования: каковы особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к условиям средней общеобразовательной школы?

Целью данного исследования является выявление особенностей копинг-поведения детей младшего школьного возраста на этапе адаптации к условиям средней общеобразовательной школы.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к условиям школы характеризуется следующими особенностями:

- Копинг-поведение детей семи лет можно охарактеризовать как смешанное и неоднородное, включающее разнонаправленный и плохо осознаваемый копинг.

- Ведущими механизмами психологической защиты у детей младшего школьного возраста являются: интеллектуализация, компенсация и формирование реакции.

- Наиболее часто применяемыми копинг-стратегиями являются копинги поведенческой сферы.

- Самой эффективной, «помогающей» копинг-стратегией поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе является «копинг-стратегия сна».

- Формирование копинг-поведения ребенка младшего школьного возраста обусловлено воздействием половозрастных факторов.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агапов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.И. Крупнов, Л.Ф. Обухова, A.M. Прихожан, А.Фрейд, Э. Эриксон и др.), исследования общепсихологического (А. Бандура, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элысонин и др.) подхода к адаптации личности, проблемы психологической профилактики и развития преодолевающих адаптационных стратегий личности (Г.Л. Бардиер, А.Я. Варга, Н.В. Власова, P.M. Грановская, Т.Л. Крюкова, Н.М. Лыкова, Л. Мерфи, И.М. Никольская, М.В. Сапоровская, H.A. Сирота, В.А. Ташлыков, О.В. Хухлаева, В.М. Ялтонский и др.); концепция Р. Лазаруса, рассматривающего копинг-стратегии в качестве средства адаптации; концепция защитных механизмов детей И. М. Никольской и Р. М. Грановской.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, праксиометрический метод, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методики: оценка детских рисунков («Я учусь» и «Я играю») автор Лусканова Н.Г., анкета для родителей автор Т.П. Ульянова, карта оценки детских защитных механизмов Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е.В. Чумаковой, 1998), опросник копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированный Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.

В исследовании приняли участие 53 первоклассника, а также 53 родителя и 3 эксперта (учителя начальной школы и психолог).

Исследование предусматривало четыре этапа. Подготовительный этап включал в себя определение цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучение и анализ научной литературы. Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий, проведение экспериментального исследования по выявлению уровня адаптации младших школьников к условиям школы и определению их ведущих копинг-стратегий поведения. Итоговый этап экспериментального исследования включал составление программы по развитию навыков самопомощи (копинг-стратегий) у детей младшего школьного возраста «Творим волшебство!» и формулировку рекомендаций для родителей по адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, полученные результаты имеют значение в аспекте изучаемых психологией развития проблем: выявлены ведущие копинг-стратегии младших школьников в период адаптации к условиям школы, определены особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе, расширены представления о взаимосвязях между копинг-поведением детей и их полом, характером детско-родительских отношений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что составлена программа по развитию навыков самопомощи (копинг-стратегий) у детей младшего школьного возраста «Творим волшебство!», которая может быть полезна для психологов и педагогов средних общеобразовательных школ, специалистов психологических центров.

С целью выявления особенностей копинг-поведения детей младшего школьного возраста на этапе адаптации к условиям средней общеобразовательной школы в исследовании были решены следующие задачи

  1. Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

В результате было выявлено, что копинг – это активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы. В период от 7 до 11 лет происходит формирование копинг-стиля ребенка, которое характеризуется неравномерностью, гетерохронностью и наличием критических (кризисных) периодов: кризис 7 лет приводит к резкому снижению проявления всех основных видов копинг-стратегий, снижая общую адаптивность ребенка к стрессам. Анализ основных характеристик динамики защитного поведения, полученных разными методами исследования (методом лонгитюда, поперечных «срезов»), позволяет утверждать, что «закладывание» и дифференциация устойчивого стиля совладающего поведения происходит в период младшего школьного возраста, что в дальнейшем определяет вектор развития личности – адаптивной / неадаптивной [2].

По мере становления копинг-стиль ребенка 7-11 лет становится более цельным, специфичным, осознанным и менее вариативным: формирование осознанности выбора защитного поведения и его изменение в сторону большей конструктивности свидетельствуют о развитии у него регуляторного опыта. Однако в 11 лет происходит перестройка практически сформированных и сознательно применяемых стилей совладания – возврат к менее цельным и конструктивным, плохо осознаваемым стратегиям, что указывает на снижение их адаптации вследствие вступления в новый возрастной кризис.

