ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

АМБИВАЛЕНТНАЯ ВЛАСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ: ПОИСК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье раскрывается проблема харизмы как незаурядного качества личности. Приводятся сведения из зарубежных исследований об особенностях харизматической личности, признаках харизмы, о харизматических чертах и др. На основе этих данных автор выделяет основные детерминанты возникновения харизматической личности.

Ключевые слова: харизма, харизматическая личность, признаки харизмы, власть, авторитет, лидерство.

Об авторе

Ссылка для цитирования

К концу XX века психологи осознали, что жизнь может быть сконструирована самой личностью или определенными социальными институтами. Вероятно, поэтому возник рынок «стилей жизни». Человек, предпринимая попытки создания собственного стиля и собственного варианта бытия, сознательно и целенаправленно обращается к эталонам, в качестве которых чаще всего выступают успешные и харизматические личности. В связи с этим психология харизмы приобрела личностную, субъективную значимость.

Социально-психологические особенности харизматической личности чаще всего осмысливались контекстно, т.е. внутри проблем психологии авторитета, власти, честолюбия, тщеславия и др. Число исследовательских работ, непосредственно посвященных харизме, насчитывает единицы. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние, особенно в случаях непосредственного контакта. Г. Лебон назвал – это обаянием, а М. Вебер – харизмой.

Теоретический конструкт харизмы как социально-психологического феномена был, в основном, создан зарубежными психологами. Среди них работы М. Вебера, А. Вебера, В. Вундта, Т. Домбровского, Э. Кречмера, С. Московичи, Г. Тарда, А. Уиллнер, Швейцера, И. Шиффера, Н. Энкельмана и др. Ими определен маргинальный статус харизмы, выявлены основные подходы к его изучению (психологический, социологический, теологический, философский и другие), а также названы основные паттерны. Им удалось вычленить пространственные и временные характеристики харизмы и раскрыть ее связь с социальным контекстом [13; 7].

С. Московичи связывал популярность понятия «харизма» с тем, что харизма «будит в нас таинственные отзвуки», действуя как символическое плацебо, которое производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. Харизма придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительной и неистовой силы. Он одним из первых предпринял попытку выделить психологические паттерны «харизматического вождя». Среди них: одновременная привлекательность и угроза, способность защищать и пугать, вызывать противоречивые чувства любви и ненависти, вызова и отвращения, эмоционального подъема, возбуждения, высокой активности и др. [13; 9].

М. Вебер говорил о способности харизматической личности к властному объединению и эмоциональной общности, взаимности выбора, о высоком доверии к личности вождя и о том, что «харизма одного признается всеми». Вместе с позитивным влиянием все исследователи харизмы указывали на способность харизматической личности подчинять себе остальных. При этом подчинение заключается в чистом и целостном «приношении» личности, когда подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты, отказывается от собственной воли в пользу воли другого [3]. В течение длительного времени свойство «харизмы» относили к личности без учета ее рода деятельности и нравственно-этических характеристик.

В представлении М. Вебера, харизма – это незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других. По его мнению, харизма – это, прежде всего, продукт воображения окружающих [3; 4; 7; 13].

Харизматический лидер обладает, по М. Веберу, особыми дарованиями, в частности, пророческими, а также способностями и исключительными волевыми качествами. В основе харизмы лежит умение производить впечатление обладания такого рода свойствами, а также способность убедить других, что он таковым является. Харизма представляет собой единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Действия человека, обладающего харизмой, непременно должны быть успешными и приводить к наглядному, эффективному результату [3].

В противоположность безличному «должностному» влиянию, харизматическое влияние – целиком личностное. Создается впечатление, что харизматические личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей. У них хорошие риторические способности, т.е. умение говорить и проявлять способности к межличностному общению. Они чувствуют себя комфортно, когда другие ими восхищаются, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. Харизматические личности выделяются достойной и уверенной манерой держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией [1; 7; 9].

