ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

 

УДК 159.92

English version:Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01006а1

Аннотация. В статье рассматривается категория детей с ослабленным здоровьем. Раскрываются особенности их психологического и физического развития, описываются психолого-педагогические условия, способствующие более благоприятному психическому развитию детей с ослабленным здоровьем.

Ключевые слова: дети с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическая поддержка классного руководителя, сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем.

Об авторе

Ссылка для цитирования

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России количество соматически ослабленных детей в настоящее время достигает 60% от общей численности детского населения страны. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения (М.М. Безруких, А.Н. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Ю.С. Шевченко и др.).

Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изме­нения: более чем в 4 раза (с 9% в 1983 г. до 36,6% в 2003 г.) увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% возросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения [1; 3; 5].

Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические и психические расстройства той или иной степени выраженности. Признаки нарушений психи­ческого развития часто выступают на фоне тех или иных хрони­ческих соматических заболеваний (болезни уха, горла, носа, ор­ганов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и др.). Неуспеваемость этих учащихся в большинстве слу­чаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. У зна­чительной их части интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей.

Некоторая часть таких детей выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению. Так, по данным Центра профилактической ме­дицины Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50% де­тей с отклонениями в состоянии здоровья за время обучения в первом классе показатели здоровья ухудшаются за счет, как функ­циональных нарушений, так и усугубления или развития новых заболеваний с хроническим течением. Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, – показатель, который должен обязательно учитываться при прогнозировании успешно­сти школьной адаптации [2, с. 254].

По данным психофизиологических исследований, абсолютное большинство детей с ослабленным здоровьем характеризуют повышенная утом­ляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы, склонность к патологическому реагированию на чрезмерные на­грузки.

Эти же исследования показывают, что санитарно-гигиеничес­кие условия, существующие в обычных школах и ориентирован­ные на здорового ребенка и средневозрастные показатели психи­ческого развития, оказываются для детей с ослабленным здоровьем неадекватными. Нормативно определенная наполняемость обычных классов несет для них непосильное количество раздражителей. Не соответству­ют их особенностям и нормативный режим обычного школьного дня, предопределенное расписанием уроков чередование труда и отдыха [5, с. 163].

Таким образом, характеристика детей с ослабленным здоровьем указывает на необходимость специальной работы для благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем.

В данной статье в качестве специальной работы рассматривается  психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в процессе его образования.

Проблема организации психолого-педагогического сопровождения нашла свое отражение  в многочисленных исследованиях  (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.).  В настоящее время  психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистякова.

Сущность сопровождающего процесса составляет различный взгляд на вмешательство в педагогический процесс воспитания ребенка и его психическое развитие. Модель «сопровождения» – это не борьба с симптомами, видимыми, лежащими на по­верхности. Работа психолога в этой модели направлена на внутренние силы ду­ши ребенка и близких его взрослых, на потребность в росте и развитии, на не­удержимость и физического и психического развития ребенка (Т.И. Чиркова, 1999).

И.И. Мамайчук считает, что психологическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Цель психолого-педагогического сопровождения – формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить [4, с. 84].

Сорокоумова С.Н. выделяет основные этапы и определенные задачи психологического сопровождения:

- подготовительный этап (установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка, определение объема работы и последовательности процесса сопровождения, подготовка необходимой документации, составление графика работы). Психолог, устанавливая контакт со специалистами (педиатром, неврологом и т.д.), обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка;

- ориентировочный этап (установление контакта с родителями и родственниками ребенка;  установление контакта с педагогом, в особенности с классным руководителем; знакомит специалистов с результатами психологического обследования;  совместно обсуждает с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка);

- на этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами;

- этап реализации индивидуальной программы (оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ослабленным здоровьем для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей; оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса; просвещение и консультирование педагогов, и других специалистов, работающих с ребенком);

- на заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.) [4].

В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

1) профилактика,

2) индивидуальная и групповая диагностика,

3) консультирование (индивидуальное и групповое),

4) развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических  условий, в которых каждый мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы – создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

Деятельность практического психолога в системе сопровождения детей с ослабленным здоровьем способствует:

1.Созданию благоприятных условий для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его развития;

2.Созданию эффективного психологического сопровождения: помощи, поддержки и обеспечения детского развития, основу которой составляет особая социально-психологическая среда полифункционального детского и детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия.

