ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
УДК 159.92
English version:Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01006а1
Аннотация. В статье рассматривается категория детей с ослабленным здоровьем. Раскрываются особенности их психологического и физического развития, описываются психолого-педагогические условия, способствующие более благоприятному психическому развитию детей с ослабленным здоровьем.
Ключевые слова: дети с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ослабленным здоровьем, психолого-педагогическая поддержка классного руководителя, сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России количество соматически ослабленных детей в настоящее время достигает 60% от общей численности детского населения страны. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения (М.М. Безруких, А.Н. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Ю.С. Шевченко и др.).
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: более чем в 4 раза (с 9% в 1983 г. до 36,6% в 2003 г.) увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% возросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения [1; 3; 5].
Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические и психические расстройства той или иной степени выраженности. Признаки нарушений психического развития часто выступают на фоне тех или иных хронических соматических заболеваний (болезни уха, горла, носа, органов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и др.). Неуспеваемость этих учащихся в большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. У значительной их части интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей.
Некоторая часть таких детей выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению. Так, по данным Центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50% детей с отклонениями в состоянии здоровья за время обучения в первом классе показатели здоровья ухудшаются за счет, как функциональных нарушений, так и усугубления или развития новых заболеваний с хроническим течением. Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, – показатель, который должен обязательно учитываться при прогнозировании успешности школьной адаптации [2, с. 254].
По данным психофизиологических исследований, абсолютное большинство детей с ослабленным здоровьем характеризуют повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы, склонность к патологическому реагированию на чрезмерные нагрузки.
Эти же исследования показывают, что санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка и средневозрастные показатели психического развития, оказываются для детей с ослабленным здоровьем неадекватными. Нормативно определенная наполняемость обычных классов несет для них непосильное количество раздражителей. Не соответствуют их особенностям и нормативный режим обычного школьного дня, предопределенное расписанием уроков чередование труда и отдыха [5, с. 163].
Таким образом, характеристика детей с ослабленным здоровьем указывает на необходимость специальной работы для благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем.
В данной статье в качестве специальной работы рассматривается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в процессе его образования.
Проблема организации психолого-педагогического сопровождения нашла свое отражение в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.). В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистякова.
Сущность сопровождающего процесса составляет различный взгляд на вмешательство в педагогический процесс воспитания ребенка и его психическое развитие. Модель «сопровождения» – это не борьба с симптомами, видимыми, лежащими на поверхности. Работа психолога в этой модели направлена на внутренние силы души ребенка и близких его взрослых, на потребность в росте и развитии, на неудержимость и физического и психического развития ребенка (Т.И. Чиркова, 1999).
И.И. Мамайчук считает, что психологическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Цель психолого-педагогического сопровождения – формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить [4, с. 84].
Сорокоумова С.Н. выделяет основные этапы и определенные задачи психологического сопровождения:
- подготовительный этап (установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка, определение объема работы и последовательности процесса сопровождения, подготовка необходимой документации, составление графика работы). Психолог, устанавливая контакт со специалистами (педиатром, неврологом и т.д.), обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка;
- ориентировочный этап (установление контакта с родителями и родственниками ребенка; установление контакта с педагогом, в особенности с классным руководителем; знакомит специалистов с результатами психологического обследования; совместно обсуждает с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка);
- на этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами;
- этап реализации индивидуальной программы (оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ослабленным здоровьем для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей; оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса; просвещение и консультирование педагогов, и других специалистов, работающих с ребенком);
- на заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.) [4].
В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:
1) профилактика,
2) индивидуальная и групповая диагностика,
3) консультирование (индивидуальное и групповое),
4) развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических условий, в которых каждый мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы – создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде. Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
Деятельность практического психолога в системе сопровождения детей с ослабленным здоровьем способствует:
1.Созданию благоприятных условий для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его развития;
2.Созданию эффективного психологического сопровождения: помощи, поддержки и обеспечения детского развития, основу которой составляет особая социально-психологическая среда полифункционального детского и детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия.
- Созданию инновационной развивающей среды, включающей в себя систему обучения школьников полноценному постепенно усложняющемуся адаптивному ролевому поведению детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослыми на основе партнерских субъект-субъектных отношений.
4.Развитию специфической системы компетенций, обеспечивающей постепенное формирование у детей социальных навыков поведения и развитие продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.
- Расширению функциональной направленности в профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения в содержании специфических методических приемов, позволяющих амплифицировать содержательную сторону диагностической, коррекционной и развивающей работы.
Таким образом, наиболее перспективной моделью работы с младшими школьниками с ослабленным здоровьем является модель «сопровождение», основной отличительной особенностью, которой является объединение направлений сопровождения применительно к детям с ослабленным здоровьем:
- работа по адаптации ребенка с ослабленным здоровьем,
- работа с родителями таких детей
- взаимодействие психолога с классным руководителем;
- формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем.
Сопровождение в адаптации к школьным условиям ребенка с ослабленным здоровьем. Во главу угла любого образования ставится позитивная адаптация к жизни. Это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Его основой является специально организованный процесс – психолого-педагогического сопровождения семьи и личности ребенка с ослабленным здоровьем.
В учебной деятельности дезадаптация детей с ослабленным здоровьем проявляется в резком ухудшении концентрации внимания и снижении познавательной деятельности, успеваемости. «Особый» школьник проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными работами. При этом речь ни в коем случае не идет о реальном снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей. Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит. При своевременной коррекции эмоционального нарушения, при снятии причин, вызывающих невротические реакции, обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.