Шиффер И. говорил, что очень трудно осуществлять иррациональное эффективное воздействие на людей, среди которых вырос. Все это намного легче получается у человека, который пришел «со стороны». Для формирования харизмы достаточно наличия хотя бы признаков иного происхождения. Следующий выделенный им аспект харизмы – это неполноценность, т.е. признак, указывающий на ущербность или болезнь. Очень важно располагать каким-нибудь бросающимся в глаза дефектом, стигмой: горб, хромоту, заметное родимое пятно. К стигмам он относил и парадоксально-демонстративное поведение, в котором прочитывается указание на «безумие». Следующий харизматический элемент – «призвание». Харизматическая личность как бы получает свыше прямое приглашение к общественно значимой деятельности, или некий знак, указывающий на его особую миссию. Другой важный аспект развития харизмы – бойцовская позиция, которая востребована определенной ситуацией. Она предполагает определенный радикализм, в то время как неопределенность позиции, колебания, уступки, компромиссы ведут к неизбежной утере безусловного доверия к особым достоинствам лидера. Он сам строит идеологическое пространство, в котором осуществляет свое влияние. И. Шиффер говорил о наличии у харизматического лидера элемента игры, т.е. «харизмы притворства», некую театральность. Любая соблазняющая стратегия предполагает выстраивание системы знаковых приманок. Всякая деятельность такого рода связана с использованием гербов и эмблем, гимнов и знамен, обрядов и ритуалов. Таким образом, признаки харизмы, выделенные И. Шиффером, дали возможность очертить конструкт этого феномена [13; 10].

Харизматический лидер всегда в той или иной степени – человек одной мысли. Какова бы ни была ее реальная ценность, он при любых обстоятельствах ей предан. Любая перемена может быть оценена окружающими вовсе не как позитивная эволюция, а как предательство интересов дела, в которое они дали себя вовлечь. Харизматический лидер всегда заложник своей идеологии и созданного им же самим образа. Вообще, харизма живет новизной. Отсутствие новых идей делает харизму ненужной.

Харизма «кормится» успехом. Успех формирует харизму, а она, в свою очередь, порождает ожидания, которые, распространяясь, все дальше и дальше, способствуют новым успехам. Таким образом, получается то, что можно назвать харизматическим кругом: успех – харизма – успех – усиление харизмы – успех и т.д. Этот круг, конечно же, прерывается или, по меньшей мере, размывается, когда выпадает звено успеха [13; 5].

Сходную мысль высказал М. Вебер, говоря, что, если продолжительное время харизматическому лидеру изменяет успех, то его авторитет может исчезнуть [3]. Главное для обладателя харизмы – его видимый, публичный характер. Харизматический лидер должен уметь любое поражение обращать себе на пользу, то есть владеть процедурой, которую можно обозначить как харизматическая утилизация.

Некоторое представление о харизме дал Э. Кречмер в своей работе «Строение тела и характер» [8]. Он считал, что в харизматическом облике сочетаются движение вовне – агрессивно-пропагандистское, направленное на завоевание новых последователей и пространств, с движением внутрь, связанным с неким тайным знанием, особого рода умудренностью, недоступной нехаризматическим людям. По его мнению, харизматический лидер – всегда боец, но с другой, крайне желательно, чтобы при этом он был бы еще и жертвой. Всегда неплохо, когда есть потребность сплотиться не только вокруг идей и проектов лидера, но и еще ради защиты его от экзистенциального врага. Без персекуторной (persecutio – лат, преследование) части харизмы никак не обойдешься, если заботишься о завершенности и полноте харизматической ситуации [3].

Весьма важный аспект харизмы – временная и пространственная избирательность. Нельзя быть харизматическим всегда и для всех. Существует нечто такое, что можно обозначить метафорой «харизматическая волна», на которую потенциальный последователь может настроиться, но может этого и не сделать. Как идеология, так и образ нового лидера, должен отвечать на определенный вызов времени, предлагая решение актуальных задач. Волна и ниша определяют пространственные и временные рамки функционирования харизмы. Харизма – это не навсегда и не навечно. Это значит, что харизматический «охват» может быть микросоциальным и макросоциальным [13; 3].

