ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
УДК 159.922
Аннотация. В статье описывается проблема профессионального выгорания медицинских работников. Отмечается, что под профессиональным выгоранием понимается процесс развития хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, вызывающий негативные изменения личности профессионала. Выделены признаки и причинами профессионального выгорания медицинских работников. Подчеркивается необходимость профилактики синдрома выгорания или активной психологической помощи при первых его признаках.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, симптомы и фазы профессионального выгорания, медицинские работники.
Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которой приводит, к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим, существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, психическая напряженность, большая ответственность). К такой профессии можно отнести труд медицинских работников.
Профессиональная деятельность является для современного человека не только основным средством существования, но и доминирующей сферой его развития и самореализации как личности. Прохождение каждого этапа профессионального пути – выбор профессии, обучение, профессиональная адаптация, становление индивидуального стиля деятельности, овладения высшими проявлениями мастерства, завершение карьеры – сопровождается развитием у человека новообразований в виде специфических интеграций ее свойств и качеств [2].
Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, приобрести необходимый репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы молодые специалисты обычно не чувствуют себя вполне уверенно, ориентируясь на более опытных коллег, к помощи которых они прибегают в сложных и ответственных ситуациях. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с получением обратной связи, интенсивное общение с молодыми, начинающими коллегами, обеспечивающее эмоциональную поддержку.
Другой составляющей профессиональной адаптации врача является выборка навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с «дозированием», эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействии с больным. Впервые годы самостоятельной профессиональной деятельности, молодые специалисты, в стремлении как можно лучше помочь больному, переживают за свои действия, вследствие неуверенности в своем профессионализме, испытывают чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются адаптивные и компенсаторные возможности. Возникает синдром «профессионального выгорания» как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.
Под профессиональным выгоранием понимается процесс развития хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, вызывающий негативные изменения личности профессионала. Проявления профессионального выгорания (истощения) у специалистов социальных, или «субъект – субъективных» отношений (врачей, медицинских сестер, судей, учителей, продавцов, воспитателей, работников социальных служб).
Введенное H. Freudenberger в 1974 г. понятие о выгорании (burnout syndrome) позволило изучить процесс приобретения и становления профессии у лиц, связанных с оказанием медицинской помощи, и рассмотреть скрытые механизмы профессиональной деятельности, способные привести к стрессу, а также к затруднениям в осуществлении профессиональных ролей и отношений [1].
Причинами профессионального выгорания медицинских работников являются:
- Эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию пациента. Медицинские работники воспринимают проблемы пациента на личном уровне.
- Несоответствие опыта и знаний работы, которая выполняется. Так как медицинская деятельность связана со здоровьем человека то, не имея достаточного опыта и практических навыков, врач особенно остро переживает за последствия своей деятельности.
- Напряженные отношения в коллективе, с начальством.
- Недостаточное материальное поощрение медицинских работников.
- Чрезмерная загруженность работой.
- Несоответствие между желаемым и предоставляемым уровнем ответственности.
- Невозможность личностного развития.
Работы, появившиеся, в отечественной литературе в последнее десятилетие отчетливо демонстрируют распространенность выгорания среди представителей различных медицинских специальностей (В.Я. Анчел, В.Г. Белов, Г.А. Чумакова, Д.Н. Орлов, С.А. Парфенов, С.А. Подсадный, И.Е. Бобровская).
Выделяют группу медицинских работников с высоким уровнем выгорания. Это специалисты, работа которых связана с неизлечимыми больными или умирающими пациентами (например, в области онкологии и психиатрии). К группе специалистов с низким уровнем выгорания, отнесены в первую очередь лица, работа которых связана с пациентами, заболевание которых имеет благоприятный прогноз (например, в акушерстве и гинекологии).
При исследовании синдрома профессионального выгорания были выделены три фазы. Первая – «фаза напряжения». Предвестником и механизмом, запускающим «синдром профессионального выгорания», является фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдается снижение настроения, раздражительность и реакции депрессивного типа. Вторая фаза «фаза сопротивления». Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу «неучастия», стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденций к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на незначительные психотравмирующие воздействия. Третья фаза описывается как «фаза истощения». Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенный уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем [3].
Медицинские работники вынуждены трудиться над заболевшим, нездоровым человеком, у которого деформированы либо организм, либо психика. А иногда и то и другое вместе – психосоматическое заболевание. И врачи, и медперсонал обязаны иметь достаточно развитые эмпатические свойства, чтобы быть способными лечить не орган, а человека, чтобы составить ясное представление о субъективной картине болезни пациента, его образе жизни и т д.
В профессиональных клятвах и заповедях медицинских работников закреплены требования к ожидаемым от них проявлениям особого, эмоционально-насыщенного отношения к пациентам. На обыденном языке такое отношение принято называть душевным, внимательным, участливым, заинтересованным, отзывчивым, приветливым, сострадательным и т. п. Согласно имеющимся данным, люди придают проявлению положительного эмоционального насыщенного отношения со стороны специалистов не меньшую важность, чем профессиональной квалификации. Проявления подобного отношения является для медицинских работников непростой задачей. Признаками профессионального выгорания становятся:
- сомнения в правильности избранного жизненного пути;
- ощущение безысходности;
- упадочническое настроение, плохое самочувствие;
- исчезновение видения перспектив выхода из сложившегося положения;
- замена продуктивной деятельности формальным исполнением обязанностей;
- нарушение трудовой дисциплины, опоздание на работу;
- избегания общения с пациентами;
- негативное отношение к системе здравоохранения, к коллегам, руководству.
Медицинский работник не ощущает социальной значимости своей деятельности. У него постепенно происходит деперсонализация личности, проявляющаяся в неврозоподобных, психопатических состояниях, соматических заболеваниях, обострении хронических болезней, постоянном недомогании, что несовместимо со статусом медицинского работника.
При таких признаках выгорания медицинские работники видят только два выхода – сменить сферу деятельности либо идти на компромисс с самим собой: оставаясь на прежнем месте, меньше уделять времени работе.
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются профессиональной сферой деятельности и отражаются не только на работе, но проявляют себя в различных аспектах бытия человека. Негативные переживания людей с высокой степенью выгорания связаны с утратой смысла не только профессиональной деятельности, но и смысла жизни. Отчаяния из-за отсутствия результата или равнодушие и непонимание окружающих ведут к обесцениванию стараний и усилий. В результате длительного пребывания в подобном состоянии негативных переживаний, человек утрачивает способность радоваться жизни, теряет все, или почти все, составлявшее для него смысл, и обретает только одно – экзистенциальный вакуум. Выгорающий человек теряет способность к самореализации, личную перспективу. В этой связи остро стоит задача профилактики синдрома выгорания или активной психологической помощи при первых его признаках [4].
Литература
- Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. Трудный пациент, №12, 2009.
- Зыскина М.А., Васюкова Н.П. Профилактика синдрома эмоционального выгорания специалистов по социальной работе. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2010.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Медицинские новости, №7, 2002.
- Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. / Под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного. – Курск, 2008.
Темрокова Салима Барасбиевна – аспирантка кафедры психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.
e-mail:
Темрокова С. Б. Профессиональное выгорание медицинских работников:причины и последствия.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.