  1. Созданию инновационной развивающей среды, включающей в себя систему обучения школьников полноценному постепенно усложняющемуся адаптивному ролевому поведению детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослыми на основе партнерских субъект-субъектных отношений.

4.Развитию специфической системы компетенций, обеспечивающей постепенное формирование у детей социальных навыков поведения и развитие продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.

  1. Расширению функциональной направленности в профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения в содержании специфических методических приемов, позволяющих амплифицировать содержательную сторону диагностической, коррекционной и развивающей работы.

Таким образом, наиболее перспективной мо­делью работы с младшими школьниками с ослабленным здоровьем является модель «сопровождение», основной отличительной особенностью, которой является объединение направлений сопровождения применительно к детям с ослабленным здоровьем:

-        работа по адаптации ребенка с ослабленным здоровьем,

-        работа с родителями таких детей

-        взаимодействие психолога с классным руководителем;

-        формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем.

Сопровождение в адаптации к школьным условиям ребенка с ослабленным здоровьем. Во главу угла любого образования ставится позитивная адаптация к жизни. Это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Его основой является специально организованный процесс – психолого-педагогического сопровождения семьи и личности ребенка с ослабленным здоровьем.

В учебной  деятельности  дезадаптация детей с ослабленным здоровьем проявляется в резком ухудшении концентрации внимания и снижении познавательной деятельности, успеваемости.  «Особый»  школьник  проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными работами. При этом речь ни в коем случае не идет о  реальном  снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей.  Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том,  что его огорчает и тревожит.  При своевременной коррекции эмоционального нарушения,  при снятии  причин, вызывающих невротические реакции,  обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.

Деятельность психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в школе должно быть нацелено на:

-        устранение социокультурных, коммуникативных барьеров между ребенком с ослабленным здоровьем и его нормально развивающимися одноклассниками, а также родителями такого ребенка и других участников образовательного процесса;

-        создание комфортной среды для учебной и внеучебной деятельности учащегося с ослабленным здоровьем;

-        снижение психоэмоционального напряжения у младшего школьника с ослабленным здоровьем, возникающего в школе или спровоцированного школой;

-        развитие навыков социального поведения и формирование копинговых стратегий у детей с отклонениями в здоровье;

-        координация деятельности всех участников образовательного процесса с целью создания условий для успешной адаптации такого ученика.

Результатом психолого-педагогического сопровождения учащегося с ослабленным здоровьем в процессе обучения становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

В работе с родителями детей с ослабленным здоровьем принято рассматривать  четыре основных метода работы:

1) рекомендательный – специалист занимается с ребенком и дает родителям домашние задания, советы по уходу, воспитанию ребенка. Подобный метод не предпо­лагает подробного анализа поведения и развития ребенка, а если и касается в беседе специалиста с родителем реальных трудностей, то только поверхностно.

2) взаимодействие педагогов и родителей. Родители обяза­тельно участвуют в занятиях, посещают совместные лагеря в дополнение к регулярным занятиям. Про­цесс обучения ребенка составляет основную ткань жизни семьи. Этот способ очень поддерживает ро­дителей. Они всегда могут опереться на специалис­тов и не чувствуют себя одинокими и брошенными.

3) некая компиляция нетрадиционных ме­тодов лечения и обучения, а также поддержание ка­кой-либо одной стратегии как основополагающей. Данный метод вполне отвечает запросам родителей, ко­торые, отчаялись,  не видя желаемого продвижения ребенка в развитии.

4) работает на стыке педагоги  и психологии,  заключается в сбалансированном сопровождении  ребенка во всех сферах развития. Родителей привлекают умеренно с целью информировать о реальных  успехах ребенка.   Целью этого метода является помощь родителям в выработке  устойчивой к внешним воздействиям родительской  позиции.

Формы работы с семьей:

1) Психологическое консультирование – основные задачи:  помощь в разрешении семейных трудностей,  укрепление родительской компетентности, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;   информационная поддержка.

