СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье раскрываются такие сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности, как целостность и предметное содержание; понимание и анализ; интеллектуальная активность; смыслообразование, целеобразование, рефлексивность; креативность; сознательное управление; адаптация личности; саморегуляция, локус-контроль, социальный самоконтроль. Автор подчеркивает, что интеллектуальная деятельность личности состоит из взаимосвязанных внутренне противоречивых динамически развивающихся компонентов: мотивационного, эмоционального, когнитивного, регулятивного и результативного.
Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, интеллектуальная активность, понимание, анализ, смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, креативность, социальный самоконтроль.
Интеллектуальная деятельность личности обеспечивает познание человека и его психическое развитие, при этом интеллектуальная среда является важным фактором ее проявления.
Интеллектуальная деятельность личности – системное целостное, саморазвивающееся многокомпонентное и многоуровневое образование, развитие которого детерминируют социокультурные и психологические условия, объективные и субъективные факторы, подчеркивающие психологические особенности структурной организации. Интеллектуальная деятельность личности состоит из взаимосвязанных внутренне противоречивых динамически развивающихся компонентов: мотивационного, эмоционального, когнитивного, регулятивного и результативного.
К сущностным признакам интеллектуальной деятельности личности относится интеллектуальная активность, которая характеризуется независимостью суждений личности, развитой внутренней мотивацией с выраженным самоуважением и ориентацией на решение сложных задач.
Интеллектуальная потребность составляет психологическую основу доминантности интеллектуальной мотивации, которая выражается в формах исследовательской, поисковой интеллектуальной активности и проявляется в более высокой сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном, открытости новому опыту. Интеллектуальная деятельность личности позволяет преодолевать умственные границы и перегородки, отражает способность личности к составлению сложных структур из элементов, к синтезу мыслительных операций [2].
Интеллектуальная деятельность личности имеет общественно-историческую природу: человек становится ее субъектом при овладении языком, понятиями и логикой, составляющими суть продукта развития общественной практики. Даже задачи, которые личность ставит перед собой в процессе интеллектуальной деятельности, порождаются общественными условиями ее жизнедеятельности.
Конституирующей характеристикой интеллектуальной деятельности личности является ее предметность, т.к. в самом понятии уже имплицитно содержится понятие ее предмета, выступающего в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта.
Интеллектуальную деятельность личности можно рассматривать как процесс отражения объективной действительности, как высшую ступень человеческого познания. Интеллектуальная деятельность личности, представляя собой определенную целостность, имеет выраженную индивидуальность выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление интеллектуальной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития личности [2].
В рамках когнитивной парадигмы, реализация интеллектуальной деятельности личности достигается через интеллектуальные действия, произведенные под влиянием определенных социально-психологических факторов [5]. Согласно этому положению, личность должна быть способна овладеть научными понятиями, воспроизводить в собственной деятельности логику научного познания, осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному. Иными словами, интеллектуальная деятельность личности проявляется в ее способности воспроизвести содержание, путь, метод теоретического познания [5].
Личность как субъект интеллектуальной деятельности участвует в образовательном процессе, транслируя усвоенные теоретические знания с учетом развития познавательных способностей и приобретения основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание и методы теоретического познания.
Интеллектуальная деятельность личности не просто содержит систему знаний, а особым образом организует познание генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Интеллектуальная активность личности (ее направленность, характер проявления) задается способом организации интеллектуальной деятельности как бы извне. Основным источником развития интеллектуальной активности является процесс интеллектуальной деятельности личности. Личность познает мир, находясь в определенных условиях.
Организация интеллектуальной деятельности личности, построенной по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдова, наиболее благоприятна для умственного развития личности, ее источник лежит в определенной социальной среде [6].
В качестве сущностной характеристики интеллектуальной деятельности личности выступает дифференцированное соотношение ее компонентов. Развитие интеллектуальной деятельности связано с расширением познания объективных законов окружающего мира, образовательной культуры (куда входят как знания, так и общественно выработанные ценности, нормативы и социально значимые ориентиры).