Чтобы действия, которые лидер предпринимает или действительно провозглашает, были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны быть достаточно решительны и поражать воображение. Конструирование политических врагов практикуется во все времена и в любых обществах. Они олицетворяли зло, которое существует в данном обществе. Действия лидера всегда должны оцениваться как успешные, правильные и победоносные. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха [1; 2; 7]. Власть харизматического лидера – это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека яркого, но такая яркость идет не столько от человека, сколько от идущих за ним масс, наделяющих своей любовью и его, и несомое за ним знамя. Такая власть фанатична, но ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть утратить свое влияние [3; 5].

В социологии М. Вебера понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. Харизма, по М. Веберу, выступает основой одного из типов легитимного господства – харизматического, наряду с легально-рациональным и традиционным [3].

В концепции М. Вебера харизма фундаментально социальна и не отождествляется с историко-психологической традицией «Великого человека». По М. Веберу, как признание последователей, так и притязания вождей фундаментально амбивалентны. С одной стороны, харизма является внеобыденным личным даром и не требует внешнего подкрепления. Выдвигаемые лидером идеи измеряются не ценностью истины, а заключенной в ней мобилизующей силой, силой группы, которая признает эти идеи. Решающим является не столько конкретная постановка целей, сколько персональные харизматические качества лидера – через их признание происходит и признание его идей.

С другой стороны, харизматический лидер обосновывает свои требования и наличие у него харизмы через успех или веру в успех, основанную на результатах действий. Он должен непрерывно доказывать свои силы и способности путем преодоления испытаний, вызванных внешними обстоятельствами, а также постоянно демонстрировать, что подчинение ему ведет к счастью и благосостоянию.

М. Вебер приводил существенное различие между харизмой подлинной и рутинизированной. По его мнению, истинная харизма является врожденным экстраординарным качеством. Она не включена в нормативный порядок и повседневную деятельность. Однако, в чистой форме харизматическое господство весьма нестабильно, поскольку носит характер чуждый повседневным, рутинным структурам. Все модификации подлинной харизмы, в основном, имеют один и тот же мотив: обеспечить себе безопасность, трансформировать харизму и харизматические благодеяния из уникального переходящего дара экстраординарных времен и личностей в постоянное благо повседневной жизни. Харизматическое господство возвращается к повседневности через легализацию. Так происходит рутинизация харизмы. Понятие «харизма» М. Вебер заимствовал у Р. Зома, исследователя ранних христианских общин. В частности, он ссылается на работу «Церковное право» Р. Зома. М. Вебера привлекло наблюдение Р. Зома, что в религиозной «харизматической организации» доктрина воспринималась как прямое руководство к действию, как данная в откровении и, соответственно, не обсуждаемая истина, которую следует принимать как единственно верную. Если для Р. Зома харизма – мистический дар, то для М. Вебера – сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. По мнению М. Вебера, лидер должен постоянно доказывать свою харизматическую миссию. Если он долгое время терпит неудачи, его авторитет может исчезнуть [3].

Уиллнер А. (последовательница М. Вебера) выявила харизматические черты, которые свойственны харизматической власти. Она перечисляет четыре измерения: имидж лидера, согласие, сплочение и эмоции. А. Уиллнер определяет каждую из этих черт и выявляет то, каким образом каждая из них проявляет отношения харизматического лидера и его последователей [15; 13].

Отвечая на вопрос о возможности использования понятия «харизма» применительно к современности, К. Лёвенштейн утверждает, что это было возможно лишь в «ранние эпохи», а также в обществах, продолжающих оставаться несовременными в указанном смысле слова (например, страны «третьего мира»). Существует и другой аргумент – несовместимость «истинной харизмы» с самой сущностью современного общества. Предполагается, что изменения в социальных и политических структурах, обусловили минимальные шансы или даже практическую невозможность появления истинной формы харизмы в современном обществе (рациональном, безличном, массовом и т.п.).

Более того, преобладающей тенденцией становится создание бюрократическими структурами харизматического лидера, изначально лишенного качества харизматика. Другими словами, то, что представляется в современном обществе харизмой, есть лишь ее видимость [12].

