ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрываются прикладные аспекты внедрения идей организационной психологии образования в условиях высшей школы. Обосновывается необходимость осуществления психологического сопровождения студентов в образовательной практике на теоретических положениях организационной психологии образования. Описываются результаты экспериментальных исследований по изучению проблем создания условий для развития и обучения конкурентоспособной личности, влияния успешности в овладении иностранным языком на развитие личности студента, формирования устойчивой положительной мотивации достижения успеха студента в процессе образования в вузе.

Ключевые слова: организационная психология образования, развитие личности студента, психологическая служба в образовании, конкурентоспособная личность, успешность в овладении иностранным языком, мотивация достижения успеха, психологическая практика в вузе, управление образовательной системой.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Психологическая практика в системе образования представляет собой своеобразную проекцию общей материальной практики, выполняющую функцию внедрения теоретико-методологических идей организационной психологии образования в сферу практической психологической деятельности. Организационный аспект современной психологической практики наиболее часто отождествляется с такими понятиями, как «психологическая помощь», «психотерапия», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «психологическое содействие», «психотехника», «психологическая служба» и др. Организационные начала проявляются в функциональной направленности психологической практики (отражаемой в понятиях «психологическое сопровождение», «психологическая помощь», «психологическая поддержка», «психологическая защита» и др.), ее специализации (психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение и др.) и технологиях (логотерапия, НЛП, психоанализ, контент-анализ, психодрама и др.).

Впервые на данном этапе психологическая практика не просто привязывалась к образовательному виду деятельности, в частности деятельности образования, но и обслуживала ее. В центр психологической практики образования попал человек со своими конкретными проблемами и запросами (кризисная ситуация, дезадаптированность, душевный разлад и т.п.); основой личностно ориентированной психологической практики явилось понимание и взаимопонимание, а, следовательно, это, прежде всего, общение, сотрудничество, равенство во всем, индивидуализация и дифференциация образования. Изменилось отношение и требования к деятельности и личности психолога.

На всех этапах своего развития психологическая практика образования выступала своеобразным полигоном для апробации теоретических построений организационной психологии образования, позволяющим наиболее наглядно и обоснованно высветить их сильные и слабые стороны. В свою очередь, кумуляции результатов деятельности психологической практики в системе образования составляет ту необходимую для науки информационную базу данных, рефлексия которой служит источником совершенствования организационной психологии образования и основу дальнейшего развития общей концепции психологической практики.

Межпредметный компонент психологической практики в системе образования включает комплекс организационных действий, обеспечивающих подбор и подготовку ее специалистов, эффективность непосредственного осуществления отдаленных последствий психологической практики в образовании, результативность построения взаимодействия психологической практики в системе образования с другими практиками, а также отраслями научного знания.

Анализ данных внедрения психологических знаний в высшей школе показал, что непосредственное использование психологических рекомендаций, отдельных методов исследования личности учащихся часто оказывается неэффективным, так как оно требует от педагогов высокого уровня профессиональной психологической подготовки. В силу того, что цели и стратегии психологической практики могут быть разными – приспособление к психологическому дефекту, адаптация, изменение личности и др. – психолог-практик должен уметь отрефлексировать свой подход, понимать, с каким типом психологической практики и каким типом человека-клиента он имеет дело.

Образовательное пространство на сегодняшний день позициони­руется в качестве контекстной среды развития личности на различных этапах ее становления. Оно насыщено массой стимулов, потенциальных возможностей способных стимулировать и фасилицировать развитие психического потенциала человека, выступая своеобразным психологическим мостом, соединяющим растущего человека с общечеловеческой культурой, опытом и историей. В силу масштабности стоящих перед ней задач, организационное совершенствование системы образования, основанное на реализации идей гуманизации, предполагает дальнейшее развитие психологической практики с гуманистической личностной ориентацией.