Интеллектуальная деятельность личности строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинно научно-теоретическое понятие.
Структурирование интеллектуальной деятельности личности принципиально отличается от обычно применяемого линейного способа осмысления информации – рассмотрения частных фактов и явлений к их последующему эмпирическому обобщению. Содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия наполняют содержанием интеллектуальную деятельность личности, способствуя ее интенсивному развитию. Интеллектуальную деятельность личности нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую, спортивную и т. п.).
Интеллектуальная деятельность личности предполагает усвоение именно теоретических знаний, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания. Она является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством и смыслу, т.к. является общественно значимой и общественно оцениваемой, а также по форме своего осуществления, т.к. осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами.
В процессе интеллектуальной деятельности личности происходят внутриличностные изменения и самоизменения субъекта. Она побуждается адекватными мотивами и по своему содержанию направлена на овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она побуждается адекватными мотивами, которые определяют ее содержание и направление на приобретение обобщенных способов действий, личностного роста и самосовершенствования. Личные успехи, самосовершенствование приобретают глубокий общественный смысл [14, с. 18-46].
Усвоение знаний, умений и навыков, происходящее в процессе интеллектуальной деятельности личности расширяет сферу и познания, дает осмысление технологических понятий и законов. Содержание интеллектуальной деятельности личности выступает как основная цель и главный результат, приводящий к изменению личности как субъекта. В итоге происходит приобретение основного новообразования – теоретического отношения к действительности, где продуктом являются изменения, происходящие в самом субъекте.
Интеллектуальная деятельность личности связана с изменением психических познавательных процессов, отражающих существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира. В обобщенном виде она позволяет анализировать как конкретно наблюдаемые, так и сходные явления, относящиеся к данному классу, давая возможность личности осуществлять ориентировку в реальном мире и в самой себе, способствуя адаптации человека к новым жизненным условиям; ее приспособительный акт решает жизненную задачу «во внутреннем плане действия» [3, 4 и др.].
Операциональное понимание интеллектуальной деятельности личности выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач. Ее можно изучать на любом типе интеллектуальной активности (пространственных представлениях, памяти и т. д., вплоть до сенсомоторных реакций). Соответственно особенности интеллектуальной активности любого уровня могут выступать в качестве критерия оценки интеллектуальных возможностей человека.
По отношению к знанию субъект всегда занимает активную позицию, следовательно, интеллектуальная деятельность является продуктивным процессом и включает в себя: предметное содержание, динамику развития, эмоциональное отношение субъекта к процессу и результату деятельности (Брушлинский А.В.). Вместе с тем, неверно было бы на основе этого делать заключение о том, что совокупность познавательных процессов разного уровня являются интеллектуальной деятельностью личности. Познавательные процессы реализуют функцию познания и преобразования действительности, организуют функционирование психических процессов: внимания, восприятия, представления, памяти, мышления, воображения. Кроме того, категория «интеллектуальная деятельность личности» складывается путем анализа и синтеза различных понятий и образует совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания: процесс ассоциаций, образование понятий, суждений и умозаключений (Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Холодная М.А. Соловьева О.В. и др.). Очевидно, что дифференцированная и разветвленная сеть различных понятий объединяется в единое концептуальное ядро, характеризующее понятие «интеллектуальная деятельность личности».
Интеллектуальная деятельность личности формируется на основе имеющихся у нее знаний об общих законах природы и общества, при этом человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. Следует отметить, что интеллектуальная деятельность личности существует в единстве с ее речью и протекает в словесной форме, при участии абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой общей форме.
Представленная В.Н. Дружининым модель «интеллектуального диапазона» состоит из общих и специальных способностей и включает в себя индивидуальную продуктивность деятельности как предельный уровень индивидуальных достижений личности. Мотивация связана с компетентностью личности и влияет на уровень ее конкретных достижений. Однако недостаток мотивации и компетентности не позволяет достичь личности верхнего порога индивидуальных успехов. Предельно высокий уровень индивидуальных достижений связан с индивидуальным IQ и трудности содержания деятельности не имеют значения [7].
