ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

АРТ‑ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 159.99

English version:

Аннотация. В представленной статье рассматривается история арт-терапии, которая на современном этапе развития, как метод психологического воздействия стала применяться в медицинских, социальных и образовательных учреждениях.

Ключевые слова: арт-терапия, перспективы, психологическое образование, образовательный процесс.

Об авторе

Ссылка для цитирования

На протяжении последнего десятилетия в современной науке ведется активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику практической деятельности психолога, использующего искусство в целях оптимального решения задач воспитания, обучения, развития, формирования и поддержки психологического здоровья человека. Параллельно идет формирование соответствующего научного направления, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности к решению профессиональных педагогических и психологических задач. Данным направлением, востребованным на сегодняшний день, является арт‑терапия.

Понятие «арт-терапия», прежде всего, связано со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство». Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу [11].

Появлению арт-терапии, по мнению А.И. Копытина, исторически предшествовало несколько этапов: 1) этап предшественников арт-терапии (VI-IV вв. до н.э.); 2) пионеров арт-терапии (период с начала упоминания арт-терапии до конца 1950-х гг.); 3) этап «созревания» (1980-х гг. до настоящего времени) [6; 7]. Каждый из этапов, описанный автором, имеет свою уникальность и определенный вклад, в представленной статье мы подробнее рассмотрим третий этап в развитии арт-терапии.

Арт-терапия для личностного развития и самосовершенствования используется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков. Основной целью этого направления явилось развитие и гармонизация личности в целом. Теоретическую основу этого направления составило гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные и альтруистические потребности, определяющие ее поведение. Основателями этого направления явились К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др.

В каждом человеке, как утверждали К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс предполагается существование ряда возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. Задачу арт-терапии, они видели в том, чтобы не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у них активность, направленную на реализацию творческих возможностей. Такая позиция была обусловлена тем, что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты, а также служит интегрирующим адаптационным механизмом, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности [3].

В общей сложности, как утверждали А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская и др., в рамках третьего этапа (начиная с 1980-х гг. и до настоящего времени) арт-терапию, многие авторы определяли как метод психологического воздействия, позволяющего решать ряд основных задач, в частности: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую функцию.

Цель воспитательной функции авторы видят в гармоничном развитии личности, расширение ее творческих возможностей и улучшении социальной адаптации. Цель коррекционной задачи – в расширение возможностей человека для его самовыражения и самореализации, утверждения и познание своего «Я». В психотерапевтической – мобилизацию позитивных эмоций, самопознания, создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности и обучение человека принимать ценности, переживания личности другого. В диагностической и развивающей – получение сведений о проблемах человека, его личностном развитии, индивидуальных особенностях и их коррекции [6; 7].

Дополнительными функциями арт-терапии, при этом, многие авторы считают: катарсистическую (очищающую, освобождающую от негативных состояний); регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивную (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [10].

Таким образом, на этапе «созревания», начиная с 1980-1990-х годов, арт-терапия развивалась в трех направлениях и стала рассматриваться, как метод психологического воздействия, выполняющий ряд функций: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую, развивающую, катарсистическую, регулятивную и коммуникативно-рефлексивную.

На современном этапе арт-терапия, как метод психологического воздействия, стал применяться в медицинских, социальных и образовательных учреждениях. Так, например, в здравоохранении, этот метод стал применяться в связи увеличением медико-социальных проблем, в частности, ухудшения у большего числа людей здоровья. В социальных и образовательных учреждениях для улучшения качества работы психолога с людьми.

Целью арт-терапевтической работы в здравоохранении, явилось достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Работа с такими лицами рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющей преодолевать последствия социальной изоляции больных [13].

Задача арт-терапии в учреждениях здравоохранения заключается в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний. Кроме того, арт-терапия там используется и как важнейший инструмент коммуникации, позволяющий больному человеку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром [5; 9].

Целью арт-терапии в социальной сфере явилась помощь психолога в преодолении людьми социальной депривации, освоение ими более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение переживаний, работа над проблемами, повышение самооценки, развитие творческого потенциала и ряд других задач [8]. Применение арт-терапии в социальной сфере ведется в нескольких направлениях, в частности, с пожилыми людьми, пациентами психиатрической больницы, правонарушителями и бездомными. Форма работы при этом, как правило, выбирается групповая. Ее преимущество заключается в том, что она в большей степени носит психотерапевтический характер, поскольку стимулирует коммуникативность, самопознание и самопринятие, повышает самооценку, самоуважение и помогает справиться с переживаниями.

Очевидно также и то что, что разные виды творческой активности, применяемые в арт-терапии, оказывают психопрофилактический и развивающий эффект в образовательной среде. Инновационные подходы используемых в образовательной среде на сегодняшний день, опираются на проявление творческого потенциала детей с целью восполнения здоровьесберегающих функций. Педагоги и школьные психологи на сегодняшний день осваивают такие формы взаимодействия с учащимися, как игровая деятельность с приемами изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии [10].