Организационно-психологические подходы к психологической службе несколько поменялись, приближаясь к требованиям современных реалий. Так, в организационном плане был поставлен вопрос о подготовке молодежи к труду и жизни с максимальным учетом условий, в которых ей предстоит реализовать свои возможности, проявить себя в основных видах человеческой жизнедеятельности. Было провозглашено, что школа должна обогащать и развивать в качестве основных функций образовательную (образование, обучение и развитие), социальную (формирование личности, ориентированной на социалистический образ жизни), воспитательную (воспитание личности в духе научного диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической морали) и профессиональную (нравственная, психологическая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности) функции.

Свидетельством новых организационно-психологических подходов выступило интенсивное развитие психолого-педагогических и медико-социальных центров различной профориентации: центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-ме­дико-социальные, профориентационные, реабилитационные и многие другие, которые оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, родителям, педагогам, администрации, управлению) и профессиональную под­держку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

Актуальным в организационно-психологическом плане выступило также осуществление перехода от диагностики отбора к диагностике развития в управленческих и инновационных процессах образования. Обозначилась особая роль отсроченного прогноза эффективности хода инновационного процесса, эффективности внедрения тех или иных управленческих технологий и других изменений, даваемого специалистами психологических служб системы образования. Среди актуальных проблем мы выделяем следующие направления деятельности службы: психологическая поддержка студентов и преподавателей в реализации потребностей самопознания личности, интеллектуального и творческого потенциала, развитие профессионально важных качеств, развитие познавательной и созидательной творческой мотивации, определение психологической готовности студента к обучению, рекомендации студентам на начальном этапе обучения по адаптации к особенностям жизнедеятельности в вузе, а также преподавательскому составу по методам оказания помощи студентам, выявление неблагоприятных условий личностного и психического развития в процессе обучения у студентов и преподавателей и т.п.

На развитие личности студента в вузе влияет вся совокупность социально-психологических условий: уровень общего интеллектуального развития, успешность адаптации к условиям вуза, готовность личности к общению, успешность в межличностных отношениях, наличие благоприятного психологического климата в академической группе, направленность и сформированность устойчивого интереса студента к своей будущей общественной и профессиональной жизни, развитие самопознания и самореализация. Практика работы психологической службы в Пятигорском государственном лингвистическом университете наглядно демонстрирует актуальность и востребованность ее включения в воспитательно-образовательный процесс. Содержание работы со студентами выстраивается с учетом ее полезности, ценности для воспитательного процесса.

Приоритетными направлениями организационно-психологического обеспечения образовательного пространства в высшей школе должны стать: создание условий для развития и обучения конкурентоспособной личности; изучение влияния успешности во владении иностранным языком на развитие личности студента; формирование устойчивой положительной мотивации достижения успеха студента в процессе образования в вузе; исследование психологических условий организации личностно-развивающего взаимодействия в образовательной среде вуза; выявление и внедрение методов работы, развивающих личность студентов в процессе обучения в вузе; учет в процессе профессиональной подготовки склонностей, возможностей и типа личности; поддержка студентов в принятии самостоятельных решений; помощь в выработке индивидуального стиля жизни и общения

Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается. Ряд проблем развития конкурентоспособной личности студентов нуждается в самостоятельных исследованиях. Так, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех частей – констатирующей, формирующей и контролирующей. На констатирующем этапе – исследовалось основное содержание и структура компонентов модели конкурентоспособности личности. Для этого использовался комплекс методов (наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки) и методик: самоактуализационный тест (CAT), методика изучения коммуникативных и организаторских умений, тест на самоэффективность, морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI). На основе полученных результатов с учетом статистической достоверности были сформированы три контрольные и три экспериментальные группы по 35 человек.

Второй этап эксперимента носил формирующий характер и основывался на разработке и апробации психологической программы сопровождения развития конкурентоспособности студентов. Программа состояла из двух тренингов-интенсивов: «Повышение СебЯ$тоимости», «Мечта – Цель – Результат»; долгосрочного проекта «КрЕаТиВ». Программа включала мини-лекции, ролевые и деловые игры, тренинговые упражнения направленные на развитие у студентов личностного адаптационного потенциала конкурентоспособной личности, способности к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, гибкости и лабильности процессов мышления, культурно-нравственных качеств, способности к профессиональному развитию.