В.С. Мерлин связывал интеллектуальную деятельность личности со свойствами индивидуума, качественными особенностями его психических процессов [10]. Однако знания индивидуальных особенностей психических процессов недостаточно для характеристики уровня развития интеллектуальной деятельности личности, т.к. это свойственная личности определенная система способов действия, характеризующая ее индивидуальный стиль.
Иллюстрацией является то, что, если объективные требования игровой, учебной, трудовой деятельности не отвечают каким-либо качественным особенностям интеллектуальной деятельности личности, то она создается как целостная система специфической стратегии деятельности. Следовательно, можно зафиксировать наилучшие достижения личности. Обладая медленными ассоциативными, репродуктивными и мыслительными процессами, личность может иметь достаточно высокую успеваемость, которая в отдельных случаях может быть выше, чем у личности с быстрым «течением» мыслительных операций.
О.К. Тихомиров, обобщив результаты теоретических и экспериментальных исследований мыслительной деятельности личности, сформулировал положение о том, что ее сложные процессы складываются из элементарных процессов манипулирования символами, которые образуют что-то завершенное, целое [12]. При этом, работа психики рассматривается как единая система, перерабатывающая информацию.
Интеллектуальная деятельность личности развивается при наличии некоторого психофизиологического механизма, находящегося в действии, служащего условием и предпосылкой приобретения, а также переработки и применения поступающей информации.
Являясь ведущей в когнитивном и личностном развитии субъекта, интеллектуальная деятельность личности представляет целостную индивидуальность человека; ее сущностное понимание связано с такими научными категориями, как смыслообразование, целеобразование, рефлексивность, интеллектуальная активность, креативность, мотивационная, эмоциональная и волевая регуляция, саморегуляция, локус-контроль, социальный самоконтроль.
Процесс целеобразования включает в себя следующие компоненты: целеполагание и целеобразование. Интеллектуальная деятельность личности всегда направлена на решение какой-то цели. Кроме того, необходимо определить условия, при которых будет реализована цель, т.е. это формулирование задачи. В зависимости от задачи, личность начинает манипуляцию с теми предметами, которые необходимы для решения поставленной цели [12].
Общепсихологические теории, заложившие психологию смысла, опирались на деятельностно-смысловой подход к пониманию личности. Смыслообразование является базовой универсальной закономерностью сознания, которая включает синтез знакообразования, обучения, воспитания, познания, творчества, понимания, общения и др. смыслопроцессов. Новые грани в проблеме смыслов и смыслообразования открываются при исследовании личности как открытой самоорганизующейся системы, способной к творческой интеллектуальной деятельности и выходу за пределы себя как условию своего устойчивого существования. В этом случае смыслы и ценности дифференцируются в качестве различных системных образований, которые порождает система и на которые она опирается в своем дальнейшем развитии. Осознание смысла, понимание его приходит в результате особой мыслительной деятельности, возникающей в условиях решения специфических «задач на смысл» [9].
Проблема анализа смыслообразования и целеобразования вызвана задачами гуманизации учебного процесса и его переориентацией на личность как субъекта деятельности. Изменение современной структуры обучения связаны с трансформацией смыслов определяющих направленность личности на развитие ее самовыражения и рефлексии.
И.В. Абакумова считает, что механизмы, закономерности и динамика смыслообразования могут быть представлены общей моделью смыслообразования в учебном процессе, включающей герменевтические, аксиологические, экзистенциальные и феноменологические представления о смысле. При этом переход от когнитивной парадигмы образования к смысловой определят возможности проектирования интеллектуального и личностного развития [1].
Процесс непроизвольного и произвольного целеобразования, т.е. порождения новых целей в интеллектуальной деятельности личности характеризуется временной динамикой. В основе формирования цели личности лежит направленность на преобразование окружающей действительности. В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в процессе интеллектуальной деятельности личности совместной с другими людьми – к постановке индивидуальной цели (образование цели; осуществление действия; эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата).