В ходе написания представленного исследования нам удалось найти немало публикаций, посвященных использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, прежде всего, тех, где арт-терапия достигла высокого уровня профессионализации. Это, в частности, относится к таким странам, как Соединенные Штаты Америки (США).

В США среди наиболее известных работ считаются труды: Д. Буша и С. Хайта, В. Ловенфельда и Ф. Кейна, Ш. Мак-Ниффа, Л. Пфейффера, М. Эссекса, К. Фростига и Д. Хертза и др.

В частности, еще до оформления арт-терапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы.

При этом, анализируя тенденцию интеграции арт-терапии в образование президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. Мак-Нифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, считающих, что это приведет к размыванию границ профессии: «Отношения между образованием и арт-терапией складываются пока таким образом, чтобы предупредить попытки педагогов выйти за пределы решения ими сугубо образовательных задач… Мы отстаиваем то, что арт-терапевтические услуги могут оказываться лишь «профессиональными арт-терапевтами», однако пока большинство школ не могут позволить иметь их в своем штате» [12, c. 15].

Арт-терапевтическая деятельность в рамках этих работ рассматривается в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также в возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей [14].

Такая работа, по мнению Ч. Ирвуд, М. Федорко, Э. Хольцман, Л. Монтанари и Р. Сильвер, а также Э. Холт и Д. Кейзер позволяет не только укрепить здоровье детей, но и дает возможность раннего выявления риска развития эмоциональных и поведенческих расстройств. К примеру, Ч. Ирвуд, М. Федорко, Э. Хольцман, Л. Монтанари и Р. Сильвер, используя тест «Нарисуй историю», смогли выявить в школах детей и подростков, склонных к агрессивному поведению. Они также обратили внимание на наличие в рисунках некоторых школьников индикаторов депрессивного состояния, что позволило на раннем этапе провести антидепрессивную терапию [5].

В других странах, в частности, в Израиле и Японии даже ставят вопрос о введении специализации школьного арт-терапевта. Начальный опыт применения арт-терапии в одной из общеобразовательной школ Японии представленный в статье Т. Окада, показал эффективность такого введения [15].

В России, такой опыт, только начинает рассматриваться. Первые упоминания об этом, встречаются в работах М.Ю. Алексеевой (2003), Е.Р. Кузьминой (2001), Л.Д. Лебедевой (2003), А.В. Гришиной (2004), Л.А. Аметовой (2003), Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской (2001).

Вместе с тем, некоторые авторы этот метод апробировали даже на практике. Например, М.Ю. Алексеевой подготовлено учебно-методическое пособие для учителей иностранного языка, в котором описывается оригинальная обучающая методика с элементами арт-терапии. Использование элементов арт-терапии в обучении детей иностранному языку, по мнению автора, обосновывает необходимостью развития у них самостоятельного творческого мышления и креативности, стимулирует познавательную активность и улучшает инновационные формы и методы работы [1].

Другим примером попыток отечественных педагогов использовать элементы арт-терапии в образовательном процессе явилась работа Л.А. Аметовой. Она разработала программу формирования арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт». Рассматривая арт-терапию как инновационный педагогический прием, направленный на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, она доказала исцеляющие возможности искусства и ее способности «формировать психологические защиты от вредных внешних влияний среды» [2].

В работе Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской такой метод использовался в общеобразовательном учреждении специального типа для детей с дефектами в развитии. Этот метод использовался в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата) [3; 4].

Таким образом, обобщая сказанное, отметим, что на сегодняшний день арт-терапия представляет собой один из перспективных методов психологического воздействия. Его преимущество заключается в том, что он может быть использован в образовательной, медицинской и социальной среде.

Литература

1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.

2. Аметова Л.А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». – М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. – 36 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер. – 2001. – 216 с.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 366 с.

6. Копытин А.И. Руководство погрупповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

7.Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн., 2012. – №2. URL: http:// medpsy.ru

8. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии. // Дидактика, 2000. – № 1.

9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ в. / Под ред. В.В. Бычкова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2003. – 607 с.

10. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.

11.Смирнова Ю. Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе // Психологическая газета. – 2008

12.Bush, J. & Hite, S. A focus group: art therapy in schools. Presented at the AATA Annual Conference, Philadelphia, 1996.

13.Okada, T. Integration of art therapy for pupils with behavioral problems at schools in Japan. KunstReiz. NeurobiologischeAspektekunstlerischerTherapien. Heidelberg 4-6.03.2005.

 

Об авторе

Хачанян Зарине Тофиковна – аспирант ФГАОУ ВПО «Север-Кавказский федеральный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хачанян З. Т. Арт-терапия как метод психологического воздействия:история возникновения и перспективы развития.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.