  1. Проведено экспериментальное исследование по выявлению ведущих копинг-стратегий в период адаптации младших школьников к обучению в школе.
  2. Определяя уровень адаптации детей к условиям школы были получены следующие обобщенные данные. По методике «Я учусь и Я играю» в исследуемых группах наблюдался высокий процент несоответствия рисунка «Я учусь» заданной теме, присутствовали работы, по которым не возможно было определить их тематику. У детей исследуемой группы слабо развито самопринятие и самоутверждение. Анализ цветовых решений говорит о высоком уровне тревожности испытуемых, недостаточной удовлетворенности. Необходимо отметить высокий процент статичного изображения, данный показатель говорит о том, что первоклассники не воспринимают школу в динамике. В группах наблюдался достаточно высокий процент незавершенности рисунка. Можно предположить, что у детей еще слабо сформировалось ощущение времени им сложно контролировать свои действия, выполняя интересное задание.

Осуществляя анализ анкеты для родителей было выявлено, что у 78,5% испытуемых присутствует высокий уровень школьной мотивации, который свидетельствует о том, что дети охотно ходят в школу, вполне приспособлены к новому режиму, у 82% преобладают положительные впечатления о школе, 86% детей справляются со школьными нагрузками.

  1. У исследуемых детей младшего школьного возраста присутствуют все существующие механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, формирование реакции. Необходимо отметить, что наиболее популярными у детей, согласно полученным данным, являются следующие механизмы психологической защиты: интеллектуализация, компенсация и формирование реакции, т.е. те механизмы, которые вообще не входят в число «детских» форм защиты. Отрицание, хоть и попадает в первую половину иерархической шкалы, все же не является доминирующим в системе психологической защиты детей. Выдвигаемые же в теории на первые позиции механизмы проекция, вытеснение и регрессия используются детьми намного реже.

Можно выделить следующую последовательность механизмов психологической защиты (от наиболее популярных – к менее популярным).

  1. Интеллектуализация.>
  2. Компенсация и формирование реакции.
  3. Отрицание.
  4. Проекция.
  5. Вытеснение и регрессия.
  6. Замещение.

Внешними проявлениями защиты по типу интеллектуализации, которая лидирует в списке рангов, является склонность ребенка к не свойственным возрасту рассуждениям, стремление объяснять с логической точки зрения мотивы своих поступков, эмоциональная сдержанность. Замечено, что начало развития данного механизма психологической защиты связано с периодом становления логического мышления. Именно в силу относительно позднего его формирования и интеллектуализацию считают более «взрослым» МПЗ. Однако современные педагогические системы очень рано, еще в дошкольном возрасте, начинают предъявлять строгие требования к сфере логического мышления ребенка (достаточно посмотреть программы психолого-педагогических собеседований с ребенком при поступлении в школу). Таким образом, интеллектуальное развитие детей, в том числе и формирование их логического мышления, набирает в современном обществе темпы, в связи с чем падает возрастной ценз защитной интеллектуализации.

Компенсация и формирование реакции в качестве защитных механизмов имеют одинаковые ранги и занимают второе место после интеллектуализации по выраженности в системе психологической защиты детей. Очень важно, что одним из ведущих факторов выраженности у детей именно трех описанных МПЗ является чувствительность детей дошкольного и младшего школьного возрастов к требованиям взрослых и стремление соответствовать их стандартам.>

Последние три места в таблице рангов занимают механизмы вытеснения, регрессии и замещения. В противовес защите по типу интеллектуализации, компенсации и формирования реакции, поведенческие проявления данных механизмов как раз входят в противоречие с ожиданиями взрослых.

  1. Были выявлены следующие особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе.

Все типы копинг-поведения ребенка проявляются в трех сферах: поведенческой, эмоциональной и познавательной. Самыми частыми по использованию оказались следующие стратегии (их склонны использовать более 70% детей): «Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и др.)»; «Смотрю телевизор, слушаю музыку»; «Стараюсь забыть»; «Прошу прощения, говорю правду»; «Мечтаю, представляю себе что-нибудь»; «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»; «Думаю об этом»; «Говорю с кем-нибудь»; «Рисую, пишу или читаю»; «Плачу и грущу»; «Играю во что-нибудь».

В данных стратегиях преобладает больший процент копинг-стратегий поведенческой сферы. Наиболее редкими по использованию были следующие стратегии преодоления стресса: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Их применяют менее 30% детей.