Образ предвосхищаемого результата интеллектуальной деятельности личности обретает побудительную силу и становится целью, направляющей интеллектуальное действие и определяющей выбор возможных способов ее осуществления.
В.П. Зинченко большую роль в становлении человека как личности придает соотнесению собственного поведения на основе рефлексии с социальными ожиданиями, т.е. рефлексия моделирует чужое и свое сознание [8]. Сознание как целостная двухслойная структура имеет бытийный и рефлексивный слой, которые находятся в отношении дополнительности, когда дискретность бытийного слоя дополняется целостностью и непрерывностью рефлексивного. Рефлексивный слой сознания представлен значениями и смыслами, где происходит превращения одного в другое, он более аксиологичен, концентрируется на ценностях, смыслах, их отношении к значениям и действиям [8].
Самосознание переходит в рефлексию, предполагающую осмысление и понимание. Акцент внимания на сознательности, самоанализе, направленности самосознания личности дает собственный личностный способ интеграции деятельностей и иерархизацию мотивов.
Осуществляя разные отношения посредством интеллектуальной деятельности, личность находится в потенциально конфликтной ситуации, в которой одни и те же действия могут обладать разными смыслами (в отношении к разным мотивам). Этот противоречивый составной смысл В.В. Столин называет «конфликтным смыслом» [11], в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, а что заставит ее отступить.
Смыслообразование и целеобразование, связанные с рефлексией ведут к личностному самосовершенствованию, т.к. формируют у субъекта умение выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, развивая способность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению предметно-социальных отношений с окружающим миром.
Высшие творческие формы интеллектуальной деятельности глубоко связаны с интеллектуальной активностью, креативностью и мотивацией личности. Интеллектуальная деятельность является социально-значимым свойством личности, которое тесно связано с другими личностными характеристиками. Перечисленные психические образования, лежащие в основе интеллектуальной активности, являются «накопленными» формами психической организации интеллектуальной деятельности личности. Переход к каждой последующей стадии ее развития осуществляется не посредством замены или разрушения предшествующих форм когнитивного функционирования, а на основе их сохранения и проявления в преобразованном виде на новой стадии развития.
Сверхнормативные потребности возникают в периоды кризиса и вызывают интеллектуальную активность личности, которая реализуется в творчестве, желании переделать социальные образцы. Творческая мотивация возникает как потребность схватывать соответствующие в обществе напряжения, требующие переделки социальных стереотипов. Интеллектуальная активность личности может проявляться как по отношению к социально осознанным задачам, так и к социально неосознанным задачам [13].
Мотивы и цели интеллектуальной деятельности принадлежат личности, которая их реализует: мотив, возникший у личности и побуждающий ее к интеллектуальной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться. В процессе интеллектуальной деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая интеллектуальная деятельность (ее программа, структура, состав действий и т.д.).
Исходя из того, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности частично, являясь ее исходным звеном, т.е. фундаментом, на котором формируются жизненные цели личности, следует выделить цель как продукт интеллектуальной деятельности личности.
Проработка проблемы соотношения мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции у личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности позволяет на теоретическом и прикладном уровне решать вопросы о сущностных признаках и закономерностях функционирования интеллектуальной деятельности личности.
Современные условия жизнедеятельности личности являются достаточно напряженными, и именно интеллектуальная деятельность позволяет ей адаптироваться к сложной социальной ситуации. Интеллектуальная деятельность личности различна по своей структурной организации.
Соответственно, этому и адаптация личности в обществе будет различна. Общество предъявляет все более высокие требования к личности, а определенный тип структурной организации интеллектуальной деятельности позволяет соответствовать этим требованиям только в условиях конкурентоспособности. В зависимости от специфики актуальных задач жизнедеятельности личности, происходит «переакцентировка» всей ее психической системы. Источник волевых действий всегда связан с актуальными потребностями и мотивами человека, опираясь на которые, личность придает сознательный смысл своей произвольной деятельности.