На контролирующем этапе был проведен статистический сравнительный анализ влияния комплексной программы психологического сопровождения развития конкурентоспособной личности студента. В результате нам удалось выделить показатели, на развитие которых оказывает влияние авторская программа развития конкурентоспособности личности: ориентация во времени; познавательные потребности; креативность; коммуникативные способности; организаторские способности; гибкость поведения; контактность; деятельностная самоэффективность; стремление к собственной идентичности; показатели изучения структуры интеллекта: пространственного обобщения; пространственного воображения; мнестических способностей; уровня решения арифметических задач.

Для психологического сопровождения развития конкурентоспособности личности студентов разработана программа, которая предусматривала: развитие у студентов стремления к самопознанию, осмыслению себя, своих поступков и поведения, повышение уровня самосознания; формирование адекватности оценки себя и других людей для успешного вхождения в социокультурное пространство; совершенствование становления жизненной оптимистической позиции студентов, конструктивности их жизненных целей для сохранения психического здоровья; развитие навыков общения: умение слушать, передавать информацию с помощью вербальных и невербальных средств, конструктивно разрешать конфликты; развивать коммуникативные способности: рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность эмоционального восприятия состояния другого человека, сила и глубина сопереживания); формирование знания и практических умений по целеполаганию, самоанализу, анализу профессии, сопоставлению своих способностей с требованиями профессии, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностного и жизненного самоопределения.

При проектировании модели психологического сопровождения развития конкурентоспособной личности студента лингвистического университета, следует принимать во внимание потребность студентов языковых факультетов в развитии умения устанавливать благоприятные взаимоотношения с другими людьми, о потребности развития восприятия и эмоционального реагирования студентами на их способности успешно справляться с той или иной профессиональной задачей и деятельностью, на когнитивном уровне – развитие умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения; принятие личностью всей ответственности за ка­чество профессионального становления и реали­зации своего профессионально-психологического потенциала на себя; проектирование и самопроектирование сценари­ев отдельных этапов профессионального станов­ления; гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профес­сиональной жизни.

Учитывая специфику высшего образовательного учреждения, на базе которого проходила апробация теоретических положений организационной психологии образования, в качестве доминирующей была обусловлена постановка следующей проблемы нашего исследования: каковы особенности влияния успешности во владении иностранным языком на развитие личности студента? Накопленный массив знания, раскрыв психологические основания построения практики обучения иностранному языку, позволил проводимым в данной сфере исследованиям подняться на новую ступень и перейти от рассмотрения вопросов повышения успешности обучения иностранному языку через совершенствование учебного процесса к изучению вопросов влияния личностного развития на повышение успешности овладения иностранным языком. Отрывочность исследовательских материалов о данном психологическом аспекте овладения иностранным языком свидетельствует о недостаточном внимании современной науки к важнейшей стороне жизнедеятельности человека [3]. Вместе с тем, овладение им иностранным языком, играющее значительную роль в повышении конкурентоспособности человека в современных условиях динамически изменяющегося мира, может быть использовано для более широкой стимуляции его личностного развития. Повышая успешность студентов в овладении иностранным языком можно одновременно способствовать развитию ряда его личностных особенностей.