Среди копинг-стратегий, действительно помогающих снять напряжение и беспокойство, больше всего положительных ответов (более 60%) особо эффективными оказались двенадцать стратегий (приводим их в порядке уменьшения меры эффективности):

  1. «Сплю»;
  2. «Рисую, пишу, читаю»;
  3. «Прошу прощения, говорю правду»;
  4. «Обнимаю, прижимаю, глажу»;
  5. «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»;
  6. «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;
  7. «Гуляю вокруг дома или по улице»;
  8. «Смотрю телевизор, слушаю музыку»;
  9. «Играю во что-нибудь»;
  10. «Остаюсь сам по себе, один»;
  11. «Мечтаю, представляю себе что-нибудь»;
  12. «Молюсь».

Средней мерой эффективности обладали стратегии: «говорю сам с собой», «стараюсь забыть», «ем или пью», «бегаю или хожу пешком», «говорю с кем-нибудь», «схожу с ума», «кусаю ногти», «думаю об этом». И наконец, пять стратегий совладания со стрессом не очень эффективны: «плачу, грушу», «бью, ломаю, швыряю», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь», «воплю, кричу».

Наиболее эффективной стратегией оказалась стратегия «сплю», которую как защиту используют 64% детей.

Результаты исследования убедительно продемонстрировали влияние пола ребенка на его копинг. Девочки чаще мальчиков применяли стратегии поиска социальной поддержки – «рассказываю другу или кому-то из своей семьи о том, что случилось», «рассказываю кому-то о своих чувствах», «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное». Для девочек также было больше характерно более частое использование стратегий интернализации: «жалею себя», «беспокоюсь о том, что другие будут плохо думать обо мне», «плачу и грущу», «думаю об этом». В отличие от девочек мальчики чаще выбирали стратегию, направленную на решение проблемы – «что-нибудь меняю, чтобы все получилось», а также стратегии экстернализации – «громко ругаюсь», «делаю что-то подобное», «борюсь или дерусь с кем-нибудь», «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «бью, ломаю или швыряю вещи»; «злюсь и бросаю или бью что-нибудь»; «кричу, чтобы выпустить пар». Мальчики чаще использовали стратегии отвлечения и облегчения – «сплю», «гуляю вокруг дома или по улице», «бегаю или хожу пешком», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «говорю с кем-нибудь», а также стратегии отрицания – «говорю, что мне это все равно». Анализ субъективной оценки эффективности копинг-стратегий показал, что мальчики чаще указывают на стратегии отвлечения – «гуляю вокруг дома или по улице», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде» и экстернализации – «борюсь или дерусь с кем-нибудь», «делаю что-то подобное», тогда как девочкам больше помогали стратегии поиска социальной поддержки – «обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное», «прошу прощения или говорю правду» и интернализации – «молюсь», «плачу и грущу». Таким образом, для девочек больше характерен копинг интропунитивной, а для мальчиков – экстрапунитивной направленности, что может быть обусловлено как социальными факторами (родительскими ожиданиями, требованиями социума), так и психофизиологическими факторами (гормональными особенностями).

Определены особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе к которым относятся:

  1. Копинг-поведение детей семи лет можно охарактеризовать как смешанное и неоднородное, включающее разнонаправленный и плохо осознаваемый копинг.
  2. Ведущими механизмами психологической защиты у детей младшего школьного возраста являются: интеллектуализация, компенсация и формирование реакции.
  3. Наиболее часто применяемыми копинг-стратегиями являются копинги поведенческой сферы.
  4. Самой эффективной, «помогающей» копинг-стратегией поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе является «копинг-стратегия сна».
  5. Формирование копинг-поведения ребенка младшего школьного возраста обусловлено воздействием половозрастных факторов.
  6. На основе полученных результатов составлена программа развития навыков самопомощи (копинг-стратегий) у детей младшего школьного возраста «Творим волшебство!» и сформулированы рекомендации для родителей по развитию эффективных копинг-стратегий детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к условиям средней общеобразовательной школы.

Полученных экспериментальные данные наметили дальнейшие пути исследования проблемы: оптимизация существующих и разработка новых методик по выявлению защитных механизмов и копинг-стратегий у детей дошкольного и младшего школьного возраста; разработка программ по развитию эффективных копинг-стратегий поведения у детей, изучение влияния детско-родительских отношений на формирование копинг-поведения детей.

Литература

  1. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности. – СПб, 2009.
  2. Грановская P.M., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, «Авантитул», 2004.
  4. Смирнова А.В. Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс… канд. психол. наук. – СПб., 2010.

Об авторе

Прилепских Оксана Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Волобуева Евгения Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Прилепских О.С., Волобуева Е.В. Особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.