Интеллектуальные действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряжением при преодолении интеллектуальных затруднений. При этом, мотивы, воля, восприятие, интеллект, эмоции в полной мере определяют характер интеллектуальной деятельности личности.
Проявлением многомерности интеллектуальной деятельности личности можно считать распределение интеллектуального потенциала по тем сферам жизнедеятельности, где в решении жизненных задач ведущую роль играют интеллект, мотивы, эмоции, чувства или нравственность. Соответствующие варианты интеллектуального поведения в этих ситуациях нередко обозначаются термином «интеллектуальное напряжение».
Умения и навыки являются практическим компонентом волевых действий, которые функционируют через произвольность и самоконтроль в интеллектуальной деятельности личности.
Обобщая вышесказанное, выделим сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности, представленные в научно-психологической литературе (Таблица 1).
Таблица 1
Содержание сущностных признаков интеллектуальной деятельности личности
№п/п |
Сущностный признак |
Психологическая характеристика проявления |
1. |
Целостность и предметное содержание
|
Характеризуется взаимосвязью внутренне противоречивых подвижных динамически развивающихся компонентов: мотивационного, эмоционального, когнитивного, регулятивного и результативного. |
2. |
Понимание и анализ |
Определяет наличие способности к маркировке интеллектуальных действий и их вербализации; связаны со способностями к интерпретации причинно-следственных связей явлений и распознаванию неожиданного изменения логики ситуации. |
3. |
Интеллектуальная активность |
Проявляется в «накопленных» формах психической организации интеллектуальной деятельности личности, которые отражаются при переходе к каждой последующей стадии на основе сохранения предыдущей и преобразования в новую стадию развития. |
4. |
Смыслообразование, целеобразование, рефлексивность |
Представлены умением выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные интеллектуальные действия; отражают склонность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром; способствуют самоорганизации личности, прогнозированию и достижению цели. |
5. |
Креативность |
Создает чувствительность к проблеме, что дает возможность сформироваться дивергентному мышлению и прогнозировать успешность интеллектуальной деятельности личности. |
6. |
Сознательное управление |
Происходит путем мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции; является побуждающей, направляющей и регулирующей силой, определяющей отношение личности к процессу и результату интеллектуальной деятельности личности. |
7. |
Адаптация личности |
Как приспособительный акт решает интеллектуальную задачу «во внутреннем плане действия». |
8. |
Саморегуляция, Локус-контроля, Социальный самоконтроль |
Определяет наличие постоянных моделей поведения, создающих опыт научения. |
9. |
Применение |
Позволяет осуществлять единую систему переработки информации, направленной на продуктивный результат в различных сферах жизнедеятельности. |
Итак, теоретическое осмысление сущностных признаков интеллектуальной деятельности личности связано с определением ее структуры и выявлением особенностей функционирования. Совокупность психологических механизмов и функций отражается в сущностных признаках интеллектуальной деятельности личности: целостности и предметном содержании; понимании и анализе; интеллектуальной активности; смыслообразовании, целеобразовании, рефлексивности; креативности; сознательном управлении; адаптации личности; саморегуляции, локус-контроля, социальном самоконтроле, что побуждает личность к созданию интеллектуального продукта.
Литература
- Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе. Дисс. … докт. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 440 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 173 с.
3.Божович Л.И. Личность и формирование ее в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 465 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
- Габай Т.В. Общая структура учебной деятельности. Дисс. … докт. психол. наук. – Москва, 2001. – 315 с.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 10-21.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2002. – 360 с.
- Зинченко В.П., Моргунова Е.Б. Человек развивающийся. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
- Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во Институт практ. психол.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 448 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 286 с.
- Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 304 с.
- Шабельников В.К. Психика как функциональная система. – Алма-Ата: Мектеп. – 1986. – 272 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974.
Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
е-mail: с
Черкасова С. А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровием [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.