ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

УДК 159.922.6

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-16-71005а/Ц

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема конфликтов на этнической почве в подростковой среде. Проводится анализ психологических детерминант этноконфликтов среди подростков: этноцентризма, предрассудков, предубеждений, этнического стереотипа и этнической толерантности. В статье также предлагается система профилактических работ по предупреждению межэтнических конфликтов в подростковой среде на базе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: межэтнический конфликт, подростковый возраст, этноцентризм, предрассудки, предубеждения, этнический стереотип, этническая толерантность, психологическая профилактика.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Социальная ситуация современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции, отчего остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Усиление миграционных потоков из бывших республик СССР приводит к росту социальной напряженности и этнических конфликтов. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Данные обстоятельства являются благоприятными для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности и конфликтов.

В настоящее время эти проблемы являются приоритетными в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Основным документом является Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой этническая толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Правительством России с 2001 года принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе». Одним из направлений реализации Программы является «создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу».

Особую актуальность, данная проблема обретает в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой сформулированы ключевые социальные результаты образования, такие как: российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации. Таким образом, перед современным обществом стоит задача подготовки подрастающего поколения к жизни в открытом гражданском обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп.

Подростковая среда, где собираются представители различных этносов, является потенциально конфликтной. Данное обстоятельство может быть объяснено действием ряда факторов, связанных с особенностями подросткового возраста и особенностями их групповой динамики: негативизм, преобладание эмоций, аффектов над логикой и разумом, повышенная агрессивность, противоборство референтных групп, а так же свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным подростками для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к всплеску межэтнической конфликтности. Поэтому подростки наиболее чувствительный контингент для любой пропаганды разжигающую межнациональную рознь. Все это может приводить к возникновению в менталитете подростка – формирующейся личности – зародышей шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений. Психологические исследования показывают, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей – будущее поколение. От того, какие будут в данный период сформированы психические новообразования, обеспечивающие межэтническое взаимодействие (этнические установки и стереотипы, этническая толерантность, этническая конфликтность и т.п.), будет зависеть система межэтнических отношений в зрелом возрасте (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец) [2].

Для проведения эффективной психолого-педагогической профилактики предотвращения конфликтов на этнической почве в подростковой среде, необходимо установить ведущие психологические детерминанты этноконфликтов в данном возрасте.

Одной из отличительных черт подростков в отношении представителей другого этноса часто является категоричность суждений, этноцентризм, который И.С. Кон определяет, как склонность рас­сматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собст­венного народа [3]. Этноцентризм предполагает, по мнению американских психологов М. Бруэра и Д. Кэмпбелла восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных и представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп. Этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового и межличностного взаимодействия, а, следовательно, по праву считается одной из основных психологических детерминант конфликтов на этнической почве у подростков

Еще одной психологической детерминантой этноконфликтов являются предубеждения – отрицательное мнение о других без достаточного основания (Г. Олпорт); негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам (М.А. Гайдай) [3]. Предубеждения характеризуются стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь. Отсюда следует, что речь идет об обобщенной установке, ориентирующей на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; эта установка имеет характер стереотипа, стандартного эмоционально окрашенного образа, что подчеркивается самой этимологией слова «предубеждение», то есть нечто, предшествующее рассудку и сознательному убеждению, и эта установка обладает большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов. Тесно с предубеждениями связанны предрассудки – такая точка зрения, которая основана на оши­бочных и жестких обобщениях (А.А. Налчаджян) [4]. Человек, имеющий этнические предрассудки, может легко найти примеры, подтверждающие его точку зрения. Когда же его личный опыт противоречит стереотипу, он воспринимает это как исключение.

Еще одной детерменантой влияющей на конфликтогенность в подростковом возрасте является этнический стереотип. Этнический стереотип это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщённые устойчивые представления о каком-либо народе. В содержании этнического стереотипа, как правило, зафиксированы оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Помимо этого в содержании этнического стереотипа могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках – и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Этнический стереотип отражает как эмоционально-оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания о ней. Содержание этнического стереотипа аккумулирует пристрастные представления об этносе, особенностях внешнего облика его представителей, чертах их характера, поведения, сильных и слабых сторонах, возможностях и специфике взаимодействия с ними и мн. др.

Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали [6].

Важно отметить, что феномен этнического стереотипа можно объяснить следующим. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) недифференцирован­но, грубо и пристрастно. Что касается динамики развития, изменения в социальной, политической и эконо­мической сферах могут обусловливать изменение сте­реотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени. Заметьте, что стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (А.Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Этнические стереотипы нередко воспринимаются с детства от авторитетных для ребенка людей (родителей, учителей), а затем черпаются из средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.п. Каждый этнический стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым национальные стереотипы создают базу для этнических предубеждений и могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Таким образом, суть многих межэтнических конфликтов кроется в умелом манипулировании поверхностными представлениями людей. В этой связи следует отметить, что нередко этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды [6].