Нами было реализовано теоретико-экспериментальное исследование влияния успешности в овладении иностранным языком на личностное развитие студентов. Как показал начальный теоретический этап исследования, проблема успешности овладения иностранным языком является достаточно актуальной для современной науки и практики. Являясь комплексной, она находится на стыке двух основных проблем – психологии обучения иностранному языку и психологии успешности личности. Анализ теоретических наработок по проблеме психологии обучения иностранному языку позволил обосновать правомерность рассмотрения вопросов успешности во владении иностранным языком как одной из наиболее востребованных современной практикой частей обширной проблематики. Проанализировав имеющиеся материалы по факторам успешности, мы смогли прийти к выводу, что она может выявляться на основе изучения ряда индивидуально-психологических характеристик личности, а также на основе внешней, например – экспертной, оценки. Успешность студентов во владении иностранным языком выявлялась на основе методов экспертной самооценки и самооценки. Личностные особенности студентов в связи с проблемой их успешности в овладении иностранным языком изучалась на базе ряда тестов-опросников и тестов-заданий.

В процессе психологического эксперимента было установлено, что успешность в овладении иностранным языком оказывает влияние на развитие личности студентов. С успешностью в овладении иностранным языком связаны следующие свойства личности: эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость. Объективная успешность в овладении иностранным языком в наибольшей мере связана с такими свойствами личности как адаптивность, гибкость мышления, личностная тревожность, эмоциональная комфортность и устойчивость, самостоятельность. Низкая объективная успешность в овладении иностранным языком сочетается со снижением эмоциональной комфортности, гибкости мышления, адаптивности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности студентов, а также с ростом их личностной тревожности.

Заключительный этап эксперимента позволил подтвердить, что успешность в овладении иностранным языком оказывает влияние на развитие личности студента. Произошедший рост объективной и субъективной успешности в овладении иностранным языком сопровождался личностными изменениями: в личностном восприятии успешности человека в овладении иностранным языком; в свойствах личности, выделенных по их связи с успешностью в овладении иностранным языком (эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость).

В современном преподавании предпочтение по-прежнему отдается предметному компоненту, иногда дополняемому некоторыми простейшими механизмами психологической поддержки студентов: стимулированием, мотивированием, передачей некоторых способов учебной деятельности. А это в свою очередь снижает у студентов формирование зрелых мотивов к самовоспитанию, саморазвитию, самоорганизации. Подобное положение вещей не может устраивать как сферу образования, так и все общество, т.к., являясь устаревшим по своей сути, оно не способно помочь образовательным структурам в полной мере выполнить социальный заказ, препятствует их подлинному развитию [2]. Очевидно, для эффективной реализации заданной программы необходимо привлечение психологического знания в систему образования, способного не только вскрыть подлинные механизмы формирования мотивационной сферы человека, но и предложить рекомендации по совершенствованию организации образовательной системы с опорой на знание психологических особенностей мотивации.

Разработки психологических подходов к формированию мотивации достижения успеха ориентированы в основном на сферу менеджмента, представителей деловой среды. До настоящего времени не сложилась целенаправленная научно обоснованная система развития мотивации достижения успеха в процессе профессионального обучения в вузе. На основании проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что единой концепции в ее понимании не существует. Это приводит к необходимости объединения существующих взглядов в комплексную, непротиворечивую и верифицируемую концепцию развития мотивации достижения успеха у студентов в период профессионального становления. Было выявлено, что основной функцией мотивации достижения успеха в процессе профессионального становления личности является регуляция дальнейшей активности студента в зависимости от предыдущего результата и поддержание приобретенного опыта.

На основании результатов эксперимента мы определили психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха личности студентов гуманитарных вузов, значимыми среди них явились: интернальность, поддержка; самоуважение, ценностные ориентации, самоуверенность, самооценка, креативность, интегральная, контактность. Интерпретация полученных результатов позволила увидеть, что студентам с высоким уровнем мотивации достижения успеха личности, разделяющим ценности самоактуализирующейся личности, свойственно развитое самоотношение, с такими аспектами, как самопринятие, способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, уверенность в собственных силах, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Проведенное исследование позволило определить структуру и механизмы организации программы, направленной на повышение уровня мотивации достижения успеха личности студентов. Для психологического сопровождения развития мотивации достижения успеха личности студентов была внедрена тренинговая программа, которая предусматривала формирование на первом этапе развития процессов самосознания, формирование когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов; на втором этапе формирования профессиональной компетентности – эмоционально-регулятивного, профессионально-технологического компонентов; на третьем этапе освоения технологии достижения успеха – стратегически-технологического компонента.