  1. Родительские группы – основные задачи:преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, форми­рование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание  групп родителей, реализующих социальные инициативы;  сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;  вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции;   информационная поддержка;  помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
  2. Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача – вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей; обучение членов семьи новым, более терапевтичным приемам взаимодействия, общения навыкам обучения и воспитания; развитие родительской компетентности; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь;  помощь  в  разрешении семейных проблем и индивидуальных  трудностей.
  3. Дополнительные формы работы с семьей – общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем групп,  в которой занимается ребенок; привлечение  членов семей к организации  праздников, спектаклей  для детей и другим формам досуговой деятельности.

Взаимодействие психолога и классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе [5, с. 7]. В школе, классе, где учатся дети с ослабленным здоровьем классный руководитель играет важную роль в создании атмосферы принятия такого ребенка. При грамотном взаимодействии психолога и классного руководителя решаются следующие задачи:

  1. Координация жизнедеятельности отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей.
  2. Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося в том числе ребенка с ослабленным здоровьем.
  3. Обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития.
  4. Создание ситуации успеха ребенка с ослабленным здоровьем.
  5. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье на основании единой заботы о максимальном развитии данного учащегося.
  6. Педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и эмпатического принятия такого ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование духовного развития, толерантного отношения каждого ученика вверенной группы.

Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог взаимодействии с классным руководителем, в классе которого обучается ребенок с ослабленным здоровьем:

  1. Обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;
  2. Выступить координатором сотрудничества триады ребенок с ослабленным здоровьем – учитель – родитель, а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;
  3. Дать представления об особенностях психического развития ребенка с ослабленным здоровьем, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;

4.Дать рекомендации по организации учебно-воспитательного  процесса в классе с таким ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;

  1. Обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;
  2. Способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в обрасти психологии и коррекционной педагогики.

Формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем одна из основных направлений в работе педагога и психолога по сопровождению. Задачи данной работы состоят в следующем:

-        осознание собственной уникальности и уникальности других;

-        развитие  умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;

-        овладение  умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы  школьного психолога. Основной формой работы по формированию толерантности мы считаем тренинговые занятия. В данной работе мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное   допущение   субъектом чего-либо, что им не одобряется; как  добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Ниже в качестве примера приводятся варианты тренинговых упражнений, проведение которых хорошо зарекомендовало себя.

  1. Упражнение  «Детские обиды». Ведущий: вспомните случаи  из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их –  в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас отно­ситесь к этой обиде (нарисуйте или опишите).  Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас». Обсуждение. Что такое обида, как долго сохраняются обиды, особенности «детских» обид.
  2. Упражнение  «Обиженный человек». Участникам предлагается закончить предложение: «Я обижаюсь, когда...» и нарисовать вы­ражение лица обиженного человека. «В детстве я обижался, если…»
  3. Упражнение  «Копилка обид». Участникам тренинга предлагается нарисовать или описать «копилку» и помес­тить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение ра­зорвать ее и предлагает действительно сделать это.

Обсуждение. Что делать с «текущими» обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важ­но для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддержи­ваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.  Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.

  1. Упражнение  «Мы так похожи». Ведущий: возьми­те чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходст­во» и поставьте двоеточие. Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами (партнер из прошлого упражнения). Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он – Другой. Но сей­час подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сход­ство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего парт­нера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологиче­ских характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д. После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обме­няться списками, для того чтобы выразить свое согласие или несогла­сие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить ре­зультаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.

  1. Упражнение. «Тимуровцы». Ведущий: давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто ЭТО был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил О помощи или это была ваша инициатива?. Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.
  2. Упражнение. «Друг для друга». Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом, вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслуша­ем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать ответ на во­прос: «На что же я сгожусь?»

Анализ вышесказанного позволяет рассматривать  сопровождение  как  достаточно перспективную   (и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики  и с точки зрения разработки конкретной  модели)    деятельность  в работе с детьми с ослабленным здоровьем, которая, на наш взгляд,  может быть внедрена и успешно реализована.

 

Литература

  1. Licari Lucianne, Nemer Leda, Tamburlini Giorgio Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий.  – ВОЗ, 2006. – 111 с.

     2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / 2-е изд., доп. – М.:                 Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 494 с.

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999. –  260 с.
  2. Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с.
  3.  Куликова Т.И., Декина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя: Учеб.-метод. пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 75 с.

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

е-mail: сThis email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровием [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.