Э. Фромм разработал концепцию авторитарной личности. Потребность авторитарной личности в поколении Абсолюту становится, по его мнению, способом преодоления ограниченности индивидуального существования. Самоутверждение достигается через идентификацию личности с авторитетом группы, нации или государства, с харизматическим лидером или религиозным институтом. Развитие концепции авторитарной личности способствовало психологизации феномена харизмы (садизм/мазохизм лидера и последователей), оказав значительное влияние на дальнейшие работы по данной проблематике [14]. Большое внимание ученые стали уделять психологическим и патологическим аспектам личности вождя, его биографии. Причины появления харизмы стали усматривать в невротических склонностях масс, в формировании массовых психозов, комплексов и страхов, когда харизма воспринимается исключительно как личностная, а харизматические отношения считаются возможными только в малой группе.

Чтобы сохранить и закрепить свое положение, харизматический лидер должен приспособиться к повседневной жизни и ее задачам. Отсюда – чрезвычайно большое место, которое занимает в рассуждениях теоретиков Франкфуртской школы проблема «культурной индустрии» или, иначе, «индустрии сознания». В итоге перед нами предстает «искусственный» лидер, рационально спланированные проблемы, ценности и т.п.

Энкельманн Н. считал, что харизма – это способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его. В период кризисов лидер, завоевавший авторитет благодаря своим харизматическим качествам, играет решающую роль, потому что ему доверяют и безоговорочно за ним следуют [15].

В настоящее время харизма трактуется как социально-психологический феномен, который может быть сформирован и развит как усилиями собственной личности, так и представителями того сообщества, в которое она реально включена. Чаще всего это касается профессиональных групп, в которых харизматическая личность может проявить и, соответствующим образом, репрезентировать себя.

Харизматическая личность имеет ряд психологических параметров, позволяющих ей занять наиболее высокий ранг и приобрести авторитет среди субъектов социального взаимодействия. Харизматический человек наделен властью. В тесной связи с властью находится авторитет. Альфред Вебер предложил различать должностной, деловой и личный авторитеты. Должностной и деловой авторитеты являются частями личного авторитета, они могут усиливать последний, но не заменять его. Все харизматические лидеры обладают авторитетом [11; 9]. Такие люди производят впечатление личностей, уверенных в себе и убежденных в правильности своих взглядов. Их успехи кажутся вполне закономерными, их уверенность в себе не воспринимается как проявление высокомерия. Харизматические личности сами могут добиваться высоких результатов и одновременно побуждать к этому окружающих.

Основными детерминантами возникновения харизматической личности являются: социально-психологическая ситуация, в которой осуществляются основные этапы ее жизни и деятельности; обладание высоким уровнем харизматических способностей или харизматической одаренности, дающих возможность личности выделиться; высочайший уровень профессионального мастерства в «своей» области (политике, экономике, искусстве и т.д.); наличие обаяния как личной «магнетической» силы; самокультивирование или культивирование «исключительных» личных качеств, дающих возможность создавать миф или легенду о себе.

Перспективным представляется эмпирическое изучение современных харизматических лидеров различных социальных сфер (экономики, науки, политики, искусства, спорта и др.), а также разработка психологических программ по их развитию.

Литература

  1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства. // Вопросы психологии, 1991. – №3. – С. 90-96.
  2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 287 с.
  3. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Изд-во Смысл, 1988. – 340 с.
  4. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
  5. Домбровский Т. Харизма. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
  6. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ; – СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.
  7. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности. В кн. «Социальная психология личности в вопросах и ответах». – М.: Гардарики, 1999. – С.321-325.
  8. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 512с.
  9. Курбатов В. Магия власти: харизма и реалии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

    10.Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Питер, 1995. – 540с

  1. Менегетти А. Психология лидера. – М.: Агроконсалт, 1996. – 146 с.
  2. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. – 608 с.
  3. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. – М.: Логос, 1999. – 368 с.
  4. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990. – С. 112
  5. Энкельманн Николаус Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. – М.: АО «Интерэксперт», 2000. – 272 с.

Об авторе

Ежак Евгения Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону),

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Ежак Е. В. Амбивалентная власть харизматической личности: поиск психологических паттентов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.