Социологические исследования Герасимовой М.В. свидетельствуют об определенной напряженности в межнациональных отношениях российских подростков, их этнической избирательности в межличностном общении. Среди русских подростков этнически толерантные составляют только четверть, и это лишь немного больше, чем удельный вес этнически интолерантых, составляющий одну пятую. И у русских подростков, и у подростков других национальностей (армяне, татары, грузины, корейцы) их гетеростереотипы в отношении целого ряда этносов (живущих как в России, так и за ее пределами) наделены преимущественно негативными чертами. Автоэтностереотип – образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа. Заметная часть подростков склонна рассматривать другие народы через призму этнического фаворитизма либо, напротив, этнической дискриминации [1].

Так же на возникновение конфликтов влияет наличие (чаще всего отсутствие), толерантности как психологического качества, находящегося в подростковом возрасте на стадии формирования, в особенности этнической толерантности. Этническая толерантность это способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.

Исследованиями установлено, что в процессе проявления этнической толерантности существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде. Социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности этнической толерантности, которая имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности (В.Г. Крысько) [7].

Социально-психологические исследования Непочатых Е.П. исходного уровня этнической толерантности у подростков показали недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения; наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и другим этническим группам; влияние опыта реального, чаще всего ограниченного взаимодействия и практического общения, материалов СМИ, а также мнения социальной группы, в которую включены сами оценивающие, на оценку представителей собственной и других этнических групп [7].

Теоретический анализ психологических детерминант этнических конфликтов в подростковой среде позволяет выстроить систему профилактических работ, которую целесообразно проводить в общеобразовательной школе, так как она является культурно-образовательным центром для детей и молодежи, а также средой, где происходит взаимодействие подростков принадлежащих к различным этносам.

Система профилактики межэтнических конфликтов строится на исследованиях А.А. Налчаджяна, который отмечает, что личные контакты людей рав­ного статуса очень важны для преодоления предубеждений и предрассудков и выделяет три пути их преодоления:

1) получение новой информации и изменение когни­тивного блока негативной установки;

2) изменение эмоционального компонента установки, после чего меняется когнитивный блок;

3) создание таких условий, чтобы человек совершил несовместимые с его установкой действия, тогда в его психике возникает конфликт, когнитивный диссонанс, который и приво­дит к изменению когнитивного и эмоционального блоков негативной установки [4].

Традиционно психологическая профилактика включает в себя три вида: первичную, вторичную и третичную. Учитывая влияние ближайшего социального окружения, психологическая профилактика должна быть, направлена не только на подростков, но и на всех участников образовательного процесса включая семьи детей мигрантов и семьи их сверстников, педагогический коллектив школы.

Первичная профилактика заключается в системе действий просветительского характера, направленных на формирование позитивных и толерантных форм поведения. Так же данный этап должен включать диагностику этнической толерантности у подростков и педагогов, нарушения адаптации у детей мигрантов. На этапе первичной профилактики возможно составление цикла психолого-педагогических программ помощи для недавно переселившихся семей мигрантов:

- организация курсов русского языка для родителей мигрантов;

- привлечение родителей детей-мигрантов к участию в образовательном процессе школы (совместные проекты, совместная творческая и трудовая деятельность);

- проведение консультаций для родителей по проблемам семейного воспитания.

Вторичная профилактика направлена на формирование этническое толерантности и компетентности у принимающего (коренного) населения (тренинговые занятия), которая включает в себя организацию работы с педагогическим коллективом школ по формированию межэтнической компетентности (организация семинаров, круглых столов).

Третичная профилактика – это система действий, направленная на изменение уже сложившихся интолерантных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов подростков, в том числе и подростков других этносов.

Данный этап предполагает проведение ряда мероприятий:

- организация индивидуальных консультаций психолога с родителями детей-мигрантов по вопросам воспитания в условиях адаптации к новой стране и культуре («телефон доверия», анонимные кабинеты психолога);

-организация социально-психологического тренинга с моделированием позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия и конфликтными ситуациями, в которых участвуют дети и родители из разных этнических групп и педагоги;

-организация взаимодействия родителей детей-мигрантов с педагогическим коллективом (выполнение совместной трудовой и творческой деятельности, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации педагогов родителей по вопросам обучения детей-мигрантов).

Таким образом, выявление ведущих психологических детерминант межэтнических конфликтов позволит эффективно проводить профилактическую работу в образовательных учреждениях, а также ставить и решать задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений.

Литература

1. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. – В кн.: Россия: трансформирующееся общество. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

2. Куликова Т.И. Опыт реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» в процессе подготовки педагогов-психологов // «Психология в вузе» (Науч.-метод. журнал), 2009. – № 4. – С. 107-113.

3. Кон И.С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости, 1998. – № 14.

4.  Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии, 2-е издание. – М.: Изд-во «Эксмо»-2012. – 386 с.

5. Непочатых Е.П. Условия и средства формирования этнической толерантности учащихся // Технология. Творчество. Личность: Материалы научно-практической конференции (г. Курск, 10-12 ноября 2003 г.). Курск:
изд-во КГУ, 2003. – С. 278-281

6.  Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. – М., 2006

7. Этнопсихологический словарь. – М.: МПСИ, 1999.

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

е-mail: сThis email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Черкасова С. А. Детерминанты межэтнических конфликтов в подростковой среде.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013 N3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.