Деятельность психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в школе должно быть нацелено на:
- устранение социокультурных, коммуникативных барьеров между ребенком с ослабленным здоровьем и его нормально развивающимися одноклассниками, а также родителями такого ребенка и других участников образовательного процесса;
- создание комфортной среды для учебной и внеучебной деятельности учащегося с ослабленным здоровьем;
- снижение психоэмоционального напряжения у младшего школьника с ослабленным здоровьем, возникающего в школе или спровоцированного школой;
- развитие навыков социального поведения и формирование копинговых стратегий у детей с отклонениями в здоровье;
- координация деятельности всех участников образовательного процесса с целью создания условий для успешной адаптации такого ученика.
Результатом психолого-педагогического сопровождения учащегося с ослабленным здоровьем в процессе обучения становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
В работе с родителями детей с ослабленным здоровьем принято рассматривать четыре основных метода работы:
1) рекомендательный – специалист занимается с ребенком и дает родителям домашние задания, советы по уходу, воспитанию ребенка. Подобный метод не предполагает подробного анализа поведения и развития ребенка, а если и касается в беседе специалиста с родителем реальных трудностей, то только поверхностно.
2) взаимодействие педагогов и родителей. Родители обязательно участвуют в занятиях, посещают совместные лагеря в дополнение к регулярным занятиям. Процесс обучения ребенка составляет основную ткань жизни семьи. Этот способ очень поддерживает родителей. Они всегда могут опереться на специалистов и не чувствуют себя одинокими и брошенными.
3) некая компиляция нетрадиционных методов лечения и обучения, а также поддержание какой-либо одной стратегии как основополагающей. Данный метод вполне отвечает запросам родителей, которые, отчаялись, не видя желаемого продвижения ребенка в развитии.
4) работает на стыке педагоги и психологии, заключается в сбалансированном сопровождении ребенка во всех сферах развития. Родителей привлекают умеренно с целью информировать о реальных успехах ребенка. Целью этого метода является помощь родителям в выработке устойчивой к внешним воздействиям родительской позиции.
Формы работы с семьей:
1) Психологическое консультирование – основные задачи: помощь в разрешении семейных трудностей, укрепление родительской компетентности, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; информационная поддержка.
- Родительские группы – основные задачи:преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы; сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов; вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции; информационная поддержка; помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
- Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача – вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей; обучение членов семьи новым, более терапевтичным приемам взаимодействия, общения навыкам обучения и воспитания; развитие родительской компетентности; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь; помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.
- Дополнительные формы работы с семьей – общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем групп, в которой занимается ребенок; привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности.
Взаимодействие психолога и классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов. В силу сложившейся ситуации, классное руководство в настоящее время является ключевым элементом организации воспитания в школе [5, с. 7]. В школе, классе, где учатся дети с ослабленным здоровьем классный руководитель играет важную роль в создании атмосферы принятия такого ребенка. При грамотном взаимодействии психолога и классного руководителя решаются следующие задачи:
- Координация жизнедеятельности отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей.
- Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося в том числе ребенка с ослабленным здоровьем.
- Обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечивающей разносторонность развития.
- Создание ситуации успеха ребенка с ослабленным здоровьем.
- Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье на основании единой заботы о максимальном развитии данного учащегося.
- Педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и эмпатического принятия такого ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование духовного развития, толерантного отношения каждого ученика вверенной группы.
Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог взаимодействии с классным руководителем, в классе которого обучается ребенок с ослабленным здоровьем:
- Обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;
- Выступить координатором сотрудничества триады ребенок с ослабленным здоровьем – учитель – родитель, а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;
- Дать представления об особенностях психического развития ребенка с ослабленным здоровьем, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;
4.Дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с таким ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;
- Обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;
- Способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в обрасти психологии и коррекционной педагогики.
Формирование толерантности у сверстников (одноклассников) детей с ослабленным здоровьем одна из основных направлений в работе педагога и психолога по сопровождению. Задачи данной работы состоят в следующем:
- осознание собственной уникальности и уникальности других;
- развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
- овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы школьного психолога. Основной формой работы по формированию толерантности мы считаем тренинговые занятия. В данной работе мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Ниже в качестве примера приводятся варианты тренинговых упражнений, проведение которых хорошо зарекомендовало себя.
- Упражнение «Детские обиды». Ведущий: вспомните случаи из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их – в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите). Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас». Обсуждение. Что такое обида, как долго сохраняются обиды, особенности «детских» обид.
- Упражнение «Обиженный человек». Участникам предлагается закончить предложение: «Я обижаюсь, когда...» и нарисовать выражение лица обиженного человека. «В детстве я обижался, если…»
- Упражнение «Копилка обид». Участникам тренинга предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.
Обсуждение. Что делать с «текущими» обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.
- Упражнение «Мы так похожи». Ведущий: возьмите чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие. Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами (партнер из прошлого упражнения). Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он – Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д. После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, для того чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.
- Упражнение. «Тимуровцы». Ведущий: давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто ЭТО был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил О помощи или это была ваша инициатива?. Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.
- Упражнение. «Друг для друга». Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом, вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслушаем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать ответ на вопрос: «На что же я сгожусь?»
Анализ вышесказанного позволяет рассматривать сопровождение как достаточно перспективную (и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики и с точки зрения разработки конкретной модели) деятельность в работе с детьми с ослабленным здоровьем, которая, на наш взгляд, может быть внедрена и успешно реализована.
Литература
- Licari Lucianne, Nemer Leda, Tamburlini Giorgio Здоровье детей и окружающая среда. Разработка планов действий. – ВОЗ, 2006. – 111 с.
2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 494 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999. – 260 с.
- Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с.
- Куликова Т.И., Декина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности классного руководителя: Учеб.-метод. пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 75 с.
Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
е-mail: с
Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровием [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.