В результате экспериментального исследования были выявлены и статистически подтверждены психологические характеристики личности, влияющие на развитие мотивации достижения успеха личности студентов гуманитарного вуза: интернальность (р<0,01); поддержка (р<0,01); самоуважение (р<0,01); ценностные ориентации (р<0,01); самоуверенность (р<0,01); самооценка (р<0,01); креативность (р<0,01); интегральная (р<0,01); контактность (р<0,01), самоинтерес (р<0,01), а также отдаленные значимые связи – стремление к саморазвитию (р<0,01) и самопринятие (р<0,01). В ходе статистически сравнительного анализа полученных результатов, было выявлено повышение уровня по следующим шкалам: познавательные потребности (р<0,05), представление о природе человека (р<0,05), компетентность во времени (р<0,01), аутосимпатия (р<0,01), принятие агрессии (р<0,05), что определило эффективность предложенной программы [1].

В связи с глобальностью миссии, возложенной на образовательную систему, перед организационной психологией образования стоят масштабные задачи научно-обоснованного поиска путей ее реализации. Достижение целевого комплекса образовательной системы находится в непосредственной связи с задачами повышения качества профессионального отбора кадров, выявление критериев эффективности используемых средств обучения и воспитания, достижения необходимого уровня безопасности субъектов образовательной деятельности. Управление образовательной системой в данном ракурсе связано с разработкой психологических показателей соответствия субъекта занимаемой профессиональной нише или приобретаемой профессиональной квалификации, эффективности используемого психологического инструментария, адекватности использования средств методик и технологий. Кроме названного, предусматривается и регулярное обновление средств, методик и технологий реализации образовательного процесса. В соответствии с требованием интеграции науки и образования, системное управление образованием предполагает внедрение принципиально новых средств, методик и технологий, которые были бы более эффективными по отношению к действующим и уменьшали бы угрозу безопасности жизнедеятельности участников образования. Обозначенные направления управления образовательной системой высшей школы призваны осуществлять постоянную модификацию ее содержания и структуры в соответствии с поставляемым социальным запросом. Собственно, преобразование, изменение чего-либо составляет сущностное наполнение процесса управления. Организация деятельности образовательной системы в качестве важнейшего направления предполагает развитие способностей, как учащихся, так и педагогических сотрудников, межличностных отношений между ними. Речь идет о том, чтобы реализовывать гармоничное сочетание личных склонностей и потребностей всех учащихся и сотрудников каждого учреждения образовательной системы проявлениями межличностных взаимоотношений. Благодаря этому, возрастает профессиональный потенциал кадров. Их профессиональное мастерство, преданность образованию, взаимопонимание и взаимоподдержка, внимательное отношение к нуждам и потребностям друг друга являются важными предпосылками развития образованности учащихся, решая тем самым одну из важнейших задач, стоящих перед образовательной системой.

Технологии современного личностно ориентированного образования должны заключаться не столько в передаче некоторого новейшей научно-технической информации и формировании соответствующих ей умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте учителя (преподавателя) и обучаемых [2].

Внедрение организационно-психологических подходов в современную теорию и практику образования может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Организационная психология образования призвана создать условия для достижения благополучия каждого человека, для создания экологической и нравственной гармонии в мире, для того, чтобы каждый имел все возможности для целостного гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

 

Литература

  1. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов // ВЕСТНИК Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – Вып. №3.
  2. Хребина С.В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития. Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 288 с.
  3. Хребина С.В., Атарщикова А.Г. Развитие личности студента в процессе овладения иностранным языком. Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 288 с.

Об авторе

Хребина Светлана Владимировна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности ФБГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хребина С. В. Прикладные аспекты реализации теоретических подходов организационной психологии в образовательной практике высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.